Научный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов

Аннотация Цель исследования:  Доказать что через символы солнца в культуре разных народов человек может сохранить гармонию с природой, с самим собой, стать духовно и нравственно совершенным. Гипотеза: Если я изучу символы солнца в культуре разных народов, их образы в различных видах искусства, способы воздействия на человека, через положительные эмоции, то смогу помочь людям стать духовными и жить в гармонии с природой, самим собой и окружающими людьми. Этапы исследования: - Подготовительный:...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ Департамента Образования Костанайской области

ГУ Городского отдела образования г. Рудного

ГУ СШ № 18 г. Рудного





Научный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов


Направление: наука об искусстве

Секция: начальные классы

Тема: Образ солнца как символ в культуре разных народов







Автор: Ширшова Альбина

4 класс



Научный руководитель:

Артемова С.С.

Учитель музыки

СШ № 18






г. Рудный

2011

Оглавление

Аннотация


Введение

1

  1. Солнце как астрологическое тело

3

  1. Солнце как символ в культуре разных народов

5

  1. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси

14

  1. Аркаим - город Солнца

17

  1. Встреча с уфологом Светланой Петровной Мальцевой

20

  1. Солнце на флагах государств мира

21

  1. Солнце на гербах государств мира

28

Заключение

32

Рецензия

34

Отзыв

35

Список использованной литературы

36






Аннотация

Цель исследования:

Доказать что через символы солнца в культуре разных народов человек может сохранить гармонию с природой, с самим собой, стать духовно и нравственно совершенным.

Гипотеза:

Если я изучу символы солнца в культуре разных народов, их образы в различных видах искусства, способы воздействия на человека, через положительные эмоции, то смогу помочь людям стать духовными и жить в гармонии с природой, самим собой и окружающими людьми.

Этапы исследования:

- Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач.

- Исследовательский: наблюдение, поиск информации, интервью

- Практический: фотографирование, рисование, изготовление талисманов, поездка в Аркаим.

Новизна исследований:

- обобщены итоги исследования символов солнца в поэзии, литературе, культуре разных народов.

- рассмотрено воздействие символов солнца на духовный мир человека

Результаты:

- убедилась в необходимости воздействия на духовный мир человека через мощный символ солнца.

- сделала выводы, что солнце предлагает себя, как мощный источник - главного условия существования человека.

Область практического применения работы:

Работа может быть использована учащимися и учителями на уроках литературы, познания мира, ИЗО, трудового обучения.

Методы:

Наблюдение, поиска, сравнение, анализ, интервьюирование

Хронологические рамки:

Май 2010 - март 2011

Введение

Люди издревле поклонялись Солнцу, дающему тепло и свет всему живому на Земле, и обожествляли его. Действительно, значение Солнца трудно переоценить.

Культура, искусство, музыка - всегда и во все времена являлись отражением жизни, красоты, мыслей и чувств человека, той действительности, которая окружает человека со дня его рождения до самой смерти.

В культуре каждого народа существуют образы и символы, олицетворяющие высокие духовные и нравственные идеалы человека. На протяжении многих веков в сказках и легендах, преданиях и былинах, музыке и искусстве эти образы находили свое отражение.

В наш современный, материальный и мало духовный мир нынешний человек стремится к обогащению, но, к сожалению, не духовному. Бич современного человека - потеря человечности, тех общечеловеческих ценностей, присущих только ЧЕЛОВЕКУ.

Возвращение к истокам чистоты и доброты, взаимопонимания и гармонии с окружающим миром одно из актуальный проблем на сегодняшний день.

В 2010 году вместе с мамой и старшей сестрой на летних каникулах я посетила АРКАИМ (Арkайым), археологический комплекс, расположенный в Челябинской области на реке Большая Караганка. Комплекс исследуется с 1987 года. Меня поразила огромное количество людей, приехавших из разных уголков России и Казахстана в это удивительное место. Там я встретила Мальцеву Светлану Петровну, человека с необычной профессией уфолога и мне было любопытно узнать, почему это место называют «Городом Солнца». В магазине сувениров я увидела множество необычных знаков и символов, которых объединяло одно - круг - солнце. Так родилась идея изучения образа солнца как символа в культуре разных народов.

В ходе изучения темы была поставлена цель: воздействовать на духовный мир человека посредством мощного символа солнца, помочь людям стать высоко духовными и жить в гармонии с природой, самим собой и окружающими людьми. Постараться доказать, что через образы солнца в искусстве, культуре и поэзии, человек может сохранить гармонию с природой и стать нравственно совершенным.

Задачи работы:

  • Познакомиться и сравнить символы солнца в культуре и искусстве разных народов;

  • Изучить литературу по теме;

  • Познакомиться с воздействием в древности символов солнца на человека;

  • Ознакомиться с всемирно-известной Челябинской аномальной зоной «Аркаим», заповедником и древним поселением;

  • Взять интервью у уфолога Мальцевой Светланы Петровны;

  • Познакомиться с символами солнца на гербах и флагах различных государств;

  • Выразить свое представление символа солнца в картинах, рассказах, сказках и прикладном искусстве;

  • Подготовить печатные материалы по символике, свастическим символам, флагам и гербам стран мира.

Объектом настоящего исследования является символ солнца. Предметом исследования являются культура и искусства разных народов.

Гипотеза: изучив образы солнца в культуре разных народов и способы воздействия на человека через положительные эмоции смогу помочь людям стать духовными и жить в гармонии с природой, самом собой и окружающими людьми.

Повышение духовного уровня человека, его бережного отношения к жизни как своей, так и окружающей одна из актуальных проблем современного общества. Исследования данной работы необходимы не только детям, но и взрослым, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.





  1. Солнце как астрономическое тело

Научный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовИзучение Солнца и процессов, протекающих на нём, является одним из приоритетных направлений современной астрономии.





Солнце является самым большим объектом Солнечной системы, сосредотачивая 99,8% её массы. Вокруг Солнца вращаются все остальные планеты, в том числе и Земля, а также многочисленные кометы, астероиды и т. п. Солнце в 109 раз по размерам и в 330 тысяч раз по массе превосходит Землю.

Характеристики Солнца:

диаметр: 1390000 км

масса: 1.989*10^30 кг

температура поверхности: 5800 K

период обращения вокруг своей оси: 25,4 суток

На Солнце протекают очень сложные процессы.
Ещё в 1610 г. Галилей, впервые рассматривая Солнце в телескоп, обнаружил на нём тёмные участки (пятна). Наблюдая за движением этих пятен, он пришёл к выводу, что Солнце вращается, и определили примерный период этого вращения. Если мы будем наблюдать за Солнцем в современный телескоп, то увидим очень много интересного на поверхности.

Поверхность Солнца не является спокойной и светящейся равномерно - она бурлит, при этом солнечное вещество в одних местах постоянно опускается вниз, вглубь Солнца, а в других - поднимается вверх, к поверхности. Там, где вещество поднимается из внутренних, более нагретых слоёв, оно имеет более светлый оттенок, где опускается - более тёмный, поэтому вся поверхность Солнца выглядит зернистой, покрытой гранулами.

СНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народоволнечные пятна являются большими по размеру (до сотни тысяч км.) и более устойчивыми образованиями. Они могут существовать около месяца. Солнечные пятна имеют тёмный оттенок, т. к. температура солнечной поверхности в этом месте значительно меньше - она может составлять всего около 3500 К.

