Из опыта работы с блокфлейтой

Авторская программа Татьяны Анатольевны Рокитянской  «Каждый ребенок – музыкант» содержит большой раздел, посвященный обучению игре на  блок-флейте. Уникальность этой программы состоит в том, что она подходит для группового обучения, также и для индивидуального, и содержит материал для разных возрастов – от дошкольников до учеников средних  и даже старших класов школы. Я хочу рассказать о своем опыте работы по этой программе с группами детей дошкольного, а также младшего школьного возраста. Мате...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа Татьяны Анатольевны Рокитянской «Каждый ребенок - музыкант» содержит большой раздел, посвященный обучению игре на блок-флейте. Уникальность этой программы состоит в том, что она подходит для группового обучения, также и для индивидуального, и содержит материал для разных возрастов - от дошкольников до учеников средних и даже старших класов школы.

Я хочу рассказать о своем опыте работы по этой программе с группами детей дошкольного, а также младшего школьного возраста. Материал в программе изложен последовательно, поэтапно, и одновременно разделен на темы, и, по моему опыту, давать его детям можно как в прямой последовательности, так и выборочно, исходя из конкретного возраста учащихся. Можно начинать, к примеру, не с самого начала, или пропускать некоторые разделы, или наоборот, брать только начальный этап и сидеть на нем буквально годами - если речь идет о маленьких детях. При этом всегда есть возможность выстроить целостный курс - ведь здесь есть опора на календарь года и возможность простроить материал драматургически, руководствуясь логикой художественного повествования.

Работая с учениками 1 классов, я встретилась с необходимостью длительного - до двух учебных четвертей - «дофлейтового» периода, в течение которого мы набирали музыкальный материал, учили песенки, попевки, учились дышать, петь на «ту», делали пальчиковые упражнения на материале попевок, складывали пальцы «клювиком». Правда, у меня была возможность заполнить остальное время урока песнями, играми, танцами. Такая задержка введения флейты лишь однажды показалась мне излишней, когда я поняла, что можно было дать детям в руки флейту раньше. В остальных случаях (7 первых классов), мне кажется, эта задержка была оправдана, и дети, получив флейту в руки, практически сразу смогли справиться с заданиями и играть красиво, даже в большой группе.

И в группе детского сада, в котором мне нужно было вести сугубо флейтовые занятия, я тоже, конечно, провела крошечный «дофлейтовый» период, позволивший детям быстро справиться с одно-двух-трех-звучными попевками, но материал пальчиковых занятий (истории про утят, «туда-сюда» и т.п.) с большим диапазоном был для них очень труден даже после целого года занятий. Поэтому спуститься до звуков «ми» , «ре», сделать птичьи переклички или переклички пастушков - для детей 5-6 летнего возраста - очень сложная задача, при занятиях 1 раз в неделю. А когда мне пришлось ввести в группу более «опытных» малышей нескольких новичков, у которых не было «дофлейтового» периода - им было еще сложнее, ведь держать флейту на подбородке и не играть так сложно! - а звук получается совсем не такой, как у остальных.

В то же время, в работе со школьниками я очень редко сталкивалась с проблемами дыхания и атаки звука, которые требовали бы дополнительных упражнений, а в начале работы мне вообще таких учеников не встречалось. И я не использовала предложенные в программе упражнения на дыхание и атаку звука. Также я поняла, что в некоторых случаях самые, казалось бы, увлекательные этапы освоения программы - импровизационные - пастушьи переклички, птичьи переклички, сочинение простых песенок, оказываются трудны для проведения. Если я, как педагог, замешкалась, и не успела развить у детей навыки, достаточные для этих упражнений - а это серьезные навыки, повторюсь, для дошкольников они труднодостижимы, то в третьем, или даже во втором классе темы этих упражнений - пасторальные картины, детские стишки - становятся не очень привлекательными. Возможно, таковы современные дети.

Работая уже несколько лет по программе «Каждый ребенок - музыкант», казалось, бы, выучив ее практически наизусть, я каждый год возвращаюсь к текстам, комментариям программы, описаниям упражнений, нахожу в них новые «точки обзора», новые, неиспользованные возможности. Не смотря на компактность программы, она открывает множество путей, дает педагогу свободу двигаться вперед, казалась бы, своим путем, в то же время, погружаясь глубоко и постигая эту программу в большей полноте.

© 2010-2022