Программа по вокалу. Дополнительное образование 1-3 год обучения

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.

Вокал - (ит. - воче) - голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Задачи программы:

Образовательные:

  • углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоты и искусства

  • обучить детей вокальным навыкам вокала, хорового пения, её интонационно - образной природы;

освоение жанра и стилевое многообразие, выразительные средства и

особенности музыкального языка.

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • привить навыки сценического поведения; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству

своего

народа и других народов мира; воспитание музыкального вкуса учащихся,

потребности в самостоятельном общении с высоко - художественной

музыкой и музыкальном самообразовании;

воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию;

развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение,

певческий голос; приобщить к музыкальному искусству посредством

вокально - певческого жанра как одного из самых доступных и массовых

видов музыкальной деятельности.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной. Детские голоса имеют три основные градации - высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники. Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет. Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Весь курс постановки голоса рассчитан на трёхлетний срок. Детям первого года обучения отводятся 2 часовое занятие 1раз в неделю, для групп 2- 3 годов обучения - 2 часовые занятия 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

Для работы по данной программе на базе школы МБОУ «Гимназии» учитывая возрастные и вокальные данные учащихся, занятия проводятся классом по 45 минут. Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. В кружок вокального пения приглашаются дети младшего и среднего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения. В программе кружка вокального пения - индивидуальная и групповая работа с музыкально - одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.


Первый год обучения


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Лад мажор

Лад минор

Темп быстро

Темп медленно

Динамика громко и тихо

Жанры песня

Жанры танец

Жанры марш

Формы одночастные

Формы двухчастные

Формы трёхчастные

Буквенное обозначение форм

Трёхчастная репризная форма

Трёхчастная без репризная форма

Сходства и различия форм

Формы песен

Типы голосов.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2.

Вокальная работа.

Формирование певческих навыков

певческая установка

музыкальная память

вокальная артикуляция

дыхание.

Единство художественного и технического.

2

2

2

2

2

2

3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.

Песня в жизни человека.

История гимнов России.

Песня на войне.

Музыкальные инструменты.

Симфонический оркестр

Три основные группы симфонического оркестра

Оркестр народных инструментов.

Отработка сценической постановки художественного номера.

Средства музыкальной выразительности.


2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2



Учебно - тематическое планирование


Тема

Теория

Практика

Кол-во

час

Дата

(план.)

Дата

(факт.)

1

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях вокала

2

2


Лад мажор

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика мажорного ладового отличия.

Определение на слух мажора. Подбор текста к мажорному ладу.

2

3

Лад минор.

Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика минорного ладового отличия.

Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.

2

4

Темп быстро

Определение быстрого темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом.

Слуховой анализ музыкальных произведений, определить темп.

2

5

Темп медленно.

Определение медленного темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом.

Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

2

6

Динамика:

громко - тихо.

Определение динамики как громкости звучания музыки.

Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст.

2

7

Динамические игры

Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Игры на развитие динамики.

2

8

Жанр песня

Дать определение жанра.

Найти примеры жанра песни. Изменение уже существующего жанра.

2

9

Жанр танец

Определение жанровой специфики танца, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра

Найти примеры жанра танца. Сочинение мелодий в разных жанрах.

2

10

Жанр марш.

Определение жанровой специфики марша, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра

Найти примеры жанра марша. Изменение уже существующего жанра.

2

11

Формы:

одночастная

Определение специфики формы построения произведений.

Слушание музыкальных произведений и определение их формы.

2

12

Формы:

двухчастная.

Буквенное обозначение форм. Двух частная форма произведения, сходства и различия.

Построение собственного произведения в заданной форме.

2

13

Формы:

трёхчастные

Определение частей песни, их названия и особенности. Трёх частная репризная и без репризная: сходства и различия.

Привести примеры песен с припевом и без.

2

14

Буквенное обозначение форм

Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм.

Определение формы музыкальных произведений на слух (одночастная, двухчастная, трёхчастна).

2

15

Трёхчастная репризная форма


Определение частей произведений, их названия и особенности.