Кроме этого, в периоды солнечной активности часто наблюдаются солнечные вспышки - мощные локальные выбросы энергии с поверхности Солнца, солнечные вспышки сопровождаются не только кратковременным усилением излучения определённого участка Солнца, но и выбросами заряженных частиц, которые, достигая Земли, вызывают его возмущения, неблагоприятно сказывающиеся на здоровье некоторых люде.

ВНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовнешний светящийся и плотный слой Солнца называется фотосферой. Выше фотосферы находится хромосфера - очень разреженный и горячий газовый слой. Ещё выше хромосферы находится корона, ещё более разреженная и горячая. Хромосфера и корона также светятся, но обычно это свечение незаметно на фоне яркого солнечного диска. Зато, когда происходит полное солнечное затмение, корону можно легко наблюдать.

Солнце - не что иное, как звезда, подобная остальным звёздам, а отличаются эти звёзды от Солнца только тем, что находятся от нас на очень большом расстоянии. По сравнению с другими звёздами Солнце не очень большое и не очень маленькое, не очень старое и не очень молодое, согласно современным представлениям об эволюции звёзд, оно светит уже 5 млрд. лет, и как минимум ещё столько же времени сможет мирно согревать вращающиеся вокруг него планеты, пока внутри него не закончится водород.

2. Солнце как символ в культуре разных народов

ДНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовревнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет. С символикой связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Солнечный культ наиболее развит в египетской, индоевропейской, мезоамериканской традициях. Образ солнечного божества, передвигающегося в колеснице, запряженной четверкой белых коней, сохранился в индо-иранской, греко-римской, скандинавской мифологии. На исходе римской эпохи многие божества наделялись солнечными характеристиками (Митра, Христос). Римский праздник в честь божества Соль Инвиктус (непобедимое Солнце), отмечаемый 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, перешел в христианство в качестве праздника.

Солнце часто выступает в качестве первоначального символа верховного божества либо отождествляется с ним. В Древнем Египте бог солнца Ра является главенствующим божеством пантеона. Солнце переправляется по небесному океану - на рассвете это юный бог Хепри, в зените - Ра, солнечный бог в расцвете сил, на закате - бог-старец Атум. В индоевропейской традиции солнце олицетворяло верховное божество. В различных традициях оно описывается как «глаз неба» (или божества неба): в Индии Сурья - око Варуны; в греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса» (у Гомера); в Персии оно является оком Ахурамазды; в германской мифологии - «глазом Вотана (Одина)».

Солнце - даритель света и жизни, правитель верхнего и нижнего мира, которые он обходит во время своего суточного обращения: «Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь на лицах людей, твои следы невидимы»; «Мир существует через тебя», - гласят гимны Эхнатона, обращенные к солнечному богу Атону. Солнечные божества и божественные персонификации солнца наделяются атрибутами всеведения и всевидения, а также верховной власти. Всевидящее око солнечного божества воплощает гарантию справедливости. Оно видит все и знает все - это одно из важнейших качеств солнечного божества. В Ведах воспевается великий бог Сурья, всезнающий и всевидящий, перед лицом которого звезды исчезают, как воры.

Один из ведийских гимнов, посвященных солнцу, гласит:

«Вот оно встает, дивное око солнца, воды и огня, средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью, оно есть душа всего, что движется и не движется».

Сурья изгоняет не только темноту, но и болезни и дурные сны. По причине практически универсальной ассоциации с просвещением или озарением солнце выступает как источник мудрости. Эти качества - благотворное действие, верховная власть, справедливость и мудрость - в рамках развитого солнечного культа связываются с элитой общества. Монархи правили от имени солнца и к солнцу возводили свое происхождение. Нередко солнечный культ оказывается связанным с идеологией священного правления (правитель Перу - олицетворение солнечного бога, фараон - бог солнца, в Японии солнечная богиня Аматэрасу, верховное божество пантеона, была охранительницей императорского рода). Кроме того, солнце олицетворяет героическое начало. Многие герои мифологии наделяются выраженными солярными характеристиками (Геракл, Самсон и др.).

Образ солнца может быть рассмотрен в соотнесении с луной, в ряде мифологий выступающей в качестве его божественной супруги.
Солнце господствует над луной; в английском и ряде других языков воскресенье названо в честь солнца, тогда как понедельник - в честь луны. Солнце несокрушимо и бессмертно, в отличие от луны, непостоянной и ущербной, умирающей и вновь рождающейся. Подчиненный характер луны проявляется и в том, что она лишь отражает излучаемый солнцем свет. В целом с солнцем связываются мужской, активный и положительный принцип, а с луной - женский, пассивный и негативный. Так, например, в древнеиндийской мифологии солнечная династия - миролюбивая, тогда как лунная отличается воинственностью. Из металлов солнцу соответствует золото, а из цветов - желтый, тогда как луна соотносится с серебром и белым цветом.

Ночное исчезновение солнца может рассматриваться как смерть: «Солнце, которое считается заходящим, умирающим ежедневно, было первым существом, которое прошло жизненный путь с востока на запад. Оно было первым смертным, первое указало путь людям. Когда течение нашей жизни завершено, наше собственное солнце заходит на далеком западе» (Веды), «Ночная переправа» солнца олицетворяет неизбежность смерти, тьмы, греха, подобно тому как существование белого цвета предполагает наличие черного. Однако смерть солнца не является окончательной и обязательно включает идею воскресения, по сути, она не может считаться настоящей смертью.

В христианстве солнце становится символом Бога и слова Божьего - несущего жизнь и непреходящего; его имеют своей эмблемой носители слова Божьего; облеченной в солнце показана истинная церковь (Апок. 12). Подобно солнцу сияет праведник (в соответствии с традицией, представляющей святость, дух в образе света). Солнце изображается на гербах многих государств; восходящее солнце - государственная эмблема Японии.

Символ высшей космической силы. Всевидящее божество и его власть, теофрания, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, разум мира (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокоренный, слава, величие, правосудие, царственность. Это видимый образ Божественной Благодати, трансцендентный архетип Света (Дионисий). Нет ничего доступного взору во всем мире, что было бы более достойно служить символом Бога, нежели Солнце, которое проливает свет видимой жизни сначала на себя, а затем и на все небесные и земные тела (Данте).

Существует традиционное различие между видимым и невидимым, доступным ощущениям и осмыслению, внешним и внутренним Солнцем. В большинстве традиций Солнце - всеобщий Отец, а Луна - Мать, за исключением символических систем индейцев Америки, маори, тевтонов, народов Океании и Японии, где Луна представляет мужское, а Солнце - женское начало. Солнце и дождь - важнейшие плодородные силы, отсюда жених ассоциируется с Солнцем, а невеста - с лунной богиней, и Матерью-Землей. Непрерывно восходя и заходя, посылая лучи, которые могут быть то животворящими, то разрушительными, Солнце символизирует то жизнь, то смерть, а также обновление жизни через смерть. Весеннее Солнце - это sol invictus. Солнечный диск с истекающими из него потоками вод олицетворяет сочетание Солнца и воды, жара и испарений, необходимых для любой жизни. Окруженное лучами Солнце и окруженное лучами сердце имеют ту же самую символику центра как места пребывания света и разума. Солнце в борьбе со змеей символизирует борьбу света и тьмы, небесных ихтонических сил. Солнце, стоящее неподвижно, находится вне времени. Это Вечное Сейчас, освещение, побег из времени и круг а сансары. Солнце и Луна вместе символизируют мужское и женское начало в их единении.

