• Преподавателю
  • Музыка
  • Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях

Данная разработка является в некотором роде пособием для занятий хором или музицированием на уроках музыки. Важно, чтобы дети могли понимать и воспринимать те произведения (песни) которые исполняют. И обязательно эмоционально отвечать на требования педагога. Хоровое пение - дисциплина, имеющая определенные задачи: обучение коллективному творчеству, формирование эмоциональной личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются музыка, слово, эмоционал...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Содержание понятия эмоциональная отзывчивость...............................7

1.2. Вокально-хоровое искусство как средство развития

эмоциональной отзывчивости учащихся.....................................................11

ГЛАВА II:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Особенности организации вокально-хоровых занятий в школе.........14

2.2. Роль репертуара в развитии эмоциональной отзывчивости

младших школьников...................................................................................18

2.3.Ход и результаты опытно-практической работы..................................22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........................................................28



ВВЕДЕНИЕ

Процесс формирования и развития личности в гармонии с собой и окружающем его миром во многом обусловлен той эмоциональной средой, которая окружает человека в процессе его жизнедеятельности.

В научной литературе понятие "эмоция" (от лат. возбуждать, волновать) - это субъективное отношение человека к вещам, к явлениям, к другим людям, к своей личности.

Поскольку человек познает мир не только с помощью мыслительных процессов, но и при помощи чувств и эмоций, посредством которых выстраивается отношение к миру и к себе, эмоциональная сфера формируется в процессе жизни человека.

Психологические исследования показали, именно эмоциональная сфера обуславливает его адаптацию к изменяющимся условиям жизни, а также эффективность взаимодействия с окружающим миром и социумом.

Таким образом, эмоциональная сфера представляет собой сложную и постоянно изменяемую систему реакций личности на окружающий мир.

Эмоции в жизни человека выполняют приспособительную функцию, помогая в трудные минуты жизни, переключиться , используя резервные силы организма для выхода из различных ситуаций. Предвосхищение положительного или отрицательного эмоционального состояния играет большую роль в развитии социальных навыков.

Внешние проявления эмоций определяется с помощью мимики, движений, жестов, помогая человеку при адаптации в социальной среде. Эмоции заразительны - то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает эмоциональной отзывчивостью.

Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни каждого человека требует углубленного, целенаправленного подхода для развития личности с раннего детского возраста.

В развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников особое место занимает искусство. При возникновении у человека различных чувств и эмоций (радости, любви, счастья, торжества, ненависти, злобы и т.д.) искусство может оказать существенное воздействие на внутренний мир человека, его поведение в окружающем социуме.

Среди всех видов искусства, прежде всего музыка выделяется по силе ее эмоционального воздействия. ЕЕ глубокая эмоциональная связь с окружающим миром, системой человеческих взаимоотношений, непосредственность, способность проникать в самые, казалось бы, недоступные уголки сознания, умение передать разнообразную гамму чувств и эмоций - все это позволяет именно музыкальное искусство считать эффективным средством в развитии эмоциональной сферы человека.

Исследования показывают, что у детей музыка вызывает эмоциональный отклик намного раньше других искусств, самые первые музыкальные произведения ребенок слышит в грудном возрасте с колыбельными песнями, исполняемыми матерью. Именно тогда зарождаются первые эмоции, родной голос матери.

Музыка воздействуя на человека, вызывает благородные возвышенные чувства, позволяет пережить мощные эмоциональные потрясения и напряжения, без которых жизнь человека была бы не полной.

выразительность языка музыки во многом схожа с выразительностью речи. Речевая интонация прежде всего выражает мысли, чувства говорящего, так же выражения чувств происходит через жесты. Все эти компоненты помогают при передачи мыслей человека. Поскольку и музыка и речь основаны на широком использовании интонации, в них непременно заложено смысловое начало несущее определенный эмоциональный настрой.

Вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Эта проблема рассматривалась в разных контекстах: как психическое явление (А.Н. Леонтьев); как эмоциональная черта характера (Б.И. Додонов, У. Хартап и др.); как качество человека выражающееся в его способности к переживанию (В.А. Сухомлинский); как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) Исследования проблемы эмоций эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали П.К. Анохин, О.А. Апрксина, В.Н. Шацкая Н.Н. Ветлугина и др.

Многие ученые исследовали различные аспекты эмоциональной отзывчивости в контексте творчества, в частности: значение и моделирование эмоций в процессе художественного восприятия и творчества В.К. Белобородова, В.И. Петрушин), психолого-педагогические основы эмоциональной выразительности (Л.И. Божович, К.Е. Изард, А.Е. Ольшанникова и др.).

