Открытый урок по музыке Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель. Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Тип урока. Интегрированный.

Задачи урока.

  • Обучающие:

    • формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

    • развитие чувства художественного слова;

    • знакомство с новыми произведениями искусства;

    • расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.

  • Развивающие:

    • формирование эстетического вкуса воспитанников, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

    • развитие исследовательских способностей;

    • развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

    • развитие образного мышления.

  • Воспитательные:

    • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,

    • определение значимости роли музыки в жизни человека;

    • воспитание чувства любви к Родине;

    • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Оборудование.

Компьютер, музыкальный центр, видео ряд к музыкальному произведению.

Материал для слушания.

Г.В.Свиридов 2-я часть «Поэмы памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает».

ХОД УРОКА

-Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы вновь будем путешествовать

по чудесной стране Музыки. Я хочу предложить вам правила, которыми мы будем пользоваться в процессе работы:

Внимательно слушать

Быть активным

Не перебивать собеседника

Уважать мнение другого

Быть старательным

На столе лежат задания я попрошу команды разгадать эти загадки. Итак, у нас получились слова писатель и музыкант, а как эти слова связаны между собой?

Тема нашего урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». Вы уже знаете, что две стихии искусства - музыка и литература тесно связаны между собой. Благодаря стихам, сказкам, рассказам на свет появилось множество замечательных музыкальных произведений.

- Наша жизнь немыслима без музыки. Музыка всегда и всюду сопровождает нас.

И, конечно же о музыке написаны литературные произведения: стихи, сказки, басни.

-С какими литературными произведениями вы уже встречались? ( сказка «Бременские музыканты, норвежская народная песня «Волшебный смычок»)

Исполняют песню "Ничего на свете лучше нету"

- Вы мастерски справились с этим заданием.

- Ребята, А кого называют МАСТЕРОМ?

- Мастером называют того, кто хорошо работает, знает хорошо своё дело.

- Давайте вспомним народные выражения и поговорки о мастере... (Дело мастера боится, по работе и мастера знать, золотых дел мастер, мастер на все руки, )

Мастер, именно этим емким словом назвал писатель Виктор Астафьев композитора Георгия Васильевича Свиридова. (Презентация о композиторе)

- Мы выяснили, что основной жанр - это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский. Среди этих поэтов есть один, творчество, которого сначала не очень замечал Свиридов. Если бы ни друг Свиридова, который однажды вечером читал стихи этого поэта. Стихи этого талантливого поэта так потрясли композитора, что он 15 часов подряд сочинял первую часть произведения, которое мы будем слушать, а в течение двух недель Г.В. Свиридовым будут дописаны остальные девять. Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт. Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

- Вы догадались - это С.Есенин. Красивые стихи этого поэта?

- Они певучие, музыкальные. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. А сам Есенин никогда не писал для песен свои стихи. Пятьдесят произведений написано на стихи Есенина у Г.В.Свиридова.


- Сегодня мы послушаем вторую часть из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

- Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр? (К литературе.)

- Что это за жанр этого музыкального произведения?
- Поэма - это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей. Вторая часть «Поет зима - аукает!».
- Видим уже в первой строчке стихотворения музыкальное слово - «поет».
- Знакомо ли вам это стихотворение?- (Знакомо.)

. - Давайте попробуем и мы стать соавторами стихов Сергея Есенина. С чего нам надо начать, если бы мы стали композиторами?

- Наверно,сачала стоит внимательно прочитать текст. Вслушаться в него. О Свиридове говорили: «Он обладает абсолютным поэтическим слухом».
У. - Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ?
У-ся - (Композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности.)
У. - Какие средства вы знаете?

(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)

Итак, давайте вслушаемся…

Работа с текстом. в командах, листок А4

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка… Лес звенит от мороза, стозвон- колокол.

У. - Какая музыка будет созвучна этим строчкам? … (Зима - образ богатырской силы, мужества, «стозвон» - звон колокола. Это - символ Руси) по характеру, ладу, темпу, динамике.

Учащиеся предлагают варианты, например:

Характер - тревожный, решительный
Лад - минор
Темп - умеренный
Динамика - яркая.
Мелодия - скачки, нет плавности

У. - …Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…

- Будет ли изменяться музыка? Как?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Характер - решительный, но более спокойный
Лад - минор
Динамика - яркая
Мелодия - более распевная.

У. -

…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.

У. - Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке?

Варианты учащихся, например:

Темп - более быстрый
Лад - минор
Мелодия - развитая, с изгибами, более плавная
Ритм - четкий.

У. -

…Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней…

У. - Опять новый образ. Как изобразить « сиротливых, голодных, усталых воробышков»?

Варианты учащихся, например:

Характер - более мягкий
Динамика - тихая, не громко
Мелодия - без скачков, протяжная
Темп - спокойнее.

У. -

…А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

- Как изменяются образы, как изменяется их характер?

Варианты учащихся, например:

Ритм - четкий
Характер - жесткий, тревожный
Мелодия - решительная
Динамика - яркая, звучит громко
Темп - быстрый.

У. -

…И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна, красавица весна.

У. - Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке?

Варианты ответов учащихся, например:

Темп - спокойный
Динамика - тихая
Ритм - менее четкий
Лад - мажор.

У. - Музыка постоянно изменяется. Как?
У-ся - (Контрастно). От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.

Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.

Слушание второй части «Поет зима - аукает».

У. - Вы молодцы, очень много вы почувствовали так же как и композитор.

Вывод.

У. - Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.

Удрас А.Ф.

Рефлексия

Ребята мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас преобладало на уроке минорное или мажорное. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

У. - Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.

Домашнее задание







© 2010-2022