Творческая работа Изучение фольклора на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление Образования и Молодежной Политики

Администрации Городецкого района















Творческая работа


по теме:


«Методическая разработка подраздела общеобразовательной программы «Музыка»


«Изучение фольклора на уроке музыки»







Выполнила: Молькова Галина Владимировна

Учитель музыки Зиняковской СОШ

Первая квалификационная категория

Образование: высшее

Стаж работы: 9 лет










2010 г.

Оглавление:

Пояснительная записка……………………………………………………3

Цели и задачи подраздела…………………………………………………8

Особенность музыкального восприятия и развития в подростковом

возрасте…………………………………………………………………….10

Ожидаемые результаты освоения подраздела программы……………..12

Обоснование используемых технологий, методов, форм

организации деятельности учащихся…………………………………….13

Карта системы знаний и системы деятельности………………………....16

Поурочное планирование подраздела…………………………………….29

Разработка урока…………………………………………………………...32

Информационные ресурсы………………………………………………...40

Список литературы…………………………………………………………41

Приложение…………………………………………………………………42













I. Пояснительная записка.


В своей работе я опираюсь на программу В. В. Алеева. Поэтому в пояснительной записке я цитирую основные положения этой программы.

Программа по музыке для общеобразовательных учреждений делится на две части: 1-4 классы и 5-8 классы. Но в этих частях проходит глубинная взаимосвязь, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материалов. Программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского. Так же программа нацелена на многообразное взаимодействие музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а так же с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Программа В.В.Алеева и Т.Н.Кичак охватила все стороны искусства, но есть одно «но»…

Наша школа находится в сельской местности и в силу этих обстоятельств в нашем селе проходят традиционные русские народные праздники с шутками, прибаутками, народными песнями и танцами. Но на этих праздниках стало всё меньше и меньше встречаться школьников, молодежи, а если они и появляются, то практически не принимают никакого участия. Наблюдая за такой проблемой, был сделан вывод: дети практически не знают фольклорного материала и истории всех обычаев.
В наше время, даже опираясь на собственный опыт и наблюдения, нечасто встретишь молодых людей, которые поют или хотя бы интересуются устным народным творчеством, музыкальным фольклором, старыми песнями. Забыть данный вид искусства - это значит забыть наше прошлое, нашу основу, жизнь, быт и подвиги наших предков. А ведь именно фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Так же мной была прочитана интересная статья о фольклорной арт-терапии. Привожу фрагмент:

… «Русский песенный фольклор - это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора»…

Тогда я приняла решение: познакомить школьников и развить интерес к фольклору, а так же «поправить всем здоровье» с помощью уроков музыки в общеобразовательной школе.

Приобщать к фольклору, народной музыке надо как можно раньше. Поэтому, обращаться к этому музыкальному стилю нужно, начиная с первого класса. В программе В.В.Алеева народной музыке в первом классе уделяется достаточно уроков: «Ноги сами в пляс пустились» (народные танцы), «Русские народные музыкальные инструменты», «Веселый праздник Масленица». Помимо запланированных уроков по программе В.В. Алеева, для нас традиционно в первом классе проведение на последнем уроке в I четверти «Праздника осени», на котором происходит знакомство учащихся с традициями празднования осеннего времени года на Руси, осенними приметами и народными песнями. Разучиваются песни: «Осень, в гости просим», «Нива моя, Нива» и др. Большое внимание уделяется движениям русских народных танцев, так как занятия проходят в детском саде в актовом зале.

Во втором классе на 3 уроке «Осенины» мы разучиваем соответствующие песни, говорим об обычаях этого праздника, а на последнем уроке «Частушки» проводим праздник в народных костюмах, вместе с частушками, которые сочиняют сами дети и их родители. В третьей четверти вместо темы «Праздник бабушек и мам» мы проводим встречу с Весной-Красной. Знакомимся с традициями празднования на Руси наступления весны, закличками, народными песнями. Например: «Жаворонушки, прилетите-ка!», играем на деревянных ложках. На уроке «Снегурочка» знакомимся с начальным понятием язычества и естественно, праздник «Масленица», который проходит вместе с третьим и четвертым классом.