Символами Солнца являются: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; свастика; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; сияющие колесницы с солнечными богами, управляющими белыми или золотыми конями, или пересекающими мир в солнечных ладьях; лицо в окружении лучей; глаз; бронзовый человек; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон. Белое Солнце ассоциируется с солнечными животными, но Черное Солнце связано со змеей и хтоническими сила ми. В охотничьих цивилизациях Солнце считается Великим Охотником. Солнце иногда изображается как плод на Древе Жизни. Когда солнечное божество имеет мужской пол, Солнце изображается в виде правого глаза. Если пол божества женский, Солнце изображается в виде левого глаза. Дети Солнца - это царственные, воплощенные боги. У некоторых племен Африки Солнце связано с женским началом, Матерью. У бушменов это высшее божество. У алхимиков это разум. Sol et Luna - это золото и серебро, король и королева, душа и тело, и т. п. Sol niger est prima materia. Планетарный знак Солнца, круг с центральной точкой, - символ завершения Великой Работы. У индейцев Америки Солнце - всеобщий дух, сердце Неба. В некоторых племенах Солнце становится женским началом, Матерью, в других Солнце и Луна считаются мужчиной и его женой или братом и сестрой. Танец Солнца - один из важнейших ритуалов.

В астрологии Солнце - это жизнь, живуч есть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. У ацтеков: чистый дух, воздух, Кетцалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел - заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея - солнечный символ. Ацтеки и инки были детьми Солнца. У буддистов Солнце - свет Будды. У кельтов - женское начало. У китайцев ян, великое мужское начало, Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю. Солнце - один из двенадцати символов власти. Десять Солнц на дереве символизируют конец цикла. Петух и трехлапый красный ворон живут на Солнце: три ноги символизируют восходящее, полуденное и заходящее солнце. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, Солнце праведности, Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце - местопребывания архангела Михаила, а Луна - Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди. У египтян восходящее Солнце - это Гор, Солнце в зените - Ра, а заходящее Солнце - Озирис. Правый его глаз - Солнце, а левый - Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой. Крылатый диск Солнца - символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни. У греков Солнце - глаз Зевса. Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце - Отец всего, Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира. Солнце - сердце, а Луна печень вселенной. У евреев: божественная воля и водительство. У герметиков Солнце - божественный оживитель всего, глаз Варуны. Индра - солнечный бог и побеждает дракона хаоса и тьмы, Вритру. Шива - Солнце, чьи лучи являются созидательной Шакти, несущей жизнь в мир. Солнце - это мировая дверь, вход для знания и бессмертия. Строенное дерево с тремя солнцами символизирует Тримурти. Дерево с двенадцатью солнцами означает Адитьев, знаки Зодиака и месяцы года. Эти двенадцать форм солнца будут появляться одновременно, как одно в конце цикла проявления. У инков солнце изображается в форме человека с лицом в виде испускающего лучи золотого диска и считалось предком. У иранцев Солнце - глаз Ормузда. Тот, кто чтит Солнце, которое бессмертно, правит быстрыми конями, чтит Ормузда, чтит Архангелов, чтит свою собственную душу. Крылатый диск Солнца символизирует также Ормузда (Ахура Мазду). У мусульман это всевидящий, всезнающий Глаз Аллаха. Это Солнце есть отражение того Солнца, что скрыто в изображения диска Солнца завесой (Руми). Сердце Вселенной и знак Бога на Небесах и Земле. У японцев Солнце - богиня женщин и змей Аматерасу; та, что владеет великим солнцем, рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо - восходящее Солнце. Символ Японии. У маори Солнце и Луна - глаза Неба. У митраистов Митра - солнечный бог. Сол, его квадрига и Кауто обычно изображаются справа, а Луна и Каутопат слева от Митры. У народов Океании чаще всего Солнце считается Матерью всего, Луна - Отцом, а звезды - детьми; в некоторых частях Океании Солнце и Луна считаются детьми первых мужчины и женщины. Солнце - великое глазное яблоко. У платоников Солнце - автор всего видимого, порождения, питания и роста. Тепло и свет Солнца - созидание и мудрость. У пифагорейцев десять солнц - циклическое совершенствование. У народов Скандинавии - глаз Одина (Водана), всевидение. Солнце изображается в виде солнечного змея. У славян солнечный бог изображается в облике прекрасного юноши или, временами, как рождающееся ежедневно и ежедневно же умирающее; в символике славян Солнце и Луна могут меняться полами. У шумеро-семитов солнечные боги Шамаш и Ашшур изображаются в виде крылатого солнечного диска. У тевтонов: Солнце - женщина и Мать, а Луна - Отец. У даосов Солнце - это ян и великая небесная сила; Солнце и Луна вместе символизируют сверхъестественное существо, все сияющее.

Солнце - героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру. Тройственные отношения между Солнцем, Землей и Луной и их ритмы определяют четверичное деление частей света и смену года, дня и ночи, жизни и смерти.

Научный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов
Культ солнца известен в истории Египта, Греции, Индии и Римской империи.

В Египте создавали гимны солнцу, писали трактаты о благотворном влиянии солнца на поведение людей, на внешнюю и внутреннюю политику, на состояние общества. Особенно почитаемо солнце было во времена фараона Эхнатона. В египетской символике птицы солнца - петух, феникс, орел, лебедь - ассоциировались со светом и духом.

В Греции солнце выступало предметом раздора, борьбы между сверхъестественными силами, стремящимися соответственно разрушить или защитить Вселенную.

В Индии солнце - своеобразное Божье око, зорко следящее за тем, что происходит на земле.

С культом солнца обычно отождествлялся лев, считавшийся, подобно солнцу-царю на небе и во всей Вселенной, царем зверей. Солнце - символ сильной монархической власти. В ряде эмблем и гербов средневековых германских княжеств лев изображался в совокупности с солнечным диском. Этим подчеркивалось, что солнце и луна - два небесных глаза на концах мировой оси.

Солнце - неумирающая ясность, оно существовало, существует и будет существовать вне зависимости от зарождения, эволюции и гибели той или иной цивилизации. Солнце - нечто вечное, не поддающееся воздействию извне, которое в то же время оказывало влияние на все то, что его окружает. Исчезновение Солнца - смерть всему живому, полная катастрофа, причем не только на уровне природы, флоры и фауны, человеческой цивилизации, но и на уровне космоса, планетного мира, всей Вселенной.

Утреннее солнце - символ рождения и пробуждения, воскресения. Вечернее солнце - смерть и сон, закат. Именно так трактуется образ солнца в литературных и живописных произведениях: смерть, как правило, освещена последними лучами уходящего за горизонт солнца; рождение - на фоне первых, нежных солнечных лучей.

Земным эквивалентом солнца является огонь. Огонь - эмблема солнца. Огонь и солнце тесно переплетены по своим свойствам, своим возможностям и значимости и в природе, и в человеческой цивилизации. Кроме того, огонь всегда считали порождением солнечных лучей, земным послом солнца. И стихия солнца - тоже огонь.

Металл солнца - золото. Согласно преданиям, золото - маленькие частички солнца, оказавшиеся на земле. По одной из версий, русское название золота происходит от слова «солнце». Латинское название - Aurum - переводится как желтый. Золото, подобно солнцу, не изменяется, не поддается воздействию извне, оно стало символом вечности.

