Конспект урока по музыки на тему Ярмарочные гулянья

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок музыки 4«А» класс

Учитель: Юхименко И.А.

Методист: Бороздина Э.Я.

Студентка: Дегтярёва А.А.

Дата проведения: 02.12. 2015

Тема

« Ярмарочное гулянье»

Педагогическая цель

Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирования музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского - балет «Петрушка»; формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки, знакомство с музыкальным инструментом.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомить с образом ярмарки на примере балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского; повторить средства музыкальной выразительности, развивать навыки хорового пения,


Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные - осуществлять для решения учебной задачи познавательную деятельность; развивать творческие способности и музыкальную грамотность.

Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Образовательные ресурсы

  1. Презентация, раздаточный материал, учебник




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока, цель.

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П- парная, Г-групповая); методы и приемы работы.

Содержание взаимодействия с учащимися:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Цель: Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. Проверка готовности класса и оборудования;

Фронтальная, индивидуальный,

Слово учителя. 1.Приветствие.

Здравствуйте ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Анна Андреевна

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, друг друга.

.Регулятивные:

волевая

саморегуляция

Фронтальная. Индивидуальная.

Словесный.

2.Эмоциональный настрой.

Вот звонок нам дал сигнал!

Поработать час настал!

Так что время не теряем!

И работать начинаем!

Создаёт эмоциональный настрой на изучение новой темы.

Создают внутреннюю установку на урок.

Личностные:

Смыслообразование

Фронтальная. Индивидуальный. Словесный.

3.Проверка готовности к уроку

Прежде чем мы начнем заниматься, каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, все ли у вас лежит на парте. У вас на столах должны лежать пенал, учебник, дневник. Так же, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обеспечивают рабочее место в соответствии с требованиями.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Фронтальная. Индивидуальный. Словесный.

4.Проверка домашнего задания

-Ребята! С какой оперой вы познакомились на прошлом уроке?

(«Сказка о царе Салтане»)

-Кто написал эту оперу? (Николай Андреевич Римский - Корсаков.)

- А кто написал эту сказку?

- Сколько чудес в этой сказке?

- В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема - яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Сейчас я включу по очереди отрывки из оперы, а вы назовите чудо.

- Молодцы!

Повторяют изученное ранее

Актуализирует знания детей

К:актуализация знаний, формулировка выводов.

II. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная.

Словесный.

1.Прослушивание музыкального произведения и его анализ.

2. Проверка восприятия.

- Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие на ковре-самолете. Для того, чтобы он взлетел необходимо из «заколдованных» букв на доске собрать слово. Одна из букв - лишняя.

(Слово на доске - ярмарка)

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

- Как вы представляете себе ярмарку? (вам поможет иллюстрация на экране)

- Ярмарка - сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание: (По рядам)

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей.

2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью.

3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры.

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! ( Мои подсказки: Покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас! Сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте! Сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)

- Если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)

-Стоп. Спасибо, ребята.

-Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

.Л:интерес к музыке, к ведению диалога.

III. Усвоение новых знаний и способов

деятельности.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Фронтальная.

Словесный.

1.Загадки о русских народных инструментах























2 .Знакомство с Петрушкой








- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, умом хвалились, подарки дарили! (На экране изображение скоморохов)

- Я предлагаю и вам показать пытливость ума блеснуть своими знаниями, отгадав загадки.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит -

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть - не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармошка)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких... (ложках)

У неё есть три струны ,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (Балалайка).

На чём в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент

Сломал он, улучив момент.

(Гусли.)

А на ней пастух играет

И овечек собирает,

Фью-фью-фью,

Фью-фью-фью,

Идём мы к пастуху. (Свирель)

Он улыбчивый, задорный.

Колпачек на нем узорный.

А рубашка то в горох,

Он смешит честной народ.

