Урок музыки в 7 классе

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки 7 класс

Учитель высшей категории

МОУ СШ №6 г. Тутаева

Малюнова С.В.

«Покорение звуковых пространств в музыке В.С. Калинникова»

Тема урока:

«Покорение звуковых пространств в музыке В.С. Калинникова»

Тип урока Урок беседа

Цель урока:

Исследовать интонационную сферу 1 части симфонии № 1 В. С. Калинникова

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с симфонией № 1 В.С. Калинникова;

- определить черт народности в музыке В.С. Калинникова;

- закрепление сонатно-симфонической формы;

Развивающие:

- умение анализировать и делать вывод;

- развитие логического мышления;

- развитие вокально-хоровых навыков;

Воспитательные:

- воспитания чувства уважения к историческому музыкальному наследию;

- воспитание чувства любви к Родине;

- воспитание чувства эстетического наслаждения в процессе восприятия музыкального произведения.

5. Содержание урока:

1. Слушание симфонии № 1 В.С. Калинникова;

2. Анализ прослушанного фрагмента;

3. Повторение и закрепление строения сонатно-симфонической формы;

4. Работа с раздаточным материалом, разбор экспозиции;

5. Разбор разработки;

6. Слушание репризы;

7. Заключительная часть урока, формулировка вывода.

Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе урока:

Знания:

- Знакомство с русским композитором XΙX века;

- закрепление построения сонатно-симфонической формы;

- тембровое определение инструментов симфонического оркестра;

Умения:

- выявление средств художественной выразительности;

- активизация логического мышления;

- умение высказывать личную позицию в восприятии музыкального произведения;

Навыки:

- развитие воображения, мышления, внимания;

- вокально-хоровые навыки;

- способствовать развитию эмоционального восприятия произведения

7. Этапы урока:

Этап урока

Формы работы учащихся

Методы и приемы

Временной расчет

Вступление.

Первоначальное слушание и восприятие произведения.

Поэтапный разбор.

Экспозиция.


Разработка.



Реприза.

Повторное слушание:

Заключительный вывод

Слушание.

Слушание;

Активное восприятие музыкального произведения

Работа с раздаточным материалом;

Анализ экспозиции;

Сопоставление;

Вокально-хоровая работа.


Работа с раздаточным материалом;

Активное слушание;

Творческое, логическое рассуждение, анализ интонационной сферы.

Умение делать вывод.

Активное осознанное восприятие, творческое размышление.

Умение делать вывод по данному разделу.

Подведение итогов.

Формулировка вывода.

Метод устного изложения: вводная вступительная беседа, эвристическая беседа;

Метод демонстрации музыкального фрагмента

Метод закрепления изучаемого материала;

Метод демонстрации музыкального фрагмента;

Теоретико-практический метод: анализ экспозиции, структурные особенности средства музыкальной выразительности

Метод закрепления изучаемого материала;

Метод демонстрации музыкального фрагмента;

Теоретико-практический метод: анализ разработки, структурные особенности средства музыкальной выразительности

Метод самостоятельной работы по осмыслению изученного материала;

Метод демонстрации музыкального фрагмента;

Метод устного изложение - дискуссия.

6 мин.


10 мин.



10 мин.


10 мин.


4 мин.

Обоснование раздаточного материала:

На данном уроке присутствует раздаточный материал с понятиями сонатно-симфонической формы и качества музыка, для мотивации осознанного слушания музыкального произведения, активизации мыслительного процесса и логики мышления. Не использованные качества музыки подчёркивают смысловое содержание жизни и творчества В.С. Калинникова.

Домашнее задание к данному и следующему уроку:

Ознакомиться с биографией композитора В.С. Калинникова.

Приемы активизации работы учащихся на уроке:

  • Раздаточный материал;

  • Эмоциональная, живая беседа;

  • Мотивация слушания музыкального произведения;

  • Поэтапное осмысление и подведение итогов на определённом этапе;

  • Раздаточный материал;

  • Актуализация осознанного восприятия;

  • Создание проблемных ситуаций, путём продуманных вопросов;

  • Блок вопросов, актуализирующих активное восприятие;

  • Побуждать учащихся делать сравнения;

  • Логически осмысленно и последовательно излагать мысли, с выделением главных, наиболее существенных положений;

  • Побуждение к творческому размышлению благодаря поэтапному разбору и осознанию интонационной сферы произведения;

  • Эмоциональная заключительная речь;

  • Вывод, подведение итогов.

Проект записи на доске и в тетради:

Василий Сергеевич Калинников

(1866 - 1900)

В.В. Медушевский «В каждой интонации спрятан человек».

Оборудование урока:

Аудио проигрыватель, компакт диск с произведениями В.С. Калинникова, индивидуальный раздаточный материал (карточки).

Конспект урока на тему:

«Покорение звуковых пространств в музыке В.С. Калинникова»

У. - Сегодня вашему вниманию и осмыслению будет представлена музыка композитора XΙX века

К какому жанру и к какой композиторской школе принадлежит это произведение?