Затмение солнца - знак несчастья. Так считалось ранее в разные времена, например в Средневековье, а в некоторых государствах, скажем в островных государствах Океании, считается и сейчас. После затмения предпринимались все меры, чтобы задобрить духов, поскольку это природное явление воспринималось как кара небесная.

Однако служители культа, например египетские жрецы, очень часто использовали затмение для укрепления своих позиций в обществе и сохранения рычагов воздействия на свою паству. Солнце, таким образом, источник высших ценностей, духовной власти и духовного авторитета. Человек, разбиравшийся во взаимосвязях солнца и земных событий, был окружен почетом и уважением: не случайно будущих жрецов специально учили понимать, чем грозит солнечная активность для природы.

Знак Солнца - круг с точкой посредине - знак центра движения планет, который сообщает им свою энергию и считается королем неба. Планеты составляют лишь «довесок» к этой звезде, сама она - центр Вселенной, определяющий изменения, происходящие на поверхности планет и в недрах.

Солнце - точка отсчета смены дня и ночи, что предопределяет и цикл жизнедеятельности человека, время его активности и необходимого отдыха.

По мнению религиозных проповедников, философов и публицистов, солнце - это формы сообщения между духовным и материальным мирами. В этом смысле на первый план выступает ангел солнца - архангел Михаил и его принцип - «Божественная справедливость».

Солнечные камни - рубин, топаз, хризолит. Считается, что они теплые, так как хранят в себе частичку солнечного света, что они, подобно своему покровителю, несут владельцам энергию, радость, стремление к созиданию, способствуют развитию интеллекта.

Солнце - символ Христа, который, подобно небесному светилу, несет духовный свет, согревая души, помогая решать проблемы и наставляя заблудших.

Пиктографическое изображение Солнца - диск, круг, ореол, колесо: в основе всех фигур лежит окружность, графический символ светила. В Египте, Месопотамии, Греции эти символы можно было встретить там, где стремились показать близость к солнцу, подчеркнуть культ солнца, провести параллели между земной жизнью и солнцем.

На Руси слово «солнце» служило определением и прекрасного, и мудрого, и значительного, и зачастую этим прозвищем награждали особо заслуженных государственных мужей (Владимир Красное Солнышко).

Солнце еще и обязательный герой большинства сказок и преданий, где оно выполняет роль мудрого советчика и наставника, судьи и защитника.

Научный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов
Черное Солнце (нем. Schwarze Sonne) или Центральное Солнце (нем. Zentral Sonne) - эзотерический оккультный символ, широко использовавшийся в германском неоязыческом и нацистском мистицизме. В наше время употребляется неоязычниками и эзотериками.

Приблизительно, знание о Черном Солнце пришло с Севера 10000 лет назад в две страны в Месопотамии. Старейший археологический документ с упоминанием Черного Солнца пришел из Сузы (юго-восток Ирана) и датирован 3 тысячелетием до нашей эры. Это победная стелла царя Нарам-Сина, выставленная ныне в Лувре. На Стелле изображен царь в рогатом шлеме, стоящего во главе войска перед горой богов. А над горой, выше Богов, видны два солнца: Черное и Белое.













3. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси

ОНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовбоготворение и почитание неба и небесных светил занимает огромное место в системе религиозных верований древности. В Западной Европе, на Кавказе, в Передней Азии развитие «небесных» культов в основном совпадает с началом разложения родового общества, что соответствует бронзовому веку.

«Небесные» верования восточных славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных идеограммах, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусской орнаментики. Зародившись в глубокой древности, они постепенно с изменением религиозных представлений претерпевали изменения, как со стороны формы, так и содержания. Тем не менее, основные формы этих знаков и смысл, в них заключавшийся, были одинаковы везде, где важную роль в религии играли астральные верования. Так, уже в бронзовом веке колеса, круги, звезды, свастики употреблялись как изображение солнца.

В восточнославянских археологических материалах, относящихся главным образом к X-XIII вв., мы находим много вариантов этих знаков, которые воплощают целый комплекс космических верований языческих славян. Большинство их связано с украшениями женского костюма (подвески к ожерельям, бляшки, височные кольца), где они играли магическую роль оберегов.

Крест - древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов. Первоначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем солнца как огня небесного. Как и огонь, солнце умирает и возрождается в процессе движения по небу. Крест как эмблема солнечного божества становится языческим очистительным символом воскресения и бессмертия задолго до христианства.

У языческих славян крест был также символом огня. Огонь, по языческим поверьям, был очистительной, целебной стихией, способной отпугивать нечистую силу. Поэтому графический символ этой стихии - крест играет аналогичную роль. Его широкое распространение в народной среде говорит о древних корнях этого символа. В пережиточных народных обычаях связь огня с фигурой креста выступает достаточно четко. Крест носят на шее, помещают на свадебном пироге и т.д. В некоторые праздничные дни (например, в Коляды) был широко распространен обычай чертить мелом кресты не только на домах и хозяйственных постройках, но на всех земледельческих орудиях, на мебели, посуде и т. д. Этот обряд совершался для изгнания злых духов. Иногда хозяин, рисуя кресты, держал в руках блин, который некоторые исследователи считают символом солнца.

Крест являлся одновременно и символом солнца. В древности были широко распространены представления о небесном происхождении земного огня. Огонь считался посланцем небес, даром неба, низведенным на землю. В свою очередь небесные светила считались средоточием небесного огня.

Связь небесного (солнце) и земного огня явственно выступает в праздничной народной обрядности. Так, Коляды - праздник зимнего солнца повсюду сопровождались возжением огней. Первоначально эти огни зажигались, по-видимому, с магическими целями заклинания солнца. Они являются необходимой принадлежностью и праздника Ивана Купалы в честь летнего солнца. Иногда эти огни в народе прямо назывались «огнями неба», и их получали посредством вращения колеса (символ солнца) вокруг оси. Живой огонь, добытый таким путем, считался священным, обеззараживающим, способным давать обильный урожай именно благодаря тому, что был призван подражать теплу и свету солнца.

Вследствие связи почитания солнца и огня они обозначались единым символом - фигурой креста. В то же время крестообразные фигуры заключали в себе и более сложную символику.

Крест - фигура, образованная четырьмя лучами. Число 4 у многих народов, в том числе и у славян, было магическим, священным (понятие о четырех стихиях, четыре времени года, четыре страны света). Два последних значения тесно связывали число 4 с культом солнца. Так, бог Святовит имел четыре головы, Збручский идол имеет четыре лика, обращенные к четырем сторонам горизонта. Святилище, открытое В. В. Хвойкой в Киеве, имело четыре выступа, ориентированные по странам света. Подобно этому, на шаманских бубнах у саамов солнце изображалось кружком с четырьмя лучами, которые называются «четыре возжи солнца». Это обозначало, что власть солнца распространяется на всю землю.

Можно предположить, что у языческих славян крест, являясь священным символом солнца-огня, служил также амулетом, оберегавшим его владельца со всех четырех сторон.

Свастика - повсеместно распространенный древний символ огня, и солнца. По происхождению и содержанию близка кресту. По внешнему виду отличается от него отростками, оканчивающими каждый луч, которые первоначально символизировали вращательное движение древнего приспособления для добывания огня, а затем, когда свастика стала символом солнца, обозначали его движение по небу.

В качестве солярных эмблем известны прямолинейная и криволинейная свастика. Древней Руси известны оба вида свастики, однако этот знак и его разновидности встречаются сравнительно редко, обычно в виде единичных изображений. В народной вышивке, на писанках свастика сохранялась до недавнего времени.