Музыкальная угадайка. Определение формы на слух музыкальных произведений трёхчастной репризной формы.

2

16

Трёхчастная без репризная форма (музыкальная угадайка)

Определение частей произведений, их названия и особенности.

Музыкальная угадайка. Определение на слух музыкальных произведений трёхчастной без репризной формы.

2

17

Сходства и различия форм

Музыкальные произведения их сходства и различия форм

Слушание и определение разных форм музыкальных произведений.

2

18

Формы песен.

Бесприпевная форма.

Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

2

19

Типы голосов.

Названия групп голосов, их расположение в хоре.

Определение диапазона каждого голоса.

Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа.

2

20

Формирование певческих навыков

Определение музыкального слуха, памяти.

Уметь владеть дыханием, верно артикулировать

2

21

Развитие музыкальной памяти

Роль музыкальной памяти

Уметь различать на слух знакомые музыкальные произведения.

2

22

Артикуляция

Артикуляционный аппарат

Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

2

23

Дыхание

Дыхательные органы

Уметь владеть дыханием, верно артикулировать.

2

24

Единство

художественного и технического.

Что такое художественный образ произведения.

Определять образ музыкального произведения.

2

25

Жанровое разнообразие музыки.

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.

Прослушивание музыкальных произведений разных жанров.

2

26

Роль песни в переломные моменты истории.

Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен.

Слушание произведений революционных песен, угадать их название.

2

27

Песня в жизни человека.

Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.

Исполнение знакомых песен в характере.

2

28

История гимнов России.

Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему.

Слушание гимна, работа над текстом.

2

29

Песня на войне.

Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.

Работа над произведениями.

2

30

Музыкальные инструменты.

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

2

31

Симфонический оркестр

Определение симфонического оркестра, его особенностей.

Определение на слух звучание симфонического оркестра.

2

32

Три основные группы симфонического оркестра

Расположение инструментов. Три основные группы инструментов оркестра. Дирижер. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром.

Располагать инструменты в симфоническом оркестре.

2

33

Оркестр народных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов. Определение оркестра народных инструментов, его особенностей.

Определение на слух звучания русских народных музыкальных инструментов.

2

34

Оркестр народных инструментов рожечников.

Русские народные музыкальные инструменты. Их происхождение (свирель, рожок)

Угадать на слух звучание русских народных инструментов. Музыкальная угадайка.

2


Содержание знаний, умений, навыков учащихся 1-го года обучения:

Знать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им ( внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

Должны знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию,ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать;

их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,

ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой

октавы - до второй октавы..

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить задпнный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное вучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- к концу года показать результата исполнения двух голосия без музыкального

сопровождения;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.









Второй год обучения


Учебно-тематический план.


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты и их происхождение.

Музыкальные инструменты их названия.

Музыкальные инструменты их роль в оркестре.

Симфонический оркестр.

Три основные группы симфонического оркестра.

Определение симфонического оркестра, его особенности. Симфонический оркестр. Дирижёр. Жанры музыки исполняемые симфоническим оркестром.

Оркестр народных инструментов.

Оркестр народных инструментов. Определение на слух музыкальных народных инструментов.

Оркестр народных инструментов. Специфика народных инструментов.

Оркестр татарских народных музыкальных инструментов.

Оркестр татарских народных инструментов.

Национальная принадлежность татарских народных музыкальных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов. Слуховой анализ.

Народная музыка.

Народная музыка и её разновидности.

Песни обрядовые.

Песни календарные.

Форма произведений вариации.

Форма произведений рондо.

Форма произведений рондо и вариации.

Русские композиторы. П. И. Чайковский,

М.И. Глинка, С. С. Прокофьев.

Зарубежные композиторы И.С. Бах, Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт.

Романсы русских и зарубежных композиторов.

Специфические черты построения романсов.

Анализ слушания русских романсов.

Слушание романсов Вишневской, Лемишева, Виноградовой.

Определение типа голосов.

Музыкальная угадайка (романсы).

Исполнение романсов, сценический образ.