Несмотря на наличие широкой теоретической базы, проблема развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста остается мало изучена. А именно понятие "эмоциональная отзывчивость"музыкальной психологии изучено не достаточно. В вокально-хоровой педагогике также мало внимания уделяется методике развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.

Вокальная деятельность играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. Именно через певческую деятельность успешно формируется целый комплекс музыкальных способностей учащихся: музыкальная отзывчивость, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ладовое чувство и т.д.

Наиболее распространенной формой певческой деятельности является хоровое пение - наиболее массовый вид музыкально-эстетического воспитания и образования..А.В. Свешников наиболее точно дал определение термину "хоровой пение": "...Хоровое пение - искусство истинно народное, нет более простого, более доступного коллективного отдыха способного доставлять глубокое эстетическое наслаждение, чем задушевная песня, спетая хором..."

В процессе хорового пения у детей развиваются музыкальные способности, формируется и укрепляется голосовой аппарат, развиваются коммуникативные способности, умение работать в коллективе, преодолевая внутреннюю скованность и стеснительность.

Музыкальные способности детей проявляются по разному. Наиболее сложно формируется эмоциональные, музыкально-слуховые представления, способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя. Овладение вокально-хоровыми навыками, правильное представление эмоционального настроения исполняемого произведения является одной из задач музыкального развития учащихся.

Понимание важности формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе их вокально-хорового образования определило актуальность выбранной темы исследования: "Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях"

Проблема исследования состоит, в поиске путей и способов развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях в школе и определило цель и задачи исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогические возможности вокально-хоровых занятий в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников.

Объект исследования - процесс вокально-хоровых занятий в школе.

предмет исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической и музыкально-

педагогической литературы по исследуемой проблеме.

2. Определить содержание понятия "эмоциональная сфера",

"эмоциональная отзывчивость".

3.Выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников

4. Выявить педагогические возможности вокально-хоровых занятий в

развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников.

5. Разработать методику развития эмоциональной отзывчивости младших

школьников на вокально-хоровых занятиях.

6. Экспериментально проверить эффективность данной методики на

хоровых занятиях в школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретические; изучение литературы по заданной проблеме, моделирование содержания образовательного процесса на вокально-хоровых занятиях, проектирование этапов эмоционального развития младших школьников, анализ и обобщение собственного опыта работы.











ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Содержание понятия эмоциональная отзывчивость

Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Это определение является серьезным толчком для педагогического воздействия с целью формирования и развития эмоциональной сферы личности. Эмоциональные отношения личности - одна из составных частей мировоззрения человека, его основных жизненных устремлений, его характера, его личностного самоутверждения, нравственного облика (Б.И. Додонов, А.Е. Ольшанникова, В.А. Сухомлинский и др.)

Когда человек познает окружающий мир, включаются не только мыслительные процессы этой деятельности, но и чувства и эмоции, посредством которых раскрывается его собственное, субъективное отношение к миру, и к самому себе. Если чувство отражает устойчивое отношение к кому-то или к чему-то, то к эмоциям относят конкретную форму протекания психического процесса переживания того или иного чувства [22].

Эмоции в жизни человека играют важную приспособительную функцию, помогая ему в трудные мгновения жизни переключаться, используя резервные возможности организма для выхода из чрезмерно трудной ситуации. Предвосхищение положительного или отрицательного эмоционального состояния играет большую роль в развитии социальных навыков. Внешние проявления эмоций в виде звуков, мимики, жестов уже у животных имеют определенное сигнальное значение и у человека используются как язык невербальной коммуникации. Эмоции заразительны - то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает эмоциональной отзывчивостью [27].

В процессе развития человека чувства появляются позже, чем эмоции. Если эмоции преимущественно связаны с удовлетворением первичных потребностей, то чувства связаны с мировоззрением, отношение человека к самому себе, к окружающим его людям, обществу. Чувства формируются и развиваются в тесном соотношении индивида и общества. Окружающий мир, предметы - вот что формирует отношение и несет особое значение, которое может быть положительным, отрицательным либо нейтральным. Нередко встречается такое понятие, как противоречивость чувств ( смешивание положительных и отрицательных чувств).

