• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта урока искусство (музыка) в 5 классе Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Многообразие интонационно-образных построений

Технологическая карта урока искусство (музыка) в 5 классе Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Многообразие интонационно-образных построений

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта Искусство (Музыка) в 5 классе


Дата : 16.10.2015 год

Ф.И.О. учителя: Хакимова Е.Н.

Класс: 5

Предмет: Музыка

Тема урока: Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Многообразие интонационно-образных построений. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость...

Цель: Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.

Задачи:

Образовательные: - формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с литературным текстом побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;

составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений;

развивать наглядно-образное мышление;

развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

уметь интонационно верно исполнять вокальные произведения

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты (УУД):

Познавательные УУД:

1. преобразовывать познавательную задачу в практическую.

-. стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

1. строить рассуждения, обобщать.;

2. использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач

Регулятивные УУД:

1. продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.;

2.составление плана и последовательности действий;

Личностные УУД:

  1. развитие эмоционального восприятия произведения.

Тип урока: комбинированный

Технология, методы обучения: игровая, по рядам , фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы. Оборудование: Компьютер, экран, видео и аудио-файлы, презентация ,словесный рассказ, слушание музыки, проблемная ситуация, пение

связь с литературой, изобразительным искусством. Базовый учебник:. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.- М.: Просвещение, 2015 г. 5 класс».

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:


Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Музыкальное приветствие

Выполняют требования учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на заданные вопросы

Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и познавательных процессов(внимание, память).

Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку,

разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко

Отвечают, высказывают свое мнение.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

- правильно владеть музыкальными терминами;

- сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Что такое жанр? Жанр (от фр. genre - род) - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

Какие жанры вокальной музыки вы знаете?

А что стало бы с песней без стихотворного текста?

Верно ли утверждение, что музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия - это мысль, выраженная звуком.

Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли. А средства музыкальной выразительности помогают ему создать образ произведения.

Осталась бы одна мелодия.



Песня , романс, ария, опера.

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Давайте вспомним: СЛАЙД №1 .Верно ли утверждение

1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст.

А что стало бы с песней без стихотворного текста?

Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия - это мысль, выраженная звуком.

3. Вокализ - концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)

прослушивание мелодию «Вокализа» С.Рахманинова.

1.Узнали произведение?

рассказывает, выражает свои мысли.

Исполнение мелодии «Вокализа» С.Рахманинова

Добиться плавности исполнения мелодии. Правильного дыхания.

А теперь вспомним жанры инструментальной музыки.

Есть в инструментальной музыке произведения, которые называются «Песни без слов».

Факты из биографии Мендельсона.

Среди этих «Песен без слов» есть «Песни венецианских гондольеров» Ф Мендельсона

Слайд №7

Кто такие гондольеры?

Эти песни написаны в жанре баркаролы - песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка.

Послушаем одну из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона.

1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?

2.Какие образы в ней нарисованы?

Слушание.

Инструменты?

3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента - кларнета?

Образы?Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.

5.К какому жанру относится эта баркарола?

Думают, высказывают мнения, обсуждают.


Осталась бы одна мелодия.





Балет, концерт. симфония, пьесы.






Бархатное, мягкое звучание


Жанр романса.


5.Открытие нового знания

Метапредметные УУД:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Цель урока: Расширение представлений учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

План урока: Знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ», Ф. Мендельсон «Песня без слов». Творческая работа -самостоятельная работа Подведение итогов

4 слайд средства музыкальной выразительности произведения .

,Дети слушают музыку смотрят слайды, обсуждают.

6. Первичная проверка понимания

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Стали бы эти музыкальные сочинения более понятными слушателям, если бы были написаны на поэтические тексты?

7.Применение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

- последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Умение определять жанры инструментальной и вокальной музыки.

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Как ты понимаешь смысл выражения : «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем.»



Подводит итог урока.

Задает дом. задание. Сравнить мелодии лирических песен с мелодиями «Песен без слов», найти сходные и различные черты.

Ответы и рассуждения детей.



Дети записывают в дневник


© 2010-2022