- Преподавателю
- Музыка
- План-конспект урока на тему: Близость музыкального языка русской и украинской музыкальной речи
План-конспект урока на тему: Близость музыкального языка русской и украинской музыкальной речи
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Островская Т.Н. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
"Близость музыкального языка украинской и русской песни"
Цель урока:
- показать, что между украинской и русской музыкой нет
непереходимых границ.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с лучшими образцами русского и
украинского фольклора
-
ознакомить учащихся с характерными особенностями украинских народных песен и их жанровым многообразием
-
найти сходства и различия в русском и украинском музыкальном фольклоре
-
познакомить учащихся с украинскими народными инструмен-тами
Ход урока
Вход в класс: "Камаринская" в исп. анс. "Наигрыш"
-
Ребята, вам понравилась музыка, что звучала, когда вы заходили в класс?
-
Чем она вам понравилась? Какие чувства были выражены в ней?
У: Мы прослушали музыку в исполнении инструментального ансам- бля. Услышали ли вы знакомые вам музыкальные инструменты ?
-
Ответы учащихся.
-
Баян, ложки. Какие это инструменты?
-
Какой вывод мы сможем с вами сделать? Музыка какого народа сейчас звучала?
-
Велико многообразие русских народных песен. Это и протяж-ные..
" Ах, ты степь, широкая" -исполнение фр - та
и трудовые ("Эй, ухнем"), а ну-ка, кто может продолжить этот ряд?
-
Ответы учащихся. Пение частушек.
-
И обрядовые. В старину на Руси было много праздников и обрядов в честь разных богов. А богов было много, так как наши далекие предки обожествляли природу. У древних славян , а русские, украинцы, белорусы - славяне был бог солнца -Ярило, бог грома - Перун, самые разнообразные боги и духи леса Леший, Кикимора, Карачун и другие. Один из праздников был связан с порой весеннего обновления. Люди придумали обряд - закликание весны. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх, выпеченные из теста фигурки птиц и пели коротенькие песни-заклички
-
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте в одонушки,
Приход весны отмечали все славянские народы. На Украине в эти
Дни совершалось целое действо. Оно начиналось с зазывных песен. Девушки шли по селу и песней сзывали подружек. Потом начина-лось само действо. Женщины и девушки собирались на возвышен-ном месте и, "закликая весну", пели веснянки. Петь старались как можно громче, так, чтобы призыв был услышан широкой степью и темным лесом, высокими холмами и быстрой рекой.
" Веснянка" - показ на украинском языке.
-
Понятна ли вам украинская речь? Не вся, многие слова нам при-ходится переводить, так как в русском языке нет аналогов этих слов. Например, слово "кийочок". Ребята, мы с вами выяснили, что русский и украинский языки очень похожи. Но у каждого народа, кроме литературного (разговорного) языка, есть музы-кальный язык, который в отличие от разговорного понятен всем без перевода. В особенностях украинского музыкального языка мы с вами попытаемся разобраться на примере
" Веснянка" - разучивание
Общие черты русской и украинской народных песен:
- сравним построение мелодии русской "Ой, кулики" и "Веснянки"
-
простая мелодия, состоящая из одной фразы
-
постоянно повторяющаяся интонация - призыв
-
распев
-
Итак, мы познакомились с вами на уроке с каким жанром украин-ской народной песни?
Сегодня я хотела бы познакомить вас с еще одной народной пес-ней. Это одна из самых популярных песен на Украине, это ее неофи-циальный гимн. Каждое утро мы с вами включаем радио и слышим позывные г. Ставрополя "Золотое мое Ставрополье", в Киеве, столи-це Украины, каждое утро звучат позывные, мелодия этой песни.
Создана она была сравнительно недавно 150 лет тому назад, в то время как веснянки насчитывают тысячелетнюю историю. Долгое время считали, что у этой песни есть только один автор - великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, а музыку создал народ. И только недавно исследователи открыли для нас имя человека, написавшего музыку. Это Даниил Крыжановский. Но об этом знают немногие, знаете теперь и вы , а песня так горячо любимая в народе продолжа-ет жить. Я думаю, что достаточно вас заинтреговала. Это песня "Реве та стогне Днипр широкий". Мы будем слушать ее в испол-нении капеллы бандуристов. Бандура - один из самых популярных украинских народных инструментов. О нем в народе сложены песни. Бандура - балалайка - гусли. Пришла пора нам послушать эту замечательную песню, но сначала вслушайтесь в мелодику поэзии Т.Г.Шевченко.
"Реве та стогне…" - слушание
-
анализ темпа
-
выявление жанра
Поэзия Шевченко очень любима в народе. Многие его стихи стали песнями.
"Дивлюсь я на нэбо" - слушание
Еще на одну украинскую народную песню мне б хотелось обратить ваше внимание. Давайте послушаем фрагмент этой песни.
"Роспрягайте, хлопци коней" - слушание
А теперь сравните ее с этим звучанием. Изменилось ли что- нибудь в словах песни? А в музыке? Какое было раньше звучание? Что изменилось? Изменилась мелодия? И т.д. Сейчас прозвучала казачья народная песня. Она очень популярна у нас на Ставрополье, на Дону, на Кубани. Но вы мне можете задать вопрос. Откуда на Северном Кавказе украинская речь. Маленькая страничка истории.
В 1782 г. в декабре царица Екатерина и т.д.
"Роспрягайте, хлопци" - разучивание
Итог урока. Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами познакомились с жанрами украинской народной песни, нашли характерные особенности музыки украинской, которые в общем то очень схожи с русскими, познакомились с бандурой, но самое главное прониклись красотой украинской как народной, так и композиторской песни. Урок наш мы завершаем выходом из класса. И я предлагаю вам выйти с пением песни "Роспрягайте, хлопци, коней".