План-конспект открытого урока по сольфеджио

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





План - конспект открытого урока







1.Предмет «Сольфеджио», 1 класс (7 -летнее обучение: пианисты, скрипачи,

домристы, гитаристы),

2.Тема урока: развитие чувства ритма на уроках сольфеджио на начальном

этапе обучения

3.Цель: показать современный подход к воспитанию чувства ритма,

разнообразные методы и формы работы, применяемые на сольфеджио,

ритмике, хоре, ансамбле, слушании музыки и специальности.

4.Задачи урока:

а) учебно - образовательные

- формирование у обучающихся основ знаний в области метроритма

(понятия: метр, пульс, доли, сильная и слабая доля, размер, такт, тактовая

черта, ритмический рисунок и т.д.);

- выработка умений, способствующих воспитанию чувства ритма

(музыкально - слуховые представления, воспроизведение метрических

долей в различных темпах и размерах, отстукивание и чтение ритмических

рисунков, сольфеджирование, игра в шумовом оркестре и т.д.);

- координация межпредметных связей, способствующих интенсификации

обучения;

б) воспитательные

- на основе музыки различных жанров и стилей (Марш Д.Кабалевского,

Полька М. Глинки, Вальс Ф.Шуберта, песня «Неприятность эту мы

переживём» Б.Савельева, русская народная потешка «Растворились ворота»

и др.) сформировать эстетические, нравственные чувства

- привить любовь к изучаемому предмету

- развить личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

ответственность, дисциплинированность, активность, сообразительность,

наблюдательность и т.д.

в) развивающие

- формирование умений и навыков учебной, практической и умственной

деятельности (отражение в движении долей, игра в ансамбле, ритмизация,

запись ритмического рисунка,сольмизация,сольфеджирование и т. д.)

- развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие на основе

включения народной, классической русской и западно - европейской, а

также отечественной музыки; мышление, внимание в воспроизведении

ритмических упражнений, прослушивании музыкальных произведений;

память, речь в ответах учащихся)

- умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение,

классификация, систематизация, обобщение в заданиях, связанных с

формированием музыкально - слуховых представлений, в теоретических

знаниях и практических навыках)

- развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности

в выполнении упражнений, связанных с ритмо - двигательными навыками,

ансамблевыммузицированием, творческими заданиями и т. д.;

- развитие комплексных способностей, включающих восприятие, понимание,

воспроизведение.

5.Тип урока:

- урок закрепления знаний, умений, навыков

6.Оснащение урока:

- фортепиано;

- ритмические кубики, таблицы и карточки;

- учебные пособия:

- Н. Баева, Т. Зебряк Сольфеджио 1 -2 класс

- Ж.Металлиди и А.ПерцовскаяСольфеджио.Мыиграем, сочиняем и поём1класс

- А.ВарламоваЛ.Семченко Сольфеджио 1 класс

- В.Жилин «Занимательные игры для чтения с листа»

- О.Берак «Школа ритма» т.2

- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио

- шумовые инструменты: треугольник, маракас, бубен, барабан, ложки.







Основные этапы современного урока

I Организационный момент. Перекличка учащихся, готовность обучающихся

к занятию, определение темы, цели и задач урока.

1.Проверка домашнего задания: запись в тетрадиритма песни В.Блага

«Чудак»

2.Проверка знаний и умений обучающихся:

- закрепление понятий метр, пульс, сильная и слабая доли, размер, ритм на

основе анализа музыки иритмо - двигательных упражнений (Марш Д.

Кабалевского, чешская народная песня «Аннушка»);

- ритмическая игра «Эхо» (ребята маршируют доли и повторяют за

преподавателем ритм, проговаривая его ритмослогами);

- исполнение ритмического аккомпанемента с одновременным пением

песни «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельева (ансамблевое

музицирование, включающее 3 группы обучающихся: 1-я хлопает доли, 2 - я

- топает на сильную долю, 3 -я -отстукивает ритм карандашами).

