Урок-экскурсия

Данный урок - экскурсия  проводится для ознакомления с наследием казаков иммигрирующих за рубеж. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта предыдущих поколений. Цель: исследовать  исторические факты иммиграции  казаков, изучить их культурное наследие, созданное за рубежом в период иммиграции. Привитие любви к малой родине, сопричастности к родной  истории.Задачи:•           Знакомство и  изучение с историческими фактами иммиграции казаков.•         Мотивация поисково - исследовательской ... •       Воспитывать чувство патриотизма.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыкальное наследие казаков зарубежья:

хор С. Жарова и хор им. Платова Н. Кострюкова»



Данный урок - экскурсия проводится для ознакомления с наследием казаков иммигрирующих за рубеж. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта предыдущих поколений.

Цель: исследовать исторические факты иммиграции казаков, изучить их культурное наследие, созданное за рубежом в период иммиграции. Привитие любви к малой родине, сопричастности к родной истории.

Задачи:

• Знакомство и изучение с историческими фактами иммиграции казаков.

• Мотивация поисково - исследовательской деятельности учащихся в области Доноведения.

• Способствовать умению чувствовать, сопереживать.

• Формировать умение слушать и слышать окружающих.

• Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование и материалы:

компьютерная презентация «Музыкальное наследие казаков зарубежья»; муз. фрагменты в исполнение хора С. Жарова ; песочные часы.

Ход урока

На экране высвечивается 1 слайд презентации (Приложение 1), если нет, то на доске записывается или проговаривается тема: «Музыкальное наследие казаков зарубежья: хор С. Жарова и хор им. Платова Н. Кострюкова»

Вступительная беседа:

У меня в руках песочные часы, которые показывают время. Понятие времени можно понимать по-разному. Для кого-то время - это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то - это мудрые волшебницы, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты.

Сегодня эти песочные часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее. Нам предстоит узнать о наследии казаков- музыкантов, которые иммигрировали за рубеж, об их жизни и творчестве.

Дети передают часы, тот к кому в руки они попали, рассуждает, высказывает свое мнение и отвечает на вопросы ровесников.

Возможно, вы уже знаете об иммиграции казаков за рубеж, но согласитесь, что все знать невозможно и еще много есть вопросов, на которые будут отвечать историки, вот и мы сегодня попробуем извлечь информацию из разных источников. Речь пойдет о музыкальном культурном наследии казаков, которые в силу разных причин были вынуждены покинуть свою Родину, уехав за рубеж прославлять своим искусством казачий народ.

Введение:

Слайд.1,2,3.

Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война вызвали глубокий раскол среди казаков. Для многих эти события стали роковыми.

Казачество не поняло, а потом и не приняло политические установки новой власти, и, в конечном итоге, часть казачества эмигрировало за границу.

Музыкальным явлением особого рода стало русское хоровое искусство,

завоевавшее признание во всем мире. В эмиграции были созданы хор Донских

казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова имени

атамана Платонова и другие. Концерты хоровой музыки собирали огромные

аудитории. Но что удивительно, под влиянием русской хоровой музыки во

Франции, Германии, Австрии стали создаваться хоры, состоявшие почти

целиком из иностранцев, исполнявшие русскую музыкальную программу,

составленную, как из церковной, так и из светской музыки.

Слайд:4,

Гражданская война прошла лавиной через жизнь сотен тысяч казаков. В результате значительная часть казаков осталась верна идее борьбы с красными, проявила преданность долгу, верность Родине и присяге, данной царю, и либо погибла, либо ушла за границу на кораблях.

Чужбина встретила эмигрантов неласково. Выброшенные из Крыма донцы на первых порах обосновались в союзническом лагере Чилингир под Константинополем. Условия были невыносимые - казаки вымирали от истощения и болезней. Начавшаяся среди казаков холера вынудила французов, являвшихся хозяевами в лагере, создать жесткие карантинные условия. Теперь пустынная и мрачная природа Чилингира и вовсе стала напоминать тюремное заключение. Ко всем лишениям присоединялось самое страшное - ощущение безысходности, неуверенности в завтрашнем дне. Утешение находили только в вечерней молитве вместе с полковым священником. А какая молитва без пения? В таких непростых условиях генерал Абрамов принимает, пожалуй, единственно верное решение: лучших певцов всех полковых хоров собрать в один хор. Как специалист был призван Сергей Жаров.

Слайд: 5.

Урок-экскурсия

Это было незадолго до праздника святителя Николая Чудотворца. Создаваемый хор должен был участвовать в торжественном молебне в этот день. Поэтому "днём рождения" хора можно считать 19 декабря 1920 года.