Колесо - один из самых употребительных солярных символов. Уже не четыре, а много лучей (спиц) исходит из одной точки. Уподобление колеса солнцу было повсеместно распространено в Восточной и Западной Европе. Эта ассоциация с огненным колесом основана на том, что, по древним представлениям, солнце «вертится», «катится» по небу. В солнечные праздники оно «играет». Купальский огонь, символизирующий солнце, иногда зажигался посредством вращения колеса. Колесо, облитое дегтем, зажигалось на масленицу, когда оно символизировало возрождающееся после зимней спячки солнце, и на Ивана Купалу, когда солнце поворачивает на зиму. Во время солнечных праздников существовал обычай катания горящего колеса с холма - очевидное подражание движению солнца на небе.

Таковы основные «небесные» символы, известные в древней Руси. Их магические функции закономерны, так как солнце и луна представлялись добрыми божествами, карателями всякой нечистой силы и зла; их появление приносило жизнь, здоровье, благополучие. Эти свойства были перенесены на условные изображения этих светил, игравшие роль чудесных оберегов.

4. АРКАИМ - город Солнца

ЧНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовелябинская область, Брединский район, 8,2 км к северо - северо-западу от поселка Амурский, в 2,3 км к юго - юго-востоку от поселка Александровского





Поселение расположено на левом берегу реки Большая Караганка, в месте слияния с рекой Утяганкой, у ее устья.

Открыто в 1987г. отрядом археологической экспедиции ЧелГУ под руководством С.Г. Баталова. С 1987 по 1994г. исследовалось под руководством Г.Б. Здановича сотрудниками археологической лаборатории ЧелГУ (А.И. Гутков, С.А. Григорьев, Н.О. Иванова, А.М. Кисленко, В.С. Мосин), дешифрирование аэрофотоснимков - И.М. Батанина. Геофизические исследования В.Я. Тибелиус, Б.Н. Пунегов. Палеопочвоведение - И.В. Иванов (Институт почвоведения и фотосинтеза РАН), четвертичная геология - Ю.А. Лаврушин (Институт геологии РАН), палеоботаника - Е.А. Спиридонова (Институт археологии РАН), антропология - Р. Линдстром (Чикагский университет), палеозоология - Л.Л. Гайдученко (Кустанайский университет), П.А. Косинцев (Институт экологии животных и растений) УрО РАН.

Однослойное поселение имеет округлую форму, диаметр 145 м. Оборонительные сооружения состоят из внутреннего и внешних валов и рвов, примыкающих к ним с наружной стороны. Общая площадь поселения в пределах фиксируемой визуально оборонительной системы составляет около 20.000 кв.м. Современная высота развала обводной стены 0,6 - 0,9 м.

За 5 лет раскопок (1987 - 1991 гг.) на поселении Аркаим было вскрыто 8055 кв.м площади, исследовано 28 жилищ, отдельные участки оборонительных сооружений, северо-западный вход и прилегающие к нему фрагменты фортификационных конструкций. Собранная археологическая коллекция насчитывает 10 120 единиц, которые позволяют датировать памятник второй четвертью II тыс. до н.э. (XVIII - XVI вв. до н.э.).

Научный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов

АНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовэрофотоснимок долины реки Большая Караганка в месте слияния ее с рекой Утяганкой. Поселение Аркаим отчетливо дешифрируется в южной части снимка в виде круглой структуры с радиально-концентрическим фоторисунком, обусловленным развалинами оборонительных стен (светло-серые круги) и котлованов жилищ (темные радиальные полоски).

ПНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлощадка первой надпойменной террасы, образующая хорошо выраженный мыс у слияния рек, носит следы воздействия древнего человека. Пятнистая структура фотоизображения вызвана антропогенными изменениями почвы. Упорядоченное, линейное расположение мелких впадин, заполненных гумусом (темно-серые пятна), может свидетельствовать о следах дНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовревних сооружений.

Укрепленное поселение Аркаим. Фрагмент аэрофотоснимка 1956 г. (увеличено в 5,5 раз). Отчетливо видны два концентрических кольца белого фототона - развалы оборонительных сооружений и фрагмент третьей, незамкнутой, в значительной степени разрушенной стены, охватывающей Аркаим с запада. Участки поверхности, заключенные в кольцах, имеют радиальный рисунок, обусловленный чередованием котлованов жилищ и развалами жилищных конструкций и радиальных стен. В центре Аркаима видна прямоугольная площадь. Видно, что она окружена небольшим барьером и канавкой.

К юго-западу от поселения на небольшой возвышенности различимо квадратное сооружение, частично разрушенное руслом реки, состоящее из чередования небольших канавок и ямок (заполненных гумусом) и бугров. В центре расположена земляная курганная насыпь. Сооружение на современной поверхности в настоящее время полносушено.

УНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовкрепленное поселение Аркаим. Фрагмент аэрофотоснимка 1978 г. (увеличено в 5 раз). В отличие от фотоизображения Аркаима 1956 г., бросается в глаза отсутствие внешней (третьей) стены, хотя радиальная структура фоторисунка в значительной степени просматривается. Край террасы сглажен, выровнен и выглядит пологим. Отчетливо видны разрывы во внешней оборонительной стене - входы на территорию поселения, радиальные стены, заполненный гумусом ров, окружающий поселение с напольной стороны.

КНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов северо-западу от поселения виден предполагаемый участок поливного земледелия с арыками, грядками и водоотводными канавками, расположенный в пойме реки. На снимке он дешифрируется по параллельно-полосчатому фоторисунку и четко выраженному микрорельефу, видимому под стереоскопом.








5. Встреча с уфологом Светланой Петровной Мальцевой

ЯНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов родилась в Казахстане и необъятные степные просторы были частью моего детства и молодости. Я любила степь за ее необъятную широту и покой, что давал душе состояние глубокого отдыха.

На Аркаим я впервые попала в 1997 году. Все та же степь с невысокими горами-холмами. Та да не та! Увидев его мне сразу же захотелось запеть, заговорить стихами-сонетами:

О, Аркаим!

Что значишь ты для всех людей там побывавших?...

Мне не хватало знаний, т.к. специальность технолога не могла дать мне объяснение тому, что приходилось видеть и слышать на Аркаиме.

Первое время я даже и не думала писать книги об этом Святом месте и говорить о нем то, что мне передавали Высшие.

Но ведь музыку мы тоже не слышим, а только слушаем, что передает нам композитор, который один слышит ту мелодию, которую кому-то из нас так нравится напевать. И только путь к этому долог и тяжел. Поэтому множество объяснений, даваемых разными людьми по поводу заповедника, и только потому, что каждый берет для себя тот кусочек Аркаима, который ему понятен. И начинается раздергивание Аркаима, который собирает на своей территории тысячи людей, на мелкие кусочки.

В 1999 году я закончила Московский уфологический институт. Училась у известного уфолога страны Приваловой В.М. И начала писать книги об Аркаиме, о неделимом людьми месте.



6. Солнце на флагах государств мира

ГНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовосударственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми - парящий степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота.

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики.

Его автор. Этот наш новый символ является результатом труда и творческих исканий Шакена Ниязбекова.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение - день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога".

Уважение к флагу - это уважение к стране, народу, его истории.