- чтение ритмического рисунка ритмослогами по ритмическим кубикам и

таблицам с одновременным вышагиваниемдолей в 2-х и 4-х дольном

размере;

- исполнение ритмических танцев в 3-х дольном размере (на сильную долю

хлопок, на две слабые - попеременные прыжки на каждой ноге отдельно);

- игра ритмического аккомпанемента (на сильную долю - хлопок, на слабые

- шлепки поколеням).

II.Постановка цели перед обучающимися:

Работа по освоению различных ритмических рисунков в 3-х дольном

размере в графической записи, как наиболее сложном в освоении

учащимися.

1.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение

исходных знаний:

- пение гаммы соль мажор четвертными нотами в 3 -х дольном размере с

ритмическим аккомпанементом ( к примеру, та -ти -ти - та или та - та - ти -ти и т. д.);

- ритмизация потешки «Растворились ворота» в 3-х дольном размере

(работа по карточке);

- предварительный анализ и сольмизация попевки «В огороде» (из

современного пособия В.Жилина «Занимательные игры для чтения с листа»);

- сольфеджирование песни «Чудак» с ритмическим аккомпанементом,

остинато (работа по карточке), пение ритмо - мелодического канона (1 -й

вариант - ритмическое сопровождение опережает мелодию, 2 -й -

ритмический аккомпанемент запаздывает).

2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа

деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе

ранее усвоенных знаний и умений:

- сочинение текста к заданным ритмам ( к примеру, та - ти - ти - та, та - та -

ти-ти, ти - ти- та - та и т.д.);

- сочинение и импровизация ритмического остинато к песне

- чтение с листа ритмического рисунка ритмослогами с попеременным

движением левой и правой рукой, стараясь при этом удерживать единый

темп, представление вариантов различной интерпретации текстана основе

упражнения №5 из 2-й тетради «Школы ритма» О.Берак)

III. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний.

- анализ ритма пьесы Вальс Ф.Шуберта, исполнение по нотамнашумовых

инструментах)

1.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

Вопросы к классу:

- что такое доли, сильная доля, размер, такт, тактовая черта, в каком

размере пишутся марши, вальсы; что такое ритм?

- какие варианты ритмического рисунка возможны в 3-х дольном размере?

2.Домашнее задание к следующему уроку:

- повторить правила;

- записать ритмический рисунок припева песни«У каждого свой

музыкальный инструмент»;

- сочинить ритмическое остинато к песне «Чудак».

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся проявили активность, хорошее мышление и реакцию. Они, в

основном, справились с предлагаемыми заданиями, показав при этом

хорошее владение теоретическими понятиями, слуховыми навыками;

вместе с тем, у некоторых учащихся намечались определённые трудности в

импровизации и записи ритмического рисунка, а также в чтении с листа

ритмических блоков в едином темпе.





План - конспект открытого урока







1.Предмет сольфеджио, 5 класс народное отделение (баян,

домра,аккордеон), преподаватель Прусова Л.Л., 16. 02. 2012 г.

2. Тема урока: «Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио»

3.Цель урока: с учащимися старших классов показать разнообразие

методов, приёмов и форм работы, способствующих применению

знаний, умений и навыков на практике

4. Задачи урока:

а) учебно - образовательные

- сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с

развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства

ритма и уметь применять их в конкретной практической

деятельности

б) воспитательные

- на примере образцов из художественной литературы, включающей

народную, классическую и современную, отечественную и

зарубежную музыку различных времён и стилей, воспитывать

нравственные, патриотические и эстетические чувства;

- развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

успешность,уверенность, убеждённость,способность к самооценке,

критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,

взаимопомощь и взаимоконтроль

в) развивающие

- научить чисто петь одноголосные и многоголосные музыкальные

примеры, читать с листа, определять на слух музыкальные

элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно

воспроизводить ритм и отражать его а записи;

- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,

внимание, воображение, восприятие;

- уметь применять логические операции: анализ, синтез, сравнение,

классификацию, систематизацию, обобщение;

- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.

