Внеклассное мероприятие по музыке «День птиц»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по музыке

«День птиц»

1-4 классы

Разработала учитель музыки

КГКОУ Школа 5

г. Николаевск-на-Амуре

Третьякова Евгения Владимировна

Цели:

Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности весенним циклом праздников, с образцами фольклора.

Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.

Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.

Оформление зала:

пословицы и приметы, связанные с приходом весны;

имитация неба с лёгкими облаками, в центре зала солнце с расходящимися от него лентами;

рисунки перелётных птиц.

Ход мероприятия:

Ведущая: Что такое фольклор?

Колоритный узор

Танцев, песен народных,

Озорных, хороводных,

Перепевов, частушек

И весёлых игрушек:

Хохлома и матрёшка;

Балалайка, гармошка;

Сарафан да рубаха,

Широта душ размаха;

Бисер, вышивка, роспись

Ремесло превозносят;

И свистульки из глины;

Скоморохи да вина,

Самовары и плюшки,

Чаепития, сушки,

Баранки да пряники;

И веселья-гуляния;

Были с небылицами,

Обычаи, традиции;

Переборы старинные,

Да сказанья былинные…

И культуры причиною -

Наши корни глубинные -

Это русский фольклор -

Колоритный узор!

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение народных календарных праздников. Вы будете моими помощниками. Мы будем с вами веселиться, петь песни, играть в игры, относящиеся к весеннему циклу праздников. Но вначале давайте вспомним, какие народные праздники вы уже знаете.

Масленица - это праздник, который народ ассоциировал с проводами зимы, вспомните, что в народных песнях появился элемент гуканья, уханья - призывания весны.

Троица, пасха, вербное воскресение.

Ведущая: И вот наступила долгожданная весна. Как мог неграмотный народ знать, что она наступила?

Ответы детей: Снег начал таять, солнце сильнее припекать, прилетели первые птицы и т.д.

Ведущая: Правильно, народ подмечает все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотёк. Все мы понимаем, что каждое из названий имеет право на существование, ведь народ очень наблюдателен.

Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходится зазывать весну к себе в гости закличками и песнями-веснянками. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту (красивый), и качество (лучший).

Дети исполняют заклички.

Ой, весна моя,

Ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными!

Ведущая: Наступление весны в первую очередь ассоциировалось с прилётом птиц.

Приходится этот праздник на 22 марта - день весеннего равноденствия, когда день мерится с ночью. Существовал обычай выпекать в этот день «жаворонков» - домашнее печенье в виде птичек. Прикрепляли «жаворонков» на шесты и выходили во двор, в поле, закликая птиц и выкрикивая песенки-заклички о перелетных птицах.

Дети исполняют закличку «Ой кулики-жаворонушки».

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Ведущая: Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля - православное Благовещение. Был такой обычай в этот праздник отпускать на волю птиц в память о той радостной вести, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя. Вспомним строки А.Пушкина.

В чужбине свято соблюдаем

Родной обычай старины:

На волю птичку отпускаем

При светлом празднике весны.

Монтаж по стихотворению

1 чтец: В небе голоса слышны: «Мы дожили до весны, в нашей дружной стае- перезимовали»

2 чтец: В небе голоса слышны: «Людям мы помочь должны, мы поищем пищу, станет земля чище»

3 чтец: В небе- звонкие гонцы, возвратились к нам скворцы, грачи, зяблики, кукушки, все

они весны подружки.

4 чтец: В лесу- дед Лесовик, хоть он ростом невелик, но он с птицами знаком, знает, где чей птичий дом.

Ведущая: Вот, оказывается, кто в лесу птичий хозяин- дед Лесовик. Хорошо было бы, если сейчас дед Лесовик сам к нам в гости явился да про птиц рассказал. А что, ребята, может быть позовем деда Лесовика к нам в гости? (зовем 3 раза вместе: «Дед Лесовик!») Постукивая палкой о пол, выходит Лесовик.

Лесовик: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, кто это меня звал, кто по имени назвал?

Ведущая: Добрый день, дедушка Лесовик, это мы с ребятами тебя звали. Нам хотелось повидаться с тобой именно сегодня. Расскажи нам о наших крылатых помощниках. О тех, которые прилетают их жарких стран, заморских да начинают нашим растениям помогать, насекомых уничтожать.

Лесовик: Охотно. А как вы, ребята, помогали птицам зиму перезимовать?

