Статья Влияние музыки на здоровье человека

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние музыки на здоровье человека

Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора - «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов - это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс - и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.»

Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.

Пифагор ничуть не колебался относительно влияния музыки на организм человека, и повсеместно доказывал огромное ее воздействие на чувства и эмоции человека, на ум и тело. Он даже ввел такое понятие как - «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире» - говорил древнегреческий ученый.

Однако Пифагор был не единственный, кто в древние времена лечил людей с помощью музыки. Так, еще в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. Да и в самой Греции кроме Пифагора были другие мудрецы, верившие в целительные свойства музыки и ее влияние на здоровье человека.

Например, греческий врач Эскулап больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» - одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.

А что же говорит современная медицина о воздействии музыки на здоровье людей? За последние десятилетия проведены сотни экспериментов, написано множество научных трудов -тысячи статей в серьезных медицинских изданиях,… рассказать обо всем в этой статье не получится. Вот лишь некоторые факты из мира медицины, подтверждающие положительное влияние музыки на здоровье и организм человека:

То, что музыка активизирует сенсорные пути, приглушающие болевые ощущения, выяснили ученые из Университета Юта. Ими были отобраны 143 человека, склонных к тревожности из-за боли. К пальцам участников эксперимента, в то время когда они слушали приятную музыку, подносились электроды, вызывающие незначительную боль. В итоге музыка помогала снизить у испытуемых тревогу и уменьшить болевой порог. Может благодаря пению и возникающему из-за него эмоциональному вовлечению бурлакам на Волге натертые в кровь мозоли не причиняли такой боли?

Ученые из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные наблюдения доказали, что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшалась пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.

Еще одним доказанным фактом положительного влияния музыки на здоровье человека является тот факт, что звучные мелодии помогают восстановлению после операции на сердца. Прослушивание радостной и веселой музыки, способной вызвать позитивные эмоции и хорошее настроение, рекомендуется при профилактике сердечнососудистых заболеваний. По мнению ученых, музыка помогает человеку улучшить циркуляцию крови, снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений.

Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, чтобы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.

Музыка предотвращает потерю слуха. Это было выяснено в ходе одного из простых экспериментов. 163-ем испытуемым, 74 из которых были бывшими музыкантами, предложили пройти несколько тестов, результаты которых показали, что даже семидесятилетние музыканты слышат речь в шумной обстановке и воспринимают звуки лучше, чем пятидесятилетние не музыканты.

Другие интересные факты о влиянии музыки на человека

Композиция легендарной ливерпульской группы «TheBeatles» «HelterSkelter» - наглядный пример того, как на первый взгляд благозвучная и достаточно приятная музыка на самом деле может оказаться очень вредной. Основной ритм этой композиции (примерно 6,4 герца) расположен в опасной для людей области резонансных частот брюшной полости и грудной клетки. У тех, кто ее слушает, может внезапно заболеть живот или могут появиться боли в груди. Помимо этого, так как основной ритм этой мелодии близок по частоте к одному из ритмов человеческого мозга, есть реальная опасность резонансного совпадения этих частот, которое может привести к самому настоящему сумасшествию.

В 1950-х годах в США проводились исследования о мере влияния музыки на покупателей. Учеными было выяснено, что спокойные мелодии, звучащие из колонок в торговых залах, создают уютную атмосферу, побуждая и стимулируя посетителей магазинов не торопиться и как можно больше времени уделить выбору покупок. И совершенно другой эффект создает более быстрая и энергичная музыка, в основном она используется в часы пик, для того чтобы ускорить покупателей. Такой из принципов применяется в сетях быстрого питания, например в «McDonald's»- где специальный менеджер, анализирует поток и количество посетителей и когда их много, в помещении начинает играть динамичная музыка, тем самым поторапливая людей. И в противоположном случае, если клиентов мало, то и музыка играет медленная и расслабляющая, чтобы посетитель как можно дольше задержался в заведении.

В настоящее время особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающие резервные возможности организма человека. И особую роль здесь могут сыграть отдельные элементы музыкотерапии, целенаправленно используемые в учебно-воспитательном процессе учащихся.

Следует сказать об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Художественно-творческое развитие обучающихся, на что направлены предметы искусства, способствует формированию их особого, эстетического отношения к жизни, которое связано, в первую очередь, с чувственным восприятием, так как «…искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувства» (Л.С.Выготский).

Данная работа представляет собой попытку обобщить опыт в области музыкального воспитания под общим названием «Влияние музыкального искусства на здоровье учащихся». Необходимость написания данной работы обусловлена недостаточной разработанностью вопроса использования отдельных приемов музыкотерапии в процессе организации учебно-воспитательной работы в системе образования и в этом видится актуальность работы. Методической основой данной работы являются художественно-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, идеи Л.С.Выготского, Е.Д.Критской, В.И.Петрушина, Л.В.Школяр, С.В.Шушарджан.

Цель работы - углубить общее представление о музыкотерапии и способах ее использования в практической работе педагога

Цель работы определила следующие задачи:

- дать общее представление о сущности понятия «музыкотерапия»;

- выявить роль восприятия музыки в процессе организации учебно-воспитательного процесса;

- определить условия для формирования способности к сопереживанию природе, человеку, обществу;

- умение воплощать свое представление о мире в осмысленной творческой деятельности;

- привести примеры использования отдельных приемов музыкотерапии на уроках музыки.

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового восприятия и навыков произношения, совершенствование движений, на эмоциональное развитие детей, расширение их кругозора, развитие воображения, творчества. Приобщение к духовной культуре общества содействует их социальной адаптации.

Коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Музыкальные игры способствуют:


  • Освоению материала;

  • Снятию психологического напряжения;

  • Формированию творчества;

  • Развитию фантазии.

