Статья: Формирование музыкальной культуры школьников

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ

Цвилиховская Наталья Николаевна

Постановка проблеми. Новые социально-экономические отношения в нашей стране сопутствовали построению иной иерархии ценностей в обществе и ценностных доминант каждого человека отдельно. Это обуславливает необходимость существенных реформ деятельности всех социальных институтов общества. В наше время, когда свернулись идеологические ограничения, а на потребителя (читателя, слушателя) выплеснулся поток разнообразной художественной информации. Такая ситуация нуждается в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Эта проблема касается также музыкального исполнительства и педагогики[5].

Учитывая современную социокультурную ситуацию мы пришли к выводу, что оторванность от социокультурной реальности, игнорирование интересов личности не даёт возможности достичь взаимопонимания в назревших и аксиологических проблемах между наставниками и воспитанниками и тем самым тормозит формирование музыкальной культуры школьников. Решение этой проблемы на наш взгляд, требует качественного усовершенствования целенаправленного руководства педагогическим процессом по формированию музыкальной культуры.

Актуальность и педагогическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.

Цель статьи - проанализировать проблемы формирования музыкальной культуры школьников.

Состояние современной музыкальной культуры общества, его отдельных категорий получило освещение в исследованиях Э.Алексеева, А.Андруковича, Г.Головинского [2, 210-247], В.Матониса [5], Т.Чередниченко [7]. Как отмечают исследователи, массовая музыкальная культура сегодня оказывает существенное влияние на формирование музыкальной культуры детей и молодёжи.

Современная теория и практика музыкально-эстетического воспитания обогащена результатами исследований в области музыкальной психологии (А.Костюк [5], В.Медушевский [2]), общей возрастной психологии (Г.Абрамова [1], В.Крутецкий [5], И.Кулагина [6].

Под словосочетанием «музыкальная культура» понимается система

всех государственных институтов (музыкальное образование, наука о музыке, концертные залы, нотопечатание, средства массовой коммуникации и др.), обеспечивающих обмен и потребление в обществе музыкальных ценностей, созданных и исполненных композиций. Музыкальная культура, включающая в себя музыкальное искусство как компонент, всегда шире, чем искусство музыки [1].

Для успешного формирования музыкальной культуры личности предполагается использование широкого круга методов и приёмов музыкально-эстетического обучения и воспитания. Предлагаем использовать такие методы: наведения (Б.Асафьев [ 4]) - беседа, рассказ о стилях, жанрах, композиторах, музыкантах, иллюстрация музыкальных образцов, пояснение и комментирование материала; наблюдения

музыкальных произведений, сопоставление по контрасту и аналогии, использование стилевого разнообразия музыкальных образцов, разных интерпретаций; создание проблемных ситуаций. Установление межпредметных связей направлено на развитие у воспитанников сенсорного опыта и ассоциативного мышления. Интеграция искусств широко используется в педагогической практике (Д.Кабалевский [2], А. Ростовский [4], Г.Шевченко [3] с целью развития готовности к музыкально-творческой деятельности.

Методы стимулирования интереса к музыкально-творческой деятельности - игры, дискуссии.[3].

Для развития и углубления знаний, умений и навыков большое значение имеют методы и приёмы самостоятельной работы. К ним относятся: чтение музыкальной литературы и сбор информации о любимых исполнителях, композиторах, самостоятельное прослушивание аудиозаписей.

Успех формирования музыкальной культуры школьников зависит от учителя, от его умения отобрать нужный музыкальный материал, создать ту плодотворную атмосферу, которая способствовала бы творческой увлечённости.

Использование разностороннего влияния музыки на личность является принципиальным положением профессионально-педагогической деятельности учителя. Этот принцип выражает сущность личностно ориентированного подхода[2].

1. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья / Сост. Викторов. - М.: Мол. Гвардия, 1977.-187с.

2. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах
художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1972. - 382с.

3. Роменець В.А. Психологія творчості Навч. посібник. 3-те вид. - К.: Либідь, 2004. - 288с.

4. Ростовський О.Я. Методика викладання музики в загальноосвітній школі Навч. - метод, посібник. - Терношль: Навчальна книга - Богдан, 2001. -272с

5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 1976. -303с.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Уч. пособие. - 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176с.

7. Чередниченко Т.В. Современная эстетика музыкального искусства. - М.: Сов. композитор, 1988. - 320с.


© 2010-2022