• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

Конспект урока музыка музыкального искусства в 5 классе по теме «Музыкальные народные инструменты в сказках» В конспекте идет речь о народных инструментах как: цымбалы, сопилка, чунгури и др. Каждый инструмент сопровождается музыкальным фрагментом. Также представлена сказка «Чонгурист» в которой рассказывается о музыканте-чонгуристе. На уроке также используется презентация, с помощью которой очень удобно прослушивать музыкальные фрагменты. Материал для развития вокально-хоровых навыков и разучив...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Крымский республиканский институт

последипломного педагогического образования

















Учебный практикум

























Работа слушателя КПК

учителей музыкального искусства

Семенюк Марии Петровны

Учителя общеобразовательной школы № 5

г. Симферополя











Преподаватель-консультант

__________________________



















Симферополь, 2014 год




Тема 1: Музыка как вид искусства.

Урок № 10: Народные музыкальные инструменты в сказках.

Тип урока: углубление и закрепление знаний

Музыкальный материал:

Фрагменты звучания народных инструментов: бандура, цимбалы, волынка, сопилка, чонгури, кобза.

Грузинская сказка «Чонгурист» видео

Муз. М. Балеми, вірші М. Воньо і П.Карася

«Козацькому роду нема переводу»

Цель: расширять представления учащихся о народных инструментах

Задачи:

Образовательная

- познакомить учащихся с народными музыкальными инструментами.

- закрепить понятия: Кобза, Бандура, Цимбалы, Сопилка, Волынка, Чонгури.

- мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению музыки разных народов, музыкальной народной мудрости.

Развивающая

- формировать навыки слушания музыки, умение анализировать настроение музыкального произведения;

- развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление.

Воспитательная

- воспитывать чувство толерантности;

- способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры.

Оборудование: слова для характеристики настроения музыки; видеоряд с изображением народных инструментов; видеоряд музыкальных фрагментов звучания народных инструментов; раздаточный материал (тексты песен).

Эпиграф: « Твори добро на всей земле.

Твори добро другим во благо…»

А. Медведев

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

Л.Толстой

Ход урока.

Ученики входят в класс под музыкальное сопровождение, звучание бандуры.

Музыкальное приветствие.

Сегодня мы будем говорить о народных музыкальных инструментах. Музыка является неотъемлемой частью различных народов и сопровождает людей во всех сферах их жизни.

Демонстрация презентации.

Слайд 1,2

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

Бандура - украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах - 12-25, на современных - 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах - хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Происхождение

Бандура - инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.

Прослушайте звучание Бандуры. (звучит музык.фрагмент)

Слайд 3

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

Цимба́лы - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Распространены в восточноевропейских странах, таких как Беларусь, Молдавия, Украина, Румыния, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. Похожий инструмент встречается в Китае, Индии и других странах Азии.

Предлагаю вашему вниманию видео. (видео звучание цимбал)

Слайд 4

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

  • Ко́бза́ - украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов

Прослушайте музыкальный фрагмент в исполнении кобзы. (звучит музыкальный фрагмент).

Слайд 5

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

  • Сопилка - народный духовой музыкальный инструмент, в Украине известный с княжеских времен. Изготавливается из калиновых веток, бузины и др. длина достигает 30-40 см, внизу просвердивали 5-6 отверстий. В настоящее время распространена так называемая «концертная» сопилка отличается от народной тем, что имеет 10 отверстий и хроматический звукоряд.

Прослушайте музыкальный фрагмент в исполнении сопилки.

Слайд 6

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

  • Волы́нка - традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из воловьей (откуда и название), телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Прослушайте как звучит волынка. (музыкальный фрагмент).

Слайд 7

Конспект урока музыкального искусства в 5 классе по теме «Народные музыкальные инструменты в сказках»

  • Чонгури (груз. ჩონგური; лезг. чуьнгуьр) - грузинский 4-струнный щипковыймузыкальный инструмент. Корпус грушевидный, внизу усечённый. Корпус делается из разных пород дерева - шелковицы, ореха. Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны; 4-я (короткая) струна крепится к колку, находящемуся сбоку, на середине шейки, на уровне 12-го лада, и служит своеобразным высоким бурдоном. Струны шёлковые (или из капрона). Строй преимущественно ре, соль, си 1-й октавы,ре 2-й октавы. На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.

  • Существуют два типа чонгури - ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.

Послушайте фрагмент звучания инструмента чонгури

Народные музыкальные инструменты часто используют в сказках. Сегодня на уроке мы послушаем грузинскую народную сказку Чонгурист.

(видео сказка Чонгурист)

Вопросы:

- О каких народных музыкальных инструментах сегодня мы говорили на уроке?

- О чём грузинская сказка Чонгурист?

- Какие сказки вы знаете, где используют народные музыкальные инструменты?

Распевка

1. Оформление гласного звука со слогами: Ми, ме, ма, мо, му;

2. Вокально- ладовые упражнение.

Разучивание песни Муз. М. Балеми, слова М. Воньо и П.Карася

«Козацькому роду нема переводу»

Ребята, предлагаю вам прослушать песню в исполнении Академического казачьего ансамбля песни и танца «Козаки Поділля».

- Какой художественный образ создали поэт и композитор?

Рефлексия

1. Я сегодня на уроке узнал…

2. Мне сегодня понравилось…

3. Я хотел бы изменить…







© 2010-2022