- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока Музыка осени
Конспект урока Музыка осени
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подшивалова Л.П. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Музыка осени»
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.
Цель: развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки
Задачи
-
связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
-
развивать эстетический вкус учащихся посредством музыки, живописи и литературы.
-
воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней.
-
вовлечь учащихся в творческий процесс через пластическое интонирование и исполнение песни «Осень наступила»;
-
развивать творческое воображение, умение отражать музыкальные впечатления в рисунке.
Оборудование урока: проектор, музыкальный центр, инструмент фортепиано
Наглядные и дидактические материалы:
Рабочая тетрадь для 1 класса для выполнения домашнего задания
Музыкальный материал:«Октябрь» П.И. Чайковского, Г.В. Свиридов «Осень», песня «Осень наступила», рнп-закличка «Осень, в гости просим»
Портреты композиторов: Г.В. Свиридова, П.И.Чайковского.
Картины художников: И.И.Левитана «Золотая осень», «Сокольники. Осенний день», В.Поленова «Золотая осень», «Ранний снег», И.Шишкина «Осень»,
Литературный материал:стихотворения об осени А.С. Пушкина, А. Плещеева, С. Есенина, И. Бунина, Минухина К. (стихотворение школьницы 8 лет)
Результаты изучения темы урока: (Планируемые результаты)
Личностные:
-
наличие эмоционального отношения к искусству
-
приобретение начальных навыков позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей
-
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач
Метапредметные:
-
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание цели
-
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение)
-
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
-
умение воспринимать окружающий мир во всем его природном и художественном разнообразии
Предметные:
-
умение размышлять о музыке как способе выражения эмоциональных переживаний человека
-
использование элементарных умений и навыков в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
Схема урока:
Этап урока
Содержание (типы заданий), деятельность учителя
виды деятельности учащегося, репертуар
Виды контроля
Педагогический инструментарий
(дидактика, технология и т.п.)
Планируемые результаты
метапредметные
предметные
личностные
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
Тему урока дети формулируют самостоятельно в ходе беседы.
«Музыка осени»
Что общего в этих произведениях?
О чем мы будем говорить на уроке?
Почему? Какое сейчас время года? Что происходит в жизни в это время года? Чем отличается эта пора от других времен года?
Какая бывает осень?
Вход -
«Осень» Г.В. Свиридов - слушание
исполнение знакомой песни "Урожай собирай" А.Филиппенко.
Вводный: фронтальный опрос, беседа (выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий)
Прослушивание;
Контроль дыхания;
Пение по руке учителя;
Дирижирование
На доске ряд репродукций русских художников (Левитан, Поленов, Шишкин) на осеннюю тему.
Слушание сопровождается мультимедийной презентацией
Методы работы: активный диалог, частично-поисковый, беседа, объяснительно-иллюстративный.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу
овладевать способностью определять цель выполнения заданий под руководством учителя
Коммуникативные:
Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
развивать умение обмениваться впечатлениями от услышанной музыки;
Познавательные:
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач,
овладевать способностью сравниватьпроизведения разных жанров искусства
овладевать способностью отвечать на простые вопросы учителя;
овладевать способностью
осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме
Уметь определятьнастроение, характер музыки;
- посильным образом участвовать в ее исполнении;
Знать понятия: композитор, поэт, художник, мелодия, аккомпанемент
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-разыгрывать народные песни;
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-разыгрывать народные песни;
-узнавать различные музыкальные инструменты;
Научатся: слушать мотивы осенних мелодий; объяснять термины мелодия: аккомпанемент, мелодия-главная мысль произведения
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу через знакомство с разными произведениями искусства, объединенных темой осени.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной культурой.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
Эту тему в своих произведениях затрагивали не только композиторы и художники, но и поэты.
Знаете ли вы стихи об осени?
Какими словами поэты описывают осень? (багрец и золото и т.д.)
Сравниваем с картинами (цвет-слово)
А можно ли с помощью музыки передать эти цвета? Что хотят передать нам авторы своими произведениями?
(Цвет-слово-звук) - настроение.
Как звучит музыка? К какой из картин она подойдет больше?
Какими чувствами наполнена эта музыка? Обратите, внимание на выразительную, в духе р.н.п. мелодию. Как называется инструмент, который ее «поет»?
Чтение стихов Пушкина А.С., Плещеева А.Н.
детьми и учителем.
Сопоставление музыки с литературой и ИЗО
П.И. Чайковского «Октябрь» слушание
Текущий: Освоение учебного материала по теме (метод опроса:
обращение с вопросом ко всему классу,
конструирование ответа.
Методы работы: метод художественного, нравственно-эстетического познания литературных произведений и музыки,
словесный, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.
Слушание сопровождается мультимедийной презентацией
Физминутка
Распевание «Осень, осень в гости просим». РНП - закличка - драматизация
Прослушивание;
Контроль дыхания;
Пение по руке учителя;
Дирижирование
игра
6) Первичное закрепление.
Определить характерные особенности мелодии.
К какой картине подходит эта песня по настроению? Почему?
Разучивание песни «Осень наступила»
Во время исполнения припева - пластическое интонирование.
Текущий: Освоение учебного материала по теме (метод опроса:
обращение с вопросом ко всему классу,
конструирование ответа.
Методы работы: репродуктивный, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки,
словесный
7) Рефлексия (подведение итогов занятия
Как осень изображается в разных произведениях искусства. Композитору нужны - звуки, поэту нужны - ….? А художнику - …(цвет)?Что объединяет музыку, стихи, картины с которыми мы познакомились на уроке? Какое произведение понравилась вам больше всего? Музыка каких композиторов звучала на уроке? Назовите поэтов и художников чьи имена сегодня упоминались.
Часто ли на уроке у вас меняется настроение? Почему? Оказывается, музыка может изменять наше настроение. Как же можно услышать музыку? (Внимательно слушая, внимательно сопереживая. Мы услышали, что душой музыки является мелодия. Музыка живет в нутрии человека).
Итоговый: контроль выполнения поставленных задач
Методы работы: беседа, частично-поисковый
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Представьте себя художниками. Что нам нужно для создания осенней картины?
Нарисовать картину осени, но так чтобы в ней было видно настроение. Какая осень вам нравится больше (задумчивая или радостная)? Изобразите это в своих работах. Вспомните дома какие стихи и музыка звучали на уроке и доработайте рисунки.
«Осенняя песнь» П.И. Чайковский - слушание.
Рисование картин осенней природы.
Рабочая тетрадь.
Методы работы:
метод создания художественных «композиций»(рисунок)
Видеоролик «Мелодия осени»
Метод моделирования художественно-творческого процесса (с позиции художника)