Слушание 1 части симфонии № 1

- Это симфоническое произведение и принадлежит русской классической симфонической школе. Музыка течёт плавно, свободно, как полноводная могучая река. Слышится напевная, открытая русская народная песня. Ощущение чего-то близкого, родного, понятного и простого.

У. - Какие зрительные ассоциации возникают, слушая это произведение.

- Созвучны картины русских художников, где изображены русские просторы. Объединяет широта, пространство, солнечный колорит, сердечность, красота.

У. - Главная задача нашего занятия исследовать интонационную сферу произведения, относящую его к русской музыке.

Поможет нам в этом сонатно-симфоническая форма изложения. Перед вами элементы схемы и качества музыки. Вслушиваясь и анализируя мы составим схему данного произведения, и проследим интонационное развитие тем, опираясь на качества музыки. Сколько тем и направлений в экспозиции? Каковы качества каждой темы?

(на партах раздаточный материал с названием частей сонатно-симфонической формы: главная партия, побочная партия, экспозиция, разработка, реприза, и качества музыки: напевность, песенность, энергия, ритмичность, умиротворение, печаль, широта, тоска, безысходность, драматизм, лиризм, отчаяние. )

Слушание экспозиции:

Каждый выкладывает свою версию, анализируя, учащиеся исправляют свои ошибки.

- Главная тема имеет мелодию которая звучит самостоятельно, ивсё время возвращается к одному и тому же звуку. Очень похожа на раздольную русскую народную песню. Быстрый темп и ритмичность делает эту мелодию не задумчивой , а энергичной, динамичной, что придаёт её драматизм.

Вывод: Главная партия - энергичная, драматичная.

У. - Для закрепления главной темы пропоём её, передав энергию, ритм.

На слог «до» пропеваем гл. тему.

У. - Как же звучит побочная партия и в чем её особенная черта?

- широта, напевность, лиризм, мелодия очень близка русскому лирическому романсу. При этом мелодия развивается, переходя от одной группы инструментов к другой. Мелодия очень выразительно гармонизирована. Её хочется петь.

У. - Предлагаю пропеть мелодию побочной партии. Какой слог более всего подойдет для вокализации?

- Слог «лё».

Исполнение поб. Партии.

Вывод: Побочная партия это лиризм, любовь.

У. - На этом закончилась экспозиция?

- Нет. После побочной партии повторяется главная партия.

У. - Чтобы это значило?

- Энергия, ритм и драматизм гл. партии - это жизнь, её движение. Лиризм, напевность - это человек со своими мыслями, любовью. Как бы не сложилась судьба отдельного человека - жизнь не стоит на месте, она продолжается.

Мы разобрали интонационную сферу экспозиции, для того, что бы понять интонационное развитие разработки. Слушая разработку очень важно ответить на следующие вопросы:

Элементы, какой из тем, получают наибольшее развитие? Выстройте цепочку.

Какой характер несёт разработка?

(во время слушания ребята теряются в составлении схемы , а затем просто начинают слушать музыку. И это, очень важно.)

- Дело в том, что схема не выстраивается. Композитор объединил партии в одну мелодию, и начинается новая история, ещё интереснее, колоритнее. Напряжение в музыке не ослабевает, а захватывает своей красотой, энергией и в то же время лиризмом, задушевностью. перестаёшь слышать только музыку, возникают картины природу, буйство красок, стихий и необъятности. А ещё возникает чувство, что ты частица всего этого, всё знакомое, родное, такое понятное, близкое. И не надо плыть за семью морями, чтобы увидеть удивительную красоту, она рядом с тобой, только оглянись. И и возникает такое чувство восторга, что ты есть часть этой красоты, а это красота, твой дом, твоя улица, твоя Родина.

У. - Скажу вам по секрету, что реприза повторяет экспозицию без изменений, как бы утверждая нерушимость и монолитность красоты.

В.В. Медушевский сказал: «В каждой интонации спрятан человек».исходя из детального разбора и интонационного анализа какого человека представляет нам композитор?

Повторное слушание всего произведения.

- Это счастливый человек. Он полон надежд. Он влюблён в жизнь. Он видит и чувствует красоту и очень сильно любит свою Родину.

У. - обратите внимание, какие качества музыки у нас не востребованы на уроке?

- Умиротворение, печаль, тоска, безысходность, отчаяние.

У. - Парадокс в том, что В.С. Калинников умер в 35 лет. Его творческая деятельность длилась не более 10 лет, и все это время он боролся за жизнь. Но не в одном его произведении вы не услышите уныния, печали, тоски и обречённости. Он любил жизнь и ценил каждую минуту. Очень чутко ощущал красоту и гармонию. Очень сильно любил Россию и воспевал её красоту, могущество, широту души своего народа. Хотелось бы, что бы мы с вами также любили жизнь и красоту своей Родины, как любил её В.С. Калинников.



© 2010-2022