Вокальная работа.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера.

Музыкально-образовательные беседы.

История возникновения романса.

Александр Вертинский.





2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

2

8

4

4

6

2

2

2

2

12

9

9

8

2

2








Учебно - тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Кол-во час

Дата

план.

Дата

факт.

1

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Правила и техника безопасности на занятиях по вокалу.

2

2

Музыкальные инструменты.

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

2

3

Музыкальные инструменты и их происхождение (фортепиано, рояль)

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

Пьесы: П.И.Чайковский

С.С.Прокофьев

2

4

Музыкальные инструменты их названия.

Определение симфонического оркестра, его особенностей.

Определение на слух звучание симфонического оркестра.

2

5

Музыкальные инструменты их роль в оркестре. Определение на слух музыкальных инструментов.

Основные группы инструментов симфонического оркестра.

Располагать инструменты в симфоническом оркестре.

Музыкально - дидактические игры.

2

6

Симфоничес-кий оркестр.

Русские композиторы и их музыкальные произведения написанные для симфонического оркестра.

Слушание музыкальных произведений русских композиторов. Уметь располагать группы инструментов в симфоническом оркестре.

2

7

Три основные группы симфонического оркестра.

Определение специфики оркестра инструментов. Группы инструментов симфонического оркестра,

Слушание и анализ музыкальных произведений инструментов симфонического оркестра.

2

8

Определение симфонического оркестра, его особенности.

Звучание симфонического оркестра, особенности симфонического оркестра.

Слушание и анализ музыкальных произведений инструментов симфонического оркестра русских композиторов.

2

9

Симфонический оркестр. Дирижёр. Жанры музыки исполняемые симфоническим оркестром.

Состав симфонического оркестра в разные эпохи у разных композиторов. Симфонический оркестр, его особенности Дирижер, роль дирижера в оркестре. Композиторы - симфонисты.

Найти группы инструментов симфонического оркестра Композиторы - симфонисты - слушание музыкальных произведений.

2

10

Оркестр народных инструментов.

Особенности народной музыки

Слушание народной музыки, её определение.

2

11

Оркестр народных инструментов.

Инструментальная принадлежность. Оркестр русских народных инструментов.

Прослушать русские плясовые мелодии «Камаринская», «Семёновна».

2

12

Оркестр народных инструментов. Специфика народных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов. Состав инструментов семейства домр и балалаек, гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Слушание и анализ прослушанных русских народных мелодий. Особенности исполнительства русских народных инструментов их специфика.

2

13

Оркестр татарских народных музыкальных инструментов.

Государственный оркестр народных инструментов РТ.

Слушание татарских народных мелодий на музыкальных народных инструментах.

2

14

Оркестр татарских народных инструментов.

Национальная принадлеж-ность татарских народных музыкальных инструментов.

Народный татарский фольклорный ансамбль «Чулпан».

КУРАЙ (татарский народный духовой инструмент.) ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ.

Слушание татарских народных песен и анализ национальной принадлежности народных татарских инструментов.

2

15

Оркестр русских народных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов под руководством Дмитрия Калинина.

Слушание русских народных наигрышей. Использование ударных народных инструментов в плясовых наигрышах.

2

16

Оркестр русских народных инструментов. Слуховой анализ.

Состав оркестра русских народных инструментов, классификация их виды.

Слушание русской народной плясовой «Светит месяц». Анализ и специфика взаимодействия домр и балалаек в оркестре.

2

17

Народная музыка.

Народная песня - музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки.

Слушание народной музыки (фольклорная) и её анализ (художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы).

2

18

Народная музыка и её разновидностби.

Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества и её виды.

Слушание русских народных песен разных жанров. Пение, работа над интонацией, дыханием.

2

19

Песни обрядовые.

Обрядовые песни календарного цикла,

Слушание обрядовых песен и их содержание.

2


20

Песни календарные.

Календарные песни -древние песни.

Слушание календарных песен и их анализ.

2

21

Форма произведений вариации.

Музыкальная форма (XIII века).

Вариационный цикл - музыкальная форма.

