• Преподавателю
  • Музыка
  • Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально–ритмической деятельности

Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально–ритмической деятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зугрэсская специальная общеобразовательная школа - интернат № 31

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики













Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально - ритмической деятельности





Автор статьи:

Кандидат педагогических наук,

учитель-методист,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории,

учитель ритмики

Белоус Татьяна Александровна





2016 год

Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально - ритмической деятельности

Учитывая серьезные нарушения психофизического развития младших школьников с ОВЗ и положительное влияние музыкально-ритмических упражнений, ритмика была выделена как занятия, организуемые по специальной программе и методике.

Определены пути исправления дефектов психомоторики на занятиях ритмикой у учащихся младших классов вспомогательной школы. Важнейшими из них являются следующие:

1. Чтобы увеличить объем произвольного внимания нужно использовать задания, которые требуют запоминания детьми небольшого количества движений. Например, сначала надо давать простые упражнения, которые состоят из двух движений - ходьбы и бега; через два-три занятия к этим упражнениям добавляется приставной шаг, подскок и т.д.

Тренировать детей на запоминание ряда последовательных движений удобно на ритмико-гимнастических комплексах, которые ученики первых и вторых классов сразу выполняют, а ученики третьих и четвёртых классов, прежде чем их выполнить, называют их последовательность.

Чтобы улучшить умение детей переключаться от одного движения к другому, целесообразно давать ученику задания на выполнение резко противоположных движений: идти вперёд и отходить назад, хлопать в ладони и топать ногами, а потом постепенно переводить на движения, менее резко отличающиеся друг от друга. Движения следует выполнять сначала в медленном темпе и при большой амплитуде, а затем постепенно ускорять темп и уменьшать амплитуду движений.

2. Для того чтобы научить обучающихся с ОВЗ владеть темпами, необходимо показать ему ряд упражнений, помогающих выполнять движения в заданном темпе. Например, ходьба с конкретными заданиями: "гулять", "торопиться в школу". Полезны также ритмико-гимнастические упражнения в разных темпах, игра на детских музыкальных инструментах в разных темпах.

Целесообразно учить детей овладевать темпом движений в такой последовательности: сначала учить согласовывать свои движения с музыкой в медленном и быстром темпах в ходьбе, беге, движениях рук. Затем учить согласовывать ходьбу со словами в разных темпах, ходьбу с хлопками в разных темпах.

Таким образом, для выработки темпа движений дефектологу необходимо знать темп движений каждого ребёнка. Это поможет учителю умело направить в нужном темпе того, у кого слишком быстрое или слишком медленное движение.

3. Для развития чувства ритма у умственно отсталых детей необходимо научить их правильно отображать ритмический рисунок в движении. Для этого необходимо, чтобы скорость движений совпала с темпом музыки; мышечное напряжение в движении совпало с силой звучания или с данным в музыке отдельным акцентом; ритмический рисунок, который передается в движении, совпадал с музыкальным ритмом. Ритмически правильно построенные упражнения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

4. Существенную роль в развитии моторики пальцев рук, гибкости кистей, плавности движений рук играют упражнения на развитие мелкой моторики с одновременным развитием артикуляционной моторики, упражнения хореографического характера для рук и плечевого пояса, игра на детских музыкальных инструментах.

Все эти упражнения в сочетании с приёмами, используемыми учителем русского языка, помогут учащимся успешнее справляться с написанием букв и слов, а в сочетании с приёмами, используемыми учителем трудового обучения, помогут им лучше овладеть теми или иными трудовыми навыками.

5. Учить ребёнка подчинять свои движения словесной инструкции следует в такой последовательности: вначале использовать наглядный показ со словесным объяснением, затем - показ без объяснения, дальше - только словесную инструкцию.

6. Чтобы научить учащихся с особыми образовательными потребностями координировать свои движения, делать отдельные, изолированные движения, прежде всего, нужно научить его расслаблять мышечный тонус, а затем уже давать ряд упражнений, направленных на вычленение отдельных, обособленных мышечных групп, упражнения на согласованную деятельность большого количества мышечных групп с сохранением равновесия, без которого координация движений невозможна.

С помощью разнообразных видов ходьбы, ходьбы с подскоками и прыжками, бегом, ходьбы, сопровождаемой хлопками или игрой на музыкальных инструментах, корригируется недостаточность координации движений.

Важную роль в развитии дифференциации и координации движений играют комплексы ритмико-гимнастических упражнений, которые составлены из упражнений на координацию движений и расслабление, а также хореографические упражнения (экзерсис), связанные с постановкой всего корпуса.

7. Чтобы улучшить координацию движений с речью необходимо использовать элементы логоритмики в системе коррекционно-воспитательной работы в развитии речи учащихся с ОВЗ.

Упражнения на координацию движений с речью начинаем изучать с элементарных движений, а именно: пружинящих движений на месте, легких покачиваний корпусом со всевозможными движениями рук, сопровождаемых звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками и т.д.). На фоне всех этих движений дети проговаривают стихотворения, чистоговорки.

Работа должна строиться на основе тесных межпредметных связей уроков ритмики, логопедических занятий и общеобразовательных уроков в начальных классах. Выполняя определённые движения под музыку, дети учатся произносить один и тот же материал в разных условиях: сначала на уроках письма и чтения они изучают пословицы, чистоговорки, потом этот материал на уроках ритмики ритмизуется.

Координацию движений с речью развиваем также с помощью игровых танцев с проговариванием, игровых песен, игрой на детских музыкальных инструментах.

Качество и эффективность урока ритмики зависят от многих взаимосвязанных факторов, и, прежде всего, от правильной его организации и чёткого построения структуры урока.


© 2010-2022