Конспект урока Музыка осени

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Музыка осени»

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний, с использованием межпредметных связей.


Цель: развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки

Задачи

  • связать жизненные впечатления детей с художественными образами.

  • развивать эстетический вкус учащихся посредством музыки, живописи и литературы.

  • воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней.

  • вовлечь учащихся в творческий процесс через пластическое интонирование и исполнение песни «Осень наступила»;

  • развивать творческое воображение, умение отражать музыкальные впечатления в рисунке.



Оборудование урока: проектор, музыкальный центр, инструмент фортепиано

Наглядные и дидактические материалы:

Рабочая тетрадь для 1 класса для выполнения домашнего задания

Музыкальный материал:«Октябрь» П.И. Чайковского, Г.В. Свиридов «Осень», песня «Осень наступила», рнп-закличка «Осень, в гости просим»

Портреты композиторов: Г.В. Свиридова, П.И.Чайковского.

Картины художников: И.И.Левитана «Золотая осень», «Сокольники. Осенний день», В.Поленова «Золотая осень», «Ранний снег», И.Шишкина «Осень»,

Литературный материал:стихотворения об осени А.С. Пушкина, А. Плещеева, С. Есенина, И. Бунина, Минухина К. (стихотворение школьницы 8 лет)

Результаты изучения темы урока: (Планируемые результаты)

Личностные:

  • наличие эмоционального отношения к искусству

  • приобретение начальных навыков позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач

Метапредметные:

  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание цели

  • готовность к логическим действиям (анализ, сравнение)

  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его природном и художественном разнообразии

Предметные:

  • умение размышлять о музыке как способе выражения эмоциональных переживаний человека

  • использование элементарных умений и навыков в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности



Схема урока:

Этап урока

Содержание (типы заданий), деятельность учителя

виды деятельности учащегося, репертуар

Виды контроля

Педагогический инструментарий

(дидактика, технология и т.п.)

Планируемые результаты

метапредметные

предметные

личностные

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

Тему урока дети формулируют самостоятельно в ходе беседы.

«Музыка осени»

Что общего в этих произведениях?


О чем мы будем говорить на уроке?

Почему? Какое сейчас время года? Что происходит в жизни в это время года? Чем отличается эта пора от других времен года?

Какая бывает осень?

Вход -

«Осень» Г.В. Свиридов - слушание





исполнение знакомой песни "Урожай собирай" А.Филиппенко.

Вводный: фронтальный опрос, беседа (выяснения готовности класса к изучению нового материала,

определения сформированности понятий)




Прослушивание;

Контроль дыхания;

Пение по руке учителя;

Дирижирование

На доске ряд репродукций русских художников (Левитан, Поленов, Шишкин) на осеннюю тему.

Слушание сопровождается мультимедийной презентацией

Методы работы: активный диалог, частично-поисковый, беседа, объяснительно-иллюстративный.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу

овладевать способностью определять цель выполнения заданий под руководством учителя

Коммуникативные:

Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развивать умение обмениваться впечатлениями от услышанной музыки;

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач,

овладевать способностью сравниватьпроизведения разных жанров искусства

овладевать способностью отвечать на простые вопросы учителя;

овладевать способностью

осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме

Уметь определятьнастроение, характер музыки;

- посильным образом участвовать в ее исполнении;

Знать понятия: композитор, поэт, художник, мелодия, аккомпанемент

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

-разыгрывать народные песни;

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

-разыгрывать народные песни;

-узнавать различные музыкальные инструменты;

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий; объяснять термины мелодия: аккомпанемент, мелодия-главная мысль произведения

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу через знакомство с разными произведениями искусства, объединенных темой осени.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной культурой.

4) Первичное усвоение новых знаний.



5) Первичная проверка понимания

Эту тему в своих произведениях затрагивали не только композиторы и художники, но и поэты.

Знаете ли вы стихи об осени?

Какими словами поэты описывают осень? (багрец и золото и т.д.)

Сравниваем с картинами (цвет-слово)

А можно ли с помощью музыки передать эти цвета? Что хотят передать нам авторы своими произведениями?

(Цвет-слово-звук) - настроение.

Как звучит музыка? К какой из картин она подойдет больше?

Какими чувствами наполнена эта музыка? Обратите, внимание на выразительную, в духе р.н.п. мелодию. Как называется инструмент, который ее «поет»?

Чтение стихов Пушкина А.С., Плещеева А.Н.

детьми и учителем.



Сопоставление музыки с литературой и ИЗО



П.И. Чайковского «Октябрь» слушание

Текущий: Освоение учебного материала по теме (метод опроса:

обращение с вопросом ко всему классу,

конструирование ответа.

Методы работы: метод художественного, нравственно-эстетического познания литературных произведений и музыки,

словесный, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.






Слушание сопровождается мультимедийной презентацией







Физминутка

Распевание «Осень, осень в гости просим». РНП - закличка - драматизация

Прослушивание;

Контроль дыхания;

Пение по руке учителя;

Дирижирование

игра

6) Первичное закрепление.

Определить характерные особенности мелодии.

К какой картине подходит эта песня по настроению? Почему?

Разучивание песни «Осень наступила»

Во время исполнения припева - пластическое интонирование.

Текущий: Освоение учебного материала по теме (метод опроса:

обращение с вопросом ко всему классу,

конструирование ответа.

Методы работы: репродуктивный, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки,

словесный

7) Рефлексия (подведение итогов занятия

Как осень изображается в разных произведениях искусства. Композитору нужны - звуки, поэту нужны - ….? А художнику - …(цвет)?Что объединяет музыку, стихи, картины с которыми мы познакомились на уроке? Какое произведение понравилась вам больше всего? Музыка каких композиторов звучала на уроке? Назовите поэтов и художников чьи имена сегодня упоминались.

Часто ли на уроке у вас меняется настроение? Почему? Оказывается, музыка может изменять наше настроение. Как же можно услышать музыку? (Внимательно слушая, внимательно сопереживая. Мы услышали, что душой музыки является мелодия. Музыка живет в нутрии человека).

Итоговый: контроль выполнения поставленных задач

Методы работы: беседа, частично-поисковый

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Представьте себя художниками. Что нам нужно для создания осенней картины?

Нарисовать картину осени, но так чтобы в ней было видно настроение. Какая осень вам нравится больше (задумчивая или радостная)? Изобразите это в своих работах. Вспомните дома какие стихи и музыка звучали на уроке и доработайте рисунки.

«Осенняя песнь» П.И. Чайковский - слушание.

Рисование картин осенней природы.

Рабочая тетрадь.

Методы работы:

метод создания художественных «композиций»(рисунок)

Видеоролик «Мелодия осени»
Метод моделирования художественно-творческого процесса (с позиции художника)





© 2010-2022