- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыки на тему Ярмарочные гулянья
Конспект урока по музыки на тему Ярмарочные гулянья
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дегтярёва А.А. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки 4«А» класс Учитель: Юхименко И.А. Методист: Бороздина Э.Я. Студентка: Дегтярёва А.А. Дата проведения: 02.12. 2015 | |
Тема | « Ярмарочное гулянье» |
Педагогическая цель | Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирования музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского - балет «Петрушка»; формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки, знакомство с музыкальным инструментом. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомить с образом ярмарки на примере балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского; повторить средства музыкальной выразительности, развивать навыки хорового пения,
|
Личностные результаты | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; Познавательные - осуществлять для решения учебной задачи познавательную деятельность; развивать творческие способности и музыкальную грамотность. Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах. |
Образовательные ресурсы |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока, цель.
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П- парная, Г-групповая); методы и приемы работы.
Содержание взаимодействия с учащимися:
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Цель: Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. Проверка готовности класса и оборудования;
Фронтальная, индивидуальный,
Слово учителя. 1.Приветствие.
Здравствуйте ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Анна Андреевна
Приветствует учащихся.
Приветствуют учителя, друг друга.
.Регулятивные:
волевая
саморегуляция
Фронтальная. Индивидуальная.
Словесный.
2.Эмоциональный настрой.
Вот звонок нам дал сигнал!
Поработать час настал!
Так что время не теряем!
И работать начинаем!
Создаёт эмоциональный настрой на изучение новой темы.
Создают внутреннюю установку на урок.
Личностные:
Смыслообразование
Фронтальная. Индивидуальный. Словесный.
3.Проверка готовности к уроку
Прежде чем мы начнем заниматься, каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, все ли у вас лежит на парте. У вас на столах должны лежать пенал, учебник, дневник. Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Обеспечивают рабочее место в соответствии с требованиями.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Фронтальная. Индивидуальный. Словесный.
4.Проверка домашнего задания
-Ребята! С какой оперой вы познакомились на прошлом уроке?
(«Сказка о царе Салтане»)
-Кто написал эту оперу? (Николай Андреевич Римский - Корсаков.)
- А кто написал эту сказку?
- Сколько чудес в этой сказке?
- В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема - яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Сейчас я включу по очереди отрывки из оперы, а вы назовите чудо.
- Молодцы!
Повторяют изученное ранее
Актуализирует знания детей
К:актуализация знаний, формулировка выводов.
II. Постановка учебной задачи
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
Фронтальная.
Словесный.
1.Прослушивание музыкального произведения и его анализ.
2. Проверка восприятия.
- Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие на ковре-самолете. Для того, чтобы он взлетел необходимо из «заколдованных» букв на доске собрать слово. Одна из букв - лишняя.
(Слово на доске - ярмарка)
- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?
- Как вы представляете себе ярмарку? (вам поможет иллюстрация на экране)
- Ярмарка - сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.
Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»
Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание: (По рядам)
1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей.
2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью.
3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры.
Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! ( Мои подсказки: Покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас! Сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте! Сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)
- Если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)
-Стоп. Спасибо, ребята.
-Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.
Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.
Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия
.Л:интерес к музыке, к ведению диалога.
III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)
Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Фронтальная.
Словесный.
1.Загадки о русских народных инструментах
2 .Знакомство с Петрушкой
- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, умом хвалились, подарки дарили! (На экране изображение скоморохов)
- Я предлагаю и вам показать пытливость ума блеснуть своими знаниями, отгадав загадки.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит -
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)
А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)
Он улыбчивый, задорный.
Колпачек на нем узорный.
А рубашка то в горох,
Он смешит честной народ.
Он с бубенчиком в руке
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его ...( Петрушка)
Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он
пел, танцевал, шутил со всеми. Посмотрите, какой кукольный герой появился на нашей ярмарке? (ответы детей - Петрушка)
- Предлагаю вам представить себя скоморохами.
(Учитель выбирает ребенка, дает текст)
-Встань, пожалуйста, со своего места, повернись к ребятам и громко, с выражением прочти эти слова:
Поближе подходите!
Глаза получше протрите!
У нас тут уйма идей
Для взрослых и для детей.
(ребенок декламирует стихи)
- И у нас сегодня много идей и затей.
Задает вопросы.
Организует работу с загадками.
. Слушают и воспринимают новую информацию
П: Извлекать информацию, представленную в разных формах, , строить рассуждения.
Фронтальный
Индивидуальный
Словесный.
3.Игра - я композитор
4. Слушание произведения
5. Раскрытие понятия частушки.
6. Исполнение частушек.
- Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка».
1. Какое настроение будет у нашего произведения? -Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)
- Молодцы, ребята.
2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? Протяжную или отрывистую?
3. Какой темп - скорость будет у нашей «Ярмарки»
4. А теперь подберите динамические оттенки.
-Что такое динамика? ( громкость)
5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)
- А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране - фото композитора, годы жизни)
- Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у
нас. Для этого сядьте, как слушатели, прозвучит фрагмент из балета Стравинского «Петрушка»
(Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).
-Какая мелодия?
-Лад?
-Темп?
-Как вы думаете, какой регистр в этом произведении?
-Какие инструменты вы услышали в прослушанном произведении?
1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?
2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?
Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.
Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов - и вы получите этот шумный образ.
- Ни одна ярмарка не могла обойтись без этого. Послушайте описание и скажите, о чем идет речь?
Это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Петь принято так, чтобы куплет шел за куплетом. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так - по кругу. Под это произведение обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.
-Вспомним мелодию частушек. Без аккомпанемента.
(все вместе 1)
К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
- Молодцы, вспомнили мелодию. Усложним задание. Петь мы будем стоя, поочереди - мальчики, девочки. Под музыку. Во время проигрыша не стойте смирно, придумайте танцевальные движения
(пение с движениями)
(девочки)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяны
(мальчики)
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок -
Позолоченный бочок.
(вместе)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Пели с душою вы, молодцы! Будете знатные вы….(кто?)
Ну конечно же, певцы!
Формируют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Прослушивают музыкальное произведение
Организовывает работу по прослушиванию музыкального произведения
П: Извлекать информацию, представленную в разных формах, , строить рассуждения.
К:высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Л:интерес к музыке, к ведению диалога.
V. Закрепление изученного материала.
Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.
Фронтальный
Индивидуальный
словесный.
Вокальная импровизация -Сочини мелодию
-Вот наш урок и подходит к концу. Давайте подведем итоги урока.
-Внимание! Внимание! Внимание!
Подходит к завершению веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Песню сочинить зовет!
- На экране вы видите текст, который нужно пропеть. Сочините каждый свою мелодию. Я вам даю 1 минуту на сочинение.
Пришла пора нам с ярмаркой прощаться
И ей мы До свиданья говорим.
За добрый смех и за участье
Друг друга мы благодарим!
Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности.
Формулирует выводы
Отвечают на вопросы учителя.
К:высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Л:интерес к музыке, к ведению диалога.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Цели:
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.
3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
Фронтальный
Индивидуальный
Подведение итогов.
- Итак, наше путешествие подходит к концу, ковер-самолет зовет всех нас домой, вспомним, где мы сегодня побывали. (На ярмарке.)
Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка», вспомнили некоторые средства музыкальной выразительности, такие как динамика….
-Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Ф,Стравинский)
-Вы замечательно спели веселые….(частушки) - были вокалистами.
-До свидания, ребята!
Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний в целостные системы знаний и умений
Систематизация знаний учащихся;
-выявление учащимися внутри предметных и меж предметных связей;
К:высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Методист: _________________ Учитель: __________________