• Преподавателю
  • Музыка
  • Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы

Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе:

  1. формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  2. развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

  3. формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

  4. формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

- в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

- в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

- в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;

- в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

- в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен - это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции - возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами - носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы - экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе - кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:

«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.

«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).

«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Результаты изучения предмета «Музыка»

по программе «К вершинам музыкального искусства»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

  • Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.



Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание учебного предмета «Музыка»

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И.

Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Ассоциация XXI век.- 2013 и послед.
















№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Предметные и универсальные учебные действия (УУД):


Дата проведения

План

Факт

1 четверть Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении (9 ч)


1

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере Глинки «Иван Сусанин»







Опера Глинки «Иван Сусанин»

(фрагменты).


Развитие в музыке -преобразование, сопоставление,столкновениемузыкальных интонаций, тем, образов. Контраст как основнойпринцип развития в музыке.

Размышлять о контрасте как основе музыкального развития и отражения в художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать контрастные темы в пройденных произведениях, сопоставлять различные варианты их сочетания. Выявлять смысл исполнительского развития в песне.Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах.Овладевать средствами вербального и невербального общения.


03.09










03.09









2


10.09


10.09

3

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт»

Э. Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт»:

«Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».


Контрасты регистра, темпа, лада, звуковедения, ритма, жанровой основы.

Иметь представление о литературной основе симфонической сюиты Грига «Пер Гюнт». Прогнозировать, какое развитие получат разные образы в музыкальных номерах сюиты.Охватывая произведение целостно,анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения.Воплощать музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной (сценической) деятельности. Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Передавать в пластическом исполнении диалог двух контрастных музыкальныхгероев. Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Э. Грига.



17.09





17.09




4



24.09



24.09

5

Соотношение контрастных музыкальных тем в кантате Прокофьева «Александр Невский»

С. С. Прокофьев

Кантата «Александр Невский»:

1. «Русь под игом монгольским».

2. Песня об Александре Невском».

3. «Крестоносцы во Пскове».

4. Вставайте, люди русские!»

5. Ледовое побоище.

6. Мёртвое поле.

7. Въезд Александра во Псков».

Жанр кантаты. Хор. Солистка. Симфонический оркестр. Дирижёр.

Распознавать по музыке последовательность сценических событий.Узнавать темы кантаты и соотносить их звучание со сценическим действием.Анализировать видеофрагмент кантаты, наблюдать за соотношением

музыки и ее сценического воплощения.

Охватывая произведение целостно,

анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения.

Предполагать последовательность излагаемых событий, отражённых в музыке кантаты, прогнозируя, как будет меняться идея всей кантаты.


01.10


01.10

6

Просмотр фрагментов фильма С. Эйзенштейна.



08.10


08.10

7

Тутти, соло, тремоло. Плач. Композиция. Лейттема. Конструктивный элемент.



15.10


15.10

8

Хорал. Соотношение музыки и слов в четвёртой части.


22.10


22.10

II четверть: Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? 7 ч


9

Обобщение. Как соотносятся контрастные музыкальные темы в произведениях, изученных в первой четверти

Э.Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт» (фрагменты).

С. С. Прокофьев

Кантата «Александр Невский» (фрагменты).


Родство и контраст образов.

Образный строй музыки Прокофьева (музыкальные образы и их развитие), особенности его музыкального языка.

Распознавать жизненное содержание художественного произведения, воспринимая целостно сюиту и кантату, как музыкальную историю. синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения. Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений.Узнавать на слух основные темы произведения.Иметь представление о роли лейттем в создании целостной музыкальной истории.Размышлять над основной идеей и особенностями музыкального языка Э. Грига и С. С. Прокофьева.



05.11


10-16

В.-А. Моцарт. Симфония№40.

В.-А. Моцарт. Симфония№40:

Первая часть: экспозиция, разработка, реприза, кода.

Вторая часть (анданте).

Третья часть (менуэт).

