• Преподавателю
  • Музыка
  • ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

В музыкальноМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ

СРЕДНих СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

А. А. Загитова

Россия, РеспубликаТатарстан, г. Лениногорск, Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

Социально-политическая ситуация в современном мире начала ХХI века отличается углублением кризиса в области межнациональных отношений, ростом стремления наций к самоопределению, охране и возрождению этнических ценностей: национального языка, фольклора, традиций, обычаев, музыки и т.д. В сфере образования это выразилось в усилении связи обучения и воспитания студентов с национальными культурными традициями. Формирование этнической культуры позволяет восстановить прерванную в угоду интернациональным ценностям преемственность в культурном осмыслении прошлого, локализовать место человека в общей структуре мироздания.

Известно, что искусство и национальные истоки - понятия неразрывно связанные, и рассмотрение любого вида и жанра искусства должно опираться, прежде всего, на природу и специфику национального. Каждый народ - обладатель шедевров жанрово-видовых образцов песенно-поэтического или инструментального творчества, которые составляют «золотой фонд» его музыкальной культуры.

В творчестве татарских композиторов XX XXI веков ладогармоническое мышление претерпело значительные изменения. Больше внимания стало уделяться всевозможным старинным и народным ладам, стали создаваться синтезированные лады, обогатился гармонический язык. Изменение, расширение ладовой сферы привело к обогащению мелодического языка новыми, оригинальными интонациями.

Используя жанровые черты мировой музыкальной классики, татарские композиторы постоянно ищут оригинальные приёмы в создании национального характерного фортепианного стиля. Необходимо отметить творчество таких известных композиторов как, Л. Любовский, А. Ключарёв, Р. Еникеев, И. Шамсутдинов, А. Монасыпов, которые внесли существенный вклад не только в развитие музыкальной культуры Татарстана в целом, но и фортепианной музыки в частности.

В средних специальных учебных заведениях недостаточно исполняется произведений современной татарской детской музыки. Видимо, здесь сказывается инерция вкусов, непонимание значения новых музыкальных средств выразительности современных татарских композиторов. Но главная причина - неподготовленность студентов к восприятию и оценке данной музыки. Контингент обучающихся ребят Лениногорского музыкально-художественного педагогического колледжа разный. Большинство из них не имеют базовой музыкальной подготовки. И для работы с такими студентами перед педагогом ставятся определённые задачи:

  1. ознакомление со стилистическими особенностями современной татарской музыки;

  2. совершенствование технических приёмов и способов исполнения данной музыки;

  3. обучение студентов умению самостоятельно делать методический разбор современных произведений, анализировать трудности исполнения, и находить способы их преодоления;

  4. использование данной музыки на практике в школе и дошкольном образовательном учреждении.

Изучение студентами произведений современных национальных композиторов позволит им совершенствовать свои профессиональные знания и умения, сформировать и развить исследовательские навыки, расширить музыкальный кругозор, и в дальнейшем, успешно заниматься этнокультурным образованием школьников и дошкольников.

Примером формирования у студентов специальности «Музыкальное образование» этнической культуры могут послужить четыре пьесы А. Монасыпова «Ямьле көн» («День чудесный»), «Куркыныч төш» («Страшный сон»), «Моңлы көй» («Грустная песня»), «Марш», где рассмотрены некоторые аспекты методического и исполнительского анализа.

Данные пьесы А. Монасыпова отличаются иллюстративностью, живописностью и психологизмом в раскрытии образного содержания. Пьесы лаконичны как по масштабам, так и по выбору средств музыкальной выразительности.

Композитор в своём творчестве продолжает традиции татарской музыки, использует ладовое своеобразие (пентатоничность), принципы мелодического развертывания (плавность, неторопливость, поступенность, опевание мелодических устоев) и т.д.

Красной нитью здесь проходит тема современного ребёнка с его радостями и печалями, сложным миром чувств и собственным взглядом на жизнь. Палитра настроений многообразна: от радостного веселья и фантастических картин до мира личных переживаний. Главная идея - победа добра над злом.

«Ямьле көн» («День чудесный») - светлая, восторженная песня с красивой, легко запоминающейся мелодией, лишь в средней части слышится небольшая грусть. Исполняется она радостно, игриво, энергично, скерцозно. Пьеса написана в простой трёхчастной форме с видоизменённой III частью.

Основная трудность пьесы - передача её жизнерадостного характера. Для этого следует добиться хорошего non legato (без толчков) и певучего звука. Полезно поучить мелодическую линию отдельно и на legato. Чтобы лучше выявить фразы, предложения, кульминации необходимо петь мелодию.

Аккомпанемент исполняется легко, тихо, стройно. Пальцы при этом должны быть активными и словно «схватывать» аккорды. Это придаёт большую точность звукоизвлечению и отчётливость звучанию. Можно поупражняться как на legato, так и на staccato.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

2. «Куркыныч төш» («Страшный сон»).

