Сохранение традиций семейного музицирования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Г.В.Свиридова» г. Курска










Статья на тему:





Вот такая у нас Масленица!












Составитель преподаватель

отделения народных инструментов

Довгопол Ж.Я.














Курск 2016 г.

Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги. Сегодня в своей статье я расскажу о семейном музицировании. Только сразу скажу, что я не буду затрагивать историю данного вопроса, которая своими корнями уходит еще в эпоху И.С.Баха. Также, я только в вкратце упомяну, что семейное музицирование было невероятно развито и в России в 18,19 веках.

В аристократических кругах это было очень развито и считалось признаком хорошего воспитания. Однако и у простого народа музыка всегда была эстетической, культурной потребностью. Наше народное музицирование - это посиделки, вечерки. Все русские народные песни рождались в таком свободном музицировании.

Любая из этих тем, безусловно, заслуживает отдельной и очень интересной, содержательной беседы.

Но я сегодня расскажу о том, что сделано и делается в этом направлении на нашем отделении, в нашей школе и в моем классе в частности.

Несколько лет назад мы на отделении искали такие формы и методы работы, которые смогли бы разнообразить работу на отделении, заинтересовать детей и родителей. Тогда появился наш ежегодный осенний конкурс, тогда же мы стали, объединив детей двух оркестров (народного и баянного), встречать вместе Новый год, организовывали занимательные конкурсы «А ну-ка, девочки» и «А ну-ка, мальчики».

А также перед нами стояла цель найти нестандартные средства организации взаимодействия в системе учитель - ученик - родитель. Потому, что мы столкнулись с тем фактом, что родителей нужно было заинтересовывать в не меньшей, а то и в большей степени, чем детей.

Мы уже давно не удивляемся, когда родители приводят к нам в школу детей и на этом считают свою миссию полностью выполненной, никак не участвуя дальше в жизни школы и в музыкальной жизни своих детей. Но последнее время мы все чаще стали сталкиваться со случаями, когда встречали со стороны родителей явное противодействие.

Например, были случаи, когда ребенок ходит на уроки, видима, ему это нравится, видимо, педагог его чем - то заинтересовал, а родители при каждом удобном случае твердят своему же ребенку: «Да зачем тебе это нужно?», «Зачем ты только время на это зря тратишь?», «Да бросай ты эту музыку!» и т.д.

Так вот именно с целью повышения мотивации и приобщения родителей к обучению их же собственных детей музыке, к удержанию интереса к выбранному инструменту мы и решили попробовать организовать на отделении вечер семейного музицирования. Приурочили его к Масленице, создав теплую семейную обстановку за чашечкой горячего чая с блинами.

Семейные ансамбли получились самые разные - это и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки, и сестры с братьями… все под руководством своих преподавателей подготовили концертные номера. И здесь неважно было иметь выдающиеся способности или музыкальное образование, нужно было иметь только желание. Иногда достаточно было просто взять в руки бубен и поддержать своего сына.

Всем очень понравилось, такие вечера стали регулярными. На них стали приходить большими семьями, с маленькими детьми, которые тут же хватали инструменты, которые попадались им под руку, тут же учились на них играть, некоторые у нас на вечерах учились ходить, а некоторые пробовали уже выступать вместе с родителями и старшими детьми.

Позже на наших вечерах появились народные игры, забавы.

А заканчивалось все какой-нибудь совместной песней или массовым самодеятельным шумовым оркестром под аккомпанемент ансамбля преподавателей.

Это настоящее семейное коллективное музицирование в чистом виде одной большой семьи: учителей - детей - родителей.

Родители моего класса тоже достаточно активно включились в такую творческую работу. Так сложилось, что мы объединили сразу несколько семей.

И с тех пор они как-то незаметно увлеклись и вышли за рамки этой Масленичной недели. Нас стали приглашать выступить на другие отделения, на концертах школы.

Мои родители очень активно поддержали меня в моей презентации на конкурсе «Учитель года».

Эмоции, которые переживают семьи на таких концертах, новы для них самих. Очень интересно они начинают обсуждать испытанное ими концертное волнение. Они рассказывают, что, оказывается, время за кулисами как-то меняется и течет совсем по-другому, делятся друг с другом новыми непривычными ощущениями, обсуждают их, слышны фразы: «Ну, теперь, сынок, я тебя понимаю» и т.д.

Все это говорит о том, что коллективное семейное музицирование не только сближает семью и помогает родителям лучше понимать своих детей, но и делает ее гармоничной, духовно более богатой. А роль школы искусств, ее умение воспитать в первую очередь не только музыканта, но и духовно богатого человека, становится очевидной.

Прослеживая за нашими выступлениями от концерта к концерту, явно заметен «профессиональный» рост родителей. Мы уже не только сами играем, сами поем, что уже достаточно трудно, но еще и пляшем, еще и шашкой машем поазартнее многих профессионалов. Обязательно нужно сказать, что родители - не музыканты. Они никогда не знали нотной грамоты, Александр Викторович по профессии - строитель и свои первые ноты брал у меня на глазах, а сейчас превратился в настоящего артиста.

В заключении хочется пожелать, что бы семейное музицирование, как форма человеческого общения, не исчезала из нашей жизни, а развивалась. Мы сами полны творческих планов и уже приступили к подготовке нашего нового концертного номера.


© 2010-2022