Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ТУРОЧАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »

ТУРОЧАКСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме: «Веселые нотки»


Автор: Михайлова Любовь Владимировна, учитель музыки

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Турочаская средняя общеобразовательная школа»

Турочакского района, Республики Алтай


Аннотация

Методическая разработка внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме «Веселые нотки» в рамках проведения внеурочной занятости по музыке по авторской программе Просвирниной О.С. c применением дистанционных образовательных технологий, интерактивных форм обучения и электронных ресурсов. В пособии представлены методические рекомендации по проведению занятия, технологическая карта урока. Автор раскрывает формы, средства и методы знакомства с нотной грамотой на внеурочном занятии музыки в 1 классе. Методическая разработка может быть полезна учителям музыки, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.


Методические рекомендации по проведению занятия.

Тема «Веселые нотки» изучается в разделе «Нотная грамота» первого года обучения: "Я музыкантом стать хочу..." авторской программы вокального кружка. Проводится во 2 четверти 1 класса. К этому времени обучающиеся уже владеют начальными знаниями по нотной грамоте, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленное занятие направлено на развитие творческих способностей детей, эмоционального исполнения попевок, песен, импровизационной игры на музыкальных инструментах; формирование навыков участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Материал занятия рекомендован для преподавания в группах с высоким темпом обучения.












Конспект внеурочного занятия музыки


Предмет: Музыка

Класс: 1 класс

Тема урока: «Веселые нотки»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, динамика, ритм.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • актуализировать знания о различии в понятиях «Композитор», «Исполнитель» , «Слушатель»;

  • проанализировать, как музыка, средства музыкальной выразительности идут к созданию музыкального образа;

  • проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.

Воспитательные:

  • формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

  • воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

  • воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Развивающие:

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

  • совершенствовать вокально-хоровые навыки;

  • развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы музыкального обучения:

1.эмоционально-художественное «погружение»

2.комплексное воздействие разных видов искусств

3.метод сравнения и сопоставления.

4.наблюдения за музыкой.

5.музыкально-ритмической импровизации

6.вариантности впечатлений.

7.обобщения.

Виды деятельности на уроке:

1.Вокально-хоровая работа

2.Слушание и исполнение музыки

4.Рассуждения о музыке

5.Музыкально-ритмические движения

6.Импровизация

Средства обучения:

- мультимедийный проектор, магнитная доска, компьютер, цветные магниты, ноты-кружочки, дидактическая игра «Гусеница», раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты-кружочки, ударные музыкальные инструменты, таблица 1 «Композитор.Исполнитель.Слушатель», таблица 2 «Голосовые упражнения», тест для проверки знаний «Ответь правильно», документ для совместной работы,

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; различать короткие и длинный звуки.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Предварительная работа.

  • Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

  • Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

  • Слушание музыки П.И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков".

Мотивация:учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление класса: на доске изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница»

Организация урока: вход в класс Слайдшоу «Веселые нотки»

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Универсальные действия

1.Самоопределение

к деятельности.

Исполнение музыкального приветствия: «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.:

У и Д: Музыкальная планета - сцена залитая светом!

Если есть у вас минутка приходите в гости к нам.

Д: Здесь вас встретят музыканты

У: Уникальные таланты

Д: И на берег доброй сказки пригласит вас дирижер!

Исполнение

(в диалоге с учителем).

Организация класса.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.







4.Постановка учебной задачи.

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

Вступительная беседа:

- Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке - музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

На доске изображение композитора, исполнителя

Использование ЦОР:

Иллюстрации:

Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917)

"Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

-Чем отличается композитор от исполнителя, слушателя?

(таблица 1 )

- Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? Заполнение совместного документа

- А сколько всего нот в музыке?

- Назовите их.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

- Чем мы будем заниматься?

Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

- Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Чтение хором стихотворения:

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты - точки

Разместились по местам.

- Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

- Ребята, вы все любите приключения? Вот и ваш язычок оказался отважным путешественником.









Дети дают ответы: ноты, нотную грамоту.

В музыке семь нот. Учащиеся называют ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Постановка учебной задачи. Сегодня я продолжу знакомство с нотами, познакомлюсь с новой грамотой. Научусь правильно петь.





Принимают

учебную задачу.




Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

логические - анализ субъектов с целью выделения общего признака.

Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном





Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты).

4.Артикуляционная минутка

Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка» (приложение 1).

Голосовые упражнения (автор С. Коротаева)

Таблица 2

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

Лошадка

На лошадке верхом

дети щелкают языком,

Все поскачем мы потом.

изменяя форму губ:

Звонко цокают копытца. вытягивают трубочкой,

Не пора ль остановиться? растягивают в улыбке

Тпру-у-у!

Поезд

Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал.

произносят «чух-чух»

Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа,

Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш»

Самолет

Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у»

К облакам нас унесет.

с выдуванием воздуха

С ветерком там поиграет через плотно сомкнутые,

И на землю всех вернет.

вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука.

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют.

Упражнения направлены на развитие голоса и выразительности тембра (в игровой форме)



Дети исполняют упражнения, смотрят комиксы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения

5.Вокальная работа

Распевание







Исполнение песни

- Мы с вами тоже распоемся. Повторим правила пения.

