Рабочая программа по музыке авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………………3

  2. Общая характеристика учебного курса…………………………………………………………………………………………………………..4

  3. Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………………………………………………………………...5

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………………………………………………………………………………...6

  5. Содержание курса …………………………………………………………………………………………………………………………………9

  6. Тематическое планирование ……………………………………………………………………………………………………………………..11

  7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение ………………………………………………………………………….26

  8. Приложение 1 …………………………………………………….……………………………………………………………………………….27

  9. Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………………………...28











  1. Пояснительная записка

Статус документа:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. №373;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 30.08.2013г. №1015;

- Закон РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015 №1/15);

- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;

- Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;

- Примерной образовательной программы по математике (УМК «Музыка. Начальная школа», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.)

- Образовательной программы МАОУ «СОШ №17» г. Альметьевска, РТ

- Базисного учебного плана РТ - учебного плана МАОУ «СОШ №17» г. Альметьевска, РТ на 2015 - 2016 учебный год;

- Положения школы «О рабочей программе учителя, работающего по ФГОС НОО»;

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Задачи музыкального образования младших школьников:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

2. Общая характеристика учебного курса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Программа по музыке составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом и отражённых в его примерной (базисной) программе «Музыка. Начальная школа», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.



  1. Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение музыки в начальной школе выделяется всего 135 ч. В 1 классе - 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки музыки отводится по 34 ч (1 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Данная программа рассчитана на 33 ч (по 1 ч в неделю) по учебному плану МАОУ «СОШ № 17» г. Альметьевск. В примерную программу внесены изменения. Примерная программа не регламентирует жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов. Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа.

Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа разделена на 2 часа за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа в учебно-тематическом плане.

Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины»

Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов

В связи с национально-региональным компонентом расширены следующие темы: «Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты татарского народа», «Край в котором ты живёшь. Традиции татарского народа.

Наименование раздела

Предусмотрено программой

Предусмотрено учебным планом

1.«Музыка вокруг нас»

16

16

2.«Музыка и ты»

17

17

Итого

33

33



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

• готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

• умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

• готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.



5. Содержание курса

Раздел

Предметные результаты

Кол-во

часов

Раздел «Музыка вокруг нас»

1.Роль музыки в повседневной жизни человека (9 ч)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор - исполнитель - слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука.


2. Мир музыкальных инструментов (7 ч)

Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара, свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.

Учащиеся научатся:

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

• связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

Учащиеся получат возможность научиться:

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

16

Раздел «Музыка и ты»

1. Чувства человека в музыке (9 ч)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.

2. Музыкальные образы (8ч)

Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино.

Учащиеся научатся:

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• выполнять упражнения арт-терапии;

• пользоваться вместе со взрослыми современными средствами записи и воспроизведения музыки.

17

Итого

33



  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Дата

личностные

метапредметные

предметные

Тема первого полугодия: «Музыка вокруг нас». 16 часов

Роль музыки в повседневной жизни человека. 9 часов

1

Техника безопасности на рабочем месте. «И Муза вечная со мной!»

(Урок-путешествие)

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор-исполнитель-слушатель.

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Адекватная моти­вация учебной деятельности. Я - слушатель

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использо­вать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин­формационном материале учебника.

Коммуникативные: адекват­но оценивать собственное по­ведение; воспринимать музы­кальное произведение и мне­ние других людей о музыке

Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкун­чик» (фрагменты); размыш­лять об истоках возникнове­ния музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за му­зыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначени­ем основных учебных при­надлежностей и правилами их использования

7.09

2

Хоровод муз.

(Урок - экскурсия)

Хор, хоровод, танцы разных народов мира

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Чувство соприча­стности и гордо­сти за культурное наследие своего народа, уважи­тельное отноше­ние к культуре других

Регулятивные: преобразовы­вать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные пес­ни; использовать музыкаль­ную речь как способ обще­ния между людьми и переда­чи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между

14.09

3

Повсюду музыка слышна.

(Урок - игра)

Композитор, импро­визация учащихся на тексты русских народных песенок.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем. Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помо­щью, контролировать свои дей­ствия в коллективной работе

Научатся: сочинять песенки-попевки; определять ха­рактер, настроение, жанро­вую основу песен-попевок; принимать участие в элемен­тарной импровизации и ис­полнительской деятельности

21.09

4

Душа музыки - мелодия.

