Жанры опера и балет

Урок музыки в 5-м классе "Связь музыки и литературы. Жанры – опера и балет" Цель: доказать, что музыкальные жанры балет и опера неразрывно связаны с литературой. Задачи: Образовательные:выявить музыкальные жанры взаимосвязанные с литературой. познакомить учащихся с термином либретто, сюжетом балета К. Хачатуряна «Чиполлино». создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Развивающие:развивать воображение через восприятие музыки и сказки Воспитательные:способствовать формированию осознанного, эмоционального отношения и интереса к музыке, звучащей на уроке. учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы. Музыкальный материал: С.В.Рахманинов «Вокализ», Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко», К.С.Хачатурян фрагменты из балета «Чиполлино». Оборудование: компьютер мультимедийный проектор, экран. фортепиано. Наглядные средства: мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами. тексты «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко». ХОД УРОКА Звучит «Вокализ» С. В. Рахманинова. Слайд 1. Учитель читает эпиграф к уроку: «Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5-м классе "Связь музыки и литературы.

Жанры - опера и балет"

Пельменева Н.В

Цель: доказать, что музыкальные жанры балет и опера неразрывно связаны с литературой.

Задачи:

  • Образовательные:

    • выявить музыкальные жанры взаимосвязанные с литературой.

    • познакомить учащихся с термином либретто, сюжетом балета К. Хачатуряна «Чиполлино».

    • создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

  • Развивающие:

    • развивать воображение через восприятие музыки и сказки

  • Воспитательные:

    • способствовать формированию осознанного, эмоционального отношения и интереса к музыке, звучащей на уроке.

    • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Музыкальный материал: С.В.Рахманинов «Вокализ», Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко», К.С.Хачатурян фрагменты из балета «Чиполлино».

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийный проектор, экран.

  • фортепиано.

Наглядные средства:

  • мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами.

  • тексты «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко».

ХОД УРОКА

Звучит «Вокализ» С. В. Рахманинова.

Слайд 1.

Учитель читает эпиграф к уроку:

«Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!»

Е.П. Расторопчина

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наш разговор о тесной связи двух видов искусств. О них говорилось в стихотворении. Назовите их.

Д. Музыки и литературы

У. Перед вами перечень музыкальных жанров, пожалуйста, выберите те, которые связаны с литературой.

Слайд 2

У. А теперь выберите из них два театрализованных вида музыки.

Слайд 3 (ответы детей)

У. Молодцы! Вы хорошо справились с работой. Ребята, какие жанры литературных произведений, вы изучаете на уроке литературы.

Д. Рассказы, стихи, сказки…

У. Какой из этих жанров самый любимый?

Д. Сказки.

У. Этот жанр не мог остаться без внимания русских композиторов. Одного из композиторов так и называют - сказочником. Это Н. А. Римский-Корсаков.

Слайд 4

У. Большая часть его музыки - это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный»…О какой сказке сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: «Новгородский купец, покоривший игрой на гуслях Морского Царя».

Д. «Садко»

Слайд 5

У. Правильно! На сюжет русской народной сказки Н. А. Римским-Корсаковым написана опера с одноимённым названием «Садко». Мы знакомились с жанром опера ещё в начальных классах. Выберите формулировки, наиболее подходящие определению этого жанра

Слайд 6

Опера - это …

  • Танец, музыкальный спектакль, драматический спектакль.

  • Актёры произносят диалоги, танцуют, общаются при помощи пения.

Слайд 7

У. Давайте вспомним краткое содержание сказки

(Дети рассказывают сюжет друг за другом по цепочке)

У. Ребята, основой любого музыкального спектакля является литературный сюжет, который называется либретто.

Слайд 8

У. В переводе с итальянского это слово означает «книжечка».
Либретто - это литературный текст музыкального спектакля: оперы, балета. (Запись определения в тетрадь).

У. В либретто написаны не только слова для пения, но и дана последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения.

У. А как называется профессия человека, который создаёт либретто?
На этот вопрос вы ответите, после нашей игры. Я буду называть род занятия человека, а вы называете его профессию:

  • Играет на гитаре … (гитарист)

  • Играет в шахматы … (шахматист)

  • Играет на фортепиано … (пианист)

  • Занимается фигурным катанием … (фигурист)

  • Пишет либретто … (либреттист)

У. Молодцы! В опере «Садко», как в любой сказке много чудес.

Слайд 9

У. Самое большое чудо сотворило искусство. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.
Сейчас пропоёт она над спящим Садко свою прощальную колыбельную (совсем как мать над уснувшим ребёнком) и разольётся для всех людей полноводной и судоходной рекой Волховом.

Слушание «Колыбельной Волховы»

Слайд 10 (ответы детей на вопросы)

Разучивание первого куплета «Колыбельной Волховы» (печатные тексты на партах).

У. А теперь ответьте на вопросы:

  • «Что лежит в основе оперы»?

  • Что произошло бы с оперой «Садко», если бы не было литературы?

У. Сейчас я загадаю ещё одну загадку, а вы угадайте, кто наш следующий герой и из какой сказки он пришёл:

«Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся ...»

Д. Чиполлино

Слайд 11

У. С композитором Кареном Хачатуряном мы ещё не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но наверняка вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета», «Чиполлино». Сегодня вы познакомитесь с музыкой Карена Суреновича Хачатуряна и героями его балета «Чиполлино».

Слайд 12

У. С жанром балет мы с вами тоже знакомились. Посмотрите на слайд и выберите формулировки, наиболее подходящие определению этого жанра.

Слайд 13

Балет - это….

Слайд 14

У. В сказке о приключениях мальчика-луковки и его друзей композитора привлёк её смысл: любовь к простому человеку, трудолюбивому и искреннему, в противовес людской злобе, жадности. Над музыкой композитор работал по заказу Новосибирского театра оперы и балета. Либретто к балету написал Геннадий Рылов.

У. А теперь приготовьтесь смотреть и слушать…

(Учитель показывает слайды с музыкальными фрагментами и рассказывает краткое содержание балета)

Слайды 15-32

У. Понравилась сказка? А теперь небольшая музыкальная викторина. Послушайте фрагменты из оперы и угадайте, какое действие или героя изображает музыка. Изобразите персонажа в движении.

Слайд 33

Звучит:

  • Тарантелла

  • Строительство домика Тыквы

  • Погоня

Слайд 34

Звучит:

  • тема Тыквы

  • тема Лимона

  • тема Чиполлино

У. Молодцы! А сейчас ответьте на вопросы

Слайд 35

- Назовите музыкальные жанры, связанные с литературой.
- Назовите жанры музыкальных спектаклей.
- Как называется литературный текст оперы или балета?
- Как звали морскую царевну из оперы «Садко»?
- Назовите фамилию композитора, написавшего балет «Чиполлино».
- Что стало бы с музыкой, если бы не было в нашей жизни литературы?

Слайд 36

У. Домашнее задание: нарисуйте понравившихся героев музыкальных спектаклей: «Садко», «Чиполлино».



© 2010-2022