План - конспект урока в 5 классе по теме Волшебная палочка дирижера

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект

урока музыки в 5 классе по теме:

«Волшебная палочка дирижера»

Цель: обогатить музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения вокальных, инструментальных и симфонических произведений; знакомство с понятием дирижер, именами известных дирижеров, функции дирижера в оркестром, группы инструментов симфонического оркестра.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации «Волшебная палочка дирижера», «Симфонический оркестр», звукозапись Каприса №24 Н. Паганини, «Траурный марш» из симфонии №3 Л.Бетховена, песни Г. Струве, Иры Исаковой «Музыка», текст песни, минусовка.

План урока.

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Слушание Каприса №24 Н. Паганини. Беседа о «королеве оркестра».

3. Изучение новой темы. Знакомство с презентациями «Симфонический оркестр», «Волшебная палочка дирижера».

4. Исполнительская работа в шумовом оркестре.

5. Вокально-хоровая работа.

5.1 Распевка.

5.2 Разучивание песни Г. Струве, Иры Исаковой «Музыка».

6. Обобщение - слово учителя. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие в форме вокальной попевки. Учитель: - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой и возвращение к тонике по звукам тонического трезвучия). Ученики: "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение)

2.Учитель. Начнем урока с прослушивания музыкального произведения. Вопросы после слушания:- Назовите музыкальное произведение, с которым мы знакомились на прошлом уроке? Имя композитора, сочинившего это произведение? Музыкальный инструмент, для которого написано это произведение?

3. Скрипку называют «королевой оркестра», т.е. солисткой, инструментом, исполняющим мелодию (главную партию) музыкального произведения. Но и другие инструменты оркестра могут петь главную партию. - Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете? - Каким образом из них извлекают звуки? По способу извлечения звука, т.е. игры муз. инструменты симфонического оркестра делятся на 3 группы (демонстрация презентации «Симфонический оркестр»). Работа в тетради (запись групп инструментов симфонического оркестра, инструментов этих групп). - А как музыканты узнают когда им вступать? Кто им помогает понять это? - Как вы можете объяснить кто такой дирижер, исходя из практики хорового дирижирования? - А что помогает дирижеру управлять оркестром? Демонстрация презентации «Волшебная палочка дирижера». Сведения из истории становления профессии дирижер и история возникновения дирижерской палочки. История дирижирования уходит вглубь веков. Изначально число дирижёров могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой - струнной группой. Со временем выделился «главный» дирижер с той самой небольшой палочкой. Им оказался скрипач, сидящий теперь ближе всех к дирижеру. А его палочка - просто-напросто… смычок (начало 19 века). Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы - композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную ветку. Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Первым традицию нарушил Рихард Вагнер. Он и его современники Мендельсон, Лист, Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании. Они вели за собой оркестр. А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор.

4. Учитель: Как же действует дирижер в оркестре. С этим вопросом разберемся на практике - работа шумового оркестра. Делимся на три группы шумовых музыкантов: 1 группа исполняет щелчки пальцами; 2 группа стучит деревянными карандашами; 3 группа хлопает в ладоши. Выступление шумового оркестра (исполнение партий по руке дирижера). Работа учащихся - дирижеров. Вопросы после работы в шумовом оркестре Как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

Учитель: Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них - уже изъян». Продолжение демонстрации презентации «Волшебная палочка дирижера». Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. Владимир Теодорович Спиваков - всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство.

Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927-2007) русский виолончелист, дирижер, общественный деятель.Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» - почетных членов Академии искусств Франции.

5. Вокально - хоровая работа.

5.1. Распевка (с использованием ручных знаков).,

5.2 Слушание песни Г.Струве, Иры Исаковой «Музыка». Задание: Подумать как можно назвать песню и как ее нужно дирижировать? После прослушивания учащиеся определяют характер музыки, демонстрируют дирижерские жесты, предлагают свое название песни. Текст песни на экране.

Музыка Г. Струве, слова Иры Исаковой

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку,

Видишь, тучка в небе хмурится -

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И у маленького зернышка -

Тоже музыка своя.

Разучивание 1 куплета песни с пластическим дирижированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: сольное исполнение, ансамблевое исполнение, хоровое.

6. Учитель. Почему дирижерская палочка называется волшебной? Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Сколько групп инструментов в симфоническом оркестре? Какая группа является фундаментом оркестра? Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?

Выставление оценок за урок, запись домашнего задания (через сеть интернет или в энциклопедии найти информацию о дирижере оркестра, записать имя в тетрадь).

© 2010-2022