Он с бубенчиком в руке

В сине - красном колпаке

Он - веселая игрушка,

А зовут его ...( Петрушка)

Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он

пел, танцевал, шутил со всеми. Посмотрите, какой кукольный герой появился на нашей ярмарке? (ответы детей - Петрушка)

- Предлагаю вам представить себя скоморохами.

(Учитель выбирает ребенка, дает текст)

-Встань, пожалуйста, со своего места, повернись к ребятам и громко, с выражением прочти эти слова:

Поближе подходите!

Глаза получше протрите!

У нас тут уйма идей

Для взрослых и для детей.

(ребенок декламирует стихи)

- И у нас сегодня много идей и затей.

Задает вопросы.

Организует работу с загадками.

. Слушают и воспринимают новую информацию

П: Извлекать информацию, представленную в разных формах, , строить рассуждения.

Фронтальный

Индивидуальный

Словесный.

3.Игра - я композитор




4. Слушание произведения






5. Раскрытие понятия частушки.



6. Исполнение частушек.

- Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка».

1. Какое настроение будет у нашего произведения? -Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)

- Молодцы, ребята.

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? Протяжную или отрывистую?

3. Какой темп - скорость будет у нашей «Ярмарки»

4. А теперь подберите динамические оттенки.

-Что такое динамика? ( громкость)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

- А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране - фото композитора, годы жизни)

- Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас. Для этого сядьте, как слушатели, прозвучит фрагмент из балета Стравинского «Петрушка»

(Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

-Какая мелодия?

-Лад?

-Темп?

-Как вы думаете, какой регистр в этом произведении?

-Какие инструменты вы услышали в прослушанном произведении?

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?

Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.

Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов - и вы получите этот шумный образ.

- Ни одна ярмарка не могла обойтись без этого. Послушайте описание и скажите, о чем идет речь?

Это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Петь принято так, чтобы куплет шел за куплетом. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так - по кругу. Под это произведение обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

-Вспомним мелодию частушек. Без аккомпанемента.

(все вместе 1)

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

- Молодцы, вспомнили мелодию. Усложним задание. Петь мы будем стоя, поочереди - мальчики, девочки. Под музыку. Во время проигрыша не стойте смирно, придумайте танцевальные движения

(пение с движениями)

(девочки)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяны

(мальчики)

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок -

Позолоченный бочок.

(вместе)

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Пели с душою вы, молодцы! Будете знатные вы….(кто?)

Ну конечно же, певцы!

Формируют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Прослушивают музыкальное произведение

Организовывает работу по прослушиванию музыкального произведения

П: Извлекать информацию, представленную в разных формах, , строить рассуждения.

К:высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Л:интерес к музыке, к ведению диалога.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.

Фронтальный

Индивидуальный

словесный.

Вокальная импровизация -Сочини мелодию

-Вот наш урок и подходит к концу. Давайте подведем итоги урока.

-Внимание! Внимание! Внимание!

Подходит к завершению веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Песню сочинить зовет!

- На экране вы видите текст, который нужно пропеть. Сочините каждый свою мелодию. Я вам даю 1 минуту на сочинение.

Пришла пора нам с ярмаркой прощаться

И ей мы До свиданья говорим.

За добрый смех и за участье

Друг друга мы благодарим!

Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности.

Формулирует выводы

Отвечают на вопросы учителя.

К:высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Л:интерес к музыке, к ведению диалога.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Цели:

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Фронтальный

Индивидуальный

Подведение итогов.

- Итак, наше путешествие подходит к концу, ковер-самолет зовет всех нас домой, вспомним, где мы сегодня побывали. (На ярмарке.)

Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка», вспомнили некоторые средства музыкальной выразительности, такие как динамика….

-Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Ф,Стравинский)

-Вы замечательно спели веселые….(частушки) - были вокалистами.

-До свидания, ребята!

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний в целостные системы знаний и умений

Систематизация знаний учащихся;

-выявление учащимися внутри предметных и меж предметных связей;

К:высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Методист: _________________ Учитель: __________________

© 2010-2022