Слушание музыкальных произведений и анализ музыкальной формы вариации.

2

22

Форма произведений рондо.

Рондо - старинная форма. Форма рондо - повторность и контраст.

Слушание музыкальных произведений и анализ музыкальной формы рондо.

2

23

Форма произведений рондо и вариации.

Форма рондо в пьесах французских клавесинистов (Дакен, «Кукушка», Рамо, Тамбурин, «Курица», Куперен, «Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника» и многие другие пьесы). Вариации (от латинского «изменение, разнообразие».

Слушание и анализ музыкальных произведений в форме рондо и вариации.

2

24

Русские композиторы.

Русские композиторы

19 века. Неоценимый вклад в развитие русской композиторской школы.

Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

2

25

Русский композитор П. И. Чайковский.

Великий русский композитор П.И.Чайковский. Основные музыкальные произведения, сделавшие

его знаменитым.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения П.И.Чайковского.

2

26

Русский композитор

М.И. Глинка.

Жизнь и творчество М.И.Глинки.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения М.И.Глинки.

2

27

Русский композитор С. С. Прокофьев.

Жизнь и творчество С .С. Прокофьева.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения С.С.Прокофьева.

2

28

Зарубежные композиторы.

Зарубежные композиторы 19 века.

Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

2



29

Зарубежный композитор

И.С. Бах.

Жизнь и творчество И. С. Баха.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения И.С.Баха.

2

30

Зарубежный композитор

Л. Ван Бетховен.

Жизнь и творчество Л.ван Бетховена.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения Л.ван Бетховена.

2

31

Зарубежный композитор

В. А. Моцарт.

Жизнь и творчество В.А.Моцарта.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения В.А.Моцарта

2

32

Романс

Русский романс - жанр поэтического и вокально-инструментального искусства романса,

Слушание и анализ романсов известных русских композиторов. П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов.

2

33

Романсы русских композиторов.

Русский романс - жанр поэтического и вокально-инструментального искусства в первой половине XIX века. Композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв.

Слушание и анализ романсов известных русских композиторов

Алябьева, Варламова, Гурилёва.

2

34

Романсы зарубежных композиторов.

Романсы зарубежных композиторов Джузеппе Верди, Шарль Гуно, Джоаккино Россини.

Слушание и анализ романсов известных зарубежных композиторов Джузеппе Верди, Шарль Гуно, Джоаккино Россини.

2

35

Определение романсов.

Романс произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Виды романсов.

Слушание и анализ романсов русских композиторов.

2

36

Известные исполнители романсов

Известные исполнители романсов

Кэто Джапаридзе. Стронгилла Иртлач, исполнительница Сара Горби.

Слушание и анализ романсов русских композиторов и известных исполнителей.

2

37

Слушание романсов зарубежных исполнителей.

Известные зарубежные исполнители

Роберт Холл - знаменитый нидерландский певец романсов композитора Мусоргского.

Слушание и анализ романсов известных зарубежных исполнителей.

Дайану Росс, Барбару Стрейзанд, Уитни Хьюстон, Селин Дион.

2



38

Слушание романсов русских композиторов

Искусство слушания романсов. Особенности музыкальной речи

Слушание и анализ романсов известных русских композиторов. П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов.

2

39

Специфические черты построения романсов

Стилевые и исторические особенности романсов. Особенность романсов М.И.Глинки -гармоничное сочетание вокальной и фортепианной партий.

Слушать и анвлизировать музыкальные произведения и романсы М.И.Глинки.

2

40

Специфические черты исполнения романсов

Специфические черты жанра присущие романсу,

Слушание и анализ романсов известного русского композитора

Алябьева.

2

41

Анализ слушания русских романсов

Характерные черты жанра русского романса во второй половине XIX века.

Слушание и анализ романсов известного русского композитора Гурилёва.

2

42

Анализ слушания романсов зарубежных композиторов

Характерные черты жанра зарубежного романса во второй половине XIX века

Слушание и анализ романсов известных зарубежных исполнителей.

Дайану Росс.

