Программа по учебному курсу «Особенности русского музыкального фольклора»

Программа ориентирована на перспективное обучение, предполагающее развитие навыков и умений в области певческого исполнительства, и основана на усложнении и расширении учебного материала. Она создает возможность для необходимого воспитания вокально-ансамблевого мастерства у учащихся, которые могут стать активными пропагандистами народного певческого искусства. По данной программе могут обучаться все дети, интересующиеся народной музыкальной культурой, независимо от степени одаренности. Фольклорный материал программы общедоступен и включает синтез искусств и видов творчества (танец, игра, театральное действие, пластика движений). Основная цель программы - изучение и возрождение песенного фольклора России, освоение народно-песенных традиций и стилистических особенностей разных регионов России, а также развитие художественно-образного мышления и музыкальных способностей учащихся на основе коллективного творчества.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением английского языка»

г. Мирный



Рабочая программа педагога

Михайловой Светланы Викторовны

I квалификационная категория

по учебному курсу

«Особенности русского музыкального фольклора»








2014г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по данному предмету предназначена для детей, начиная с семилетнего возраста, и рассчитана на 5-летний курс обучения.

Занятия должны проводиться 2 раз в неделю по 45 минут. Ансамбль может состоять из одной или нескольких групп. В каждой группе должно быть не более 10 - 15 человек. Предусматривается возможность занятий небольшими ансамблями - дуэтами, трио, квартетами.

По данной программе могут обучаться все дети, интересующиеся народной музыкальной культурой, независимо от степени одаренности.

Фольклорный материал программы общедоступен и включает синтез искусств и видов творчества (танец, игра, пластика движений,театральнве действия).

Основная цель программы - изучение и возрождение песенного фольклора России, освоение народно-песенных традиций и стилистических особенностей разных регионов России, а также развитие художественно-образного мышления и музыкальных способностей учащихся на основе коллективного творчества.


Обучение по программе должно способствовать:


  • воспитанию у детей уважения и любви к творчеству, к народной песне;

  • формированию художественного вкуса;

  • развитию вокального слуха и певческого голоса;

  • приобретению навыков вокально-ансамблевого исполнения в народной манере;

  • развитию навыков импровизации.

Программа ориентирована на перспективное обучение, предполагающее развитие навыков и умений в области певческого исполнительства, и основана на усложнении и расширении учебного материала. Она создает возможность для необходимого воспитания вокально-ансамблевого мастерства у учащихся, которые могут стать активными пропагандистами народного певческого искусства.


На занятиях по хоровому пению (вокальному ансамблю) учащиеся овладевают:


  • навыками в народно-певческой манере, близкой к разговорной речи;

  • принципами народного звукообразования, отмечающимися открытостью, легкостью, звонкостью;

  • навыками певческого дыхания;

  • навыками чистого интонирования в традиционных и специфических ладах в условиях грудного резонирования;

  • навыками осознанного ощущения «пульсации» в музыке, что способствует исполнению песен без дирижера;

  • умением исполнять народную песню с сопровождением и без сопровождения;

  • навыками сочетания пения с движением или игрой, сохраняя при этом звучание голоса;

  • средствами музыкально-художественной выразительности, а также сценическим

воплощением художественного замысла исполняемых произведений.

Учащиеся средних классов кроме вышеперечисленных навыков овладевают:


  • единым формированием гласных звуков;

  • умением «огласовывать» согласные;

  • навыками чистого интонирования в процессе многоголосного пения;

  • навыками свободного, естественного исполнения песен с движением (в хороводах, пляске).

Вокальный ансамбль - широко распространенная и наиболее совершенная форма музицирования, в которой музыкально-художественная образность, сложившаяся благодаря таланту певцов, их виртуозности владения вокальной техникой иногда достигают высоких вершин.

Русский детский фольклор богат игровыми песнями. Являясь средством развлечения, эти песни учили детей и молодежь этическим нормам поведения.

В хороводно-игровых песнях нередко разыгрываются жизненные ситуации, разрешение которых предполагает приобретение навыков поведения, необходимых для общения в повседневной жизни.

Сегодняшняя практика показывает, что дети, поющие в фольклорных ансамблях, отличаются большей естественностью, раскованностью.

Ансамбль - наиболее близкая к хору исполнительская форма, в которой, как и в хорошем коллективе, наличествует совместное творческое созидание музыкально- художественного образа.

Вместе с тем, пение в ансамбле имеет свои особенности, вытекающие из творческого процесса: наличие двух исполнительских начал - индивидуального и коллективного. Певец в вокальном ансамбле выступает в двух качествах: как хорист и как солист, подчиняющий свое творческое видение общему коллективному замыслу, в связи с чем возрастает исполнительская ответственность каждого участника ансамбля.

Чем активнее ребенок будет реализовывать свои творческие возможности, участвуя в ансамблевом исполнении в форме конкретных действий (пении, танце, игре на музыкальных инструментах, актерской игре), тем более организован он будет в художественном творческом процессе, который, несомненно, пригодится ему в дальнейшем в других видах созидательной деятельности.

