- Преподавателю
- Музыка
- План-конспект открытого урока по сольфеджио
План-конспект открытого урока по сольфеджио
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прусова Л.Л. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект открытого урока
1.Предмет «Сольфеджио», 1 класс (7 -летнее обучение: пианисты, скрипачи,
домристы, гитаристы),
2.Тема урока: развитие чувства ритма на уроках сольфеджио на начальном
этапе обучения
3.Цель: показать современный подход к воспитанию чувства ритма,
разнообразные методы и формы работы, применяемые на сольфеджио,
ритмике, хоре, ансамбле, слушании музыки и специальности.
4.Задачи урока:
а) учебно - образовательные
- формирование у обучающихся основ знаний в области метроритма
(понятия: метр, пульс, доли, сильная и слабая доля, размер, такт, тактовая
черта, ритмический рисунок и т.д.);
- выработка умений, способствующих воспитанию чувства ритма
(музыкально - слуховые представления, воспроизведение метрических
долей в различных темпах и размерах, отстукивание и чтение ритмических
рисунков, сольфеджирование, игра в шумовом оркестре и т.д.);
- координация межпредметных связей, способствующих интенсификации
обучения;
б) воспитательные
- на основе музыки различных жанров и стилей (Марш Д.Кабалевского,
Полька М. Глинки, Вальс Ф.Шуберта, песня «Неприятность эту мы
переживём» Б.Савельева, русская народная потешка «Растворились ворота»
и др.) сформировать эстетические, нравственные чувства
- привить любовь к изучаемому предмету
- развить личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,
ответственность, дисциплинированность, активность, сообразительность,
наблюдательность и т.д.
в) развивающие
- формирование умений и навыков учебной, практической и умственной
деятельности (отражение в движении долей, игра в ансамбле, ритмизация,
запись ритмического рисунка,сольмизация,сольфеджирование и т. д.)
- развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие на основе
включения народной, классической русской и западно - европейской, а
также отечественной музыки; мышление, внимание в воспроизведении
ритмических упражнений, прослушивании музыкальных произведений;
память, речь в ответах учащихся)
- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация, систематизация, обобщение в заданиях, связанных с
формированием музыкально - слуховых представлений, в теоретических
знаниях и практических навыках)
- развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности
в выполнении упражнений, связанных с ритмо - двигательными навыками,
ансамблевыммузицированием, творческими заданиями и т. д.;
- развитие комплексных способностей, включающих восприятие, понимание,
воспроизведение.
5.Тип урока:
- урок закрепления знаний, умений, навыков
6.Оснащение урока:
- фортепиано;
- ритмические кубики, таблицы и карточки;
- учебные пособия:
- Н. Баева, Т. Зебряк Сольфеджио 1 -2 класс
- Ж.Металлиди и А.ПерцовскаяСольфеджио.Мыиграем, сочиняем и поём1класс
- А.ВарламоваЛ.Семченко Сольфеджио 1 класс
- В.Жилин «Занимательные игры для чтения с листа»
- О.Берак «Школа ритма» т.2
- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио
- шумовые инструменты: треугольник, маракас, бубен, барабан, ложки.
Основные этапы современного урока
I Организационный момент. Перекличка учащихся, готовность обучающихся
к занятию, определение темы, цели и задач урока.
1.Проверка домашнего задания: запись в тетрадиритма песни В.Блага
«Чудак»
2.Проверка знаний и умений обучающихся:
- закрепление понятий метр, пульс, сильная и слабая доли, размер, ритм на
основе анализа музыки иритмо - двигательных упражнений (Марш Д.
Кабалевского, чешская народная песня «Аннушка»);
- ритмическая игра «Эхо» (ребята маршируют доли и повторяют за
преподавателем ритм, проговаривая его ритмослогами);
- исполнение ритмического аккомпанемента с одновременным пением
песни «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельева (ансамблевое
музицирование, включающее 3 группы обучающихся: 1-я хлопает доли, 2 - я
- топает на сильную долю, 3 -я -отстукивает ритм карандашами).