2

43

Слушание романсов Вишневской

Русские романсы П.И.Чайковского в исполнении Г.Вишневской, Жизнь и твлрчество.

Уметь на слух определять принадлежность произведения автору. Слушание романсов П.И.Чайковского.

2

44

Слушание романсов Лемишева

Русские романсы С.В.Рахманинова, Гречанинова в исполнении Лемишева. Жизнь и творчество.

Слушание русских романсов Гречанинова, С.В.Рахманинова в исполнении С.Лемишева.

2

45

Слушание романсов Виноградова

Самые известные исполнители романсов в России. Определение их типа голоса.

Слушание романсов в исполнении Виноградова, Г. Абрамова и М. Михайлова.

2



46

Определение типа голосов

Типы голосов. Мужской - бас, баритон, тенор; женский - контральто, меццо-сопрано, сопрано.

Слушание русских романсов Гречанинова, С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, М.И.Глинки, С.В.Рахманинова.

2

47

Музыкальная угадайка (романсы)

Искусство слушания романсов. Особенности музыкальной речи.

Угадать название романса, композитора, исполнителя.

2

48

Исполнение романсов, сценический образ

Сценический образ, стиль исполнения.

Слушание и анализ исполнения романсов.

2

49

Исполнители романсов в России

Жизнь и творчество певцов России. Малинин, Погудин, Д.Ряхин. Особенность их исполнения русских романсов.

Слушание русских романсов Гречанинова, С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, М.И.Глинки.

2

50

Исполнители романсов и их типы голосов

Исполнители русских романсов и их типы голосов.

Основные произведения, сделавшие их знаменитыми.

Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

2

51

Известные исполнители зарубежных романсов

Исполнители зарубежных романсов. Основные произведения, сделавшие их знаменитыми.

Слушание и анализ романсов зарубежных композиторов. Уметь на слух определять автора произведения и его исполнителя.

2

52

Известные исполнители зарубежных романсов и их типы голосов

Исполнители зарубежных романсов. Основные произведения, сделавшие их знаменитыми.

Слушание и анализ романсов зарубежных композиторов. Дж. Гершвин. Ф. Пуленк. Ж. Орик. Р. ШтольцМ. Понсе. Х.М.Лакалье. Амапола.

Х. Падилья. Валенсия, Я.Сибелиус.

2

53

Музыкальная угадайка (исполнители зарубежных романсов)

Искусство слушания романсов. Особенности музыкальной речи, интонации, содержания.

Слушание и анализ зарубежных романсов в исполнении Уитни Хьюстон, Селин Дион.

2




Содержание знаний, умений, навыков учащихся 2-го года обучения:

К концу второго года обучения учащзиеся могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.

Знать:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до1октавы до 2 октавы;

- освоить на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и

- определять двухдольность и трехдольность;

- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;

- различать звучание мажора и минора.

- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;

- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;

- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

- знать состав оркестра русских народных инструментов;

- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;

- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

-знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;

-знать особенности романса, приводить примеры, исполнять;

-знать основных исполнителей романсов в России.

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

- Определять средства музыкальной выразительности;

- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса; - освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы - ре (ми) второй октавы,

для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) - ля (си)

первой октавы;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;

- петь в диапазоне: для первых голосов - до первой октавы - ре-ми второй октавы

для вторых голосов - ля малой октавы - ля первой октавы;

- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые мажорные

и минорные мелодии с включением 6 и 7 ступеней.

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо;

- петь на одном дыхании более длинные фразы;

- петь несложные двухголосные каноны;

- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, мелодии,

стихотворные тексты;

- исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное

творчество.

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в

рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении

Третий год обучения

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Средства музыкальной выразительности.

Хор, его разновидности.

Типы певческих голосов в хоре.

Солист, дуэт, трио, квартет.

«Могучая кучка».

Современная музыка.

Джаз.

Рок-музыка.

Авторская песня.



2

4

4

2

4

2

2

4

2

2


2.

Вокальная работа.

Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения.

Работа над музыкальным и сценическим образом.