Преимущество фольклорного ансамбля как концертного коллектива состоит в его большой мобильности: он может выступать на любой площадке. Организационная и воспитательная работа в ансамбле во многом будет облегчена, если к ней будут привлечены родители учащихся. Пошив костюмов, экскурсии, участие в конкурсах и фестивалях, обрядовые праздники, отчетные концерты - все это должно проводиться в тесном контакте с родителями.

Учащихся ансамбля следует ознакомить с народно-песенными традициями и диалектными особенностями разных регионов России, но неотъемлемой частью освоения все-таки должна стать местная народная традиция с характерными обычаями прадедов, дедов и отцов имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств.


В программе использованы следующие принципы:


  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

  • Образно-сознательное восприятие и активность ребенка.

  • Системность в обучении и воспитании.

Все эти принципы связаны с развивающим обучением.

Методические рекомендации.


Репертуар любого коллектива - это совокупность исполняемых им произведений, определяющая его художественно-творческую направленность. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников ансамбля и их подвижности. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или же актерской игрой.

В процессе освоения репертуара развиваются творческие навыки певцов. На базе репертуара строится воспитательный процесс, происходит накопление как музыкально- теоретических знаний певцов, так и их певческих и артистических навыков.

В репертуар ансамбля входят народные песни разных жанров, соответствующие возрастным особенностям, специфике восприятия детей, это:

  • Образцы детского творчества (игры, считалки, дразнилки);

  • Творчество взрослых для детей, а также подходящие по содержанию песни из репертуара взрослых исполнителей (колыбельные, потешки, прибаутки, шуточные, хороводные, календарные песни).

В постановке музыкальных программ можно использовать пословицы, поговорки, скороговорки, игры, части обрядов и народных праздников.

В репертуар ансамбля следует включать экспедиционный материал. Количество исполняемых произведений определяется педагогом исходя из реальных возможностей исполнителей и конкретных задач, стоящих перед ними в данный момент.

Разучиванию произведений предшествует музыкально-теоретический и вокальный анализ. Анализ производится по следующим разделам:

  • краткие сведения о жанре песни, месте ее бытования, характере приурочивания;

  • разбор поэтического текста (разъяснения непонятных слов, устаревших

выражений);

  • лад, тональность;

  • опорные тоны, устои;

  • музыкальная структура (сколько фраз, похожи они между собой или нет);

  • темп и штрих звуковедения

  • метроритмическое строение песни;

  • диапазон мелодий;

  • интонационные и дикционные трудности исполнения;

  • возможные пути сценического воплощения и раскрытие художественного замысла.

После анализа произведения ведется работа по редактированию, если в этом есть необходимость.

При редактировании текста можно где-то сократить текст, где-то заменить слово или строчку. Но делать это нужно осторожно, чтобы новое слово не выделялось из стиля песни, а сокращенная временная протяженность не нарушила смысла песни.


Приемы разучивания партитуры:


  • показ - исполнение песни с использованием магнитофонных и видеозаписей (по возможности);

  • разучивание по фрагментам;

  • проговаривание песенной фразы в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани, сразу же обращая внимание на диалектные особенности, если таковые есть;

  • произносить ту же фразу нараспев по одной ноте в ритме песни, следя за разговорным идущим от слова с посылом звука, начиная с темпа в 2-3 раза медленнее необходимого;

  • многократное пропеванне основного мотива или музыкальной фразы в медленном и умеренном темпе, сохраняя разговорный посыл звука до тех пор, пока не появится уверенность в относительной усвоенности музыкального материала;

  • пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном, вокальном и ритмическом отношении фрагментов песни;

  • добиваться четкой дикции, используя перенесение согласных с конца слога к следующему слогу, что помогает выработать одновременное произношение согласных вместе с певцами;

  • обращать внимание на дыхание, добиваться сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы. Следить за быстрым свободным спокойным вдохом, обращая внимание на исполнение последнего звука фразы, не допуская его ослабевания. Использовать по надобности принцип цепного дыхания, возобновлять дыхание в середине выдержанного звука;

  • обращать внимание на распевание слогов, добиваясь мягкости, напевности, ритмической ровности звука при хорошем дыхании;

  • обращать внимание на единое формирование гласных звуков;

  • разучивая 2-х и 3-х голосные партитуры, рекомендуется сначала выучить основную мелодию. После того, как она будет выучена, подключать к ней верхний, а затем и нижний голос. Не затягивать процесс отдельного пения по голосам;

  • добиваться, чтобы певцы вели свои самостоятельные мелодические линии выразительно и свободно, умели слушать и подстраиваться в звуке и интонации к соседним голосам. Слушать себя и соседа;

  • после твердого усвоения музыкального материала разучиваемых фрагментов песни, переходить к их соединению, обращая внимание детей на «стыки» фрагментов, т.е. границы отрывков;

  • работа над художественным образом проводится и во время разучивания партитуры, и после ее технического освоения.

После собственно разучивания осуществляется работа над музыкально- сценическим замыслом произведения: раскрытие содержания, приемы и средства художественного выражения, сопровождение пения движением, игрой, народным инструментарием.

