Урок Музыка. 6 класс. Тема: «Музыкальные портреты в кюях Даулеткерея Шигаева»

Цель урока: Обучающая: Сформировать новые знания, на основе изучения творчества известного кюйшы Даулеткерея. Развивающая: развить умения, определять и объяснять термины из музыкальной науки; анализировать музыкальные произведения; обобщать и систематизировать новые знания, умения и навыки; развивать с учащихся творческую личность. Воспитывающая: сформировать морально-эстетические нормы поведения, нравственные и духовных ценности, через освоение музыкальной культуры Казахстана.  Тип урока: урок...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыка» 6 класс

Урок разработала учитель музыки СОШ №39, г. Павлодара:

Воеводская Л.Л.

Тема открытого урока:

«Музыкальные портреты в кюях Даулеткерея Шигаева».

Цель урока:

Обучающая: Сформировать новые знания, на основе изучения творчества известного кюйшы Даулеткерея.

Развивающая: развить умения, определять и объяснять термины из музыкальной науки; анализировать музыкальные произведения; обобщать и систематизировать новые знания, умения и навыки; развивать с учащихся творческую личность. Воспитывающая: сформировать морально-эстетические нормы поведения, нравственные и духовных ценности, через освоение музыкальной культуры Казахстана.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-игра «путешествие в прошлое».

Формы организации урока: коллективная (в группах)

Методы:словесный, наглядный, частично - поисковый, практический, аналитический.

Дидактическое обеспечение урока: билеты(со списками групп) х4шт, конверты с заданиями 7 шт. х4шт.

Учебный материал: распечатка «Биография Даулеткерей», распечатка «Кюй».

Оборудование: презентация, фильм, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствие: музыкальное…вокальные упражнения….

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на машине времени. Всего у нас 4-ре уютные кабинки. Предлагаю вам занять свои места по алфавиту. За основу взяты ваши имена, не фамилии!

Музыкально: Садитесь…

Дети: Спасибо!

(Детям предлагается сформировать группы по своему имени: 4 группы: по 6-7 человек.)

Сейчас вы перевернёте билет и проверите списки пассажиров вашей компании.

«А-Артё»

  1. Ангелина Власова

  2. Андрей Гофман

  3. Анастасия Иванова

  4. Анастасия Кравчук

  5. Анастасия Набиулина

  6. Артём Сухоносенко

«Ару(Арту) -Ж»

  1. Артур Амирханян

  2. Аружан Сакенова

  3. Вера Шевчук

  4. Герман Пшенко

  5. Дильназ Жанжигитова

  6. Дамир Суенов

  7. Дарина Тулегенова

«Е-Н»

  1. Егор Демагин

  2. Жанель Канапьянова

  3. Ирина Куршакова

  4. Кирилл Дударь

  5. Карина Ибрагимова

  6. Лиза Джанаева

  7. Нурай Усина

«Р-Я»

  1. Руслан Болуспаев

  2. Тимур Садыков

  3. Томирис Хамитова

  4. Хадия Кожахмет

  5. Ульяна Миронец

  6. Юля Серякова

Спикер - председатель вашей компании должен представляет идею группы, т.е. отвечать на задания. Спикер меняется по алфавиту на каждое задание (всего 7 заданий). За урок каждый должен побывать в роле спикера.


  1. Актуализация.

Приемы самоконтроля. Углубление раннее изученных понятий, опорных знаний, необходимых для подготовки учащихся к восприятию нового материала. Проверочные вопросы по пройденному уроку.

1 задание: - ребята, давайте зададим маршрут полёта.

*у вас в конверте под №1 есть вопрос, ответьте на него и сделайте предположение маршрута


  1. О чём вам говорят имена: Шамши…………./……………Нажимеденов?

  2. От куда эти строчки:

Қарсы алған уақытты,
Мәңгілік досыңдай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!

  1. Что это за даты: 1944/1956/1992/2005/2006гг?

  2. Как связаны между собой: Латыф Хамиди и Гимн КССР! В 1944/1992

Прошу вас приготовиться к исполнению Гимна РК! (под минус)


Определив маршрут мы отправляемся в путешествие в прошлое в XIX век!

