Образовательная программа для музыкального кружка Радуга

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Западноказахстанская область Теректинский район

Подстепновская № 1 ОСОШ





Образовательная программа для музыкального кружка.

« Радуга»









Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет.

Срок обучения 1 года



Разработала программу

педагог музыки и пения: Сахарнова Л.Т.



2015г.







Содержание:


1 Титульный лист.


2. Пояснительная записка.


3.Учебно-тематический план.


4.Содержание образовательной программы.


5.Методическое обеспечение.


6. Список литературы.


I

Пояснительная записка.

Хоровое пение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся.
За время обучения по образовательной программе дети знакомятся с лучшими образцами музыкального творчества народов проживающих в нашей республике. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления в детском творческом коллективе.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности.

Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам народной культуры Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Ознакомление с традициями фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Народная песня- исток, начало начал. Народная песня уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания тесно связаны с фольклором. Программа раскрывает основные моменты народного фольклора, представляя собой решение от простого к сложному. Важно привить интерес и любовь к народному творчеству через песни.

В программу можно внести изменения в связи с текущими событиями, знаменательными датами, тематикой.

Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет.


II

Актуальность: Приобщение младших школьников к фольклору. Хорошо известно, что хоровое пение, совместное это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. . А ведь именно хоровое пение, основанное на народных традициях и классической музыке, способно преодолеть тот "хаос", который сегодня захватывает души наших детей с самого раннего возраста.

В отсутствие, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

« Запоет ребенок - запоет весь народ!»

Новизна: программы заключается в том, что в работе детского объединения использованы:

  • информативно-коммуникативные и педагогические технологии.

  • Игровой метод обучения,

  • Эмоционально-насыщенное общение, пение с характерными народными, танцевальными движениями

  • Предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа)

Исполнение народных песен в современной интерпретации. Изучение народный фольклора, добавляя современные методы и приемы оформления песен: современные подтанцовки, использование шумовых инструментов, обыгрывание, инсценировки.

Педагогическая целесообразность:

Программа рассчитана на приобщение детей к певческой культуре. Традиционная отечественная культура - это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами Казахстана: бережное отношение к матери - земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, память о

Программа ориентирована так же и на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей, но способных освоить хоровую деятельность.

Цель кружка:

создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края. Дать учащимся основные знания в области народного творчества, способствовать воспитанию интереса к народной музыке, традициям и обрядам разных народов.


III

Задачи:

Обучающие:

- формировать представление учащихся о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание народного музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- воспитывать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым, патриотизму, интернационализму.

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- развивать чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства, хореографии

учащиеся должны знать:

  • Как правильно вести себя на сцене во время выступления хора

  • Как правильно брать певческое дыхание

  • Основные праздники народного календаря

  • Как правильно произносит текст в исполняемых песнях

Как слушать и слышать свой голос в общем хоровом звучании, понимать значение его для создания ансамбля

учащиеся должны уметь:

  • Правильно вести себя на сцене во время выступления хора

  • Правильно брать певческое дыхание

  • Исполнять песни, аккомпанируя себе на шумовых инструментах

  • Правильно произносит текст в исполняемых песнях

Слушать и слышать свой голос в общем хоровом звучании, понимать значение его для создания ансамбля

Занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа в год

Форма организации: кружковая.

Функциональное предназначение: досуговое.

Сроки реализации: Программа рассчитана на год обучения.

Проверить результаты обучения позволяют текущие выступления на концертах, конкурсах проводимых в школе, поселке, районе, области.

IV

Учебно-тематическое планирование на год.

Наименование раздела

Количество часов

Календарные праздники

1.

Введение белорусская музыка.

1

-

2.

Румынская народная музыка

2

День учителя

3.

Казахская народная музыка

2/2/2

День независимости,

8 марта, Наурыз.

4.

Русская народная музыка

2/2/2

Святки, Праздник единства, День победы

5.

Английская народная музыка

2

Новый год

6.

Украинская народная музыка

2/2

Новый год, Святки, Масленица.

7.

Узбекская народная музыка

2

8 марта,

8.

Татарская народная музыка

2

День независимости,

Наурыз.

9.

Кавказская народная музыка

2/2

Праздник единства

10.

Корейская музыка

2

Праздник единства

11

Польская музыка

2

Праздник детства

12.

Заключение. Чешская музыка.

1

Праздник последнего звонка

13.

Итого

34


V

Содержание программы по темам.

1. Введение (1 ч) Выявить способности учащихся. Режим работы, план занятий, выбор материала. Сведения о фольклоре. Разучить попевки, потешки. « Пастушья песня» французская песня , « Савка и Гришка» белоруска песня.

2. Румынская народная музыка(2) Познакомить с румынской народной песней «Рулате» (Песня пожелание). Рассказать о истории песни. Разучить текст, мелодию. Исполнять песню с характерными движениями народных румынских танцев.

3. Казахская народная музыка(6) - « Жайдарман» казахская народная песня, « Достархан», «Отан», « Наурыз келдi» Познакомить с казахскими народными песнями. Беседа о характере исполнения материала.

Песни разучиваются в разное время в соответствии с календарными датами.

4 Русская народная музыка(6)

Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы и о весенних праздниках, обычаях, обрядах. Песни: « Ой, сад во дворе», « Как у наших у ворот», « Масленица», « Блины». Разучить песни. Исполнение с характерными хороводными движениями для русских танцев.

5. Английская народная музыка (2) Познакомить с новогодней песней « Бубенцы». Исполнение на английском и русском языках, использование при исполнении колокольчиков. Песня исполняется на новогоднем празднике.