В третьем классе в I четверти проводится 5 урок по теме «Фольклор», где учащимся дается понятие этого термина, знакомство с былинами, главными богатырями Руси и инструментом Гудок. Последний урок II четверти называется «Зимние Святки». На нем происходит знакомство с традиционным зимним обрядом на Руси, народными песнями, загадками играми. Поются колядки «Святой вечер», « У скупого мужика», «У доброго мужика» и др. На заключительном уроке-концерте IV четверти происходит знакомство с обрядом завивания березки в весенне-летнее время.

В четвертом классе на уроке «Россия - любимая наша страна…» мы говорим о том, откуда пошла Земля русская, вспоминаем народные песни и обычаи, которые изучали ранее. В III четверти, говоря о дорогах, плавно переходим к свадебным обрядам. На заключительном уроке идет беседа о летних народных праздниках - Троица, Иван Купала, Ильин День.

Очень интересно применение на уроках в начальных классах песен-потешек, небылиц, дразнилок, прибауток в качестве распевок. Например:

СКОК-ПОСКОК

Скок, скок-поскок
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька -
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.

ТЕНЬ-ТЕНЬ, ПОТЕТЕНЬ

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса».
Похвалялся зайка:
«Поди, догоняй-ка!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»

«АНДРЕЙ - ВОРОБЕЙ»

Андрей - воробей, не гоняй голубей! Гоняй галочек из под палочек.

Здесь начинает развиваться манера народного пения, а так же театральное творчество (изображение героев песенок), импровизация.

В пятом классе на уроке «Истоки» мы опять вспоминаем историю Язычества - зарождение искусства, фольклора. Во II четверти на уроке «Мир русской песни» разучиваются русские народные песни. В III четверти, изучая балет «Петрушка», идет знакомство с народным театром - балаганом, скоморохами, ярмаркой. Проводится игра-драматизация «У дядюшки Трифона». Так же, говоря об опере «Снегурочка», опять вспоминаются масленичные игры и песни. В IV четверти на уроках подраздела «Музыкальная живопись сказок и былин» разучиваем песни - былины, анализируем русские народные сказки, говорим об истинно народных сказочных героях.

В шестом классе, говоря о ритме, никак не обойтись без бубна, ложек, маракасов, трещоток, говоря о мелодии, невозможно не вспомнить распевные мелодичные народные песни, красоту русской природы.

В седьмом классе в блоке «Музыкальный образ», разбирая образы в музыке, я закрепляю понятия о видах народных песен: хороводные, лирические, эпические, военные, плясовые, шуточные и многие другие. Изучая оперу «Князь Игорь», мы опять возвращаемся к образам Древней Руси.

Но в восьмом классе, к сожалению, линия народной музыки, народного искусства прерывается, а школьники в этом возрасте начинают всё больше и больше внимания уделять современным музыкальным направлениям. Очень обидно, что народная песня в современном обществе незаслуженно забыта и находится на задворках современной культуры. Поэтому было очень важно не оставить без внимания фольклор в подростковом возрасте.

II. Цели и задачи подраздела.

Главная тема 8 класса программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко и Т.Н. Кичак - «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждение тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.

В поурочно-тематическом планировании в разделе «О традиции в музыке» есть подраздел «Сказочно-мифологические темы», в котором рассказывается о различных мифах древней Греции, язычестве. Именно здесь я решила вернуться к истокам устного и музыкального народного творчества - фольклору и провести линию к современным направлениям, таких как Фолк-рок, Пост-фолк, Нео-фолк, Поп-фолк, Этно-поп, Этно-фолк.

Исходя из всего вышесказанного, я поставила цель и задачи:

ЦЕЛЬ:

Приобщение подростков к народному искусству, национальным корням, развитие творческих способностей детей в практическом освоении различных направлений традиционной народной культуры.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепление знаний о музыкальном и устном фольклоре, народных традиций, праздников;

  2. Развитие фольклорных способностей (народное пение, импровизационность);

  3. Изучение истории и обычаев родного села;

  4. Воспитание любви к Родине, природе, родному краю, потребности в процессе учения - постижения и открытий в искусстве и в самом себе; прививать культуру в общении;

  5. Формирование интереса к культурно-историческому прошлому России;

  6. Формирование самостоятельной и креативно мыслящей личности;

  7. Исследование взаимосвязи между народной музыкой и современными направлениями.





