- Преподавателю
- Музыка
- Статья Формирование УУД на уроках музыки
Статья Формирование УУД на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова К.В. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование УУД на уроках музыки.
Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках "Стандартов второго поколения" для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета "Музыка" становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
УУД (универсальные учебные действия) - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня ученику важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
Виды универсальных учебных действий:
-
личностные;
-
познавательные;
-
регулятивные (включающие действия саморегуляции);
-
коммуникативные;
-
знаково-символические действия.
Личностные учебные действия:
-
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-
самообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? уметь на него отвечать;
-
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
С точки зрения предмета "Музыки" это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.
Регулятивные учебные действия:
-
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
-
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.
Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
На предмете "Музыка" учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета "Музыка", которую учащиеся должны ясно представлять.
Коммуникативные учебные действия:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На уроках "Музыки" коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Познавательные учебные действия:
-
общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);
-
логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
-
постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Формирование познавательных УУД на уроках "Музыки" осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Предмет "Музыка" наиболее полно способствует формированию знаково-символических УУД.
Мелодия - это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета "Музыка".
Если использовать форму моделирования и выразить "Стандарты второго поколения" в знаково-символической форме, то можно их представить в следующей схеме, где цель воспитания творческой личности проходит определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а процесс обучения базируется на основных видах универсальных учебных действий
ТВОРЧЕСТВО
УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПРИСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ
ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
ЛИЧНОСТНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
УУД
Основная задача предмета "Музыка" - формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей.
Музыкальная педагогика призвана решать задачу "приближения к переживаниям" общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.
Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности:
-
исполнение произведений;
-
слушание музыки, интонационно-образный анализ;
-
пластическое интонирование;
-
"перевод" (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);
-
игра;
-
моделирование;
-
проектная деятельность;
-
участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Образовательный процесс на уроках музыки осуществляется на основе учебников, в которых отчётливо выражена связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета.
В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий.
Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых отстаиваются главные ценности жизни.
Эффективным считается то обучение, которое обеспечивает развитие как познавательных возможностей обучающихся, так и творческих способностей. Благодаря этому дети оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями на адекватном для них уровне.
Школа сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Учить сегодня - сложная задача,
Ученье, как вершина, нас зовет
Быть современным, грамотным,
А это значит - учить себя,
Чтоб двигаться вперед!
Использованные ресурсы :
1. multiurok.ru/musikalka/blog/formirovaniie-uud-na-urokakh-muzyki-1.html
2.sozvezdieoriona.ru/load/proekt_quot_formirovanie_programmy_uud_na_urokakh_muzyki_2_klass_quot_na_primere_programmy_pod_redakciej_e_kritskoj/5-1-0-757
3. festival.1september.ru/articles/583771/
4. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/10/27/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i-razvitie-na
5. sch7.minsk.edu.by/