6. Украинская народная музыка(4).Для украинской музыки характерно гортанное исполнение, с небольшим надрывом, поэтому при разучивании материала желательно прослушать пение в оригинале. Познакомить с песней «Матуся», « Добрий вечер». Исполнение песен можно использовать в концертах на Новый год, Святки,8 марта.

7. Узбекская народная музыка(2).Познакомить с узбекской песней «Ялла» (Праздничная) песня

8. Татарская народная музыка(2) Песня « Туган Як» на татарском и русском языках. Познакомить с татарским праздником Сабантуй

9. Кавказская народная музыка(4). Работа над двухголосным пением. Разучить песню «Стрекоза», « Встретил девушку» грузинская песня. (на грузинском языке)

10. Корейская музыка(2) Познакомить с корейской песней «Торади» (Колыбельная) добиваться мелодичного колорита, мелодичного пения

11. Польская музыка.(2) Познакомить с песней « Кукушка»

12. Заключение(1) . Повторение музыкального репертуара. Разучить чешскую песню « Звонок». Текст, мелодия. Исполнение на последний звонок.


VI

Календарно- тематическое планирование хорового кружка

Музыкальный материал

Кол. часов

дата

Методы работы

« Осень-перемен восемь»

1

« Пастушья песня» франц. песня, «Савка и Гришка» белорусская песня

1!

Разучить песни для распевки. Пение каноном

2

« Рулате» румынская песня

2

Разбор произведения. Разучить текст, мелодию.

3

« Жайдарман» казахская песня

1

Работа по голосам

4

« Отан» казахская песня

2

Познакомить с произведением

5

« Ой, сад во дворе» русская народная песня

1

Работа по фразам, голосам

6

« Как у наших, у ворот» русская народная песня

1

Разбор материала. Текст, мелодия.

7.

« Ой, сад во дворе», « Как у наших, у ворот русская народная песня

1

Закрепление материала. Пение в движении.

« Пришла коляда-отворяй ворота»

8

« Бубенцы» английская песня

2

Разбор произведения. Разучить текст, мелодию. Пение в характере

9

« Добрий вечер» украинская песня

2

Разбор произведения. Разучить текст, мелодию.

10

« Достархан» казахская песня

1

Разбор произведения

11

« Туган Як» татарская песня

2

Работа с хором. Разбор произведения. Разучить текст.

12

« Ялла» узбекская песня

2

Работа по голосам

13

« Торади» корейская песня

2

Разучивание по фразам

«Краше весны да лета - ничего нету»

14

« Масленица».русская песня

1

Познакомить с произведением

15

« Блины» « Масленица». русская песня

2

Разучивание по фразам

16

« Матуся» украинская песня

2

Познакомить. Работа над исполнением

17

«Наурыз келды» казахская детская песня» «Достархан»

2

Работа с солистом. Повторение

18

«Встретил девушку» грузинская песня

2

Работа над характером

19

« Стрекоза» грузинская песня

2

Разбор произведения

20

« Кукушка» польская песня

2

Работа с хором.

21

«Звонок» чешская песня

1

Работа по голосам


VII

Список литература:

1 Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники: Народная традиционная культура: Учебное пособие. - Народный фольклор: «ТНТ», 2003. - 336 с.:47 .

2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 128 с.

3. Афанасьев А.Н. Народные праздники /Древо жизни. - М.: ТЦ Сфера, 1982. - 40

4. Агамова Н.С., Морозова И.А., Слепцова И.С. Народные игры детей: организация, методика, репертуар. - М.: ТЦ Сфера, 1995. - 247 с.

5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.:ТЦ сфера, 1987. - 324

6.Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. класса в общеобразовательных учреждениях Учебное пособие для студ. муз. фак. пед. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2002, 416с.

7.Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь! Музыка в школе, № 3, 1988, с.22-28.

8.Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987, 270с.

9.Сборник «Народные песни и танцы» - М.: Просвещение, 1981, -231с.

10. « Песни школьника » Педагогика, 1990



Занятие № 1

Тема: Введение.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с понятием фольклора. С целями, задачами

Кружка

Раскрыть понятие о хоровой, народной музыке

Развивать умение различать музыку.

Воспитывать певческую культуру поведения.


Ход занятия.

1 Орг. Момент. Беседа о разнообразии хоровых коллективов.

Хор или «хорус» в переводе с латинского толпа, собрание. Коллектив людей исполняющих вокальную музыку. По количеству участников хоры бывают: камерные от12 до 30,большые от 50 до 120,сводные (разные коллективы) до 1000. С точки зрения манеры пения хоры бывают: академические, церковные и народные.

Хор делится по голосам: мужские и женские. Поэтому хоры еще бывают : мужские, женские, смешанные,детские,хор мальчиков.

У нас кружок называется « Народный хор».

А теперь давайте дадим определение нашему хору.

2. Распевка. Для того, чтобы правильно и грамотно петь ,необходимо знать некоторые правила. Как правильно сидеть, брать дыхание, произносить гласные и согласные, работать над своими вокальными данными. Повышать уровень вокального мастерства. Есть специальные дыхательные упражнения. Сделаем их.

Дыхательные упражнения . Образовательная программа для музыкального кружка Радуга

Образовательная программа для музыкального кружка Радуга

Познакомимся с французской песенкой «Пастушья песня».

Слышишь песню у ворот

То пастух овец зовет

Лишь зарей зардеет небо

Он берет краюшку хлеба.

Туру руру туру ру

Выйдем рано по утру.

Исполнение группой, хором, индивидуально.

Разучить белорусскую песню « Савка и Гришка»

Савка и Гришка сделали дуду.

Дуду ду ,ай дуду

Громко ребята в дуду заиграли

Старому дедушке спать помешали.

Дуду ду ,ай дуду



© 2010-2022