Социальные навыки играют немаловажную роль в развитии эмоционального состояния индивида. На внешние проявления эмоций в виде звуков, мимики, жестов животные реагируют по разному (теория "высшей нервной деятельности" И.П.Павлов) [39,c.127]. Проявлении эмоций у человека происходит с помощью языка - это невербальная коммуникация (А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин и др.). Эмоции заразительны - то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает хорошей эмоциональной отзывчивостью.

"Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством"[33 c.18]. Музыка воспитывает эмоциональную сферу, проникает в самые тайные уголки души, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на чувства и мышления человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению.

Эмоциональная сфера обширна. При достижении положительного результата человек испытывает радость, восторг, ликование и т.д. Отрицательные эмоции - страх, гнев, отвращение, горе печаль и т.д. вызывают у человека негативные чувства. Каждая эмоциональная черта связана с социальной сферой, в которой находится человек.

Искусство сопереживания, способность понимать и ощущать тончайшие движения души другого человека, эмоциональную различных жизненных ситуациях Сухомлинский В.А. кладет в основание организации методики эмоционального воспитания.

В литературе выделяются два момента, касающиеся эмоциональной сферы личности: умение чувствовать и соответственно действовать. Такое умение Сухомлинский В.А. назвал "азбукой музыкальной культуры" [29, c.39].

В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость трактуется весьма многогранно. Эмоциональная отзывчивость на музыку рассматривается: как одна из форм общей эмпатии (способность сопереживать, сочувствовать) - свойственной человеку способности эмоционально отзываться на переживания другого. Рассматривали ее и в контексте изучения и эмоциональных способностей ( Н.А. Ветлугина, Л.Л. Дмитриева и др.) как одна из моделей музыкальной одаренности младших школьников (С.Д. Давыдова).

Способность человека откликаться на широкий круг событий жизни выражается в отношении к окружающей действительности, к событиям, людям. Это отношение определяется эмоциональными особенностями личности и в том числе качеством, как эмоциональная отзывчивость.

Согласно данным современных представлений, эмоция синтезируется из отдельных значений, в которых основой для дифференциации эмоций является устремленность, движение, окраска и напряжение музыкального переживания.

Исходя из этого следует, что модель эмоционального состояния представляет собой описание музыкальных характеристик и внешних двигательно-экспрессивных проявлений определенной эмоции, которые может испытывать ребенок при восприятии выбранных педагогом музыкальных произведений, несущих какой-либо эмоциональный код.

Учитывая, что в основе возникновения эмоций лежат процессы восприятия, памяти, воображения, образное мышление и др., реализация прогностической модели должна осуществляться при общении детей произведениями искусства, в которых заложен эмоционально-чувственный опыт, накопленный человечеством.

Эмоциональная отзывчивость - комплексный процесс, включающий в себя работу эмоций, воображения, памяти, мышления и такие компоненты как двигательно-моторные реакции. В ходе познания мира и в определении своего отношения к нему эмоциональная отзывчивость выполняет когнитивную оценочную и коммуникативную функции[21].

Музыка в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.) которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроения идей и мыслей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Благодаря эмоциональной восприимчивости в мировоззрении ребенка углубляется образная сторона, и более ярко раскрывается ее содержание[29].

Исследования показали, что воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка происходит воздействие на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

"Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.... Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка в музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления"[29, c.54].

Таким образом, понимание музыки как искусства эмоционального, психологического в своей основе, как искусства, в котором эмоциональная сущность является основой не только восприятия, но и непосредственно выражения и отображения.





1.2. Вокально-хоровое искусство как средство развития эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Традиции музыкального воспитания детей младшего школьного возраста имеют давнюю историю. Это многолетний опыт семейного воспитания, и традиции так называемой педагогики, различные системы, созданные композиторами - педагогами (К. Орф, З. Кодай, Д.Б Кабалевский). В основе подхода к разработке содержания музыкального воспитания младших школьников является разносторонний подход к миру музыкального искусства.[21].

Начиная с 20-х годов, многие музыканты (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая и др.)подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в музыке. Достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения (хоровое пение), слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача « дать учащимся умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки» [16]. Уже тогда речь шла о развитии эмоционального восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.

Умение слушать и слышать музыку не прирожденное качество. Оно должно быть развито и воспитано в школьниках, здесь огромная роль принадлежит педагогу. «Непременным, первичным условием воспитания эстетически грамотного слушателя является зарождением в ученике интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на нее»[36].