В марте следующего года казаки попали на греческий остров Лемнос. Здесь - всё та же грустная атмосфера. Что ждёт впереди? - ответа на этот вопрос не знал ещё никто. Но именно в этом месте обозначаются контуры молодого хора: он начинает регулярно участвовать в богослужении. И дальше в течение всей творческой деятельности хора первым отделением концертов непременно будет отделение духовных песнопений. В городе Мудрос греки выделили русским церковь для богослужения. Здесь казаки встречали Пасху. На богослужении пел хор Жарова и получил первое общественное признание со стороны местного населения и располагавшихся на острове французов и англичан.

Слайд: 6

На острове Лемнос казаки чувствовали себя словно в тюрьме. Союзники выделили казакам ограниченное число палаток, по одной на 14 человек. Не только казаки, но и женщины и дети, спали на голой земле, иногда - на жиденькой подстилке из травы.

Ежедневный продовольственный рацион составлял - 200 граммов консервов, 400 граммов хлеба, 4 грамма чая и 30 граммов сахара. Попасть в город можно было по особым пропускам, которые выдавались всего лишь на день, да и то не всем. Но гораздо тяжелее переживалась полная оторванность от мира. Никто из казаков не знал о судьбе остальных частей Русской армии генерала Врангеля, ни одна русская газета не доставлялась на остров Лемнос.

Слайд: 7.

Следующим пристанищем для казаков стала Болгария. Сам Жаров с нетерпением ждал переезда в славянские земли. Он мечтал петь в просторных православных соборах. И вот теперь, кажется, его мечты сбываются!

Оказавшись в Болгарии, хор принял предложение участвовать в богослужениях при посольской церкви. Но приход не смог бы содержать хор такой численности (более 30 человек) и поэтому хористы вынуждены были искать себе какую-то работу. Работали кто где мог, но по вечерам непременно собирались на спевки. Первым уже серьёзным выступлением хора стал концерт с программой духовных песнопений в Софийском соборе. С этого момента хор становится на профессиональные рельсы - периодически даются концерты. Но пока хористы ещё не могут полностью содержать себя только вокальным искусством - нужда заставляет искать работу.

Урок-экскурсия

Слайд:

Чем хор так покорял слушателя? Конечно же, самоотдачей Сергея Алексеевича, вкладывавшего в работу с хором весь свой талант без остатка.

В творчестве Жаров не ограничивал себя нюансами композитора, он шёл дальше - в этом и заключалась его "изюминка".

Чутким сердцем он улавливал внутреннее содержание исполняемого произведения и выдавал его наружу - мимикой, лаконичными жестами. "Скупости" жестикуляции его научил С. В. Рахманинов, известный не только как композитор и исполнитель, но и как дирижёр.

Слайд:

На концертах он избегал шаблонного исполнения. Любимой хитростью его было: "Публика знает, что мы здесь поем forte, а мы их обманем и споем piano". Требовалось просто смотреть на маэстро и ловить каждый его взгляд. Тут уже каждый певец поневоле становится со творцом дирижёру.

Начиная с 1923 года, хор давал тысячи (в прямом смысле слова) концертов по всему миру, в концертных залах и для Высоких особ... Но ни разу не выступал в Советском Союзе, хотя мечтой и самого Жарова и певцов (а их за всю историю хора сменилось около 300 человек) было желание вернуться в Россию, чтобы напомнить о Её былой славе. Один раз хор всё-таки получил возможность выступать перед преимущественно русской аудиторией.Урок-экскурсия

Слайд:

Это было в Риге в начале февраля 1928 года. Популярность хора уже к тому времени была такой, что вместо обещанных трёх концертов пришлось давать шесть. Публика носила хор в прямом смысле слова на руках - с вокзала до гостиницы, оттуда на концерт, после концерта растаскивала хористов по гостям. В один из воскресных дней хор пел литургию в кафедральном соборе.

О достижениях хора-можно сказать кратко, что это был постоянный успех, триумф русской музыки в православных храмах и концертных залах всего мира.

Знакомясь в величием русского духа в музыке жаровских чудо-богатырей поневоле забываешь, что это всё-таки живые люди, со всеми присущими немощи человеческой недостатками. Жизнь каждого из них полна борений, Слайд:

Это было в Риге в начале февраля 1928 года. Популярность хора уже к тому времени была такой, что вместо обещанных трёх концертов пришлось давать шесть. Публика носила хор в прямом смысле слова на руках - с вокзала до гостиницы, оттуда на концерт, после концерта растаскивала хористов по гостям. В один из воскресных дней хор пел литургию в кафедральном соборе.

О достижениях хора-можно сказать кратко, что это был постоянный успех, триумф русской музыки в православных храмах и концертных залах всего мира.

Знакомясь в величием русского духа в музыке жаровских чудо-богатырей поневоле забываешь, что это всё-таки живые люди, со всеми присущими немощи человеческой недостатками. Жизнь каждого из них полна борений,

Урок-экскурсия

Слушание муз. фрагмента хор С Жарова.

