Статья Формирование УУД на уроках музыки

Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.Именно об этом пойдет речь в данной статье. Автор раскрывает понятие «универсальные учебные действия» как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Формирование УУД на уроках музыкиСтатья Формирование УУД на уроках музыкиСтатья Формирование УУД на уроках музыкиСтатья Формирование УУД на уроках музыкиСтатья Формирование УУД на уроках музыкиФормирование УУД на уроках музыки.

Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках "Стандартов второго поколения" для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета "Музыка" становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

УУД (универсальные учебные действия) - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня ученику важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.

Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».

Виды универсальных учебных действий:

  • личностные;

  • познавательные;

  • регулятивные (включающие действия саморегуляции);

  • коммуникативные;

  • знаково-символические действия.

Личностные учебные действия:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • самообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? уметь на него отвечать;

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

С точки зрения предмета "Музыки" это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Регулятивные учебные действия:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

На предмете "Музыка" учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета "Музыка", которую учащиеся должны ясно представлять.

Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На уроках "Музыки" коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Познавательные учебные действия:

  • общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);

  • логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

  • постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Формирование познавательных УУД на уроках "Музыки" осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Предмет "Музыка" наиболее полно способствует формированию знаково-символических УУД.

Мелодия - это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета "Музыка".

Если использовать форму моделирования и выразить "Стандарты второго поколения" в знаково-символической форме, то можно их представить в следующей схеме, где цель воспитания творческой личности проходит определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а процесс обучения базируется на основных видах универсальных учебных действий

ТВОРЧЕСТВО

УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПРИСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ

ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

ЛИЧНОСТНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

УУД

Основная задача предмета "Музыка" - формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей.

Музыкальная педагогика призвана решать задачу "приближения к переживаниям" общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности:

  • исполнение произведений;

  • слушание музыки, интонационно-образный анализ;

  • пластическое интонирование;

  • "перевод" (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);

  • игра;

  • моделирование;

  • проектная деятельность;

  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Образовательный процесс на уроках музыки осуществляется на основе учебников, в которых отчётливо выражена связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета.

В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий.

Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых отстаиваются главные ценности жизни.

Эффективным считается то обучение, которое обеспечивает развитие как познавательных возможностей обучающихся, так и творческих способностей. Благодаря этому дети оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями на адекватном для них уровне.

Школа сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Учить сегодня - сложная задача,

Ученье, как вершина, нас зовет

Быть современным, грамотным,

А это значит - учить себя,

Чтоб двигаться вперед!

Использованные ресурсы :

1. multiurok.ru/musikalka/blog/formirovaniie-uud-na-urokakh-muzyki-1.html

2.sozvezdieoriona.ru/load/proekt_quot_formirovanie_programmy_uud_na_urokakh_muzyki_2_klass_quot_na_primere_programmy_pod_redakciej_e_kritskoj/5-1-0-757

3. festival.1september.ru/articles/583771/

4. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/10/27/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i-razvitie-na

5. sch7.minsk.edu.by/



© 2010-2022