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Искусство дает ребенку возможность освоить богатейшую гамму человеческих эмоций и чувств. Эмоции искусства не только воспринимаются и осознаются ребенком, но и переживаются, присваиваются им и становятся его личным достоянием. Присвоение эмоции и переживание затем могут устойчиво войти в используемое ребенком «эмоциональное поле» (В. Ражников) или в основу его эмоциональной отзывчивости и выразиться в действиях, поступках в различных видах творческой деятельности [33, c.8].

Музыка - это целая система, способствующая развитию ребенка эмоционально, творчески обогащая тем самым его художественные впечатления. Это эффективный путь формирования личности.

В жизни детей музыка должна входить без «искусственного абстрагирования как какой-то отдельный предмет», должна входить естественным путем через общение, окружение взрослых и закладывать то, что становится стержнем личности.

Одно из важных условий распознания таланта именно в том, что личность очень рано входит в систему высоких отношений, рождающих постоянные эмоционально-интеллектуальные потрясения (положительные стрессы), которые становятся материалом для формирования детской психики. Ребенок не производитель продуктов материальной культуры, ему в первую очередь доступно и необходимо духовное творчество, которое он познает с огромной жаждой, реализуя впоследствии своим отношением к миру. Ведь без искусства, без понимания художественных ценностей, эмоциональной отзывчивости вся жизнедеятельность ребенка должна протекать в органическом единстве с его деятельностью в искусстве[24,с.39].

Как правило, раскрывая эмоциональные особенности музыкального произведения, человек сталкивается с несколькими эмоциями. Оттенки этих эмоций составляют эстетические признаки эмоции, словарь, которых разработан В.Г. Ражниковым. Этому исследователю удался весь спектр человеческих переживаний[19,с.267].

На разных этапах по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях используются разные методы обучения: наглядные, практические, методы создания эстетических ситуаций «переключения» в различные состояния.

Благодаря использованию на первичном этапе различных методов, учащиеся приобретают вокальные навыки, познают исторические особенности хорового искусства, способы передачи эмоциональных состояний, приобретая тем самым умения и навыки вокально-хоровой деятельности.

В процессе обучения на вокально-хоровых занятиях учащиеся младших классов учатся сопоставлять и сравнивать эмоциональные образы того или иного музыкального произведения, выявлять выразительные средства и учиться воплощать их в определенном образе[27].

Вокально-хоровое искусство как средство эмоциональной отзывчивости детей является стимулом для развития интересов в области духовного мира человека, его взаимоотношениями с окружающей средой, социумом.

Музыка, искусство в целом - основная сфера жизнедеятельности младших школьников их отношение к музыке.











ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОКЛЬНО-ХОРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Особенности организации вокально-хоровых занятий в школе

Хор (греч. Chorus - хороводная пляска с пением) -большой коллектив певцов, предназначенный для совместного исполнения вокальной музыки с инструментальным сопровождением или без него. Хоровой коллектив - это многообразие участников с эмоционально- эстетическими взглядами, в котором каждый ценен своим неповторимым духовным миром. В.А Сухомлинский дал свое определение хорового коллектива: «В коллективе устанавливаются своеобразные отношения: личность влияет на коллектив, а коллектив на личность».

В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Они состоят из дошкольников, школьников младшего среднего, старшего возраста.

Хоровое пение - дисциплина, имеющая определенные задачи: обучение коллективному творчеству, формирование эмоциональной личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются музыка, слово, эмоциональная восприимчивость.

У школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью, эмоциональное восприятие на музыку. Это с одной стороны, помогает осознавать единство слова и единства мелодии в музыке. Музыка окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на эмоциональное состояние ребенка на психику, его художественное развитие, воображение.

Организация хорового пения в школе начинается с приема желающих заниматься в хоре.

Во время прослушивания руководитель предлагает поступающему спеть любимую песню без поддержки музыкального инструмента и отобразить эмоционально настроение исполняемой песни. Бывает, что дети затрудняются в выборе песни, хормейстер напоминает ему популярные мелодии соответствующие данному возрасту, например «Во поле береза стояла», «Елочка» и т.д. исполнение ребенком песни без инструментального сопровождения позволит более полно оценить качества его голоса, слуховые данные, эмоциональный настрой.

Для более полного определения музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости поступающего, хормейстер предлагает различные попевки от разных звуков. Пропевать лучше на какой-либо слог с определенной эмоциональной интонацией (например, с грустью или радостно, уныло или счастливо) чтобы определить его музыкальную память, прохлопать тот или иной ритмический рисунок. Все это позволяет составить объективную картину музыкальных данных ребенка, его эмоциональную отзывчивость и наметить путь для их последующего благоприятного развития. Требования к детям должны быть весьма мягкими, главные критерии - наличие здорового голосового аппарата, эмоциональной восприимчивости, музыкального слуха.