Примерный план занятия (1-5 классы)


  1. Пение учебно-тренировочного материала - 7 минут.

Использование специальных упражнений (дыхание, дикция, звуковедение, единая манера...) и отдельных интонаций песен.

  1. Освоение нового материала - 7 минут.

  2. Повторение пройденного материала - 10 минут.

  3. Занятия с движением - 15 минут. Здесь либо повторение прежних хороводов и плясок, либо постановка новых песен, частей обряда, игровых моментов с использованием народного инструментария.

  4. Слушание музыки, теоретические знания - 6 минут.

Продолжительность урока - 45 минут.


Содержание программы

I раздел.

Вокально-ансамблевая работа.

Ознакомление учащихся с вокально-ансамблевыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование правильного открытого звука, но легкого, звонкого, не допускать резкого, зажатого форсированного звучания.

Обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания. Формирование у детей осознания пульсации в музыке, что поможет им обходиться без дирижера.

Работа над вокальными навыками: дыханием, артикуляцией, дикцией; стремление к полной свободе исполнителей, чтобы эти навыки были такими же естественными, как и процесс речи.

Стремление к осмысленному и выразительному пению.

Пение учебно-тренировочного материала:


  • Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи

упражнения.

Практические занятия:

  • показ-исполнение песни.

  • Анализ музыкальной структуры.

  • Разучивание песни, проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных и интонационном, вокальном отношении фрагментов песни.

Теоретические знания:


  • Краткая беседа о жанре песни, месте ее бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.

  • Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, подчеркивая особенности местного говора.

Пение импровизаций:


  • Варьирование отдельных мелодий

  • Сочинение мелодий на текст.

  • Сочинение текстов на данную тематику.

  • Соединение наиболее удачных вариантов мелодии, как подголосков.

Сопровождение пения движением или игрой:


  • Соблюдая при этом естественно-речевой посыл звука, правильную осанку, умение легко и бесшумно двигаться.

  • Освоение кругового хоровода «стенка на стенку», фигур ручеек, «воротца», «поклон».

Слушание:


  • Прослушивание народных песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов.

  • Просмотр видеозаписей.

  • Количество осваиваемых произведений за год зависит от конкретных музыкальных и вокальных возможностей ансамбля.

Требования к учащимся.

Младшие классы.

Вокальные навыки.

  • Уметь брать дыхание в характере произведения.

  • Правильная артикуляция и дикция.

  • Правильно формировать гласные в строго речевой манере.

  • Мягко и напевно, не выталкивая, произносить согласные звуки.

  • Чисто интонировать в народно-певческой манере

  • Уметь выразительно исполнять песни, как с сопровождением, так и без сопровождения.

Ансамблевые навыки.

  • Петь чисто в унисон несложные в мелодическом отношении песни.

  • Чувствовать ритмическую пульсацию песни.

  • Уметь варьировать несложные мелодии.

  • Уметь петь некоторые виды двухголосия в упражнениях и песнях:

  • с бурдоном,

  • с терцовой второй,

  • каноническо-имитационного плана

Средние классы.

Вокальные навыки.

  • Пение в народной манере звукообразования в диапазоне: сопрано - до1-до2; альты -лям-ля'.

  • Уметь мягко, легко сглаживать регистры, не теряя при этом звонкости в голосе.

  • Правильно формировать гласные звуки. Владеть «огласовкой» согласных.

  • Владеть певческим дыханием, фразировкой, четкой дикцией и артикуляцией.

  • Уметь в исполнении раскрыть содержание песни.

  • Свободно и непринужденно исполнять песни с движением.

  • Импровизировать подголоски, ярко и выразительно исполнять запев песни.

  • Ощущать пульсацию и вести песню не только с четким ритмом и хороводным движением, но и лирическую с распевами.

Ансамблевые навыки.

  • Яркий, ясный унисон.

  • Единая манера звукообразования.

  • Владение цепным дыханием.

  • Свободное владение двух- голосием.

  • Исполнять запев песни, выполнять функции дирижера.

  • Пение в сопровождении музыкальных инструментов и a capella.

  • Коллективное участие в раскрытии художественного замысла произведений.

Список литературы.


  1. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е изд., М., 1977г.

  2. Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. М., «Центрополиграф», 2001г.

  3. Поиск. Методика. Опыт. Выпуск 4, Красноярск, 1993г.

  4. Материалы второго Всероссийского совещания-семинара по проблемам детского творчества. М., 1991г.

  5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор. М., 2000г.

  6. Мешко Н. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 1. М., 1996г.

  7. Мешко Н. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2. М., 2000г.

  8. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств. Москва, ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2008г.

  9. Хрестоматия песенного материала по предмету «Русское народное творчество» в детских музыкальных школах и школах искусств». Москва, «ПЕСС-СОЛО», 1998г.

  10. Предмет «Русское народное музыкальное творчество» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, перспективные и поурочные планы. Москва, «ПРЕСС-СОЛО», 1998г.

1Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е изд., М., 1977г.

2Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. М., «Центрполиграф», 2001г.

4



© 2010-2022