• Преподавателю
  • Музыка
  • Тема доклада: Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей на уроках музыки

Тема доклада: Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема доклада: Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей на уроках музыкиТема доклада: Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей на уроках музыки

Доклад зав. кафедрой художественно-эстетических дисциплин и учителя музыки ГКУ «Гимназия № 2 им. Ш.Уалиханова с дошкольным мини-центром» Коневой А.А. на августовских пед. чтениях

.

Тема доклада: Обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей на уроках музыки"

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке- это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей можно услышать такие слова: « Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов- у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует- из него ведь все равно ученый не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку- ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!».

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея их сопроводить самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявости ритмов и метра; рисует картины, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Только не вздумайте смеяться над этими проявлениями детского творчества, какими смешными они не показались. Это было самой большой ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные его проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом ( хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть но, возможно, станет отличным математиком, .врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме; о различии между специалистом-творцом и специалистом ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.

Подлинный специалист- творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что ему по инструкции положено- « отсюда и досюда».К большему и лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он все делает все, что ему положено, и может быть даже хорошо делает. Но, такое в общем-то формальное отношение к жизни стоять на месте нельзя: можно только двигаться вперед или отставать. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником.

Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходиться иногда слышать более, чем странное мнение, будто существуют профессии «творческие» и «нетворческие». Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой считает себя вправе не творчески относится к своему труду.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной. Оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Требования гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения -не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности- одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка, как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе мысли и чувства человека, жизненные идеи и образы. В процессе слушания музыки на уроках я сталкиваюсь со следующими проблемами:

1.Музыка является одним из популярных и значимых видов искусства среди подростков, деятельность, связанная с музыкой, в том числе её слушание, занимает важное место в сфере досугов школьников. Но восприятие учащимися музыкального искусства происходит, в основном, пассивно и опосредованно.

2.В мотивационной сфере подростков преобладают музыкальные потребности развлекательного и компенсаторного характера, доминируют установки «развлекающего слушателя» и ориентацию на моду, удовольствие, престиж.

3.Многие школьники подросткового возраста обладают способностью к эмоциональному отклику на музыку, но их эмоциональные проявления ситуативны, а способность к глубокому переживанию эмоционально-ценностного наполнения музыки находится на очень низком уровне или же вовсе отсутствует.

4.Знания в области музыкального искусства, необходимые каждому слушателю (в частности, знание музыкальных жанров, основных музыкальных терминов, элементов музыкального языка), у большинства подростков поверхностны, нередко наблюдается их отсутствие. Фрагментарными проявлениями стремления к осмыслению музыки и размышлению о ней характеризуется чрезвычайно малый процент учащихся.

5.Для подавляющего большинства подростков характерен ситуативный тип оценивания музыкальных произведений, многие школьники, подвергаясь влиянию средств массовой информации, оценивает музыку по критериям шлягерности, внешней яркости, разрекламированности.

6.У большей части школьников-подростков не наблюдается активности в самостоятельном использовании или приобретении знаний и умений в досуговой и учебной музыкальной деятельности. Стремление небольшого процента учащихся к новым

знаниям о музыкальном искусстве поверхностно и связано, как правило, с получением информации о современных популярных музыкантах, аудио и видеоновинках.

Для успешного формирования слушательской музыкальной культуры необходимо:

1.Содержание обучения, обогащенное и дополненное знаниями о духовно-смысловом потенциале музыки, как формы художественного познания жизни и окружающего мира, как наиболее обобщенного искусства , способами постижения духовного смысла музыкальных произведений, более широким привлечением в качестве художественного материала музыкальных примеров, актуальных в подростковой субкультуре. Во взаимосвязи с образцами классического музыкально-педагогического репертуара и современного академического музыкального искусства с учетом специфики выразительных средств каждой области музыки.

2.Методы, актуализирующие коммуникативную функцию музыкального искусства и стимулирующие ценностно-смысловой диалог между личностным миром школьника и миром музыки( метод формирования и оценки « глобальной мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения)

3.Коммуникативные, креативные и эвристические формы обучения и воспитания, обеспечивающие в сочетании с методами деятельностно-продуктивную направленность учебно-воспитательного процесса( урок с группой, парной работой, урок с « открытым заданием»,урок-рецензирование, урок творческого обобщения, домашняя работа, как форма организации музыкального досуга учащихся, музыкально-просветительская деятельность самих школьников.)

Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию, гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни , гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

К сожалению, в нашей стране не всегда спокойно: локальные войны, экономические кризисы озлобляют людей, а музыка, по утверждению У. Конгрива- британского драматурга 18в., обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб. Д .Б. Кабалевский утверждал: « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга делает нас лучше, умнее, добрее».


Идея опыта: Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Условия становления опыта: Опыт формировался в течение десяти лет педагогической деятельности.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость творческими способностями учащихся;
б) изучение работы Б.М.Теплова.

Активные разработки начались в 2004 году.

Цели и задачи развития творческих способностей учащихся

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Задачи развития творческих способностей учащихся:

  • увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

  • развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;

  • заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;

  • развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;

  • побудить к музыкальному самообразованию.

Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:

  • Личностно-ориентировочный подход в обучении;

  • Создание благоприятных условий на уроке;

  • Развитие творческих способностей учащихся;

  • Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;

  • Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;

  • Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;

  • Развитие у каждого учащегося творческих способностей;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.

Наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся:

Игра "Самый внимательный"

Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Вариантом игры является прослушивание последовательности аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом трезвучии или нет. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант. Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной.

В 6-м классе учащиеся успешно выполняют такое задание: между цепочкой аккордовых последовательностей "прячется" характерная последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных) ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте находится спрятанная последовательность и из какого она произведения. Примерами таких последовательностей, "спрятанных" в нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из "Утра" Э. Грига, вступительные аккорды к песне "Красивая мама" Э. Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи "Спокойной ночи, малыши" и др.

"Найди ошибку"

Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.

"Дирижёры"

Форма работы "Дирижёры" позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: "Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук".

Ребёнок должен выполнить следующие действия:

Собрать внимание хора.

Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)

Дать точное вступление в начале дирижирования.

Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.

Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, "снять" хор очень точно.

Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.

"Карточки"

Еще одна форма работы это "Карточки". "Карточки" я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.

Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.

Музыкальный барабан

Задание: С помощью ключа необходимо отгадать задуманное слово.

Например: "Нота"

Буква А должна находиться на против арфы. Тогда 1 буква будет на против скрипичного ключа, 2 буква на против нотного стана, 3 буква на против скрипки и 4 буква на против арфы, если ребёнок знает названия знаков и инструментов, то легко справляется с заданием.

Творческие задания

Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью "волшебных бабочек" ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание - это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например "Балет невылупившихся птенцов" М.Мусоргского.

Адресная направленность

Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.

Область применения

Для преподавания в 1-6-х классах.

В завершение хочется вспомнить слова Ф.Шаляпина:

"Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское "авось" и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как загрохочет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески".















Августовская конференция

Секция

«Учителя художественно-эстетических дисциплин»











Тема доклада: Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей на уроках музыки

Учитель музыки

высшей категории

ГКУ «Гимназия №2

им. Ш. Уалиханова с ДМЦ»: Конева А.А.

© 2010-2022