2 задание: казахская народная музыка XIX века,

дать определения известным понятиям, задание в конверте №2

*Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев - кюйши - профессионалов устной традиции.

Разные виды устного творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в кюях, поэтому многие из них - программные. Имеются кюи, изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, жирау, акыны.

Отличаются они как по тематике, так и по форме исполнения.

Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.


  1. Кюй-казахская инструментальная пьеса-жанр казахской инструментальной музыки.

  2. Кюйши-исполнитель кюя.

Композитор -кюйши -сочиняет и исполняет кюй.

  1. Токпе- западный стиль исполнения (отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы)

  2. Шертпе - восточно-центральный и южный стиль исполнения (песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы)


  1. Краткое содержание урока:

просмотр презентации о биографии Даулеткерей.

3 задание: «Продолжи мысль» конверт №3

  1. Даулеткерей - выходец из султанской среды, его детство…

  2. Даулеткерей - был сторонником духовного развития человека...

  3. Даулеткерей - всегда отстаивал свои принципы и убеждения, что демонстрируют его произведения….

  4. Даулеткерей - совершенствовал …и внёс значительный вклад в развитие инструментальной музыки Казахстана.


  1. Формирование новых понятий и способов действия.

Знание творчества композитора-кюйши. Особенности и вклад в казахское народное инструментальное искусство.

4 задание: Работа с таблицей

«Музыкальные портреты в кюях Даулеткерея»

Распредели творчество Даулеткерей по порядку.

КЮЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА

«Жигер»

6

Кюй «Жигер» был создан в годы тяжелого душевного кризиса. «Жигер» - произведение громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшее тревожный дух своего времени.

Кюй "Жигер" создан в годы тяжелого душевного кризиса. Смерть близкого друга и родственника Мухамеда Салиха Бабаджанова, окончательный разрыв со своим классом, бедность, в которую Даулеткерей впал в последние годы жизни, тяжелое положение народа, которому композитор стремился помочь своим гуманным правлением, и в то же время, отчужденность простого народа, видевшего в Даулеткерее представителя правящей верхушки - все это вызывало у композитора чувство горечи и трагического разлада с действительностью. В результате всех этих сложных переживаний, чувствований и раздумий рождалось трагическое мироощущение, вылившееся в художественно-образную форму кюя "Жигер" - произведения громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшего передавшего тревожный дух своего времени.

«Акбала кыз»

«Кудаша»

2

Для второго периода творчества Даулеткерея характерен интерес композитора к повседневной действительности, где особую группу составляют кюи, тематически связанные с характеристикой женских образов, портретные кюи, к ним относятся: "Жумабике", "Каражан-ханым", "Мунды-Кыз", "Акбала-Кыз", "Кудаша", "Коркем-ханым".

«Байжума»

4

Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности можно назвать кюи "Топан", "Тундырма", "Байжума".

«Қосалқа»

(«Пара серёг»)

«Кыз Акжелен»

1

Первые известные кюи Даулеткерея в начале 40-х годов «Кыз Акжелен» и «Кос-алка́». Кюй «Кос-алка́» («Пара серег») представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением. В другом случае - встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой Акбала-кыз. Ей и посвящен кюй «Кыз-Акжелен». Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку. Александр Затаевич, записавший это произведение, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами».

«Бұлбұл»

5

В конце шестидесятых годов произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов А. К. Жубанов образно назвал "ярмаркой кюев". Даулеткерей во время встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей"). Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. Было бы не совсем точным утверждать, что кюй "Булбул" рисует только образ соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич отмечал, что главное в этом произведении - изображение красоты южной ночи, образов южной природы. "Пьеса необычайной поэзии и картинности... Какие вспышки темперамента! И какое упоение красотами южной ночи - "соловьиной", без пустого и внешнего звукоподражания! Вещь, насыщенная волнующим содержанием, точно сказка Шехерезады, ожидающая своего Римского-Корсакова... она отражает душевные переживания затерянного в необъятной степи народного творца-музыканта!". Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей много позаимствовали друг от друга.

