Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности

Данная статья "Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности" была представлена автором на одной из Всероссийских научно-практических конференций  в Костромском ГУ им. Н.А. Некрасова в 2007 году. В музыкальном образовании художественн-образный  подход является ключевым. Художественно-образный подход в методике обучения способствует воздействию на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности, а через эмоции и чувства – к целостному развитию; основываясь на принципах...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В.Лебедева

КГУ им. Н.А. Некрасова

Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности.

Прошедший XX век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не смогут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека. Мировой опыт показывает, что никогда успехи в экономике не достигались за счет экономии на духовной культуре и образовании.

Да, сейчас все активнее в наше время происходят процессы глобализации образования, широко внедряются новые технологии дистанционного обучения, интернет- и мультимедиа- технологии. Но необходимо осознать, что, наряду с несомненными достоинствами, происходящие процессы несут в себе и отрицательные моменты. Технологизация, компьютеризация образования порождает у молодых людей фрагментарность восприятия мира, удаляют ученика от учителей и от других учеников. Ослабевает воспитательное воздействие педагогов на учащихся. Ученики стали выступать в большей степени как потребители знаний, «потребители культуры». Они значительно меньше, чем раньше, участвуют в распространении и тем более в воспроизводстве культурных ценностей.

Прибавим к этому тот факт, что 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится всего лишь 3%, да и эта цифра идет сейчас на уменьшение. Горько осознавать это, тем более, когда понимаешь, что искусство - это вид человеческой деятельности, который создает целостную картину мира и создает ее в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов. Нравственный потенциал произведений искусства порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений. Поэтому главная задача образования XXI века - это преодоление кризиса культуры, духовности, гуманизма в самом широком смысле.

Выбор темы нашей конференции - «Художественно-образный подход в стратегии развития целостной личности» не случаен.

В чем суть такого подхода? Художественный образ - это: единство объективного и субъективного, эмоционального и рационального, содержания и формы и т.д. Форма художественного образа включает в себя композиционное построение, комплекс выразительных средств, а, содержание художественного образа - это не только тема, идея, но и авторская оценка, отношение. Именно авторская оценка придает образу неповторимый аромат, потому что каждый художник воспринимает окружающий мир по-своему. Таким образом, в искусстве не отражается действительность, а отражается наше отношение к действительности. Тема у многих художников может быть одна, схожими бывают и идеи, но вот оценка - отношение к явлению всегда самобытна.

В слове «образование» мы слышим слово «образ». Сравним два понятия: содержание образования и художественный образ (его сущностное ядро) - и увидим их тождественную сущность, и там и там «спрятан человек». В художественном образе автор является главным «содержимым», в образовании - ребенок. Понимая это, можно выстраивать уроки искусства как Человековедческие (1). В таком подходе акцент в методике преподавания ставится не на форму художественного образа, а на его содержание, в частности на авторскую оценку. Именно такой подход и создает целостную картину мира, помогает получить ответы на вопросы, определяющие все наши жизненные позиции и действия: зачем человек живет и что он есть среди людей?

По Б. Ярустовскому, художественный образ - продукт организованной воли художника-мыслителя, отбирающего и осмысливающего типическое из множества реальных жизненных явлений. Рождение художественного образа обусловлено не только объективно существующим явлением жизни, но и глубиной мыслей и чувств воспринимающего и творящего художника, стремящегося правдиво отобразить это явление в искусстве (2).

В художественных образах как бы заложен алгоритм той творческой работы, которая отведена на долю слушателей, читателей, зрителей. Наряду с определенным жизненным материалом, художественные образы несут в себе будто свернутую пружину переживаний и раздумий над этим материалом.

Таким образом, художественно-образный подход в методике обучения способствует воздействию на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности, а через эмоции и чувства - к целостному развитию; основываясь на принципах педагогики искусства (целостности, образности, интонационности, импровизационности и т.д.) помогает «выйти на диалог» с автором художественного произведения.

Из своего 26-летнего опыта работы в общеобразовательной школе в качестве учителя музыки и мировой художественной культуры скажу, что учащимся интересно увидеть, прежде всего, образ человека в музыке: героя или самого композитора, прочитать в звуковом письме из прошлого, каким человеком был тот или иной композитор. При этом важно создать такую благоприятную атмосферу общения учащихся и учителя с искусством, когда и педагог и ученики будут говорить все то, что они думают о музыке. Это на уроке математики важно для учителя, чтобы дети пришли к одному правильному решению задачи; для педагога, ведущего предметы искусства, подобное - это сигнал «sos», одинаковых ответов (мнений) о произведении искусства быть не может, даже когда слушатели приблизился к авторской оценке того или иного явления, отраженного в звуках или красках.