Четвёртая часть (финал).

Жизнь и творчество Моцарта. Симфония №40. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста.Взаимосвязьхарактера тем и их развития.

Тембровые особенности звучания отдельных

инструментов симфонического оркестра.

«Конкурс дирижеров».


Иметь представление о жизненном и творческом пути Моцарта. Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части.Различать на слух две симфонические темы, определять их место в симфонииМоцарта в опоре на графическую запись.Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной. Проводить аналогию между финалами Симфоний Бетховена и П. И. Чайковского.Следить за преобразованием тем в музыкефинала, выявлять смысловые этапы ихразвития. Соотносить характер тем с характером (приёмами) их развития.Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Соотносить содержание и построение музыки.Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента симфонии. Делить художественное произведение на смысловые части. Расширить представление о тембровых красках и приемах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра.Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи.

12.11


12.11


19.11


19.11


26.11


26.11


03.12


03.12


10.12


10.12


17.12







17.12







24.12







24.12







III четверть:

Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем (1-10 уроки,10 ч)


17

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция.

2 ч.

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Интродукция. Площадь в Путивле

Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хора народа, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный). Интродукция. Изобразительность и выразительность. Тремоло. Хроматизм. Ариозо - музыкальный портрет Игоря. Низкий мужской голос: бас. Видеофрагмент интродукции.

Иметь общее представление о месте,

времени, обстановке действия в опере

«Князь Игорь» Бородина. Распознавать по музыке происходящее на сцене действие.

Исследовать интонационные связи хоров интродукции.

Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских

народных песен.

Распознавать жизненное содержание художественного произведения.

Анализировать видеофрагмент интродукции оперы, соотносить музыкальные и сценические образы

14.01


14.01


18

21.01

21.01

19

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Первое действие, картина первая

1 ч.Женский хор. Контраст образов и эмоциональных состояний.



Первое действие, картина первая.

В тереме князя Галицкого.

Выявлять интонационную основу мелодии хора девушек.Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре.Ориентироваться в графической записитем первой картины первого действия оперы.

28.01

28.01

20

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Первое действие, картина вторая

1 ч.


Первое действие, картина вторая.

В тереме княгини Ярославны.


Симфоническое вступление ко второй картине. Ариозо - музыкальная характеристика Ярославны. Обстановка в тереме Ярославны. Диалог Ярославны и девушек. Отношение героев друг к другу. Столкновение интонацийпротивоборствующих сил. Контраст звучания мужского хора (бояре) и сопрано (Ярославна). Оперные формы: дуэт, речитатив

Сравнивать темы ариозо Ярославны с музыкальными характеристиками Игоря, Галицкого и русских людей в интродукции, выявлять в них сходные интонации и объяснять причину этого сходства.

Сочинять варианты мелодий для хора девушек.

Распознавать жизненное содержание художественных образов. Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы.

Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану.

04.02

04.02

21-22

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Второе действие

2 ч.


А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь».

Второе действие. В половецком стане.

Хор половецких девушек. Половецкие пляски. Каватина Кончаковны, каватина Владимира, дуэт Владимира и Кончаковны. Ария князя Игоря. Ария хана Кончака. Выразительные и звукоизобразительные элементы музыкальных тем.Мотивация поведения героев. Видеофрагмент сцены. Контраст внешнего действия и внутреннего состояния героев.

Анализировать, выявляя особенности развёртывания мелодической линии хора половецких девушек. Выявлять особенности «восточных» интонаций музыкальных тем. Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. Анализировать сценическое воплощения противостояния Игоря и половцев по видеозаписи.Прогнозировать последовательность развития событий. Строить логическую цепь рассуждений. Выявлять интонационные связи музыкальной речи со звучавшей ранее музыкой оперы.

Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа.

11.02

18.02

11.02

18.02

23

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь». Третье действие 1 ч.

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь».

Третье действие.

Окраина половецкого стана.




Образ хана Кончака (интонации, построение фраз, стиль речи).