(Урок-путешествие)

Мелодия, марш, та­нец, песня, образ, ха­рактер, настроение

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Продуктивное со­трудничество, об­щение, взаимодей­ствие со сверстни­ками при решении различных творче­ских, музыкаль­ных задач

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использо­вать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

Научатся: определять ха­рактерные черты жанров му­зыки (на примере произведе­ний «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей

28.09

5

Музыка осени.

Образцы осенней природы в музыке, поэзии.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Внутренняя пози­ция, эмоциональ­ное развитие, со­переживание

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: форму­лировать собственное мнение и позицию

Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на приме­ре произведений П. И. Чай­ковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объ­яснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия - главная мысль музыкального произведения

5.10

6

Сочини мелодию

Импровизации уча­щихся на стихотворе­ния А. Барто, Н. Ми­хайловой.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Мотивация учеб­ной деятельности. Уважение к чувст­вам и настроениям другого человека

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные: использо­вать общие приемы в решении исполнительских задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать за­труднения, предлагать помощь

Научатся: находить (выби­рать) различные способы со­чинения мелодии, использо­вать простейшие навыки им­провизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объе­динять их по общему при­знаку

12.10

7

«Азбука, азбука каждому нужна…»

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, интереса к отдель­ным видам музы­кально-практичес­кой деятельности

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществ­лять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: участво­вать в коллективном пении, музицировании, в коллектив­ных инсценировках

Научатся: слушать песни, различать части песен; пони­мать истоки музыки и отра­жение различных явлений жизни, в том числе и школь­ной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отноше­ние при восприятии музы­кальных произведений

19.10

8

Музыкальная азбука.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Принятие образа «хорошего учени­ка». Понимание роли музыки в собственной жизни

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: прояв­лять активность в решении по­знавательных задач

Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизи­ровать в пении, игре, пла­стике

26.10

9

Обобщающий урок 1 четверти.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству.

Регулятивные: использовать установленные правила в кон­троле способов решения задач.

Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель.

Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности.

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ инструментального произве­дения - чувства, характер, настроение.

9.11

Мир музыкальных инструментов. 7 часов

10

Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты татарского народа.

Тембры народных инструментов.

Имитация тембров народных инструментов (свирели, дудочки, рожка, гуслей) в классической музыке.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, интерес к отдель­ным видам музы­кально-практичес­кой деятельности

Регулятивные: использовать установленные правила в кон­троле способов решения задач. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения учебной задачи. Коммуникативные: обра­щаться за помощью к учите­лю, одноклассникам; форму­лировать свои затруднения

Научатся: различать разные виды инструментов; ориен­тироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкально­го фольклора России; нахо­дить сходства и различия в инструментах разных на­родов

16.11

11

«Садко». Из русского былинного сказа.

Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. Понятие «композиторская музыка».

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Формирование уважительного отношения к исто­рии и культуре. Осознание своей этнической при­надлежности

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать соб­ственное мнение и позицию

Научатся: определять на слух звучание гуслей, на­зывать характерные особен­ности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)

23.11

12

Музыкальные инструменты.

Профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Развитие мотивов музыкально-учеб­ной деятельности и реализация твор­ческого потенциа­ла в процессе кол­лективного музи­цирования. Чувст­во сопричастности к культуре своего народа

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия; ставить вопросы

Научатся: определять выра­зительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народ­ного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Локшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)

30.11

13

Звучащие картины.

Расширение художест­венных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образ­ного мышления. Ин­струменты, на которых играют музыканты.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, развитие ассоциа­тивно-образного мышления

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать про­стое схематическое изобра­жение.

Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Научатся: выделять принад­лежность музыки к народной или композиторской, сопос­тавлять и различать части: начало - кульминация - кон­цовка; составлять графиче­ское изображение мелодии

7.12

14

Разыграй песню.