Приведу несколько отрывков из сохранившихся с 1997 года школьных сочинений на тему «Слушая Баха» учащихся МОУ гимназия №15; прошу обратить внимание на то, какие разные размышления у старшеклассников, слушающих на уроке музыку И.С. Баха:

Веселова Инесса: «Когда я слушаю музыку этого композитора, я погружаюсь в нее. Когда звучит орган, я как будто оказываюсь в храме, в котором Бах начинал свое творчество, и вижу огромный зал, трубы и за органом сидит совсем маленький человек, а из-под пальцев его льется великолепная музыка. Видя эту картину в храме, меня какая-то неведомая сила заставляет задуматься над такими вопросами, как: а что же такое жизнь, и что будет, когда она закончится? Зачем человек пришел на эту землю, какова его роль на этом свете?

Смирнова Елена: «Звучит орган. Я слушаю органную музыку Баха и чувствую, что я уже не в XX веке. Я перенеслась в его эпоху, то есть на 300 лет назад. Я должна была бы увидеть пышные балы, или хотя бы пройтись по старым улицам Тюрингии. Но, нет. Я вижу только душу какого-то человека. Его душевные переживания, выраженные в обширном диапазоне чувств. Это что-то необъятное, чего нельзя увидеть, можно только почувствовать».

Седельникова Настя: «Такое ощущение как будто душа просыпается после долгого сна и все вокруг поет и радуется, внутри становится как будто необъяснимо тепло и приятно. Многие люди, придя с работы и очень устав, пытаются расслабиться и отдохнуть при помощи телевизора, разговора по телефону, чтения книг, но я думаю, что самый лучший способ расслабиться и отдохнуть - это послушать музыку. И для этого очень подойдет музыка Баха».

Смеловская Тоня: «Хотелось бы, чтобы эта музыка всегда жила в душах людей, потому, что она приносит в душу лучик света, она может помочь в ту минуту, когда вам плохо, когда вам тяжело. Мне очень жаль, что музыку такого композитора, как Бах, можно слушать только на уроках в школе, потому что даже по радио звучат всегда современные композиции, из которых ничего не возьмешь, в которых ничего поучительного нет, как в музыке Иоганна Баха. Мне бы хотелось чаще слушать произведения Баха».

Смирнов Дмитрий: «Я вообще-то классическую музыку не люблю, она мне кажется нудной, но Баха можно послушать. Чувствуется, что человеком он был по жизни серьезным и умным. В его музыке я лично слышу в свой адрес совет: быть серьезным, не дурачиться!»

Моравецкая Ирина: «Как ни странно, даже минорные произведения Иоганна Себастьяна Баха заканчиваются в мажоре. Может быть, Бах хотел показать то, что несмотря на все неурядицы нашей жизни, впереди будет то светлое, которое ждут все люди. Несомненно, Бах и его музыка близки нам, потому что музыка его полна тех черт, которые близки и нам. Поэтому Бах - наш современник. Но вообще натуру великого человека не может разгадать никто!»

Размышления ребят, как видим, разные. Но ценно то, что в музыке великого композитора учащиеся увидели, прежде всего, Баха - человека, образ эпохи, в которую он жил. Суть художественно-образного подхода ярко раскрыл художник Б.М. Неменский: «Можно любое произведение искусства логически объяснить, проанализировать, разъять на составные элементы… Но это не будет иметь прямого отношения к восприятию содержания данного произведения. Живого человека нельзя разъять для анатомического анализа если же разъять - он превратится в труп. К сожалению, именно так поступают с художественными произведениями теоретики» (3, с.16). А педагог Ш. Амонашвили говорил в свое время о том, что суммой знаний произведение искусства понять нельзя. «Похвалил бы меня поэт, если бы я заставлял детей только зубрить его стихи?»(3)

Мой достаточно большой опыт работы в школе позволяет обобщить то, что для моих учеников любимыми композиторами из классиков были Бах, Моцарт и Вивальди. Не скрою, раскрытию их творчества помогала мне и современная музыка: Никитина «Под музыку Вивальди», Окуджавы «Песенка о Моцарте», Галича «Слушая Баха», композиции Виктора Зинчука, группы «Свингл Сингерс». Современность (актуальность) творчества этих композиторов большинством детей не подвергалась сомнению. Продемонстрированный мною отрывок из научного фильма «Вода» убедил абсолютно всех ребят в благотворном влиянии классической музыки на человека, а учащиеся - любители тяжелого рока задумались о том, какое разрушающее воздействие на людей оказывает тяжелый рок.

Литература:

1. Маслова Л.П. Педагогика искусства: Теория и практика. - Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

2. Ярустовский Б. О музыкальном образе // Советская музыка/ Ред. В. Васина-Гроссмана, М. Гринберг. - М., 1954 - 667 с.

3. Неменский Б. Искусство как опыт человеческих отношений / Искусство в школе, №3. - М.,1991. - С.10 17.


© 2010-2022