III. Особенность музыкального восприятия и развития

в подростковом возрасте.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Для моей работы исключительно важно обратиться к музыкальной характеристике детей подросткового возраста. Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Общепринято считать, что подростковым возрастом является возраст детей примерно от 12-14лет.
По признанию ряда психологов, основной деятельностью ребенка данного возраста является учение-приобретение и накопление систематических знаний об окружающем мире, природе и обществе, интеллектуальное развитие, и, конечно же, музыкальное развитие.
В этом же возрасте дети начинают увлекаться не высококачественной музыкой, слушают отечественную и зарубежную "попсу", то есть увлекаются легкой музыкой, а серьезную музыку и исконно-русскую народную не воспринимают всерьез и забывают, что они вообще существуют. В особенности, конечно, подростки перестают проявлять интерес к русскому фольклору. В связи с этим детям нужно дать понятия легкая и серьезная музыка, показать различия между ними. Вопрос о соотношении легкой и серьезной музыки - это острый вопрос, особенно в молодежной среде, так как массовая культура играет отрицательную роль: трудно различить низкопробную легкую музыку от музыки высокого качества, что между ними нет четкой границы, хотя есть существенный признак - развлекательность. Дети должны понять, что и в фольклоре соединены легкая и серьезная музыка, и они отражают разные стороны народной жизни, и они не разделены. Самое главное - удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору. Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность должны вызвать у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран. Но главная задача - научить любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края. И так как мы живем в России, то здесь будут свои традиции, ритуалы и обряды.


IV. Ожидаемые результаты освоения подраздела программы.


Я считаю, что по окончании изучения подраздела программы дети должны

Уметь:

  • ориентироваться в народных праздниках;

  • владеть голосом;

  • выступать в постановке инсценировок обрядов и праздничных театрализованных представлений на основе фольклорного материала;

  • импровизировать;

  • работать в коллективе;

Знать:

  • историю фольклора;

  • особенности традиционных календарных праздников;

  • историю возникновения язычества;

  • жанры устного народного творчества (скороговорки, присказки, потешки, прибаутки);

  • современных исполнителей, музыкальные направления, вышедшие из фольклора

  • собственные недостатки в изучении предмета;

Воспринимать:

  • народную музыку как важную часть жизни человечества;

  • природу и человека как единое целое (с помощью народных праздников);

  • себя как важную часть русского народа и его обычаев.

V. Обоснование используемых технологий, методов, форм

организации деятельности учащихся.

Главное в обучении - метод: постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими искусствами, жизнью природы и человека. Метод как "душа и понятие содержания" (Г. Гегель) - есть создаваемая педагогом ситуация, максимально отражающая законы искусства и психики ребенка.

На своих уроках музыки я применяю такие методы:

  • проблемная ситуация;

  • метод ретроспективы ("забег" вперед и "возвращение" к пройденному);

  • музыкальное обобщение;

  • музыкальная драматургия;

  • размышления о музыке;

  • метод сравнения;

  • обогащение музыкально-слухового опыта учащихся в целом;

  • полифония видов деятельности на уроке (исполнение, слушание, творчество учащихся, музыкально-ритмические движения);

  • целенаправленное накопление интонационного опыта и др.

Обновление содержания школьной программы "Музыка" в 8 классе я провожу в следующих направлениях:

  1. Введение в уроки музыкального фольклора.

  2. Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

  3. Обновление песенного материала.

Я использую следующие приемы:

  • Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому я стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения.

  • Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам.

  • Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается.

  • Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с "голоса на голос", от "сердца к сердцу". Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения (что в наше время очень сложно), поэтому используются ИКТ: видеофрагменты с выступлениями фольклорных ансамблей, презентации с фотографиями ансамблей, картинками народных костюмов, игр, звукозаписи.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. Применяются такие формы урока, как: урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний формой работы является внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.

Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание уделяется проведению праздников, концертов. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой - не меньшую радость и удовольствие тем, кто является "артистами".

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются все, и все в нем участвуют). В третьих, праздник - это веселье и смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии. В нашей школе особенно популярен праздник «Масленица», в котором принимают участие школьники всех возрастов, в том числе и подростки.



VII. Поурочное планирование подраздела


Название урока

Цель

Задачи

1.

