Урок музыки в 4 классе Музыка зимы в поэзии А. С Пушкина

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Музыка зимы в поэзии А. С. Пушкина».

Цель урока: раскрыть красоту поэзии А. С. Пушкина через творчество русских композиторов.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии Пушкина, произведениях русских композиторов- П.И. Чайковского, М. Яковлева; формировать навыки анализа произведений разных видов искусства, объединённых единой темой.

Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать творческому самовыражению.

Воспитательные: воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим произведениям искусства, русской культуре.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Зимнее утро»

П. И. Чайковский «У камелька»

М. Яковлев «Зимний вечер»

«Как на тоненький ледок» рус. нар. песня

«Как у наших у ворот» рус. нар песня

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные записи, синтезатор, ноты.

Ход урока:

Учитель предлагает ученику прочитать стихотворение (заранее выученное ).

Ученик: А. С. Пушкин, отрывок из романа «Евгений Онегин». (читает).

Учитель: Какому времени года посвящено стихотворение? (зиме).

Подумайте и скажите, почему урок музыки начался чтением стих. Пушкина по вашему мнению? (на его стихи написана музыка, они музыкальны).

Учитель: Да, действительно, стихи Пушкина очень музыкальны; каждая строчка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. А зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, композиторов. Сегодня мы будем слушать музыку зимы, всматриваться в её краски. А помогут нам поэт А .С. Пушкин и русские композиторы, а какие, вы узнаете позже.

(Портрет Пушкина на доску).

Учитель: Итак, какова тема нашего урока, о чём пойдёт речь?

«Музыка зимы в поэзии А. С. Пушкина». (Открыть тему урока на доске).

Учитель: «Зимнее утро». Слайд 1

(чтение стихотворения учителем).

Учитель: Какое настроение передаёт поэт в стих-нии?

Можно ли в его строчках услышать музыку?

Какой по характеру она могла бы быть? (настроение радостное, торжественное, а иногда становится грустным, тихим. И музыка, наверное, может быть сначала очень радостной, игривой, а потом стихает, станет грустной, медленной).

Учитель: «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.И.Чайковский,- уже перестают быть просто стихами, они омузыкалились»… «Зимнее утро» даёт нам, читателям, возможность почувствовать, что поэт восхищён красотой зимнего утра, настроение у поэта бодрое, весёлое. Это стих-ние написано поэтом в 1829 году, когда он чувствовал себя спокойно. Поэтому понятно, почему так радостно воспринимается красота зимнего пейзажа.

Это стих-ние могло вдохновить композитора на написание музыки?

Какие средства музыки помогли композитору «нарисовать» этот пушкинский пейзаж? (лады (мажор и минор), они передают настроение; темп (быстрый и медленный) ).

Учитель: Давайте послушаем пьесу Чайковского из цикла «Детский альбом».

(Слушание пьесы) Слайд 2

Учитель: Есть ли что-то общее на ваш взгляд в стих-нии Пушкина и в пьесе Чайковского? (У Чайковского в начале музыка радостная, и у Пушкина в стих-нии тоже звучит радость… потом музыка немного стихает, успокаивается. И в стих-нии тоже, когда поэт говорит о буре, вьюге. Но заканчивается всё и у поэта, и у композитора снова радостью, счастьем от зимней природы…).

Учитель: Ребята, а зимой день длинный или короткий? (короткий).

Учитель: Вот и в селе Михайловском, где жил Пушкин, день подошёл к концу, наступил вечер. Слайд 3

Но долгими зимними вечерами Пушкин не скучал- ведь рядом с ним всегда была его любимая Муза, няня Арина Родионовна. Ей он посвятил строчки: Слайд 4

«…Ты детскую качая колыбель,

Мой юный стих напевами пленила

И меж ветвей оставила свирель,

Которую сама заворожила».

Слайды 5 и 6

Учитель: Поэт ласково называл свою няню «мамушкой», а ведь она была простой крестьянкой и просто необыкновенной рассказчицей и сказочницей. Весь сказочный мир был известен ей. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка, а народные песни, былины, сказки, которые знал Пушкин, впервые услышал от Арины Родионовны. Давайте послушаем пьесу П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «У камелька». Что такое камелёк, кто знает? (слово на доску).

(камелёк- это маленький камин, очаг).

Эта музыка нам поможет ощутить уют домашнего очага, у которого коротали зимние вечера поэт и его няня.

Слайд 7

Учитель: «И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонёк

И свечка догорела».

(нега- удовольствие, блаженство). (слово на доску).

(Слушание пьесы с просмотром слайдов).

Учитель: Какой вечер «нарисовала» музыка? (добрый, тёплый, мечтательный, уютный).

Как звучала музыка? (задушевно, напевно, как рус. нар. песня).

Созвучны ли стихи с музыкой? Что их объединило? (мечтательность, задушевность).

Учитель: Композитор как бы передал тихий разговор няни с поэтом.

Физкультминутка.

Учитель: В доме уютно, тепло, а что же за окном происходит?

Слайд 8

(чтение стих-ния учителем). «Буря мглою небо кроет…»

Учитель: Можно ли на этот текст написать музыку?

При помощи каких средств композитор пишет музыку? (темп, лад, динамика, ритм).

Учитель: У вас на столе есть карточки с этим стихотворением. Сначала прочитайте эти строчки самостоятельно. (дети читают). А теперь вслух выразительно. (2-3 ученика).

Подберите средства музыкальной выразительности для своей музыки, подчеркните нужное.

Карточка: Темп (быстрый, медленный)

Динамика (громко, тихо)

Исполнитель (хор, солист)

Лад (мажор, минор)

Учитель: Что вы выбрали, прочитайте. (варианты ответов).

Попробуйте тихо напеть эти строчки. А кто это сможет сделать для всех?

(дети по желанию напевают строки).

Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора. А сумели вы передать настроение и характер стих-ния в своей музыке?

Теперь послушаем как это стих-ние «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев.

Слайд 9

(слушание романса).

Учитель: Что общего между вашими произведениями и романсом? (медленный темп, сольное исполнение, минорный лад).

Учитель: Арина Родионовна не только рассказывала сказки, но и напевала русские народные песни. Вот и мы сегодня на уроке уделим народному творчеству тоже внимание.

Вокально- хоровая работа.

Попевка «Солнышко- вёдрышко».

Разучивание новой песни «Как на тоненький ледок» рус. нар. песня.

Инсценирование рус .нар .песни «Как у наших у ворот».

Учитель: Вот мы и побывали в Михайловском в зимнюю пору.

Смогли вы почувствовать волшебство зимнего утра, вечера вместе с поэтом?

Кто и что помогли нам? (Стихи Пушкина, музыка Чайковского, Яковлева).

Учитель: Как вы думаете, всё ли мы узнали о творчестве Пушкина?

Все ли музыкальные произведения, созданные на его стихи, услышали? (ответы детей).

Учитель: А теперь домашнее задание «Сочини сказку».

Слайд 10.

Рефлексия.

Я работал на уроке много и с увлечением.

Мне было интересно, но я был не активен.

Я работал сегодня хорошо, но на следующем уроке буду более активен.



© 2010-2022