Конспект урока музыки на тему Природа в музыке. Музыка осени

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Природа в музыке. Музыка осени» 1,2 классы

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.

Цель урока: Обучающийся научится раскрывать характерные особенности музыки, изображающей природу. Обучающийся получит возможность раскрыть характерные особенности музыки, изображающей природу (время года - осень).

Задачи:

Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия музыкального произведения.

Познавательные: познакомить обучающихся: с произведениями А. Вивальди «Осень». П.И. Чайковский «Осенняя песнь», с понятиями мажор и минор.

Регулятивные: развивать культу слушания музыки, музыкального восприятия.

Коммуникативные: развивать умение выразить свое отношение к музыкальному произведению в процессе слушания, исполнения.

Планируемые результаты:

1. Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

2. Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни.

3. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластических движениях.

Оборудование урока: компьютер, детские музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, маракасы, треугольник), листочки, нарисованное дерево.

Программное содержание: А. Вивальди «Осень», П.И. Чайковский «Осенняя песнь», И.Левитана «Золотая осень», «Сокольники. Осенний день», В.Поленова «Золотая осень», « Ранний снег», И. Шишкина «Осень», Л. Готман «Осенняя песенка»

Проблема урока: как музыка может изображать природу?


Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД на этапах урока

1.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие. «Пора начать урок».

Установление рабочей обстановки.

Упражнение на развитие певческого аппарата.

Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока.

Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)

Дети рассаживаются по местам.

Вместе с учителем приветствуют друг друга.

Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени - вверх)

Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени - вниз).

Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Регулятивные: формирование навыков самоорганизации.

2.








3.




















4.














5.


















6.

Введение в тему урока.


Этап подготовки к усвоению нового материала.





Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока.



Этап слушания музыкальных произведений.





Этап подведения итогов в изучении нового материала.


Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. У нас сегодня будет немного необычный урок музыки. Нас ждет удивительная встреча с музыкой, которая может изображать природу. Но сначала отгадайте мою загадку:

"Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?" (Осенью)

Правильно, сегодня мы будем говорить: о том, как композиторы, художники, поэты в своих произведениях изображают осень.

Осень - замечательное время года, она очень красивая и разноцветная. Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе осенью?

Посмотрите на доску, что вы на ней видите?

Какая картина по настроению? /грустная/

А почему? /дерево стоит без листьев, птицы улетают, на небе тучи/

Но осень не всегда бывает такой грустной, она может быть и яркой, солнечной. Давайте и мы украсим эту картину осени разноцветными листочками. Но для начала прочитайте эти строки из стихотворения.

«Унылая пора (грустно)… Очей очарованье (с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса - (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец, в золото одетые леса»

Как в своём стихотворении поэт А.С.Пушкин говорит об осени? Вы согласны с его мнением? Ребята, но не только поэты в своих стихах могут изображать осень. Посмотрите на эти картины, их нарисовали художники. Какие краски используют они для изображения этого времени года?

А еще изобразить осень можно с помощью музыки. Сейчас мы с вами послушаем, какую осень с помощью музыки нарисовал великий композитор А. Вивальди. (показ портрета композитора)

Но прежде, чем я включу музыку, давайте вспомним правила слушания музыкальных произведений.

Звучит запись А. Вивальди « Осень»

Вопросы после слушания:

-Какую вы услышали осень?

-Какие картины представили?

-Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья.

Абсолютно другой осень получилась у великого русского композитора П.И. Чайковского. (показ портрета композитора) Послушайте это музыкальное произведение и ответьте мне на вопрос: Какую вы услышали осень?

Звучит запись П.И. Чайковский «Осенняя песнь»

После слушания сравниваем два произведения.

Три разных вида искусства (живопись, поэзия, музыка) изобразили осень. В живописи - это краски, в поэзии - слова, а в музыке есть свои музыкальные краски. Некоторые из них вы уже знаете.

Если композитор хочет выразить грусть - он воспользуется минорной краской - МИНОР.

Если хочет выразить радость - воспользуется мажорной краской - МАЖОР.



Отвечают на загадку.

Отвечают на вопросы.

Дети описывают изображение на доске.





