• Преподавателю
  • Музыка
  • План-конспект урока на тему: Близость музыкального языка русской и украинской музыкальной речи

План-конспект урока на тему: Близость музыкального языка русской и украинской музыкальной речи

      Уважаемые коллеги, этот урок на тему : "Близость музыкального языка русской и украинской народной музыки" можно провести в и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом классе, т.е. там, где по планированию есть уроки, посвященные фольклору.       Музыкальный язык понятен нам без перевода, а если говорить о русском и украинском музыкальных языках, то настолько они близки, что довольно таки трудно провести грань между ними. К тому же в современных реалиях этот урок будет своевременным, ведь ничто не сближа...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:


"Близость музыкального языка украинской и русской песни"

Цель урока:

- показать, что между украинской и русской музыкой нет

непереходимых границ.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с лучшими образцами русского и

украинского фольклора

  • ознакомить учащихся с характерными особенностями украинских народных песен и их жанровым многообразием

  • найти сходства и различия в русском и украинском музыкальном фольклоре

  • познакомить учащихся с украинскими народными инструмен-тами

Ход урока


Вход в класс: "Камаринская" в исп. анс. "Наигрыш"

  • Ребята, вам понравилась музыка, что звучала, когда вы заходили в класс?

  • Чем она вам понравилась? Какие чувства были выражены в ней?

У: Мы прослушали музыку в исполнении инструментального ансам- бля. Услышали ли вы знакомые вам музыкальные инструменты ?

  • Ответы учащихся.

  • Баян, ложки. Какие это инструменты?

  • Какой вывод мы сможем с вами сделать? Музыка какого народа сейчас звучала?

  • Велико многообразие русских народных песен. Это и протяж-ные..

" Ах, ты степь, широкая" -исполнение фр - та

и трудовые ("Эй, ухнем"), а ну-ка, кто может продолжить этот ряд?

  • Ответы учащихся. Пение частушек.

  • И обрядовые. В старину на Руси было много праздников и обрядов в честь разных богов. А богов было много, так как наши далекие предки обожествляли природу. У древних славян , а русские, украинцы, белорусы - славяне был бог солнца -Ярило, бог грома - Перун, самые разнообразные боги и духи леса Леший, Кикимора, Карачун и другие. Один из праздников был связан с порой весеннего обновления. Люди придумали обряд - закликание весны. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх, выпеченные из теста фигурки птиц и пели коротенькие песни-заклички

  • Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте в одонушки,

Приход весны отмечали все славянские народы. На Украине в эти

Дни совершалось целое действо. Оно начиналось с зазывных песен. Девушки шли по селу и песней сзывали подружек. Потом начина-лось само действо. Женщины и девушки собирались на возвышен-ном месте и, "закликая весну", пели веснянки. Петь старались как можно громче, так, чтобы призыв был услышан широкой степью и темным лесом, высокими холмами и быстрой рекой.

" Веснянка" - показ на украинском языке.

  • Понятна ли вам украинская речь? Не вся, многие слова нам при-ходится переводить, так как в русском языке нет аналогов этих слов. Например, слово "кийочок". Ребята, мы с вами выяснили, что русский и украинский языки очень похожи. Но у каждого народа, кроме литературного (разговорного) языка, есть музы-кальный язык, который в отличие от разговорного понятен всем без перевода. В особенностях украинского музыкального языка мы с вами попытаемся разобраться на примере

" Веснянка" - разучивание

Общие черты русской и украинской народных песен:

- сравним построение мелодии русской "Ой, кулики" и "Веснянки"

  • простая мелодия, состоящая из одной фразы

  • постоянно повторяющаяся интонация - призыв

  • распев

  • Итак, мы познакомились с вами на уроке с каким жанром украин-ской народной песни?

Сегодня я хотела бы познакомить вас с еще одной народной пес-ней. Это одна из самых популярных песен на Украине, это ее неофи-циальный гимн. Каждое утро мы с вами включаем радио и слышим позывные г. Ставрополя "Золотое мое Ставрополье", в Киеве, столи-це Украины, каждое утро звучат позывные, мелодия этой песни.

Создана она была сравнительно недавно 150 лет тому назад, в то время как веснянки насчитывают тысячелетнюю историю. Долгое время считали, что у этой песни есть только один автор - великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, а музыку создал народ. И только недавно исследователи открыли для нас имя человека, написавшего музыку. Это Даниил Крыжановский. Но об этом знают немногие, знаете теперь и вы , а песня так горячо любимая в народе продолжа-ет жить. Я думаю, что достаточно вас заинтреговала. Это песня "Реве та стогне Днипр широкий". Мы будем слушать ее в испол-нении капеллы бандуристов. Бандура - один из самых популярных украинских народных инструментов. О нем в народе сложены песни. Бандура - балалайка - гусли. Пришла пора нам послушать эту замечательную песню, но сначала вслушайтесь в мелодику поэзии Т.Г.Шевченко.

"Реве та стогне…" - слушание

  • анализ темпа

  • выявление жанра

Поэзия Шевченко очень любима в народе. Многие его стихи стали песнями.

"Дивлюсь я на нэбо" - слушание

Еще на одну украинскую народную песню мне б хотелось обратить ваше внимание. Давайте послушаем фрагмент этой песни.

"Роспрягайте, хлопци коней" - слушание

А теперь сравните ее с этим звучанием. Изменилось ли что- нибудь в словах песни? А в музыке? Какое было раньше звучание? Что изменилось? Изменилась мелодия? И т.д. Сейчас прозвучала казачья народная песня. Она очень популярна у нас на Ставрополье, на Дону, на Кубани. Но вы мне можете задать вопрос. Откуда на Северном Кавказе украинская речь. Маленькая страничка истории.

В 1782 г. в декабре царица Екатерина и т.д.

"Роспрягайте, хлопци" - разучивание

Итог урока. Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами познакомились с жанрами украинской народной песни, нашли характерные особенности музыки украинской, которые в общем то очень схожи с русскими, познакомились с бандурой, но самое главное прониклись красотой украинской как народной, так и композиторской песни. Урок наш мы завершаем выходом из класса. И я предлагаю вам выйти с пением песни "Роспрягайте, хлопци, коней".

© 2010-2022