Слайд:

По многим странам звенели казачьи голоса Донского хора имени атамана Платова, состоящего из белоэмигрантов. Концерты хора с залихватскими песнями и жгучими танцами проходили в переполненных залах. А лезгинка казака Григория Солодухина с горящими кинжалами во рту и руках, меткое метание их в цель, (а то и в денежные купюры, бросаемые восхищенными зрителями из зала), производили фурор у публики.

Честь и слава создания этого талантливого хора принадлежит донцу Николаю Кострюкову. Родился он в станице Цимлянской 3 июля 1898 года в семье станичного писаря. Окончил Новочеркасское Атаманское военное училище. С песней;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье...прошло юношеское время радужных надежд.


Урок-экскурсия

Николай Кострюков с частями Белой армии под напором красногвардейцев покинул Крым. Ушел за границу. Поступил в 1923 году в Чехословакии в Горную академию. Может потому, что казаки- студенты обучались здесь за государственный счет. Но маркшейдерское дело не пришлось по душе нашему казаку.

Взращенный с малу на привольной казачьей песне, Кострюков в июне 1927 года организовал в Праге из любителей-студентов Донской казачий хор. А 2 августа роскошный австрийский курорт Францбад рукоплескал первому концерту хора. Взлет успеха был неимоверный! Спустя два года в огромном концертном зале Праги проходил уже 1000-й концерт Донского хора.

Об огромной деятельности хора под управлением дирижера-самородка вспоминает казак Григорий Солодухин, который 17 лет пел и танцевал с хором по штатам Америки и в Канаде. Урок-экскурсия

«Без денег, без паспорта, без посторонней помощи, без родной страны и только упорным трудом организатора и регента (дирижера) Н.Ф. Кострюкова хор совершил турне по всему миру, побывал в 65 странах мира, неся культуру, честь и славу казачью».

Так, Кострюков на свой страх и риск привез хор в Палестину,хотя здешние евреи сразу заявили ультиматум: «Снимите лампасы - и мы все придем на концерт». Это сказывались отголоски ущемления прав евреев в царской России. Кострюков и хор отказались снять лампасы. И хор пел в Палестине только для арабов и англичан. Из Тель-Авива Кострюков повез казаков в Иерусалим, где их восторженно встретили французы, англичане и арабы.

Верховный комиссар Палестины и высшие духовные лица горячо благодарили Кострюкова и хор за чудесное распевание, говоря, что они впервые слышат такое в граде Иерусалиме.

В Сирии платовский хор чествовала Бейрутская казачья станица со всей русской колонией, где « было отрадно отметить казачью энергию и предприимчивость». Турне хора продолжилось в Турции, с оглушительным успехом они выступили в Константинополе.

Николай Кострюков вез свой хор в заждавшуюся их Европу;

Блистательный Париж. 1939 год.; Соединенные Штаты Америки и несколько раз хор выступал на Всемирной выставке в Сан-Франциско. Американское правительство предложило нашему платовскому хору совершить турне по Японии, Корее и Филлипинам - давать представления солдатам американской армии». Венком славы Донскому казачьему хору имени Платова под управлением бессменного руководителя Н.Ф. Кострюкова, который вел его за собой почти 50 лет, стало несметное количество граммофонных пластинок с концертами, записанных в американских студиях «Колумбия Концерт Корпорейшен». Они разошлись с триумфом по всем странам земного шара!

Тоскую, горю и сгораю

В чужой не привольной дали,

Как будто не знал и не знаю

Родной и любимой земли.

Но нужно ль кого ненавидеть

За то, что досталося мне

Лишь в юности родину видеть

Скача на горячем коне,

Запомнить простор да туманы,

Пожары разбои и кровь,

И видя ненужные страны,

Хранить неземную любовь...

Вот только заветная, многолетняя мечта Николая Кострюкова пропеть в «родной столице Все великого Войска Донского граде Новочеркасске», не сбылась...

О всех казаках, прославлявших музыкальное искусство за урок рассказать невозможно . Мы познакомили с наиболее яркими личностями казачьего круга.

Хор, основанный в 1921 году в Турецких бараках Чилингира около Стамбула Сергеем Жаровым, его постоянным руководителем и аранжировщиком, ихор имени Платова под управлением Н. Кострюкова, является чем-то уникальным в концертной истории.

Музыка, которую мы любим.

Какую музыку любят слушать люди сегодня? Найдется немало старых композиций, которые большинство из нас слушают с детства, все знают этих исполнителей и наиболее популярные их песни. А что же происходит на сцене сегодня? Есть ли стоящая музыка? «Настоящей» музыки стало очень мало. Даже если сегодня нам нравится очередной хит, то через пару лет его уже никто не может вспомнить. О чем это говорит? Спросите себя: «что мне нравилось пару лет назад?», - и вы увидите, что многих современных исполнителей там не окажется… А хочется послушать музыку, отдохнуть от суеты. Тут-то на выручку и приходят любимые песни, которым уже много лет, но это совсем не важно, ведь музыку мы слушаем не только ушами, но и сердцем.

© 2010-2022