- чтение ритмического рисунка ритмослогами по ритмическим кубикам и
таблицам с одновременным вышагиваниемдолей в 2-х и 4-х дольном
размере;
- исполнение ритмических танцев в 3-х дольном размере (на сильную долю
хлопок, на две слабые - попеременные прыжки на каждой ноге отдельно);
- игра ритмического аккомпанемента (на сильную долю - хлопок, на слабые
- шлепки поколеням).
II.Постановка цели перед обучающимися:
Работа по освоению различных ритмических рисунков в 3-х дольном
размере в графической записи, как наиболее сложном в освоении
учащимися.
1.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение
исходных знаний:
- пение гаммы соль мажор четвертными нотами в 3 -х дольном размере с
ритмическим аккомпанементом ( к примеру, та -ти -ти - та или та - та - ти -ти и т. д.);
- ритмизация потешки «Растворились ворота» в 3-х дольном размере
(работа по карточке);
- предварительный анализ и сольмизация попевки «В огороде» (из
современного пособия В.Жилина «Занимательные игры для чтения с листа»);
- сольфеджирование песни «Чудак» с ритмическим аккомпанементом,
остинато (работа по карточке), пение ритмо - мелодического канона (1 -й
вариант - ритмическое сопровождение опережает мелодию, 2 -й -
ритмический аккомпанемент запаздывает).
2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа
деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе
ранее усвоенных знаний и умений:
- сочинение текста к заданным ритмам ( к примеру, та - ти - ти - та, та - та -
ти-ти, ти - ти- та - та и т.д.);
- сочинение и импровизация ритмического остинато к песне
- чтение с листа ритмического рисунка ритмослогами с попеременным
движением левой и правой рукой, стараясь при этом удерживать единый
темп, представление вариантов различной интерпретации текстана основе
упражнения №5 из 2-й тетради «Школы ритма» О.Берак)
III. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее
усвоенных знаний.
- анализ ритма пьесы Вальс Ф.Шуберта, исполнение по нотамнашумовых
инструментах)
1.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый
преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
Вопросы к классу:
- что такое доли, сильная доля, размер, такт, тактовая черта, в каком
размере пишутся марши, вальсы; что такое ритм?
- какие варианты ритмического рисунка возможны в 3-х дольном размере?
2.Домашнее задание к следующему уроку:
- повторить правила;
- записать ритмический рисунок припева песни«У каждого свой
музыкальный инструмент»;
- сочинить ритмическое остинато к песне «Чудак».
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся проявили активность, хорошее мышление и реакцию. Они, в
основном, справились с предлагаемыми заданиями, показав при этом
хорошее владение теоретическими понятиями, слуховыми навыками;
вместе с тем, у некоторых учащихся намечались определённые трудности в
импровизации и записи ритмического рисунка, а также в чтении с листа
ритмических блоков в едином темпе.
План - конспект открытого урока
1.Предмет сольфеджио, 5 класс народное отделение (баян,
домра,аккордеон), преподаватель Прусова Л.Л., 16. 02. 2012 г.
2. Тема урока: «Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио»
3.Цель урока: с учащимися старших классов показать разнообразие
методов, приёмов и форм работы, способствующих применению
знаний, умений и навыков на практике
4. Задачи урока:
а) учебно - образовательные
- сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с
развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства
ритма и уметь применять их в конкретной практической
деятельности
б) воспитательные
- на примере образцов из художественной литературы, включающей
народную, классическую и современную, отечественную и
зарубежную музыку различных времён и стилей, воспитывать
нравственные, патриотические и эстетические чувства;
- развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,
успешность,уверенность, убеждённость,способность к самооценке,
критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,
взаимопомощь и взаимоконтроль
в) развивающие
- научить чисто петь одноголосные и многоголосные музыкальные
примеры, читать с листа, определять на слух музыкальные
элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно
воспроизводить ритм и отражать его а записи;
- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,
внимание, воображение, восприятие;
- уметь применять логические операции: анализ, синтез, сравнение,
классификацию, систематизацию, обобщение;
- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.
5.Тип урока:
интегрированный
6.Оснащение урока:
- фортепиано;
- таблицы, карточки, схемы;
- учебные пособия:
- А.Андреева От примы до октавы Сольфеджио 5 класс;
- Л.Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;
- Т.Калужская Сольфеджио 6 класс;
- О. Берак Школа ритма Т.3;
- Н.Ладухин Вокализы;
- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;
-В.Флис, Я.Якубяк Сольфеджио 7 класс;
- Ж.Металлиди, А.Перцовская Двухголосные музыкальные диктанты;
- В.Жилин Занимательные игры для чтения с листа;
- партитуры пьес для народного оркестра (В.Андреев Полонез
В.Купревич «Тульский самовар»);
- шумовые инструменты.