5.Тип урока:

интегрированный

6.Оснащение урока:

- фортепиано;

- таблицы, карточки, схемы;

- учебные пособия:

- А.Андреева От примы до октавы Сольфеджио 5 класс;

- Л.Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;

- Т.Калужская Сольфеджио 6 класс;

- О. Берак Школа ритма Т.3;

- Н.Ладухин Вокализы;

- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;

-В.Флис, Я.Якубяк Сольфеджио 7 класс;

- Ж.Металлиди, А.Перцовская Двухголосные музыкальные диктанты;

- В.Жилин Занимательные игры для чтения с листа;

- партитуры пьес для народного оркестра (В.Андреев Полонез

В.Купревич «Тульский самовар»);

- шумовые инструменты.

Основные этапы современного урока

I. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку, перекличка

обучающихся, объявление темы, цели и задач

II.Проверка домашнего задания

1. Построение (письменно) и пение:

- гаммы D dur 2-х видов;

- отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в D dur;

- всех известных аккордов от звука «d».

2. Проверка знаний и умений обучающихся:

- слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;

- пение интонационных упражнений для усвоения интервалов

(мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и

доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);

- устный 2-х голосный интервальный диктант (чешская народная песня

«Танцуй, танцуй»);

- пение и слуховой анализ септаккордов и аккордовых цепочек;

- сольфеджирование одноголосного примера ( А.Рубинштейн Мелодия);

- теоретическая разминка (работа в командах).

III. Организация восприятия и осмысления новой информации

1.Увоение исходных знаний:

- гармонический анализ 2 - й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях) и

характерных интервалов (ув 5 и ум 4) на материале фрагментов из

музыки Ф.Листа «Утешение», Р.Шумана «Отзвуки театра»;

- чтение с листа ритма со слигованными и синкопами по современному

пособию О.Берак «Школа ритма» (Т.3 №7).

2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа

деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе

ранее усвоенных знаний и умений:

- слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной

литературы (главная партия из симфонии №5 Л. Бетховена - Д65, Р.Глиэр

Вальс - Д43, Д. Тухманов «День Победы» - Д 2, М.Мусоргский «Венчание

царя Бориса на царство» - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,

имитирующих колокольный звон);

- игра на шумовых инструментах I периода пьесы В.Андреева Полонез,

исполняемого в оркестре русских народных инструментов;

- пение 3 - х голосия («В деревне Ольховке», «Грицю, Грицю»);

- создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование

музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н.Ладухина).

3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний:

- анализ ритма I периода пьесы В. Купревича «Тульский самовар»,

исполнение на шумовых инструментах ритмической партитуры, а затем

оформление ритма по записанной на карточке мелодии по памяти;

- анализ обучающимися одной из пьес по специальности.

4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

Вопросы к классу:

- что такое родственные тональности, перечислить их для D dur, e moll;

- что такое период, предложение, фраза, каденция?

- какие аккорды строятся на IV,VI,VII ступенях тональности?

IV.Домашнее задание к следующему уроку:

- построить и петь все изученные аккорды от звука «e»;

- сочинить и записать 8 тактов ритма с синкопами и слигованными нотами;

- сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л.

Варламовой, А.Семченко Сольфеджио 5 класс.

V.Подведение итогов урока

На занятии были представлены все основные разделы предмета

«Сольфеджио»:

- вокально - интонационные навыки;

- сольфеджирование и пение с листа;

- воспитание чувства метро - ритма;

- воспитание музыкального восприятия;

- музыкальный диктант;

- воспитание творческих навыков;

- теоретические сведения.

На уроке в традиционных формах работы были показаны следующие

приёмы педагогической техники:

- использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);

- повторение с расширением;

- пересечение тем (межпредметные связи);

- работа в командах;

- взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;

- применение практических навыков в конкретной деятельности;

- обмен мнениями, оценками.

На уроке использовались следующие современные технологии:

- проблемно - развивающая;

- личностно - ориентированная;

- перспективно - опережающего развития;

- сотрудничества.

Урок проведен в соответствии с современными требованиями:

- цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;

- темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой

построения;

- задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с

учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и

темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;

- использование музыкальных фрагментов различных композиторов,

стилистических направлений и жанров способствовало расширению общего

художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию

эмоционального восприятия учащихся;

- обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и

умение применять их в комплексе, при исполнении музыкального

материала, в творческих формах музицирования, что помогло

расширить их исполнительские и слушательские возможности,

необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов -

профессионалов.



© 2010-2022