Флаг Уругвая

ФНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлаг состоит из 9 одинаковых по ширине горизонтальных полос. Пять белых и 4 синих. Верхняя и нижняя полоски - белые. В левом верхнем углу - на белом фоне изображено золотое солнце с 16 лучами поочерёдно прямыми и волнистыми. Солнце - символ свободы и независимости, а девять полос символизирует 9 провинций Уругвая, которые существовали на момент принятия флага. Флаг был принят 11 июля 1830 г. Как видите - у него длинная жизнь. Когда он был одобрен в 1828 году, на нём изображалось

Флаг Аргентины

СНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовостоит из трёх горизотнальных полосок. Нижняя и верхняя полоски небесноголубые, а по середине - белая полоска. В середине Аргентинского флага на белой полосе эмблема в виде солнца с 32 лучами (прямыми и волнистыми). На эту тему есть разные теории. По одной голубой цвет символизирует реку Ла-плата (самая широкая река в мире), а белая - серебро (тут мы должны вспомнить значение латинского слова аргентум). Первооткрыватели думали, что земля Аргентины сплошь и рядом состоит из серебра. По другой теории - цвета флага представляют династию испанских Бурбонов, так как в 1516 году Испания колонизировала Аргентину.

Солнышко красуется на флаге аж с 1816 года. А современный флаг был принят 25 февраля 1818 года. Сперва солнечны флаг разрешалось использовать только военным и правительству.. но потом и граждана разрешили (с условием, что они будут обращаться с ним с честью и достоинством). Вообще носить флаг на каких-либо мероприятиях - большая заслуга, чтобы этого добиться - нужно изрядно постараться.

Флаг Македонии

ПНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовредставляет собой полотнище красного цвета с символическим изображением солнца желтого цвета с восемью лучами.

Принят в 1995 г. Используется на суше как государственный, гражданский и военный флаг.

Флаг Намибии

ПНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовредставляет собой полотнище Изображение солнца желтого цвета с двенадцатью лучами.

Красный цвет символизирует народ Намибии, его героизм. Белый цвет означает мир и единство нации. Зеленый обозначает природу страны, голубой - небо страны и Атлантический океан. Солнце символизирует жизнь и энергию.

Флаг Анголы

ВНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов знак окончания гражданской войны и перехода на рыночную экономику Ангола намерена изменить государственный флаг. На новом флаге на бело-голубом поле будет изображено солнце. Старый флаг с изображением на черно-красном поле зубчатого колеса и мачете (нож для срезания сахарного тростника), по форме напоминающими советские серп и молот, считался марксистским. Будет изменен также и гимн. Законодатели решили с помощью замены государственных символов отметить окончание правления марксистского правительства, в течение двух десятилетий проводившего боевые действия с повстанцами Национального союза независимости Анголы (UNITA). Война закончилась в прошлом году после убийства лидера повстанцев Жонаса Савимби правительственными войсками. Некоторое время назад власти Анголы объявили конкурс на создание новых национальных символов. Победитель получил вознаграждение в размере 20 тыс. долл. в местной валюте. Официально принятие новых государственных флага и гимна состоится после всенародных выборов, запланированных на 2005г.

Флаг Антигуа и Барбуды

ФНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлаг представляет собой три разноцветных треугольника. Два красных прямоугольных треугольника размещены справа и слева от центрального трехцветного равнобедренного треугольника с синей, голубой и белой полосами. На синей полосе изображено солнце желтого цвета.

Принят в 1967 г. Солнце означает наступление новой эры; красный цвет - энергию людей; голубой - надежду; черный - африканское происхождение населения островов. Флаг был создан в 1967 г. (когда Антигуа получило право на самоуправление) преподавателем живописи одной из школ Антигуа Реджинальдом Сэмуэльсом. До 1981 г. этот флаг использовался только на суше, после стал подниматься и на морских судах - это связано с получением полной независимости Антигуа от Великобритании.

Флаг Кыргызской Республики

ПНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовредставляет собой полотнище красного цвета. В центре помещено изображение солнца желтого цвета. На солнце размещено символическое изображение киргизской юрты.

Принят в 1992 г. Красный цвет флага символизирует доблесть и смелость. Солнце олицетворяет покой и богатство, а изображение юрты - символ Родины и мира.

Флаг Малави

ПНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовринят в 1964 г. Представляет собой триколор с горизонтальными равновеликими полосами черного (сверху), красного (в середине) и зеленого (снизу) цветов. На черной полосе помещено изображение солнца красного цвета с 31 лучом.

Традиционно цвета флага трактуются так: черный цвет - символ «черной» Африки, красный - кровь, пролитая в борьбе за независимость, зеленый - цвет растительности и жизни. Символ солнца отчасти связан с легендой о происхождении названия страны, где говорится о путешественниках, открывших большое озеро. Они спросили аборигенов: «Как называется это озеро?» «Ньяса», - ответили аборигены, произнеся слово «озеро» на своем языке. Слово же «Малави» означает «пылающие, горящие воды», т.к. закатное солнце окрашивало воды Ньясы в красный цвет. Этот символ и перешел на флаг страны.

Флаг Филиппин

ФНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлаг Филиппин представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на две равновеликие полосы красного и синего цветов. От основания флага отходит равносторонний треугольник белого цвета, на котором золотом изображены Солнце и три звезды; Солнце расположено в центре треугольника, а звезды - по углам.

Синий цвет полосы на полотнище флага является символом благородства, единства и великодушия народа страны. Красный цвет полосы воплощает мужество и храбрость людей. Белый цвет треугольника традиционно понимается как символ чистоты помыслов и стремления к миру. Треугольник у основания флага служит напоминанием о Катипунан - революционной организации, которая в конце 19-ом века стояла во главе освободительной борьбы против испанцев. Золотое солнце на белом фоне треугольника - символ света на пути страны к прогрессу. Число лучей солнца - 8 - равно числу провинций страны, участвовавших в освободительной войне. Три звезды соответствуют трем основным частям страны - крупнейшим островам архипелага: Лусон, Висаян и Минданао. Впервые такой флаг был поднят над страной 12 июня 1898 года в ознаменование победы над испанскими завоевателями. Официально утвержден он был 14 октября 1943 года. Государственную независимость страна обрела еще три года спустя. Филиппины - единственная страна, где государственный флаг может быть поднят в перевернутом виде. В дни мира флаг поднимают таким образом, что синяя полоса оказывается в его верхней части, а во время военных действий флаг переворачивают красной частью вверх.

Флаг тайваня

ФНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлаг Тайваня представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с крыжем синего цвета в верхнем левом углу, верхняя часть полотнища флага у древка также называется "кантон". На синем фоне располагается белый рисунок - символическое изображение солнца с 12-ью лучами.

Красный цвет считается символом крови, пролитой борцами за дело революции, синий цвет крыжа воплощает представление о чистоте неба над страной и является символом национализма, а белый символизируетгармонию и справедливость. Число лучей солнца - 12 - соотносится с представлением о гармоничном устройстве мира и непрерывности времени: 12 месяцев в году, 12 лет в цикле восточного календаря, 12 часов до и после полудня. Этот флаг на протяжении долгого времени был государственным флагом Китая, пока его не заменили современным флагом коммунистического правительства. Древний флаг, на синем фоне которого изображено белое солнце, был создан китайским демократом Лу Хаонтунем (1867-1895). Это знамя стало символом народного движения во времена антиманьчжурского восстания и сопротивления французам.