Следует подчеркнуть, что в младшем возрасте, учитывая стеснительность и скованность детей, эффективно использовать групповой метод прослушивания. И только после многократного повторения мелодии то тихо, то громко, то напевно, то отрывисто, хормейстер, внимательно вслушиваясь в пение каждого ребенка, может составить мнение об его голосе слухе и эмоциональной восприимчивости.

Перед распеванием, для эмоционального настроя и для подготовки певческого аппарата, хормейстер предлагает гимнастику - разминку (такая гимнастика полезна и в конце занятия), чтобы настроить детей для работы над произведениями.

На начальном этапе обучения можно разделить детей на разные интонационные группы (дифференцированный подход). При разучивании произведения важно давать детям «интонационную свободу» то есть не петь вместе с ними, а по мере необходимости только изредка помогать, подыгрывая на инструменте или тихо подпевая.

Хор младших классов занимается, как правило, раз в неделю 1 часу. Важны условием для нормальной работы коллектива является наличие просторного, светлого, хорошо проветриваемого помещения. Необходимое количество стульев, скамеек, хорошо настроенный рояль или пианино, - без которого невозможно заниматься музыкальным воспитанием детей.

Большую часть репетиционного времени хор поет сидя, но маленькие дети часто устают, находясь в одном положении (в нашем случае сидя), большую роль играет то обстоятельство, как руководитель проводит занятия. Можно проводить занятия с детьми в определенной «сухой» манере, опираясь на теоретическую базу, требуя с детей выполнения определенных инструкций, не обращая внимания на эмоциональность детей. Но более эффективен метод пластического интонирования, метод сравнения, игровые моменты при распевании, «дыхательные игры», эти приемы активизируют детей, раскрепощая их эмоционально. При работе над произведениями педагогу проще управлять эмоциональной отзывчивостью детей, так как при использовании метода сравнения, учащиеся лучше ориентируются в исполнении произведения. Подводя итог занятия целесообразно исполнить произведения, стоя, приближая условия к концертным, чтобы закрепить исполнительские и эмоциональные навыки, приобретенные во время занятий.

Важная часть работы хормейстера посвящена гигиене голоса. Нужно напомнить детям о необходимости бережно относиться к своему голосу, избегать крика, простуды, следить за дыханием, дикцией, стараться вовремя замечать все изменения голоса. При необходимости один-два раза в год показываться врачу фониатру ларингологу

Отличная дисциплина - это аккуратное посещение детьми занятий, их активная работа, эмоциональность, увлеченность, заинтересованность.

Задача руководителя - с большим вниманием планировать каждое хоровое занятие, стремясь сделать его максимально насыщенным разнообразным, интересным, эмоциональным. Хорошим стимулом для учащихся являются выступления на концертах, конкурсах фестивалях, проведение вечеров и т.д.

Организация детей на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения ими материала их эмоционального состояния, для развития музыкальных способностей.

На начальном этапе дети учатся простейшим певческим навыкам:

- правильному звукообразованию;

- правильному дыханию;

- хорошей дикции;

- чистоте интонации;

- ансамблю - стройному, согласованному пению;

- эмоциональной отзывчивости.

Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных переживаний, переживание совместного эмоционального состояния, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как видам эмоционально-эстетического развития и музыкально-исполнительской деятельности.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека. Считается, что пение это первичный из всех видов музыкального исполнения, одно из первых проявлений музыкальности, эмоциональной выразительности.

В процессе хорового пения все музыкальные и эмоционально-эстетические проявления детей развиваются более отчетливо, чем при восприятии музыки. Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Во время индивидуальных занятий ребенок чаще всего сковывается, это мешает педагогу, не раскрывает музыкальности и эмоциональности ученика в полной мере. В хоровом же коллективе ребенок чаще всего не замечает момента, когда становится объектом наблюдения педагога. Дети общаясь друг с другом, занимаясь общим делом не чувствуют учительской заинтересованности.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь петь что-либо индивидуально, с удовольствием поют в коллективе сверстников тем самым, раскрывая свои творческие и эмоциональные возможности.

Из выше сказанного следует, что хоровое пение - такой вид исполнительского искусства, которому подвластно исполнение произведений несущих в себе высокохудожественные задачи. Коллектив, - который способен передавать эмоциональное состояние, замысел, затаенный в произведении, сопереживание персонажам того или иного сочинения.