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

а) «Горошина» - работа над дикцией и динамикой:

• Четкая дикция;

• Штрихи

• Работа над динамикой;

б) «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

• Работа над дыханием;

• Построение трезвучия

• Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Нота прикрепляется на нотный стан.

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

Какое у вас всех замечательное настроение. Давайте пожелаем всем: Доброго дня! Постараемся точно передать настроение этой песни. Какое оно?

Исполнение песни «Добрый день» сл. В.Суслова, муз.Я. Дубравина

( желающие солисты у доски).

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

Наше путешествие продолжается. А сейчас - новое задание.

Дети исполняют попевки группами, коллективно. Выполняют задания учителя, работая над более точным и выразительным исполнением.







Дети отвечают на вопрос учителя и высказывают предположения.



Работа с солистами

Регулятивные: актуализация правил


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения





Познавательные: логические - характеристика произведения и его обоснование;


Личностные:

инициатива, самоопределение


6. Построение проекта выхода из затруднения

- Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

1)Примеры ритмических диктантов

1. Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

2. Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

3.Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 классВнеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

- Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались разные по продолжительности звуки? Какие они были? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки - удары по коленям, а короткие - в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях. Сегодня мы попробуем использовать свои знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Большие кружочки-длинные звуки, а маленькие-короткие.

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

- Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты.

4)Слушание музыки

-Вспомните автора пьесы и ее название.

Использование ЦОР:

Аудиофрагмент:

"Детский альбом". Марш деревянных солдатиков (N 22284)

-Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?

-Какой ритм они будут исполнять?

5)Музицирование на музыкальных инструментах.

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах.

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

Физминутка

Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» (видео «Про следы»). Исполнение с танцевальными движениями

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс

-Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина.

-Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве

-С каким настроением исполняется эта песня?

-Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Внеурочная методическая разработка по музыке 1 класс Веселые нотки 1 класс



Повторяют точно за учителем ритм

Высказывают предположения (короткие и длинные звуки).

В результате практических действий приходят к выводу, что звуки были короткие и длинные.





Дети хлопают ритм индивидуально, группами и коллективно.









Учащиеся подбирают инструменты, которые соответствуют характеру произведения и поясняют свой выбор.

Группа учащихся исполняет римтическое сопровождение пьесы.







Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями по тексту

Познавательные: общеучебные - умение создавать копию по образцу, рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание уровня усвоения материала

Коммуникативные:

умение работать с группой, с точностью предавая ритм пьесы








Познавательные:

знаково-символические действия (моделирование)






Коммуникативные:

поиск способов разрешения проблемы

Познавательные: моделирование

7.Закрепление

- А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии?

Тест «Ответь правильно»

Дети выполняют тест

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала

Личностные: самоопределение

8.Рефлексия деятельности

- Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет - «А», а кто считает, что еще не все получается - «О».

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что интересного вы узнали?

-Что особенно ярко запомнилось?

-Всё ли вам удавалось легко?

Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня хорошо поработали.

И веселые нотки, думаю, обязательно придут к нам в гости много раз.

Поют «Прощальная»:

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья!

Выходят из класса под музыку.

Дети дают оценку своей работе.

Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели солистами и хором т.д.

Учащиеся деляться своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Регулятивные:

самооценка

Личностные: смыслообразование

Используемые источники:

  • Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.

  • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

  • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

  • Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

  • Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей» festival.1september.ru

  • Сайт Загадайка.Ру - Детские Загадки zagadaika.ru/tag/med/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(school-collection.edu.ru):

Иллюстрации:

Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917)

"Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)

Аудиофрагмент:

"Детский альбом". Марш деревянных солдатиков (N 22284)

  • Видеофрагмент:

Песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь»

  • Ссылки на изображения:

иконка музыкальной ноты - images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=psdgraphics.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F11%2Fmusic-note.jpg&rpt=simage

восьмые ноты - images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=japandaily.ru%2Fimages%2Fimg_3128.jpg&rpt=simage

Приложение 1

Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка»

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать.

- рот закрыт (губы сомкнуты)

В одну щечку постучал, в другую -не открывается.

- «проткнуть» языком щеку

- «проткнуть» языком другую щеку

«Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую.

повторить

Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу.

- «проткнуть» языком верхнюю губу

- «проткнуть» языком нижнюю губу

В это время ротик зевнул и открылся.

- покусать кончик языка

Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.

- пожевать язык боковымизубами

«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»-возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны,

- пожевать язык боковыми зубами

И с правой, и с левой стороны язык оказался невкусным.

- пожевать язык справа и слева

Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.

- покусывать всю поверхность языка, высовывая его вперед и убирать назад

Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю.

- покусать нижнюю губу по всей длине, а потом верхнюю

Нижняя губа обиделась.

- оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение

А верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).

- поднять верхнюю губу. Придав лицу выражение улыбки

А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки.

- закусить изнутри щеку боковыми зубами

Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки.

- провести языком между губами и верхними зубами, потом нижними зубами

И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки.

- повторить движения языком

Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

- обнажить зубы, растянув губы в улыбке



© 2010-2022