Рабочая программа вокальной студии Веселые нотки

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

лицей г. Татарска Новосибирской области

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР


___________________

О.С. Пискунова

27.08.2015г.

ПРИНЯТО

решением на заседании кафедры

___________________________

___________________________

протокол № 1 от 26.08.2015

___________________________

зав. кафедры Т.В. Фукс


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Веселые нотки»

для начального общего образования

для 3 класса




Составитель:

Петрова О.В., учитель музыки








2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселые нотки» для начального общего образования для 3 класса разработана на основе

- нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  6. Приказ Минобрнауки России №1644 от 29.12.14 « О внесении изменений в приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ- лицей г. Татарска.

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.

Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки; формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;

Задачи:

· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;

· воспитание желания и потребности музыкальной классики;

· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;

· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;

· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.



Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

секвенции, фразировку, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

Итог творческих достижений - это участие в праздниках, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:

1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.

2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.

3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.

Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.

Место учебного предмета в учебном плане

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в учебном году

I (3 класс)

1

34

34


Всего:

34

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения курса

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Содержание программы



Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Искусство пения - искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.

I.Вокально-хоровая работа

1.Знакомство с голосовым аппаратом.

Голосообразование - рождение звука. Вибрация и дыхание - основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.

Знакомство с детьми, изучение способности к пению.

Координационно-тренировочные занятия.

2. Певческая установка. Унисон.

3. Дикция (1 час):

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция - условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Разучивание скороговорок

4. Работа в ансамбле

Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.

1. Работа над репертуаром;

2. Разучивание распеваний;

3. Работа над чистотой интонации;

4. Определение примерной зоны звучания;

5. Работа над мелодическим слухом;

6. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

7. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

8. Работа над расширением певческого дыхания;

9. Совершенствование дикции;

10. Работа над ритмическим слухом;

12. Работа над расширением диапазона;

13. Работа над художественным исполнением произведений.

II.Музыкально-теоретическая подготовка

1.Дирижерский жест

2.Основы музыкальной грамоты:

Ровно 7 цветов у радуги - а у музыки - 7 нот.

Мелодия - душа музыки.

Тембр - окраска звука.

Лад. Мажор. Минор.

Ритм - основа жизни и музыки

Темп - скорость музыки

Динамика - сила звука

3.Пластическое интонирование (4 час)

П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков».

4.Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.

III. Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

1.Подготовка к концертным выступлениям

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль - воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»

2.Праздники, выступления, конкурсы











Тематическое планирование


Перечень разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

17

2

15

Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка

12

8

4

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

5

-

5

Итого:

34

10

24

№ занятия

Темы занятий

Содержание занятий

Характеристика деятельности

1

Введение

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Искусство пения - искусство души и для души. Музыка в нашей жизни.

Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

2

Знакомство с голосовым аппаратом

Путешествие в королевство Пения

Определение примерной зоны звучания

3

Певческая установка. Унисон

Выработка правильной осанки при пении

Разучивание распевок

Разучивание песни

4

Дирижерский жест

Усвоение основных дирижерских жестов

Разучивание песни

5

Праздничный концерт ко дню Учителя

Участие детей в праздничном концерте

6

Дикция

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция - условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок

7

Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки - 7 нот

Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

«Птица-музыка» - разучивание

8

Мелодия - душа музыки

Работа над мелодическим слухом

«Птица-музыка - разучивание

9

Песни из любимых мультфильмов

«Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

10

Тембр - окраска звука

Игра «Догадайся, кто поет»

работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы;

11

Ритм - основа жизни и музыки

Упражнения на развитие ритма

12

Темп - скорость музыки

Вокальные импровизации на стихи А. Барто

13

П.И. Чайковский. «Детский альбом»

Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков»

14

Мои любимые песни

Исполнение песен по желанию детей - «Подарок Дедушке Морозу»

15

Вокруг елки хоровод

Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику

16

Новый год стучится в окна

Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале

17

«Угадай мелодию»

Игра на знание детских песен

18

П.И. Чайковский «Вальс цветов»

Ритмические упражнения

Видеосюжет из мультипликационного фильма со звучанием «Вальса цветов». Пластическое интонирование

19

Динамика - сила звука

«Мамочка милая» - разучивание

Работа над расширением певческого дыхания

20

Два брата Лада

Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» - разучивание

«Веселый и грустный цыпленок» - разучивание

21

Лад. Мажор. Минор

Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» - разучивание

Пение мажорного и минорного звукоряда

22

Мои любимые песни

«Мамочка милая» - разучивание

Работа над дикцией

Составление афиши концерта


23

Сводная репетиция праздничного концерта

Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства


24

Концерт «Милая мама»

Участие в концерте, посвященному дню 8 Марта


25

«Ничего на свете лучше нету»

Наблюдение за музыкой в жизни человека

26

Продолжение работы над песнями

Работа над песней «Баба Яга и Бармалей»

27-28

Дружная семья

«Мой дед уходил на войну» - разучивание припева

Сказочное знакомство с длительностями нот

29

«Музыкальная азбука»

«Мой дед уходил на войну» - разучивание припева

Загадки на знание музыкальных терминов

30

Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 Мая

Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением

31

«Нам мир завещано беречь»

Участие в праздничном концерте

32

Сводная репетиция к празднику «Последнего звонка»

Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением

33

Праздник в школе «Последний звонок»

Выступление детей на празднике «Последнего звонка»

34

До новых встреч с музыкой

Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения



Материально- техническое обеспечение

образовательного процесса

  • Технические средства: компьютер, проектор; телевизор, DVD- плеер.

  • Комплект дисков с классической, детской, популярной музыкой.

  • Обучающие и демонстрационные диски.

Литература

  1. «Настольная книга школьного учителя -музыканта». -М. «Владос»,2010г.

  2. «Как Рыжик научился петь» А.Абелян - М. «Композитор».2009г.

  3. «Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева - М. «Академия».2009г.

  4. «Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.

  5. «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.

  6. Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.

  7. «Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ Сост. Н.Сорокина «Музыка» 2009г.

8.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. - Ярославль,2006;

Требования к уровню подготовки учащихся

Научится:

    • развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука;

    • развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики;

    • развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора;

    • приобщение детей к концертной деятельности;

    • формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков;

    • использование элементов ритмики, как одного из способов;

  • развитие творческих способностей обучающихся.

Получит возможность научиться:

воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

© 2010-2022