«Туркмен-кюй»

5

Однажды Даулеткерей побывал в Туркмении. Когда он вернулся, его спросили: «Что ты особенного видел в этой стране, что привёз с собой?» «Я привёз искусство - самое ценное и вечное», - сказал Даулеткерей и исполнил кюй «Көреғұлы».

«Коныр-кюй»

«Кос шек»

3

Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» настоящей элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности и, по характеру своих выспренных мелодических формул, как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов её развития».

«Желдерме»

3

Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи "Желдерме". По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глубже раскрыть богатый и изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.


  1. Применение.

Формирование умений и навыков. Применение коллективной формы обучения для проведения взаимоконтроля и отработки пройденного материала. Получение обратной связи.

5 задание: Слушание. Музыкальный диктант. Конверт №5

Я не называя кюев Даулеткерей, ставлю фрагменты его произведений, а вы должны дать им названия, т.е. определить какой это кюй. Подсказки у вас есть в конверте. Распределите кюи о порядку.

  1. «Қосалқа»

  2. «Туркмен кюй»

  3. «Корегулы»

Задание на внимание!

Посмотрите два фрагмента фильма и ответь на вопросы:

  1. Какие события в детстве Даулеткерея способствовали развитию его музыкальных способностей?

  2. Что его отличало от других сверстников?

  3. Назовите название, прозвучавших кюев?

  4. Кто исполнял кюи?

6 задание: Зарисовки. Представление своих работ. Конверт №6

«Акбала кыз» «Бұлбұл» «Жигер» «Қосалқа»(«Пара серёг»)

  1. Подведение итогов урока.

Оценка работы всего класса и отдельных учащихся.

7 задание: Итог: Техника обратной связи. Конверт №7

«Пять строчек» Синквейн: «Даулеткерей» пятистишье.

  1. Этап рефлексии.

Инициирование рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Оценка работы всего класса и отдельных учащихся. (цветные стикеры, смайлики)

  2. Д/З: Составить кроссворд по новой теме.








Ещё один эффективный приём, рассчитанный на рефлексию учащихся. Как и в случае с ПОПС-формулой, ребятам предлагается задание, не требующее много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих. Не зря синквэйн часто называют «пятистишием».

Впервые синквэйн появился в США в начале ХХ века. Его автор - американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлекавшаяся короткими японскими стихами хайку и танка. После второй мировой войны в американских школах появился дидактический синквэйн.

В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ.

Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель.

Во второй строчке - два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.

Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.

Четвёртая - ключевая фраза, наиболее важная идея.

Пятая строчка - снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.

существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

ключевая фраза

существительное

Примеры.

История России. Синквэйн Брежневой Олеси, 10 класс. (История России с древнейших времён до конца XVII в. Под ред. Сахарова А.Н. М. 2004)

Владимир Мономах

великий, мудрый

объединял, преобразовывал, строил

приостановил междоусобицу на Руси

реформатор

Обществознание. Синквейн Кокорина Юрия. 10 класс(Обществознание под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2005. § 22. «Гражданское общества и правовое государство

Государство

правовое, демократическое

защищает, регламентирует, принуждает

особая организация общества

порядок


оформление тетрадки под комментированием объявления темы урока: Тезисы, запись на доске предложениями:

1 тезис: Даулеткерей Шигаулы - известный казахский народный композитор XIX века, кюйши, акын.

2 тезис: В начале 40-х годов были созданы первые известные кюи Даулеткерея «Кыз Акжелен» и «Кос-алка́». Очень красивой девушки искусной домбристкой Акбала-кыз посвящен кюй «Кыз-Акжелен». Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку.

3 тезис: Кюй «Кос-алка́» («Пара серег») представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением.

4 тезис: Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими.

5 тезис: Кюй «Жигер» был создан в годы тяжелого душевного кризиса. «Жигер» - произведение громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшее тревожный дух своего времени.

6 тезис: Произведения Даулеткерея демонстрируют прогрессивные общественные взгляды, философию жизни, лирику времени, историю народа. Особенно ярко в его кюях отображаются картины природы и её красота. Всего за свою жизнь акын сочинил около сотни инструментальных произведений для домбры. Практическое задание: прослушивание кюев





© 2010-2022