Флаг Монголии

ФНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлаг представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три равновеликие вертикальные полосы. Справа и слева - полосы красного цвета, между ними - полоса синего цвета. На левой красной полосе помещен соенбо - символический рисунок желтого цвета, на котором схематически изображены огонь, солнце, луна, земля, вода и 2 рыбы. Красный цвет символизирует стремление к достижению идеалов революции и социализма. Этот цвет традиционно понимается как цвет огня костров, которые кочевники разводили в степи. Синий цвет олицетворяет чистое безоблачное небо над страной.

Набор символов соенбо тесно связан с буддийской религией и добуддийскими верованиями монголов. Три языка пламени являются воплощением представления о прошлом, настоящем и будущем. Огонь в традиции буддизма носит название "бинду" и символизирует рождение, развитие и возрождение. Изображение огня используют для олицетворения благополучия каждого человека, его семьи и в целом - народа всей страны. Под пламенем символически изображены символы вечности и света: луна - полумесяц и солнце - круг. Особый символ "аннусвара", согласно буддийским верованиям, является точкой начала развития жизни всей Вселенной. Треугольники, вершины которых направлены вниз, нередко трактуются как гибель врагов страны.

Горизонтально расположенные прямоугольники на флаге Монголии выражают отношение доверия между властью и народом. Символ единства Инь и Янь, имеющий прямую связь с буддийским мировоззрением, расположенный между двумя прямоугольниками, служит для указания на единство противоположностей в этом мире, вечного слияния светлого и темного, небесного и земного, мужского и женского начал, вечного движения мира. Прямоугольники, размещенные по вертикали, которые композиционно ограничивают весь рисунок, символически изображают крепостную стену, шире этот знак можно понимать как выражение единства и твердости народа.

























7. Солнце на гербах государств мира

ГНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовосударственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба - надпись «Қазақстан».

В цветном изображении Государственный герб Республики Казахстан - двух цветов: золота и сине-голубого.

Герб Японии

ВНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов сознании японцев неразделимы хризантема и Солнце. Обозначающие эти понятия слова - омонимы, они звучат одинаково - «кику» и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ. Весьма почетное место отведено хризантеме и в государственной символике. Предположительно с VII века, когда рисунок хризантемы украсил клинок микадо, она считается эмблемой японских императоров. Стилизованный золотистый цветок c шестнадцатью двойными лепестками и поныне остается гербом Императорского дома, а иногда выполняет и роль государственного герба: на монетах, печатях и официальных документах. Именно такое изображение хризантемы считалось священным, право на него, в частности, на ношение одежды с рисунком 16-лепесткового цветка, принадлежало исключительно членам императорской фамилии. Нарушившим этот порядок рядовым японцам грозила смертная казнь. Это растение в Японии окружено любовью и заботой. Благодаря долгому периоду цветения, хризантема олицетворяет счастье и долголетие. Есть поверье, что собранная с хризантемы роса продлевает жизнь.

Герб Аргентины

ГНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народоверб Аргентины был утвержден в соответствующей форме в 1944 году. Наверху находится знаменитый символ Аргентины - майское солнце. Восходящее солнце символизирует восход Аргентины.
В центре овала изображено пожатие двух рук, которое символизирует единение различных провинций Аргентины. Обе руки держат палку с надетой на нее "шапкой Свободы" (иначе, Фригийская шапка - головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор - символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны.

Обрамляет герб лавровый венок, который является символом победы.

Герб Македонии

ННаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовациональная эмблема Македонии состоит из двух наклоненных друг к другу снопов пшеницы, листьев табака и мака, перевязанных лентой, внизу - часть национального традиционного костюма. В центре образовавшегося таким образом круглого пространства горы, реки, озера и солнце, лучи которого соприкасаются с красной пятиконечной звездой. Все это призвано символизировать богатство страны, ее свободу и сопротивление. Герб принят 31 декабря 1946 года.

Герб Анголы

ННаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовациональный символ Анголы - это соединение части зубчатого колеса (представленного и на флаге) и снопа кукурузы, кофе и хлопка, отражающее в указанном порядке рабочих, индустриальную продукцию, сельских рабочих и сельскохозяйственную продукцию. В нижней части герба - открытая книга, символизирует образование и культуру, восходящее солнце - новую страну. В центре герба - мачете и мотыга, означающие работу и вооруженную борьбу. В верхней части герба - звезда, символ международную солидарность и прогресс. В самом низу под гербом золотая лента с надписью Республика Ангола. Данный герб не является национальным гербом Анголы, а скорее национальным символом.

Герб Антигуа и Барбуды

ГНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовлавным образом герб обозначает сахарную промышленность, которая приносит большую часть дохода для островов. Башня - символизирует тростниково-сахарный завод. По левую сторону герба изображено растение сахарного тростника, по правую - цветок хлопка. Шлем оплетен четырьмя цветками гибискуса, на вершине шлема - ананас (третья по урожайности сельскохозяйственная культура островов). Олени - это символ острова Барбуда. Внизу герба - горизонтальная двухцветная лента, на желтой стороне которой девиз государства: "Each Endeavouring, All Achieving". (Залог всеобщего успеха в старании каждого). Герб принят 16 февраля 1967 года.

Герб Алжира

ТНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовекст по окружности эмблемы: "Народная демократическая республика Алжир". В верхней части изображено солнце, встающее из-за горы. В центре эмблемы - "рука Фатимы", которая, по преданиям, охраняет от злых сил. Также на ней изображены полумесяц и звезда Ислама, по обеим сторонам эмблемы расположены символы сельского хозяйства (ветви оливкового и пальмового деревеьев с площами) и промышленности (трубы заводов и нефтяные буровые вышки).

Герб Багамских островов

ВНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовыбор этой туристической символики не случаен, так как на долю туризма приходится свыше 70 процентов валового национального продукта страны, и он является основой ее экономики. Черный цвет треугольника символизирует силу, энергию и единство народа и напоминает о его африканском происхождении (92 процента населения составляют негры и мулаты), а сам треугольник - решимость народа овладеть всеми ресурсами суши и океана, эффективно использовать и приумножать их...

Герб Латвии

ГНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народоверб Латвии был рождён только после провозглашения независимой Латвийской Республики 18 ноября 1918 года. Герб объединяет как символы независимого латышского государства, так и символы культурно-исторических областей. «Солнце», которое находится над щитом герба, символизирует национальную государственность Латвии. Изображение стилизированного «солнца» как знак отличия, использовали уже латышские стрелки во время Первой мировой войны, служа в армии России. Во время войны «солнце» изображали с 17 солнечными лучами, которые символизировали 17 округов, населённых латышами. Три звезды над гербом олицетворяют идею об объединении исторических областей (К?рземе-Земгале, Видземе и Латгале) в одно государство - Латвию. Старинные геральдические фигуры, которые возникли уже в 16 столетии, также символизируют культурно исторические края. Красный лев символизирует Курземе и Земгале (западная и юго-западная Латвия). Лев в гербе К?рземе (Курляндское герцогство) появляется уже в 1559 году. Серебристый крылатый сказочный зверь с головой орла - «гриф» - символизирует Видземе и Латгале (северо-восточная Латвия и южно-восточная Латвия). Этот символ появляется в 1566 году, когда сегодняшняя територия Видземе и Латгале находилась под властью обьединённого Польско-Литовского государства, или Речи Посполитой. Герб Латвийской Республики выработан латышским художником Рихардсом Зариньшем.