I ч., 4 урок

«Влияние русской народной музыки на состояние здоровья»

Выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников

Развить умение анализировать музыкальные произведения, делать самостоятельные выводы;

Развить исследовательские способности; Привлечь внимание учащихся к творчеству русского народа, к роли музыки в жизни человека.


2.

I ч., 5 урок

«Корни есть не только у дерева»

Познакомить с историей зарождения традиций славянского фольклора

Познакомить с историей Древней Руси;

Научить навыкам игры на простейших народных инструментах, пению хороводных песен;

Привить интерес к импровизации

3.

I ч., 6 урок

«Язычество и природа»

Выявить взаимодействие народной и классической музыки в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова и «Весне священной» И.Стравинского

Углубить знания учащихся по теории фольклора;

Показать воздействие фольклора на развитие классической музыки;

Формировать умение находить в авторском творчестве элементы фольклора;

Воспитывать любовь к природе.

4.

III ч., 6, 7 урок

«Святки»

Воспитывать у учащихся чувство значимости культурного наследия и бережного отношения к культурным традициям;

Способствовать развитию интереса к народной музыке через творческое самовыражение, принимая участие в обрядах;

Знакомство с основными символами рождественских праздников;

Развитие креативных способностей учащихся, музыкально-сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку;
Воспитание любви к Родине, бережного отношения к обычаям и традициям
своего народа.

5.

IV ч., 1 урок

«Родила Россия песню»

Показать связь писателей, поэтов, музыкантов с народной песней.

Закрепление знаний о жанрах народной песни;

Развитие умения анализировать произведения разных видов искусства;

Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности;

Воспитание любви к Родине.

6.

IV ч., 2 урок

«Новая музыка славян»

Доказать, что русская народная музыка жива и сегодня - в современной жизни.

Показать воздействие фольклора на развитие современной музыки;

Повышать музыкальный образовательный уровень детей;

Воспитывать у школьников чувство прекрасного.








VIII. Разработка урока

Тема: «Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека».

Тип урока: урок - исследование

Цель урока: обобщить знания детей о разнообразии русской народной песни; выявить особенности влияния народной музыки на физическое здоровье школьников.

Задачи:

образовательная - развитие умения анализировать музыкальные произведения, делать самостоятельные выводы, закрепление элементов музыкальной речи;

развивающая - развитие исследовательских способностей; формирование умения рассуждать; развитие креативных способностей учащихся, музыкально-сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку;

воспитательная - привлечение внимания учащихся к творчеству русского народа, к роли музыки в жизни человека.

Методы:

проблемный, поисковый, исследовательский, активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма, диалога, импровизации и сценического движения, инсценирование, межпредметные связи.

Музыкальный материал:

русские народные песни «Котя, котенька», «Сорока», «Ладушки», «Колядка», «Веснянка», «Просо», «В деревне было в Ольховке», «Частушки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Валенки»;

классическая музыка; рок-музыка из репертуара группы «Рамштайн».

Оборудование:

Проектор; музыкальные инструменты - ложки, треугольники, трещотка, маракасы, бубенцы; магнитола; микроскопы, предметные стекла, пробирки с полезными микроорганизмами - инфузориями.

Способ получения инфузории туфельки:

1. 10г сухого сена кипятить в течение получаса. Полученную бурую жидкость разлить в 2-3 банки, разбавляя водой до цвета жидкого чая. Через 3-4 дня на поверхности настоя разовьется пленка сенных бактерией, являющихся наилучшей пищей для инфузорий. Инфузории вносят пипеткой в раствор из аквариума или из банки с прудовой водой. Через 6-8 дней в культуре будет присутствовать большое количество туфелек. Скорость этого процесса зависит от температуры. При нормальной комнатной температуре культура готова через 15 - 20 дней.

2. культуру туфельки можно приготовить, используя молочный раствор из расчета 5 - 10 капель снятого молока на 100мл воды. Раствор надо хорошо размешать и разлить по пробиркам. Пересадив в раствор инфузорий, пробирки закрывают рыхлыми ватными тампонами и оставляют в тепле на 5-7 суток.