Ответы: и грустит, и восхищается красотой осенней природы и т.п.

Отвечают на вопросы


Дети перечисляют правила:

1. Музыку нужно слушать в полной тишине.

2. Сидеть ровно, не вертеться.

3. Высказывать свое мнение только после окончания звучащего произведения.

Отвечают на вопросы.



Отвечают на вопросы.


Говорят хором:

МИНОР

МАЖОР

Регулятивные: формирование умения слушать вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, исправлять ошибки.

Личностные: развитие эстетического вкуса; воспитание культуры восприятия музыки.

Познавательные: развитие речи; умение кратко формулировать мысль; умение обрабатывать информацию.





Познавательные: систематизация знаний обучающихся о композиторах-классиках, поэтах, художниках.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.



Познавательные: формирования умения использования специальную терминологию музыкального искусства.

7.

Физкультминутка

Нам пора немного отдохнуть, выходите из-за парт, сделаем «Осеннюю зарядку».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Выполняют упражнения.

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Руки в стороны.

Присели.

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Дети садятся по местам.

8.

Этап вокально-хоровой работы

На прошлом уроке мы начали разучивать «Осеннюю песенку», но прежде чем мы ее споем нам необходимо разбудить наш голос. Для этого сделаем упражнения для голоса. Изобразил голосом осеннюю картину.

Упражнения звуковой психорегуляции дыхания:

- ветер свистит: с-с-с-с;

- листья шумят: ш-ш-ш-ш;

- мухи сонные жужжат: ж-ж-ж-ж;

- провода звенят: з-з-з-з.

- но вот ветер усилился: с-с-с;

-листья зашумели тревожно: ш-ш-ш;

- мухи попрятались: ж-ж-ж;

- провода зазвенели, как струны: з-з-з;

- еж зафыркал под кустом: ф-ф-ф-ф-ф;

- собака зарычала на ветер: р-р-р-р-р.

Вокальная разминка «Осенняя песенка», поем со слова, поем на звук «А», «У».

Разучивание песни «Осенняя песенка».

Инструкция о правилах пения.

Играю на треугольнике, слова «Кап, кап, кап»


Выполняют упражнения.

И.П.: стоя, расслабив все тело.

Звук «С» - положить руки на щеки.

Звук «Ш» - положить руки на щеки.

Звук «Ж» - положить одну ладонь на шею.

Звук «З» - положить одну ладонь на шею.

Исполняют распевку.

Проговаривание текста песни. Пропевание мелодии.


Коммуникативные: формирование умения петь в хоре, не выкрикивая, слушая друг друга; слушать и понимать инструкцию при выполнении учебных заданий.

9.

Этап музыкально-ритмического развития.

Предлагаю поиграть в ритмическую игру «Осеннее путешествие листочка ».

Выполняют ритмические упражнения.

Регулятивные:

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

10.

Этап игры на детских музыкальных инструментах.

«Осеннее письмо», игра на музыкальных инструментах: маракасы, бубен, колокольчик.

Инструкция о правилах игры на инструментах.

Играют на детских музыкальных инструментах.

Регулятивные: работать с учебными принадлежностями (музыкальными инструментами)

11.

Итоговый этап урока.

Наш урок подошел к концу.

С чего мы начали наш урок?

Что вы узнали нового о музыке?

Что понравилось, а что нет?

Теперь наступила пора украсить нашу грустную осень на доске. У меня есть разноцветные листочки, если вам на уроке было интересно - вешайте на веточки красные листочки, а если на уроке вы грустили - желтые. Вот какое яркое, красивое дерево у нас получилось. А мне ваша работа на уроке очень понравилось, и я заменю это грустное солнышко на вот такое, веселое.


Вешают на дерево листочки.

Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения.

12.

Оценивание.

И за вашу работу на уроке я вас хочу оценить такими «солнышками».

За хорошую работу вклеиваю в дневник улыбающееся «солнышко», за средний уровень работы на уроке - «солнышки» с грустным лицом. Комментирую свою оценку.

Личностные:

положительное отношение к оцениванию за работу.

Коммуникативные: ритуал социального взаимодействия с учителем.




© 2010-2022