Возникает необходимость по-новому, с социальных, политических и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации помощи подрастающему поколению. Впрочем, их и не нужно изобретать, достаточно обратиться к истории данной проблемы.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

С.В.Шушарджан в своей книге «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» отмечает, что корифеи античной цивилизации: Пифагор, Аристотель, Платон - обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Звук - это энергетическая вибрация, которая воздействует на человека. Пифагором были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать благотворное влияние. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом и с целым оркестром, где каждому человеку отведена своя роль.

Музыку как средство гармонизации индивида вслед за Платоном и Пифагором развил Аристотель. Он считал, что музыка обладает способностью формировать характер и «правильные» чувства.

Английский композитор-пианист Кирилл Скотт в своей книге «Музыка и ее тайное влияние в течение веков» утверждает, что музыка влияла на все фазы развития человечества. Это ярко подтверждается словами Платона: «Музыкальное воспитание более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души».

Содержание программы с использованием средств искусства.

Цель: профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка и развитие его средствами музыкального искусства.

Задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоционально - волевой сфере:

- формирование у детей волевых качеств;

- устранение и предупреждение негативных качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.);

- формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;

- развитие у детей положительных качеств характера (доброты, сопереживания, отзывчивости, честности и т.д.);

- преодоление невротических проявлений (страхов, тревожности и т.д.)

2. Преодоление недостатков в речевом развитии:

развитие лексико - грамматического строя речи;

формирование навыков и умений связного речевого высказывания.

3. Формирование высших психических функций:

развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;

развитие творческих способностей (воображения, фантазии).

4. Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству:

- формирование чувства ритма;

обеспечение всех и каждого ребенка в эмоционально-двигательном самовыражении;

формирование певческих, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

Структура занятия.

1. Игра - приветствие.

Занятие начинается с организационного этапа, необходимого для активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие. Это двигательные игры - приветствия: «Здравствуй, говори!», «Ты шагай, не зевай!», «Здравствуй, дружочек!»

2. Ритмодикломация.

У детей с ЗПР и речевым нарушением наблюдается стойкое недоразвитие в двигательной сфере. А любое движение взрослого или ребенка совершается в определенном ритме: ритме стихотворения, сердца, дыхания, ритма дня, работы и т.д. Здесь приходит на помощь коррекционная ритмика. Ритм, который вовлекает ребенка в движение, организует его и дисциплинирует. А стихотворная речь, которая сопровождает движение, подсказывает ребенку и он запоминает их на уровне сознания и мышечного, и музыкального.

3. Активная форма слушания музыки.

Музыка - самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние человека. Воздействие музыки происходит через звуковой регулятор жизненных ритмов: пульс, дыхание, движение. У взрослого и ребенка они разные. Поэтому музыка должна быть специфической, детской: без громкого звучания в аккомпанементе. Ребенка необходимо подготовить к её восприятию (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

4. Вокалотерапия.

Введение ребенка в любой вид искусства должен проходить через игру. Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают. Мы часто требуем -давайте споем, как я, не окрашивая песню в художественный образ. Поэтому на наших занятиях песня - это тоже игра. В игре мы и готовимся к пению. Я говорю: «Сейчас мы будем играть на самом любимом музыкальном инструменте. Откроем чемоданчик, достанем голосок...» и т.д. готовя детей к пению, я показываю и рассказываю о приключениях язычка (артикуляционная гимнастика), который отправился в гости к песенке, но по дороге встретил ослика (голосовая игра), затем полетал на самолете (упражнение на дыхание) и т.д.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

Игра - это тоже терапевтическое средство, лечебное средство, а не отдых и развлечение. В игре каждый ребенок получает возможность отреагировать, изжить отрицательные эмоции, заменить их на противоположные, обрести веру в себя. Основным показателем игровой методики является интерес. Игровая методика полезна всем детям, считается здоровье сберегающей и в арттерапии присутствует во всех видах деятельности. Например, игра «Экзамен» показывает, как дети, обучаясь игре в оркестре, учатся динамике исполнения в игровой форме, развивается реакция и внимание, умение музицирования под фонограмму.

6. Пальчиковый игротренинг.

О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно ещё в II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано много работ. Я использую на занятиях арттерапии методические рекомендации Иванов^ А.А., автора программы «Игра, как основа изучения

влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано изучения музыкального языка с детьми и их родителями», которая в 1998 г. получила Гранд Фонда Сороса.

9. Заканчивается занятие релаксацией
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться также остро, как и взрослые. Ведь дети тоже бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, с частотой ритма 60 ударов в минуту, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.
Все занятия имеют коммуникативную направленность. Игра - приветствие, пальчиковый игротренинг, направленные на сплочение и объединение группы - первый этап занятия. Далее вводятся упражнения по кинезитерапии, которые снимают психо - эмоциональное напряжение, активизируют творческое воображение и мышление.
Параллельно, в процессе занятия, слушаем музыку. Это народная музыка, музыка композиторов: И. Гайдна, Э. Грига, А. Вивальди, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Моцарта и др.
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться также остро, как и взрослые. Ведь дети тоже бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, с частотой ритма 60 ударов в минуту, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.

Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Успех коррекционной работы с ребенком зависит и от сотрудничества с родителями. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместные праздники, где родители не только знакомятся с программой, творческими работами детей, но и сами активно поют, музицируют и танцуют. Также повышают самооценку .ребенка, степень его само признания. Только пройдя 6 ступеней: познать, понять, простить, принять, полюбить, помочь мы сможем создать благоприятные условия для коррекции познавательной и личностной сфер ребенка с проблемами развития.




© 2010-2022