Ход урока

Как затянет, как зальётся православный наш народ,
Ведь откуда что берётся, прямо к сердцу так и льнёт!
Запоёт про тёмну ночку иль про белые снега,
Про купеческую дочку, про шелковые луга;
Запоёт про сине море, иль про матушку-реку,
Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;
Да как гаркнет: "Эй, калина, не шуми, дремучий бор!"
Чуешь Руси-исполина и раздолье и простор!…
Русь и в песне-то могуча, широка и глубока,
И свободна и гремуча, и привольна и звонка!
В. Межевич

  1. Музыкальное приветствие.

  2. Повторение пройденного материала. (Презентация, слайд 1)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим беседу о фольклоре. Каждое произведение народного творчества - чудо. Никто не задумывал его с карандашом в руке, да и вообще в один присест не складывал. Долгие века звучит оно в минуты радости и тоски, и тут же творится. Что-то, порой незаметно, а порой и сознательно меняется, подправляется, сокращается или дополняется. Поэтому мы и говорим, что фольклор создаётся всем народом. Письменная литература делала только первые шаги, а народная поэзия уже имела за плечами многовековой опыт. Помните, как переводится с английского языка слово фольклор? (Народная мудрость). Действительно, народная мудрость, народные знания, т.е. весь опыт народа, вся его жизнь. А вместе с этим и душа человека русского, его характер.

Родился малыш, и сейчас же звучали для него песни в доме: колыбельные. Какие они? (Нежные, ласковые, с певучей мелодией спокойного характера).

  • Исполняется колыбельная "Котя, котенька".

Подрос немного малыш, и к колыбельным другие песни добавились: пестушки. А они зачем? (Помогают малышу расти, осваивать речь, ориентироваться в окружающем мире)

  • Слушание в исполнении на свирелях песенок: "Сорока", "Ладушки".

Даже маленькие дети принимали участие в народных праздниках: Масленице, встрече весны, колядовании... Какие мы с вами пели календарные песни? Чем они отличаются? (Тематически связаны с календарным событием, музыка основана на постоянно повторяющихся интонациях)

  • Исполняются: "Колядка", "Веснянка".

А уж хороводится, играть да плясать сам Бог велел! На гулянья девушки и наряды самые яркие надевали. Посмотрите на экран, вспомните, как называются элементы костюма и что они означают. (Презентация, слайд 2)

Творческая работа Изучение фольклора на уроках музыкиТворческая работа Изучение фольклора на уроках музыки

Творческая работа Изучение фольклора на уроках музыки

( На голове у девушек надет кокошник, сами они в сарафанах. Рисунки на сарафанах вышивались не просто так - это были своеобразные обереги от нечистой силы. Был разный вид одежды: для повседневной носки и для праздников.)

Какой характер хороводных песен? (плавный, протяжный, распевный, чувствуется спокойный шаг). А еще какие виды народной песни вы знаете? (плясовые, шуточные, лирические, военные, эпические, календарные, обрядовые, былины, частушки и др.) Давайте сейчас исполним хороводную песню.

  • Исполняется песня "Просо" А теперь потешим себя весёлой плясовой "В деревне было в Ольховке"

  • Исполняется в сопровождении ложек, треугольников, трещотки, маракасов, бубнов плясовая "В деревне было в Ольховке".

А где праздник: там и частушка под язык! Как называли частушки в народе? (ответы детей). Верно, коротушки. Этот жанр русской народной песни удивительно приспособился к современной жизни. Она звучит везде, выражая лукавство и озорство русского характера. Давайте и мы вспомним частушки, которые исполняли раньше, которые где-то слышали и запомнили.

  • Исполняются "Частушки".

Вот парни подросли, да в рекруты попали. Кто такие рекруты? (Презентация, слайд 3)

Творческая работа Изучение фольклора на уроках музыки

Да, так называли новобранцев. А им без песни тоскливо, да и солдату без неё нельзя. Чем солдатские строевые песни особенны? (Маршевые, чёткие)

Давайте сейчас вспомним песню, которую пели еще в начальных классах, но она вам очень нравилась.

  • Исполняется песня "Солдатушки, бравы ребятушки".

Не всегда, однако, веселье звенело в русских народных песнях, не всегда удаль слышалась. Бывало, что и грусть-печаль на сердце ложилась. Вот тогда очень хотелось в песне душу высказать. Что это за песни были? Как назывался этот жанр песен? (ответы) Да, лирические протяжные. А что обязательно в них есть? (Распевы, протяжная, широкая, свободно льющаяся мелодия).