Совершенно другая по характеру, содержанию и фактуре пьеса. Мелодия тревожного, сурового, фантастического характера. Она рисует картину страшного сна, в котором присутствуют образы злых и тёмных сил. Большая взволнованность, стремительность движения, сочетающаяся с некоторой прерывистостью (паузами), характеризуют крайние части. Пьеса написана в простой трёхчастной форме с видоизменённой репризой и кодой.

При исполнении данной пьесы необходимо добиться стройного, одновременного звучания всех голосов с выделением верхней мелодической линии. Интервалы играются отчётливым marcato, близким к pizzicato струнных, «хватательным» движением пальцев и лёгкими «пружинящими» движениями кисти. Руки на паузах высоко не поднимать. Чтобы не рвался мелодический рисунок, «слабые» восьмые длительности необходимо играть без акцента. Рекомендуется пропеть каждый голос отдельно, дирижируя, сначала без инструмента, затем - в сопровождении других голосов.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

3. «Моңлы көй» («Грустная песня»).

Характер музыки точно передаёт содержание произведения, рисует образ бедного, беспомощного ребёнка, впервые столкнувшегося с невзгодами жизни, его горе, тоску, просьбы. Музыка печальная, жалобная, трогательная, построена на многократном повторении одного музыкального мотива. Пьеса написана в простой двухчастной форме со вступлением и кодой.

При всех своих сложных ритмах, основная трудность этого произведения - добиться хорошего, качественного legato. Опорные звуки необходимо брать весом всей руки, глубоко «от себя», без «толчков», а слабые длительности играть чёткими, лёгкими, цепкими пальцами («кусачками»), особенно в терциях. Все концы мотивов, разрешения дослушивать, исполняя их «на съёме» запястья. Кисть должна быть мягкой, свободной, дышащей.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

4. «Марш».

Музыка иллюстрирует юного путника, весело и бодро шагающего по жизни, смело преодолевающего все преграды на своём пути. В данном произведении ощущается сложная борьба, происходящая внутри ребёнка, и помогающая ему подняться на более высокую «нравственную ступеньку». Наконец-то добро восторжествовало над злом!

Движение путника передаётся чёткой попеременной игрой рук, изображающей шаги. Пьеса исполняется энергично, смело, радостно, взволнованно, торжественно. Написана она в простой трёхчастной форме с сокращённой репризой.

Партия правой руки построена на м.3, б.3, левая рука - на ч.4, ум.4. Главное требование при исполнении интервалов - ясность интонирования, выразительность, рельефность верхнего голоса. Необходимо слышать музыку, как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали добиваться отчётливого мелодического звучания голосов; по вертикали - слышать богатство гармонии и стройность её исполнения.

Рекомендуется сначала выучить верхний голос на legato, staccato той аппликатурой, которая будет применяться при игре двойными нотами. Затем - нижний голос, и добиваться такого же плавного звучания. Потом соединить их, внимательно следя за качеством проведения legato. Чтобы услышать гармонию, ансамбль между голосами целесообразно поиграть интервалы вне ритма ясными, цепкими пальцами.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

По силе художественного воздействия лучшие пьесы современных татарских композиторов равнозначны лучшим литературным образцам, созданным для детей современными поэтами и писателями. Они способны пробудить самые высокие детские чувства, воспитать в них любовь к современному татарскому музыкальному искусству, и понимание её эстетических идеалов.

Таким образом, музыкальную культуру, включающий этнический компонент, необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общей духовной культуры будущего педагога-музыканта. Освоение студентами отделения «Музыкальное образование» этнокультурного компонента будет более эффективным, если оно основывается на деятельностном подходе, включающем изучение музыкальных произведений Татарстана и народов Поволжья.

Учитель музыки должен знать искусство народов, в среде которых он работает, причём национальная музыка становится тем фундаментом, на котором строится его воспитательная и образовательная деятельность в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Варфоломеева Л.Г. Методический разбор и исполнительский анализ «Альбом для юношества» Роберта Шумана, I часть. - Казань, 1974.-40 с.

  2. Монасыпов А. Четыре пьесы («День чудесный», «Страшный сон», «Грустная песня», «Марш») // Хрестоматия по татарской фортепианной музыке, I часть. - Казань, 1987. - с. 71-74.

  3. Надырова Д.С. Методические рекомендации по работе над художественным образом при самостоятельном изучении фортепианных произведений. - Казань, 1989. - 20 с.

  4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 2-е изд.-М.,1961.-320 с.

  5. Проблемы профессиональной подготовки будущих учителей музыки: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Г.Г. Тенюкова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - с. 45-48.

© 2010-2022