6

2

4

3.

Музыкально-образовательные беседы.

Современная музыка - что это?

Возникновение джаза.

2

2

Учебно - тематическое планирование


Тема

Теория

Практика

Кол-во час.

Дата

(план)

Дата

(факт.)

1

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

Правила и техника безопасности.

4

15.09.

18.09.

2

Средства музыкальной выразительности.


Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация.

Средства музыкальной выразительности их виды.

Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

4

22.09

25.09

3

Средства музыкальной выразительности.

Интонация как выразительное средство музыки.

Поступенное пропевание гаммы вверх и скачкообразное терционное движение мелодии вниз.

4

29.09.

2.10.

4

Хор, его разновидности.

Определение хора. Виды хоров по составу.

Определение хора, его виды.

Слушание хоровых произведений.

4

6.10

9.10

5

Мужской, женский, детский и смешанный хор.

Вокально - технические и исполнительские возможности хора.

Анализ состава хора по количеству партий и по составу.

4

13.10

16.10

6

Солист, дуэт, трио, квартет.

Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки.

Слушание вокальных и инструментальных ансамблей.

4

20.10

23.10.

7

Солист, дуэт, трио, квартет.

Способы деления по партиям.

Слушание вокальных и инструментальных ансамблей.

4

27.10

30.10

8

«Могучая кучка».


Состав «Могучей кучки». Для чего была создана и ее основные задачи.

Слушание произведений композиторов «Могучей кучки». Анализ их образов и идей.

4

3.11.

6.11

9

Современная музыка.


Определение современной музыки.

Слушание произведений композиторов XX и XXI века

4

10.11

13.11

10

Современная музыка.

Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века.

Определение специфики.

4

17.11.

20.11

11

Джаз.

Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США. История возникновения джаза.

Слушание джазовой музыки, определение звучания джазовых

инструментов.

4

24.11

27.11

12

Джаз.

Джордж Гершвин - американский композитор, создатель лучшей американской оперы.

Слушание американской оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвин.

4

1.12.

4.12

13

Рок-музыка.

Специфика рок-музыки. Известные рок-музыканты России и зарубежные.

Анализ рок-музыки с эстетической точки зрения. Почему она появилась в наше время.

4

8.12

11.12

14

Авторская песня.

Определение авторской песни. Барды. Особенности гитарной музыки.

Слушание и исполнение песен под гитару. Знать особенности стиля Высоцкого, Визбора и других бардов.

4

15.12

18.12


15

Развитие певческого диапазона.

Определение фальцета, речитатива.

Пение разными манерами. Уметь использовать в нужные моменты пения.

4

22.12

25.12

16

Пение фальцетом.

Определение фальцета

Фальцет - головное звучание.

4

5.01

8.01

17

Пение речитативом

Определение речитатива.

Речитатив как выразительный момент.

4

12.01

15.01

18

Работа над музыкальным и сценическим образом.

Сценическое воображение, передача образа песни, её характера, эмоциональный настрой.

Пение на сцене, работа над сценическим образом произведения.

4

19.01

22.01

19

Работа над музыкальным и сценическим образом.

Работа над исполнительским планом.

Работа над сценическим образом произведения.

4

26.01

29.01


20

Возникновение джаза.

Особенности джаза, является творчество исполнителей, основанным на индивидуальности и различных особенностях музыканта.

Прослушивание джазовых импровизаций в жанре блюз и спиричуэл.

4

2.02

5.02


21

Освоение придыхательного пения.

Типы певческого дыхания.

Пение разными манерами. Уметь использовать в нужные моменты пения.

4

9.02

12.02


22

Современная музыка - что это?

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке.

Слушание произведений современных композиторов.

4

16.02

19.02


23

Развитие музыкального слуха

Роль музыкального слуха в восприятии музыки.

Слушание музыкальных произведений детских композиторов. П.И. Чайковский цикл «Детские песни», балет «Щелкунчик».

4

23.02

26.02

24

Развитие музыкальной памяти

Определение музыкальной памяти. Память и ее значение. Музыканты о музыкальной памяти.

Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальной памяти.

4

1.04

5.04

25

Сценический образ произведений

Жанровое и стилистическое разнообразие репертуара музыкальных произведений (мюзиклы).

Слушание музыкальных произведений мюзиклов «Волк и семеро козлят на новый лад» Коваль, «Звуки музыки» Роджерс.

4

8.04

12.04

26

Дыхание

Виды дыхания, дыхательные упражнения.

Упражнения на дыхание. «Мыльные пузыри».

4

15.04

19.04

27

Дыхательные органы

Дыхательные органы человека.

Упражнения «Надуть щёки», «Трубочка».

4

8.04

12.04

28

Певческое дыхание

Грудное дыхание, резонаторы.

Упражнения на звук «ф».

4

22.04

19.04

29

Работа над певческим дыханием

Певческое дыхание основа пения.

Упражнения на дыхание «Дуть на свечу».

4

22.04

26.04

30

Тембровая окраска голоса

Тембр голоса и его виды.

Упражнения на дыхание «Гармошка»; «Лев», Зевота».

4

29.04

3.05

31

Работа над тембровой окраской голоса

Тембр голоса - звуковая окраска голоса.

Упражнения на гласных о, у, и, е.

4

6.05

10.05


32

Музыкальный слух.

Роль слуха в музыкально-творческом процессе.

Упражнения на развитие музыкального слуха.

4

13.05

17.05

33

«Вальс победы» Работа над дыханием.

Работа над дыханием в музыкальном произведении.

Упражнения на дыхание.

4

20.05

24.05

34

Сценический образ произведений «Вальс победы»

Сценическое воображение, логика, последовательность, самостоятельное, придумывание движений, передача образа песни, её характера, эмоциональный настрой.

Работа над сценическим образом произведения.

4

27.05

Содержание знаний, умений, навыков учащихся 3-го года обучения:

Знать:

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры,

приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных

для этих голосов;

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной

выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад,

гармония;

- уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в

нем средствами выразительности;

- уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер

музыки,

называть и проанализировать средства музыкальной выразительности,

использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-

вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных

сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству

конкретного композитора;

- знать творчество композиторов «Могучей кучки»;

- знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных

жанров;

- знать творчество русских композиторов 20 века (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

- различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок - и поп-музыки;

- называть композиторов-бардов.

Уметь:

- петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса;

- ясно, грамотно произносить текст;

- чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами

двухголосия;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант

Интерпретации;

- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- петь в диапазоне: до первой октавы - ми - фа второй октавы, ля малой октавы -

до (ре)

второй октавы;

- передавать при помощи дирижерского жеста темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на примерах классиков.

- знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его

охране;

- сольфеджировать и импровизировать песни и попевки в любом ладу.

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и

задушевностью;

- петь в диапазоне: первые голоса - си малой октавы - фа второй октавы, низкие голоса - ля малой октавы - до второй октавы, юноши - ре малой октавы - до первой октавы.


Список научно-методического обеспечения.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2009.

Наглядный материал:

  • Таблицы;

  • Портреты композиторов;

  • Нотный стан;

  • Музыкальные произведения в CD записи.

Работа с родителями:

  • Консультации для родителей;

  • Концерты, игровые праздники;

  • Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;

  • Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;

  • Объяснение;

  • Инструктаж;

  • Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;

  • Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;

  • Контроль;

  • Самоконтроль;

  • Оценка;

  • Самооценка;

  • Вручение подарка;

  • Одобрение словом;

Методы поощрения:

  • Благодарность.

  • Благодарственное письмо родителям;

  • Устное одобрение.

Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2007. - 222с. - (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

2. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).

3. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 176с. - (Методика).

4. «Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

5. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

6. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

7. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

8. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

9. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,

М.,Владос,2007г.

10. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009 г.

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

11.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.:Айрис-пресс, 2007.- 176с.

12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы.Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

13.Песенные сборники.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

14. Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе (методическое

пособие для учителей музыки). Наб. Челны 2007 г.





© 2010-2022