III. Гипотеза.

В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа (чувства, мысли, надежды, чаяния…).

А влияла ли прослушанная и исполненная музыка сегодня на ваше настроение? (Да)

Как вы считаете, может ли она влиять на здоровье человека?

Сегодня мы с вами докажем, что если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно повлияет на состояние здоровья человека.

«Здоровье - это самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица.

IV. Экспериментальная проверка.

Вы уже знаете, из чего состоит наш организм. Вспомните, чего больше всего в нашем организме. (Воды)

Как можно узнать, сколько воды содержится в нашем организме (массу тела разделить на 3 и умножить на 2).

На дом вам было дано задание узнать, сколько воды содержится в вашем организме.

Опрос.

В 2004 году в журнале «Природа и человек» были опубликованы интересные данные. Оказывается классическая и народная музыка воздействуют на структуру воды, придавая ей лечебные свойства. А раз организм человека на 70% состоит из воды, то какой вывод мы можем сделать?

(музыка оказывает лечебное действие на наш организм).

Проверим это экспериментальным путем, а помогут нам полезные микроорганизмы - инфузории (словарная работа: очень маленькие организмы, похожие на маленькую движущуюся капельку воды.), которые не безразличны к биоэнергетическому воздействию (словарная работа). К сожалению, они не видны невооруженным глазом, поэтому нам потребуются: микроскопы, предметные стекла.

Инструктаж работы с микроскопами.

Нахождение инфузорий.

Ну а теперь кульминационный момент нашего урока. Я сейчас буду включать разные направления музыки, а вы смотреть, как ведут себя инфузории.

  • Слушание: Классическая музыка "Вальс цветов"

  • Слушание: Русская народная песня "Валенки"

Инфузории активны.

  • Слушание: Рок-музыка из репертуара рок - группы "Рамштайн"

Инфузории замедляют движение и останавливаются (умирают)

V. Следствия.

Какой вывод мы можем сделать, проведя данный опыт.

Если слушать, исполнять русскую народную музыку, то это благотворно влияет на состояние здоровья человека. Русский фольклор, включающий в себя своеобразную музыку, интонации, движения, обладает целительным воздействием на человеческую личность.

Послушайте, какие слова нашёл для русской песни Н.В. Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек".

VI. Итог урока.

Отзывы ребят об увиденном. Самостоятельное оценивание работы на уроке.

Информационные ресурсы


1. k-yroky.ru/load/79-1-0-258

2. festival.1september.ru/articles/212522/

3. festival.1september.ru/articles/528184/

4. edu-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=79&Itemid=56

5. refu.ru/refs/alike/13183.html

6. bazunova.21310s18.edusite.ru/p2aa1.html

7. nauka-shop.com/mod/shop/productID/49055/

8. 4stupeni.ru/stady/konspekt_4_music/

9. openclass.ru/blogs/72271

10. metodkabinet.eu/TemKollekzii/Leto_TemKollekzia.html

11. ocnt.isu.ru/sborniki/SB200034/obr.htm

12. comkino.com/main/multfilms/664-sbornik-multfilmov-russkie-narodnye-skazki.html

13. uroki.net/docrus/docrus31.htm

14. forchel.ru/prez5.shtm

15. interaktiveboard.ru/load/11-1-0-145



Литература


1. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Программа «Музыка» для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. - 90с.

2.Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. - ОСА: Росстанина-Каме, 1994. - 78 с.

3. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой.: БУМ, 1991 С. 7-8.

4. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993. С. 13.

5. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г., Семикова Л.А. Мой родной дом. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: Талам, 2000. - 96 с.
6. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроке музыки в начальной школе. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 232 с.

7. Нелюбина А.А. От урока к празднику / Воспитание музыкой.1991.

8. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников / Народные песни.: Минск, 1969 С. 73-74, 84-87.

9. Пономарев А.С. Жизнь детского хора / Воспитание музыкой, 1991. С. 103-135.

10. Ширяева Н.С. Праздники народного творчества в школе / Воспитание музыкой, 1991. С. 148-160.

11. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: энцикл. /С.В.Истомин; - М.; АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 383 с.: ил.




© 2010-2022