Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС и возможные пути решения

Каждый учитель испытывает на сегодняшний день немалые затруднения при подготовки технологической карты учебного занятия. В рамках Школы Современного Педагога на Методических объединениях мы с коллегами обмениваемся информацией и помогаем друг другу, совместно изучаем методическую литературу, разрабатываем по критериям практические и творческие задания.
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС и возможные пути решения

(слайд 1)

Урок-это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора и эрудиции.
В.А.Сухомлинский.

(слайд 2)

Урок - зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных нравственных и физических усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологических ситуациях.
Урок музыки - основная форма работы по музыкальному воспитанию школьников. Урок, как правило, вбирает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, изучение теоретических дисциплин, элементы композиции.

Уроки музыки отличаются особа эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т.к. музыка - язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.

Получаемые впечатления и настроения подчеркиваются специальными воздействиями учителя. Это могут быть обычные слова восхищения, одобрения. Это может быть и просто задумчивый взгляд во время слушания музыки. Даже жест и мимика могут сработать на усиление детских эмоции.

Акцентируя внимание школьников на звучании музыкального произведения, развивая детское воображение, добиваясь эмоционального отклика на услышанное, учитель помогает детям окунуться в безбрежный океан музыкальных образов, почувствовать их колорит, уникальность, выразительность.

Всё в уроке должно быть продумано - цель, задачи, содержание, структура, средства, методы.

Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности учащегося. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.

Основной целью современного музыкального образования в школе является

«Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству). (слайд 3)

(слайд 4) Задачи современного музыкального школьного образования:

  • развитие сознания, музыкального мышления детей;

  • развитие эмоциональной сферы обучающихся;

  • развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Основные усилия по обновлению содержания музыкального образования учителя музыки должны быть связаны с обогащением репертуара, использованием фольклора, церковной музыки, музыки современных стилей, джаза.

Именно такой широкий охват явлений музыкального искусства дает возможность ученику постепенно осознавать мысль о единстве различных «пластов» музыки, их прочных связях с окружающей жизнью, с внутренним миром человека, понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания музыки не только целостным, но и нравственно значимым. Знакомство с новейшими достижениями музыкальной педагогики, с современными программами приводят к осознанию того, что обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Пример таких программ:

  • «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной;

  • «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр;

  • УМК «Гармония» «К вершинам музыкального искусства»

М. С. Красильниковой;

  • «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.

  • УМК «Планета знаний» Т.И. Бакланова

(слайд 5 ) Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:

  • использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;

  • внедрение новых образовательных технологий;

  • использование инновационных форм работы;

  • использование современных методов музыкального воспитания;

  • принципов художественной дидактики.

Содержание учебного процесса на уроках музыки нацелено на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия) ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, нужно стараться формировать у учащихся ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательную деятельность, совершенствовать память, внимание, воображение. (слайд 6)

Пути решения (слайд 7)

Для успешного овладения знаниями учащихся, учитель должен владеть следующие формами работы:

  1. Активное внедрение инновационных форм работы на уроках музыки: (слайд 8)

  • Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

  • Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами)

  • Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль);

  • Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов).

Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий, творческих работ и проектов.

  1. Использование различных типов уроков (слайд 9);

  • Уроки овладения новыми знаниями;

  • Уроки формирования и усвоения умений и навыков;

  • Уроки обобщений и систематизации знаний;

  • Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;

  • Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины;

  • Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

  1. Методов обучения (слайды 10, 11, 12, 13);

  • Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;

  • Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

  • Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности;

  • Методы активизации обучающихся на уроках музыки.

  1. Принципов художественной дидактики (слайд 14);

  • Увеличение объема репертуара;

  • Увеличение теоретической емкости урока;

  • Насыщенность урока музыкальным звучанием;

  • Отход от репродуктивного уровня к творческому;

  • Принцип эмоционально-ценностного развития;

  1. Формами организации учебной деятельности (слайд 15)

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Индивидуальная.

Учитель музыки - связующее звено между непосредственно музыкой и внутренним миром детей. Он передает свои мысли, знания, чувства ребенку не только посредством выразительного и в высокой мере художественного исполнения произведения, но и прочими возможными и доступными методами, способами коммуникации. Переход на новый ФГОС будет легким и успешным, если учитель работает увлеченно и творчески, а так же соблюдает следующие заповеди.




Заповеди школьного учителя музыки (слайд 16)

1. Воспитывайте средствами музыки у школьников чувство истиной любви к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло, против человека.

2. Развивайте в детях все сразу: красоту поведения, основанную на нравственности и духовности, которая непременно отражается в детском музыкальном творчестве, певческий голос и музыкальный слух, пластику движений и артистичность.

(слайд 17)

3. В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все грани природного музыкального дара: пусть «искра Божья» разгорится в детях любовью к музыке.

(слайд 18)

4. С первых же шагов приобщайте школьников к простейшим формам музыкальной импровизации и сочинению - важен не результат, а сам творческий процесс. Активизирующий музыкально-слуховую память, внутренний слух, мышление.

5. Знания и навыки закрепляйте в игровых формах - игра повышает интерес к обучению, помогает лучше сосредоточиться и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Выдумывайте вместе с детьми музыкальные игры по образцам предложенных в конспектах уроков.

6. Предлагайте детям зарисовать свои музыкальные впечатления. Цвет - сильный эмоциональный фактор восприятия - используйте его для лучшего усвоения школьниками теоретического материала.

(слайд 19)

7. Открывайте у школьников музыкальные таланты и развивайте их.

8. Берегите детский голос.

(слайд 20)

На официальном сайте (standart.edu.ru), в предметных научно-методических журналах «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальное просвещение», газете «Искусство» (приложение к «1 сентября») опубликованы рекомендации по организации методической работы в условиях введения ФГОС.



© 2010-2022