Развитие умений и на­выков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Этические чувст­ва, доброжелатель­ность и эмоцио­нально-нравствен­ная отзывчивость

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: форму­лировать собственное мнение и позицию

Научатся: выразительно ис­полнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исхо­дя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой)

14.12

15

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Народные праздники, духовная жизнь лю­дей; рождественские песни.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Этические чувст­ва, чувство сопри­частности истории своей Родины и народа

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотно­сить его с музыкальными впе­чатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за по­мощью, слушать собеседника

Научатся: выразительно ис­полнять рождественские пес­ни; различать понятия народ­ные праздники, рождест­венские песни (па. примере песен «Рождество Христо­во», «Ночь тиха над Пале­стиной», «Зимняя сказка» С. Крылова)

21.12

16

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.

Новый год. Музыкальная викторина на определение жанра: песня-танец-марш. Обобщение ранее изученного материала.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Развитие духов­но-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное со­трудничество со сверстниками при решении

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с по­ставленной задачей и усло­виями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческо­го и исследовательского ха­рактера.

Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Научатся: определять на­строение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижиро­вать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щел­кунчик» П. И. Чайковского)

11.01

Тема второго полугодия: «Музыка и ты». 17 часов

Чувства человека в музыке. 9 часов

17

Край, в котором ты живешь.

Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Фольклорные песни. Региональные музыкальные традиции.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Развитие эмоци­онально-открыто­го, позитивно-ува­жительного отно­шения к таким веч­ным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг

Регулятивные: преобразо­вывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от воспри­ятия музыки

Научатся: различать поня­тия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, опреде­лять, какие чувства возника­ют, когда поешь об Отчизне

18.01

18

Художник, поэт, композитор

Урок обобщения и систематизации знаний

Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки)

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, опреде­ление основного настроения и характера музыкаль­ного произведения

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за по­мощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Научатся: находить общее в стихотворном, художест­венном и музыкальном пей­заже; понимать, что виды искусства имеют собствен­ные средства выразительности (на примере «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радо­сти» И. Кадомцева)

25.01

19

Музыка утра.

Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки)

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к произведе­ниям музыки, ли­тературы, живо­писи

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ инструментального произве­дения - чувства, характер, настроение (на примере му­зыки П. И. Чайковского «Ут­ренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро»)

1.02

20

Музыка вечера.

Роль поэта, художника, композитора в изображении природы (слова-краски-звуки).

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Внутренняя пози­ция, эмоциональ­ная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувст­вам и настроениям другого человека

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ инструментального произве­дения (на примере музыки В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Ха­чатуряна «Вечерняя сказ­ка»); понимать, как связаны между собой речь разговор­ная и речь музыкальная

8.02

21

Музыкальные портреты.

Образы защитников Отечества в музыке.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, интере­са к отдельным видам музыкаль­но-практической деятельности

Регулятивные: преобразо­вывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ на примере музыки С. Про­кофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес

22.02

22

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Музыкальные образы.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов

Развитие мотивов музыкально-учеб­ной деятельности и реализация твор­ческого потенциа­ла в процессе кол­лективного музи­цирования

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные спосо­бы решения задач. Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Научатся: выразительно ис­полнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, опреде­лять инструменты, которыми можно украсить сказку и иг­ру; выделять характерные интонационные музыкаль­ные особенности музыкаль­ного сочинения (изобрази­тельные и выразительные)

29.02

23

Музы не молчали.

Звуками фортепиано можно выразить чув­ства человека и изо­бразить голоса разных музыкальных инстру­ментов.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Этические чувст­ва, чувство сопри­частности истории своей Родины и на­рода. Понимание значения музыкаль­ного искусства в жизни человека

Регулятивные: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать на­строение других людей, их эмо­ции от восприятия музыки

Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отече­ство, память, подвиг; выра­зительно исполнять песни (на примере музыки А. Бо­родина «Богатырская симфо­ния», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком тру­баче», А. Новикова «Учил Суворов»)

7.03

24

Мамин праздник.

8 Марта - мамин праздник. Музыка и песни о маме.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Этические чувст­ва, уважительное отношение к род­ным: матери, ба­бушке. Положи­тельное

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять пер­воначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музы­кальных инструментах, вы­разительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина

14.03

25

Обобщающий урок.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, развитие ассоциа­тивно-образного мышления. Оцен­ка результатов собственной музы­кально-исполни­тельской деятель­ности

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с по­ставленной задачей и усло­виями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческо­го и исследовательского ха­рактера.

