- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки в 7 классе
Урок музыки в 7 классе
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малюнова С.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки 7 класс
Учитель высшей категории
МОУ СШ №6 г. Тутаева
Малюнова С.В.
«Покорение звуковых пространств в музыке В.С. Калинникова»
Тема урока:
«Покорение звуковых пространств в музыке В.С. Калинникова»
Тип урока Урок беседа
Цель урока:
Исследовать интонационную сферу 1 части симфонии № 1 В. С. Калинникова
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с симфонией № 1 В.С. Калинникова;
- определить черт народности в музыке В.С. Калинникова;
- закрепление сонатно-симфонической формы;
Развивающие:
- умение анализировать и делать вывод;
- развитие логического мышления;
- развитие вокально-хоровых навыков;
Воспитательные:
- воспитания чувства уважения к историческому музыкальному наследию;
- воспитание чувства любви к Родине;
- воспитание чувства эстетического наслаждения в процессе восприятия музыкального произведения.
5. Содержание урока:
1. Слушание симфонии № 1 В.С. Калинникова;
2. Анализ прослушанного фрагмента;
3. Повторение и закрепление строения сонатно-симфонической формы;
4. Работа с раздаточным материалом, разбор экспозиции;
5. Разбор разработки;
6. Слушание репризы;
7. Заключительная часть урока, формулировка вывода.
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе урока:
Знания:
- Знакомство с русским композитором XΙX века;
- закрепление построения сонатно-симфонической формы;
- тембровое определение инструментов симфонического оркестра;
Умения:
- выявление средств художественной выразительности;
- активизация логического мышления;
- умение высказывать личную позицию в восприятии музыкального произведения;
Навыки:
- развитие воображения, мышления, внимания;
- вокально-хоровые навыки;
- способствовать развитию эмоционального восприятия произведения
7. Этапы урока:
Этап урока
Формы работы учащихся
Методы и приемы
Временной расчет
Вступление.
Первоначальное слушание и восприятие произведения.
Поэтапный разбор.
Экспозиция.
Разработка.
Реприза.
Повторное слушание:
Заключительный вывод
Слушание.
Слушание;
Активное восприятие музыкального произведения
Работа с раздаточным материалом;
Анализ экспозиции;
Сопоставление;
Вокально-хоровая работа.
Работа с раздаточным материалом;
Активное слушание;
Творческое, логическое рассуждение, анализ интонационной сферы.
Умение делать вывод.
Активное осознанное восприятие, творческое размышление.
Умение делать вывод по данному разделу.
Подведение итогов.
Формулировка вывода.
Метод устного изложения: вводная вступительная беседа, эвристическая беседа;
Метод демонстрации музыкального фрагмента
Метод закрепления изучаемого материала;
Метод демонстрации музыкального фрагмента;
Теоретико-практический метод: анализ экспозиции, структурные особенности средства музыкальной выразительности
Метод закрепления изучаемого материала;
Метод демонстрации музыкального фрагмента;
Теоретико-практический метод: анализ разработки, структурные особенности средства музыкальной выразительности
Метод самостоятельной работы по осмыслению изученного материала;
Метод демонстрации музыкального фрагмента;
Метод устного изложение - дискуссия.
6 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
4 мин.
Обоснование раздаточного материала:
На данном уроке присутствует раздаточный материал с понятиями сонатно-симфонической формы и качества музыка, для мотивации осознанного слушания музыкального произведения, активизации мыслительного процесса и логики мышления. Не использованные качества музыки подчёркивают смысловое содержание жизни и творчества В.С. Калинникова.
Домашнее задание к данному и следующему уроку:
Ознакомиться с биографией композитора В.С. Калинникова.
Приемы активизации работы учащихся на уроке:
-
Раздаточный материал;
-
Эмоциональная, живая беседа;
-
Мотивация слушания музыкального произведения;
-
Поэтапное осмысление и подведение итогов на определённом этапе;
-
Раздаточный материал;
-
Актуализация осознанного восприятия;
-
Создание проблемных ситуаций, путём продуманных вопросов;
-
Блок вопросов, актуализирующих активное восприятие;
-
Побуждать учащихся делать сравнения;
-
Логически осмысленно и последовательно излагать мысли, с выделением главных, наиболее существенных положений;
-
Побуждение к творческому размышлению благодаря поэтапному разбору и осознанию интонационной сферы произведения;
-
Эмоциональная заключительная речь;
-
Вывод, подведение итогов.
Проект записи на доске и в тетради:
Василий Сергеевич Калинников
(1866 - 1900)
В.В. Медушевский «В каждой интонации спрятан человек».
Оборудование урока:
Аудио проигрыватель, компакт диск с произведениями В.С. Калинникова, индивидуальный раздаточный материал (карточки).
Конспект урока на тему:
«Покорение звуковых пространств в музыке В.С. Калинникова»
У. - Сегодня вашему вниманию и осмыслению будет представлена музыка композитора XΙX века
К какому жанру и к какой композиторской школе принадлежит это произведение?