Герб Таджикистана

ГНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народовосударственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звезд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамленных венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.

Герб Боливии

ВНаучный проект Образ солнца как символ в культуре разных народов центре герба щит, на котором изображена гора и два холма. Над горой солнце на голубом небе. Под холмом стоит лама и чуть правее дерево. Щит обрамлен лентой, верхняя половина которой окрашена в желтый (золотой) цвет и имеет надпись БОЛИВИЯ. На нижней голубой части ленты 10 звезд (в официальном флаге 1999 года 6 звезд). Над щитом птица, похожая на орла. По левую и правую стороны щита - национальные флаги Боливии.

Заключение

В искусстве и культуре разных народов самым ярким и, на мой взгляд, особенным образом и мощным символом является - Солнце. Его символизм - это отражения внутреннего мира человека, его духовного начала.

Солнце - творец цивилизации, оно распространяет свой свет, свое тепло и свою жизнь и именно этот свет и эта жизнь побуждают человека вставать и идти на работу, в школу, пробуждает в нем творчество. Именно солнце задает ритм жизни человека, и именно оно было зачинателем культуры и цивилизации.

Наконец солнце же было и создателем искусства: ибо оно дарит жизнь. Как только человеку дается жизнь, у него появляется желание двигаться, действовать, самовыражаться в танце, песне, живописи, скульптуре. Искусство и жизнь начинаются одновременно. Посмотрите на детей: они двигаются, кричат, рисуют каляки-маляки. Их крики это начало музыки, их каляки-маляки начало живописи, их куличики начало скульптуры, их маленькие домики - начало архитектуры, а вся их мельтешня начало танца. Да, искусство начинается вместе с жизнью, а жизнь дает солнце. Однажды наука признает эти идеи, иначе и быть не может. Поэтому я думаю что необходимо заниматься изучением солнца. В солнце сосредоточено все: здоровье, богатство и счастье человечества. Вы скажете, что некоторые астрономы и физики изучают солнце... Да, конечно, но я хочу сказать, что наука еще не разобралась по-настоящему, что представляет собой свет, и, особенно, как человек может с ним работать, как он может впускать его в себя, чтобы очищаться, укрепляться, возрождаться. Ибо солнечные лучи, которые проникают в глубины океанов (что позволяет некоторым рыбам, специально приспособленным для их улавливания, излучать свет), могут также проникать и в нас, и если мы умеем их получать, они могут приводить в действие некоторые центры, зажигать некоторые лампы, которые издревле существуют в нас. Я бы сказала, что для меня лучи солнца это как бы маленькие вагончики, наполненные жизненными носителями, то есть элементами и энергиями, из которых человек может вволю черпать для своего физического и психического развития. Все, в чем нуждается человек, содержится в солнечном свете, и этот феномен представляет собой широчайшие возможности для исследований.

Для того чтобы моя работа была достаточно обоснованной и содержательной, я ознакомилась с большим количеством научной и художественной литературы. Для себя я почерпнула много полезной и нужной информации, все, что я узнала о символах солнца в культуре разных народов, я постаралась донести до Вас в своей работе, таблицах и рисунках. В ходе исследования и анализа материала, я еще раз убедилась в необходимости воздействия на духовный мир человека через мощный символ солнца. Природа сама предлагает себя как источник силы - главного условия дальнейшего существования человека. А правильно использовать эту силу нужно учиться.

Я заинтересована в том, чтобы привить современному человеку интерес и любовь к природе и красоте. Пока я еще ребенок, пока мои возможности ограничены, но в моей душе живет Любовь и Вечность, Пространство и Время. В своих работах я хочу донести необходимость соприкосновения с символом, который способен в душе каждого человека пробудить высокие общечеловеческие качества.

С практической точки зрения мою работу нельзя пощупать, она нематериальна и кому-то на первый взгляд может показаться бессмысленной, но она несет в себе огромное духовное воспитание. Прочитав ее, возникает желание впитывать в себя только чистоту, красоту, величие и совершенство, ощутить себя свободным от суеты и материальности, восхищаться миром, каков он есть, и проявлять самые сокровенные чувства, открыть жизни себя в лучших человеческих качествах.

  • Попробуйте взглянуть на солнце закрытыми глазами

  • Почувствуйте его тепло

  • Почувствуйте, как его лучи проникают в самое сердце

  • Вспомните, когда вы в последний раз встречали рассвет

  • Остановитесь на мгновенье

  • Очистите душу от обыденного и…

  • Улыбнитесь

Рецензия

на научно-исследовательскую работу Ширшовой Альбины

ученицы 4 класса средней школы №18

на тему «Образ солнца как символ в культуре разных народов»

Поистине загадочное и еще не до конца изученное солнце, как астрономическое тело и посещение археологического памятника бронзового века «Аркаим» вдохновили ученицу Ширшову Альбину на настоящее исследование, на научный труд. Работа пробуждает в душах людей самые сокровенные чувства, стремление к красоте, к высоте.

Актуальность работы в том, что в наш грубый, материальный, бездуховный мир людей можно через символы солнца пробудить духовность и стремление к нравственному совершенствованию.

Работа написана доступно, грамотно, эмоционально. Прилагается много печатного материала в помощь педагогам и учащимся в ознакомлении с символикой солнца в культуре разных народов, рисунка и талисманы, изготовленные самостоятельно.

Работа может быть использована на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО и мировой художественной культуры.



Рецензент:

Учитель истории

ГУ «Средняя школа №18» Л. Смагина



Отзыв

на научно-исследовательскую работу Ширшовой Альбины

ученицы 4 класса средней школы №18

на тему «Образ солнца как символ в культуре разных народов»

Предметом работы Ширшовой Альбины стали образы солнца как символы в культуре разных народов. Особенность данной работы заключается в том, что через соприкосновение с мощным источником света, тепла и красоты природы выраженной посредством символов солнца, человек может стать духовно высокосовершенным, способным на подвиги во имя любви, жизни и мира.

Актуальные проблемы современного безнравственного общества глубоко затронули внимание Альбины. На своем, еще детском уровне, она пытается достучаться до внутреннего мира людей и изменить их представление о себе, о жизни и окружающем их мире.

В своей работе Альбина раскрывает образ солнца не только как мощный символ, используемый странами мира в своей геральдике, но сама ищет способы понимания данного образа через свои картины стихи, рассказы и поделки.

Впереди еще многое нужно понять и изобрести.

Счастливого пути в науке!

Руководитель

Учитель музыки С. Артемова



Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта+, 1997 год.

  2. Г.А. Гуреев. Земля и небо. - М.:Сашко, 1993 год.

  3. Небесные сполохи и земные заботы. - М.: Мир, 1995 год.

  4. Русин, Л.Л. Флит. Солнце на земле. - М.: Тригон, 1994 год.

  5. Ф.Л. Уилл. Семья Солнца - Сп-Б.:Художественная литература, 1995 год.

  6. Е.П. Левитан. Учебник астрономии для 11-х классов. - М.: Просвещение, 1994год.

  7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. В 2 ч.: Учебное пособие. Москва, Издательство МГУП, 2000 год

  8. Материалы сайта outspace.ru/

  9. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Москва, изд. Мысль, 1976.

  10. Шелепин Л.А. Солнечная активность и Земля. Москва, изд. Знание, 1980.

  11. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Д

  12. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

  13. Мифологический словарь. М., 1991; Холл М. П.

  14. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

45


© 2010-2022