Коммуникативные: аргумен­тировать свою позицию и ко­ординировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ на примере прослушанных произведений.

4.04

Музыкальные образы. 8 часов

26

Музыкальные инструменты.

У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Развитие мотивов музыкально-учеб­ной деятельности и реализация твор­ческого потенциа­ла в процессе коллективного музицирования

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем.

Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения; при­нимать участие в групповом музицировании

Научатся: определять ста­ринные, современные инст­рументы, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано (на примере пьесы «Кукуш­ка» К. Дакена, песни «Тон­кая рябина», вариаций А. Ива­нова-Крамского)

11.04

27

Музыкальные инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами - арфа и флейта, лютня, клавесин. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, интере­са к отдельным видам музыкаль­но-практической деятельности

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фикси­ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познаватель­ную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Научатся: понимать кон­траст эмоциональных со­стояний и контраст средств музыкальной выразительно­сти, определять по звучаще­му фрагменту и внешнему виду музыкальные инстру­менты (арфа, флейта клаве­син, лютня), назы­вать их.

18.04

28

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудесная лютня".

Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Развитие эмоцио­нального воспри­ятия произведений искусства, интере­са к отдельным видам музыкаль­но-практической деятельности

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фикси­ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познаватель­ную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Научатся: понимать кон­траст эмоциональных со­стояний и контраст средств музыкальной выразительно­сти, определять по звучаще­му фрагменту и внешнему виду музыкальный инстру­мент.

25.04

29

Музыка в цирке.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Эмоциональное отношение к искус­ству. Восприятие музыкального про­изведения, опреде­ление основного настроения и ха­рактера

Регулятивные: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленными задачами.

Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

Научатся: проводить инто­национно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, пе­редавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Гало­па» и «Колыбельной» И. Ду­наевского, «Клоуны» Д. Ка­балевского, «Мы катаемся на пони»)

2.05

30

Дом, который звучит.

Детский музыкальный театр. Опера. Балет.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Развитие духов­но-нравственных и этических чувств, эмоциональной от­зывчивости, про­дуктивное сотруд­ничество со свер­стниками при ре­шении музыкаль­ных и творческих задач

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информа­ционно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать соб­ственное мнение и позицию

Научатся: определять поня­тия опера, балет, различать в музыке песенность, тан­цевальность, маршевость (на примере музыки П. И. Чай­ковского из балета «Щелкун­чик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Гор­бунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха»)

9.05

31

Опера-сказка.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Развитие чувства сопереживания героям музыкаль­ных произведений. Уважение к чувст­вам и настроениям другого человека

Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач. Коммуникативные: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения

Научатся: определять поня­тие опера, выразительно исполнять фрагменты из дет­ских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)

16.05

32

«Ничего на свете лучше нету».

Музыка, написанная специально для мультфильмов.

Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собст­венной жизни

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем. Познавательные: формули­ровать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разре­шать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Научатся: выразительно ис­полнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах

23.05

33

Обобщающий урок.

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

Наличие эмоцио­нального отноше­ния к искусству, развитие ассоциа­тивно-образного мышления. Оцен­ка результатов собственной музы­кально-исполни­тельской деятель­ности

Регулятивные: вносить необ­ходимые дополнения и изме­нения в план и способ дейст­вия в случае расхождения эта­лона, реального действия и ре­зультата.

Познавательные: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распреде­лении функций и ролей в со­вместной деятельности; работа в паре, группе

Научатся: понимать триедин­ство композитор - исполни­тель - слушатель; осозна­вать, что все события в жиз­ни человека находят свое от­ражение в ярких музыкаль­ных и художественных об­разах

30.05

Итого: 33 часа



  1. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение

1. Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина уроки музыки «Поурочные разработки 1-4 класс». Москва «Просвещение» 2015г.

2. Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Тематическое планирование 1-4 класс».

3. ноутбук.

4. доска.





Приложение 1

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту










Приложение 2

Нормы отметок

На основании Письма «О системе оценивания учебных достижений школьников в условиях без отметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 №13-15-120/13 отметки не ставятся.

28



© 2010-2022