Слушание 1 части симфонии № 1
- Это симфоническое произведение и принадлежит русской классической симфонической школе. Музыка течёт плавно, свободно, как полноводная могучая река. Слышится напевная, открытая русская народная песня. Ощущение чего-то близкого, родного, понятного и простого.
У. - Какие зрительные ассоциации возникают, слушая это произведение.
- Созвучны картины русских художников, где изображены русские просторы. Объединяет широта, пространство, солнечный колорит, сердечность, красота.
У. - Главная задача нашего занятия исследовать интонационную сферу произведения, относящую его к русской музыке.
Поможет нам в этом сонатно-симфоническая форма изложения. Перед вами элементы схемы и качества музыки. Вслушиваясь и анализируя мы составим схему данного произведения, и проследим интонационное развитие тем, опираясь на качества музыки. Сколько тем и направлений в экспозиции? Каковы качества каждой темы?
(на партах раздаточный материал с названием частей сонатно-симфонической формы: главная партия, побочная партия, экспозиция, разработка, реприза, и качества музыки: напевность, песенность, энергия, ритмичность, умиротворение, печаль, широта, тоска, безысходность, драматизм, лиризм, отчаяние. )
Слушание экспозиции:
Каждый выкладывает свою версию, анализируя, учащиеся исправляют свои ошибки.
- Главная тема имеет мелодию которая звучит самостоятельно, ивсё время возвращается к одному и тому же звуку. Очень похожа на раздольную русскую народную песню. Быстрый темп и ритмичность делает эту мелодию не задумчивой , а энергичной, динамичной, что придаёт её драматизм.
Вывод: Главная партия - энергичная, драматичная.
У. - Для закрепления главной темы пропоём её, передав энергию, ритм.
На слог «до» пропеваем гл. тему.
У. - Как же звучит побочная партия и в чем её особенная черта?
- широта, напевность, лиризм, мелодия очень близка русскому лирическому романсу. При этом мелодия развивается, переходя от одной группы инструментов к другой. Мелодия очень выразительно гармонизирована. Её хочется петь.
У. - Предлагаю пропеть мелодию побочной партии. Какой слог более всего подойдет для вокализации?
- Слог «лё».
Исполнение поб. Партии.
Вывод: Побочная партия это лиризм, любовь.
У. - На этом закончилась экспозиция?
- Нет. После побочной партии повторяется главная партия.
У. - Чтобы это значило?
- Энергия, ритм и драматизм гл. партии - это жизнь, её движение. Лиризм, напевность - это человек со своими мыслями, любовью. Как бы не сложилась судьба отдельного человека - жизнь не стоит на месте, она продолжается.
Мы разобрали интонационную сферу экспозиции, для того, что бы понять интонационное развитие разработки. Слушая разработку очень важно ответить на следующие вопросы:
Элементы, какой из тем, получают наибольшее развитие? Выстройте цепочку.
Какой характер несёт разработка?
(во время слушания ребята теряются в составлении схемы , а затем просто начинают слушать музыку. И это, очень важно.)
- Дело в том, что схема не выстраивается. Композитор объединил партии в одну мелодию, и начинается новая история, ещё интереснее, колоритнее. Напряжение в музыке не ослабевает, а захватывает своей красотой, энергией и в то же время лиризмом, задушевностью. перестаёшь слышать только музыку, возникают картины природу, буйство красок, стихий и необъятности. А ещё возникает чувство, что ты частица всего этого, всё знакомое, родное, такое понятное, близкое. И не надо плыть за семью морями, чтобы увидеть удивительную красоту, она рядом с тобой, только оглянись. И и возникает такое чувство восторга, что ты есть часть этой красоты, а это красота, твой дом, твоя улица, твоя Родина.
У. - Скажу вам по секрету, что реприза повторяет экспозицию без изменений, как бы утверждая нерушимость и монолитность красоты.
В.В. Медушевский сказал: «В каждой интонации спрятан человек».исходя из детального разбора и интонационного анализа какого человека представляет нам композитор?
Повторное слушание всего произведения.
- Это счастливый человек. Он полон надежд. Он влюблён в жизнь. Он видит и чувствует красоту и очень сильно любит свою Родину.
У. - обратите внимание, какие качества музыки у нас не востребованы на уроке?
- Умиротворение, печаль, тоска, безысходность, отчаяние.
У. - Парадокс в том, что В.С. Калинников умер в 35 лет. Его творческая деятельность длилась не более 10 лет, и все это время он боролся за жизнь. Но не в одном его произведении вы не услышите уныния, печали, тоски и обречённости. Он любил жизнь и ценил каждую минуту. Очень чутко ощущал красоту и гармонию. Очень сильно любил Россию и воспевал её красоту, могущество, широту души своего народа. Хотелось бы, что бы мы с вами также любили жизнь и красоту своей Родины, как любил её В.С. Калинников.