Основные этапы современного урока
I. Организационный момент
Готовность учащихся к уроку, перекличка
обучающихся, объявление темы, цели и задач
II.Проверка домашнего задания
1. Построение (письменно) и пение:
- гаммы D dur 2-х видов;
- отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в D dur;
- всех известных аккордов от звука «d».
2. Проверка знаний и умений обучающихся:
- слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;
- пение интонационных упражнений для усвоения интервалов
(мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и
доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);
- устный 2-х голосный интервальный диктант (чешская народная песня
«Танцуй, танцуй»);
- пение и слуховой анализ септаккордов и аккордовых цепочек;
- сольфеджирование одноголосного примера ( А.Рубинштейн Мелодия);
- теоретическая разминка (работа в командах).
III. Организация восприятия и осмысления новой информации
1.Увоение исходных знаний:
- гармонический анализ 2 - й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях) и
характерных интервалов (ув 5 и ум 4) на материале фрагментов из
музыки Ф.Листа «Утешение», Р.Шумана «Отзвуки театра»;
- чтение с листа ритма со слигованными и синкопами по современному
пособию О.Берак «Школа ритма» (Т.3 №7).
2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа
деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе
ранее усвоенных знаний и умений:
- слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной
литературы (главная партия из симфонии №5 Л. Бетховена - Д65, Р.Глиэр
Вальс - Д43, Д. Тухманов «День Победы» - Д 2, М.Мусоргский «Венчание
царя Бориса на царство» - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,
имитирующих колокольный звон);
- игра на шумовых инструментах I периода пьесы В.Андреева Полонез,
исполняемого в оркестре русских народных инструментов;
- пение 3 - х голосия («В деревне Ольховке», «Грицю, Грицю»);
- создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование
музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н.Ладухина).
3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее
усвоенных знаний:
- анализ ритма I периода пьесы В. Купревича «Тульский самовар»,
исполнение на шумовых инструментах ритмической партитуры, а затем
оформление ритма по записанной на карточке мелодии по памяти;
- анализ обучающимися одной из пьес по специальности.
4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый
преподавателем и обучающимся, оценка знаний.
Вопросы к классу:
- что такое родственные тональности, перечислить их для D dur, e moll;
- что такое период, предложение, фраза, каденция?
- какие аккорды строятся на IV,VI,VII ступенях тональности?
IV.Домашнее задание к следующему уроку:
- построить и петь все изученные аккорды от звука «e»;
- сочинить и записать 8 тактов ритма с синкопами и слигованными нотами;
- сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л.
Варламовой, А.Семченко Сольфеджио 5 класс.
V.Подведение итогов урока
На занятии были представлены все основные разделы предмета
«Сольфеджио»:
- вокально - интонационные навыки;
- сольфеджирование и пение с листа;
- воспитание чувства метро - ритма;
- воспитание музыкального восприятия;
- музыкальный диктант;
- воспитание творческих навыков;
- теоретические сведения.
На уроке в традиционных формах работы были показаны следующие
приёмы педагогической техники:
- использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);
- повторение с расширением;
- пересечение тем (межпредметные связи);
- работа в командах;
- взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;
- применение практических навыков в конкретной деятельности;
- обмен мнениями, оценками.
На уроке использовались следующие современные технологии:
- проблемно - развивающая;
- личностно - ориентированная;
- перспективно - опережающего развития;
- сотрудничества.
Урок проведен в соответствии с современными требованиями:
- цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;
- темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой
построения;
- задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с
учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и
темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;
- использование музыкальных фрагментов различных композиторов,
стилистических направлений и жанров способствовало расширению общего
художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию
эмоционального восприятия учащихся;
- обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и
умение применять их в комплексе, при исполнении музыкального
материала, в творческих формах музицирования, что помогло
расширить их исполнительские и слушательские возможности,
необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов -
профессионалов.