Ответы детей: (изготавливали и развешивали кормушки, рисовали листовки, участвовали в акции «Помоги зимующим птицам»)

Лесовик: Молодцы. Очень приятно слышать, как вы помогали птичкам. Скоро всех птиц родная природа кормить начнет. Ведь с приходом весны оживают насекомые - лучшая пища для наших птиц.

Ведущая: А теперь дедушка лесовик мы с ребятами для тебя исполним песню «Веселая капель»

Лесовик: Чтобы скорее прогнать стужу, люди издавна лепили из глины зверушек и выставляли их за окошко- задабривали мороз. Но чаще всего из глины лепили звонкого певца петушка. Считалось, что весной петушок - самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел - значит, солнышко взошло.

Кажется, кто-то разговаривает на лесной поляне, давайте посмотрим.

Сценка: «На лесной поляне»

Ворона: Карр-карр, Хулиганы! Ох, и тяжко нам воронам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек, Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат»

Синица: Брр, Как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто-то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. А с кем это вы разговариваете?

В: Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.

С: (вздыхает) Да и нам синицам не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз так ничего и не найдёшь, голодной заснешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички!

В: Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

С: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что птицам легче стало. Говорит, есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм семечки, хлебные крошки, сало…

В: Что это ещё за кормушки?

С: Да вот видишь. Вокруг школы скворечники да кормушки висят.

В: Кар-кар, и в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня нечего не ела. Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки, Так и выжила в ту зиму.

С: И мне той зимой плохо бывало. Тетушка ворона, а давай попросим ребят, чтобы они не забывали кормушки развешивать, да корм туда насыпать.

Синица: Птиц ребята не надо ловить,

Ворона:

Надо птиц всегда любить,

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать.

Их жалеть, обогревать.

Запомнили?

Лесовик: А я для гостей заготовил загадки про птиц. Отгадаете - отзовется вам птица своим голосом.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей, Что за птичка?

Соловей.

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит жаворонок.

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее кукушка.

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам грачи.

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? Ворона

Серый маленький комочек Ч

ик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш ... (воробей)

(После каждой отгадки звучит фонограмма птичьей голоса)

Ведущая: Отдохни, старичок- лесовичок , а мы с ребятами поиграем в игру

Скворцы и кошка».

Описание игры

Несколько детей - «скворцы» (на всех надеть соответствующие шапочки). Остальные берутся за руки и образуют кружки-«скворечники». В каждом размещаются по 2 «скворца», «кошка» находится в стороне. Под музыку «скворцы» летают.

Музыка закончилась - появляется «кошка» и пытается поймать «скворцов». Кто не успел спрятаться в «скворечнике» - становится добычей «кошки» и выбывает из игры.

Ведущая: Ой, девчушки-веселушки. Наверное, уже засиделись. Настал и ваш черед спеть частушки русские, да забавные.

Словно радуга живая,

В ярких красках расцвела

Огневая, вихревая

Частушка русская слышна

Исполнение частушек

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем сыграем,

Попросите только нас.

1.Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла весна

2.Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

- Заглянул к нам месяц март.

3.Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

- В гости к нам пришел апрель.

4.Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

- Нас теплом встречает май.

5.Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы скворечник.

6.Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут гнездо.

7.Разноцветный, голосистый,

Яркий, красочный, пятнистый.

А, как встанет по утру,

Запоет: "Кукареку!"

8.Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три…

На зимовку прилетели

С красной грудкой снегири

9. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Ведущая: Поиграем ребята в игру «Бобы». Все вставайте в круг, прижавшись плотно друг к другу, так, чтобы между вами не было просветов. Я буду ведущей. Вот вам бобовое зернышко.

Ваша задача - передавать бобовое зернышко друг к другу так, чтобы ведущий не смог догадаться, у кого оно.

Итак, можно начинать.

В кулаке бобы несу,

Накормить я птиц хочу.

Клюйте птицы, боб. Боб

А ребята стоп, стоп.

Лесовик: Пора мне ребята в лес возвращается, за птицами приглядывать.

А расскажи те мне ребятам напоследок о весенних приметах, связанных с прилетом птиц.

Ведущая: С удовольствием. Кто найдет примету под своим стульчиком, тот и готовится читать.

(дети достают бумажки с приметами и зачитывают с выражением).

Лесовик: Споем, ребята песню о весне и будем прощаться.

Исполнение песни «Веселая капель»

Ведущая: Лесовик, после праздника ребята пойдут к кормушкам и накормят зимующих птиц. Вот на этой радостной ноте, связанной с настоящим приходом весны, мы и завершим наш праздник - День птиц.



© 2010-2022