Особенности музыкальной речи Кончака, Владимира, Игоря, пленных


Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя.Узнавать на слух основные темы сцены. Прогнозировать развитие сценических событий, исходя из музыкальных характеристик героев. Анализировать развитие художественного образа, подтверждать свое мнение примерами из произведения. Распознавать жизненное содержание художественных образов. Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. Устанавливать причинно- следственные связи. Прогнозировать развитие художественного образа. Участвовать в коллективном обсуждении и инсценировкефрагмента художественного произведения. Прогнозировать итог художественного произведения. Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художеств. произведения.

25.02

25.02

24

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь».

Четвёртое действие

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Четвёртое действие.

В Путивле.


1 ч.Плач Ярославны. Хор поселян. Возвращение Игоря. Дуэт Игоря и Ярославны. Видеофрагмент четвёртого действия.

Знакомиться с видеофрагментом четвёртого действия, анализировать его сценическое воплощение. Предполагать, какую музыкальную тему композитор использует в дуэте Игоря и Ярославны.

Предполагать содержание последней, не написанной композитором, арии князя Игоря. Импровизировать слова и мелодию этой арии.

04.03

04.03

25-26

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь».), 2

А. П. Бородин. Опера«Князь Игорь» (фрагменты).


Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения.Интонационно- жанровые характеристики противоборствующих сил, характер их звучания на разных этапах развития действия. Образы главных героев оперы. Лейттемы. Лейтинтонации. Викторина по музыкальным темам оперы.

Узнавать на слух основные темы оперы.

Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении. Сравнивать и обобщать особенности музыкального языка героев.

Целостно охватывать оперу.


11.03

18.03

11.03

18.03

27-29

Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке

М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»:

«Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».


Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки»


Фортепианный цикл. Сюита. Музыкальный портрет. Органный пункт. Остинато. Форшлаг. Скерцо. Фермата. Аккорд. Разные интерпретации звучания. Взаимосвязь темы «Прогулки» и других пьес сюиты, их контрастирование.

Размышлять, как можно музыкой «оживить» произведение живописи. Проводить аналогии между живописным и музыкальным произведением. Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Анализировать особенности средств музыкальной выразительности фортепианных миниатюр цикла.

Предполагать, слушая музыку, что могло быть изображено на рисунке («Старый замок» и др.) Сравнивать различные интерпретации исполнения. Сравнивать особенности звучания темы «Прогулка» в начале и конце цикла («С мёртвыми на мёртвом языке»). Высказывать аргументы за и против сравнения пьесы «Богатырские ворота» и финала оперы Глинки «Иван Сусанин».

08.04

15.04

22.04

08.04

15.04

22.04

30-31

Родство контрастных образов в симфоническом произведении.

Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»

2 ч.


Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории».

Вариации. Единство и контраст тем в симфонической фантазии, их соотношение как отражение многогранной жизни человека.Круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки Глинки.

Сравнивать звучание двух главных музыкальных тем произведения, предложить варианты их названия. Находить общие конструктивные элементы в двух темах по графической записи.

Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Ориентироваться в графическом конспекте произведения и опираться на него при слушании, анализе.

Расширять представление об образном строе музыки Глинки и особенностях его музыкальной речи.


29.04

06.05

29.04

06.05

32-33





34

Родство контрастных образов в музыкальных произведениях. Обобщающие уроки

, 2 ч.


Викторина «Лучший знаток музыки».

Произведения Глинки, Чайковского,

Прокофьева,

Бетховена, Бородина, Лядова,

пройденные

в третьем классе

Викторина «Лучший знаток музыки».

Узнавать на слух и анализировать музыкальные образы и их развитие в произведениях инструментальной музыки.

Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях.

Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.

Выявлять неразрывные связи искусства и жизни.

Слушать и исполнять любимые произведения.

Продумать программу концертных выступлений и подготовиться к ним.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

13.05

20.05





27.05

13.05

20.05





27.05









23


© 2010-2022