Методический опыт Инновационные технологии на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Говоря об инновационных процессах в области музыкального образования обратим внимание на то, что музыка - это всегда творчество, это всегда открытие, рождение нового. Именно на уроках музыки возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего развития ребенка, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности.

СЛАЙД 4

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии.

СЛАЙД 5

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе образования. Поэтому естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Такими являются здоровьесберегающие технологии.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, музыкально-пластические движения,фольклорную арт-терапию и др.

Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей по вышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыкотерапия- это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться вокалотерапия. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Фольклорная арт - терапия. Это интегрированная арт -терапия, музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, одним словом, - русский песенный фольклор.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей. Исполнение произведений может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько

интереса, сколько к игровой. Поэтому, следующими мы рассмотрим игровые технологии.

СЛАЙД 6

В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приёмов обучения, игровых моментов урока и т.д. В средней школе дидактические игры проводятся обычно в целях повторения, закрепления и проверки усвоения пройденного (диктанты-соревнования, кроссворды, «путешествия», ролевые игры, драматизации и пр.)

Музыкальная деятельность ребенка не возможна без развития его музыкальных способностей. С этой целью применяются такие музыкально-дидактические игры:


для развития ритмического слуха:

- «Ритмическое эхо»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, попевки. Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

для развития динамического слуха:

- «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).

Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты, которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие инструменты.

на развитие певческих способностей:

- «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения: каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит исполнением всей песни в своем темпе.

для восприятия музыкальных произведений:

- «Ожившие картинки»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти, ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры: учитель помещает новые рисунки детей за четверть и предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи) отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на дополнительные вопросы.

Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры

как музыкальная пантомима -игра «Оркестр»

СЛАЙД 7

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютеры или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

-Обучающие, развивающие программы с игровым сценарием

-Программы для пения караоке

-Обучающие мультимедийные диски

-Видео-уроки.

-Мультимедийные презентации.

-Средства Интернет.

СЛАЙД 8

В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем снова востребован и популярен стал метод проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогике.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проекты бывают следующих видов:

Исследовательские проекты - ориентированы на решение научной проблемы. Имеют четко продуманную структуру, совпадающую со структурой реального научного исследования: актуальность темы, определение целей и задач, предметов и объектов исследования, методов, обсуждение результатов, выводов и рекомендаций. Как правило, презентация данных проектов происходит на научно- практических конференциях, исследовательских чтениях различного уровня:от школьного до международного. Исследовательские проекты оформляются в соответствии с требованиями конференций или чтений.


Информационные - проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, также как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры. Наиболее распространенные методы обработки информации - это статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение.

Творческие - проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Принципы их оформления: яркость и оригинальность дизайна в соответствии с темой проекта, лаконичность, емкость, динамизм и простота информации, убедительность.

Примеры:

* стенгазеты,

* сценарии праздников,

* видеофильмы,

* презентации и другие.

Игровые - в этих проектах учащиеся принимают на себя определенные роли, в соответствии с характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные или выдуманные лица, имитирующие придуманные ситуации. Проекты требуют большой подготовительной работы и высокий воспитательный потенциал. Результаты таких проектов не могут быть точно предсказаны, это связано с высокой степенью импровизации участников проекта. Именно поэтому такие проекты требуют от учителя большей продуманности и творчества. Примеры: представление кукольного спектакля, виртуальные путешествия.


Применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием посещают уроки, повысилась результативность и, главное, есть интерес детей к нашим урокам.

СЛАЙД 9

В заключение хочется сказать: для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И результат нашей работы будет тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во-вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.

СЛАЙД 10

© 2010-2022