2.2 Роль репертуара в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников

В вокально-хоровой практике самое важное место занимает репертуар, это главный вопрос любого творческого коллектива. Репертуар - лицо коллектива, его визитная карточка. Еще не зная коллектива, но, зная его репертуар, можно в полной мере судить о творческом облике коллектива, его эстетических и нравственных, исполнительских и эмоциональных возможностях.

Умело подобранный высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, повышая тем самым его мастерство, как коллектива, так и исполнителей в отдельности. А, наоборот, случайно составленный репертуар часто приводит к "плачевным" последствиям, иногда к распаду хора. Поэтому немаловажен тщательный подход к подбору исполняемой программы, особенно в первое время существования хорового коллектива.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в тоже время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному, эмоциональному и эстетическому воспитанию, формирует их взгляды.

Один из главных критериев в вопросе формирование репертуара - психофизические, эмоциональные возможности детей, их возрастная группа. Соблюдение его обеспечит нормальное развитие детей, создает прочный фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений. но этот принцип не должен сковывать руководителя, а лишь направлять его внимание в определенное русло детских возможностей и интересов (вокальные возможности должны быть хорошо известны руководителю хора).

Формируя репертуар для хора младших школьников, руководитель должен обращать внимание на соответствие художественного содержания произведения, возможностям эмоционального восприятия детей, проверять тесситурные условия и диапазон каждого голоса, определять нагрузку на дыхательный аппарат, сопоставлять технические возможности хора, представляемые тем или иным сочинением.

Не стоит упускать из вида интересы детей, их нужно учитывать, и направлять. Во многом интерес детей определяется современным научно-техническим прогрессом. Важно прививать детям любовь к природе, к животным, воспитывать в них интерес ко всем событиям происходящим в жизни, а так же такие черты характера как чуткость, нежность, доброта и т.д.

Серьезное и глубокое воздействие репертуара на воспитание и образование детей возможно лишь в том случае, если он будет осваиваться активно и сознательно.

Каждое занятие только тогда полноценно когда оно проходит на эмоциональном подъеме. Лишь эмоциональная живая обстановка способствует достижению хороших результатов на каждом уроке.

Созданию такой обстановки в значительной мере способствует наличие в репертуаре трех групп сочинений. Одна группа должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива, другая - опережать эти возможности и третья - должна быть легче достигнутого уровня. Соблюдение этого принципа активизирует репетиции и помогает сознательно усваивать материал.

При подборе репертуара хормейстер подбирает «контрастные» произведения, «переключая» внимание с одного произведения на другое, способствует развитию разнообразных эмоций. Так, например, важно суметь перестроиться с грустного и унылого произведения на легкую непринужденную песню.

Также репетиции не обязательно должны походить одна на другую, например не начинать каждую репетицию со сложного произведения, а повторить хорошо выученное сочинение. Наличие трех групп дает возможность руководителю своевременно переключать внимание детей с трудного на легкие сочинения, менять ритм в работе и вовремя снимать напряжение. Если дети занимаются с увлечением, то хормейстеру значительно легче воздействовать на их сознательность и эмоциональность. А этот принцип позволяет весьма плодотворно осваивать репертуар и накапливать необходимые навыки умения. Эти навыки постепенно и систематически накапливаются в коллективе также благодаря четко продуманному репертуару.

В хоре, состоящем из младших школьников, эта проблема связана с эмоциональной сферой, с процессом пения, с правильным звукообразованием. А это значит, что хормейстер, прежде всего, столкнется с воспитанием эмоциональной культуры, певческим дыханием. Поэтому руководитель необходимо включить в репертуар сочинения, помогающие приобрести эти необходимые эмоциональные и вокальные навыки. Целесообразно подбирать простые одноголосные песни напевного характера в небольшом диапазоне, в которых мелодия делится на короткие фразы (русская народная попевка «Андрей-воробей», «Едет едет паровоз», и т.д.).

Сознательное исполнение детьми каждой фразы на одном дыхании с интонационно ясным пропеванием последнего звука обеспечивает хорошее, прочное усвоение ими одного из важных певческих навыков. Нельзя оставлять без внимания и эмоциональную сторону вопроса. Если исполнять вяло далее постепенно усложняя задачи в каждом новом произведении, приобретаются более сложные навыки (вплоть до цепного дыхания). Руководителю важно помнить, что ребенок работает с увлечением до тех пор, пока работа приносит ему радость и не утомляет его. Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому сочинения, преследующие чисто технические задачи, используются как упражнения.

Одним из распространенных приемов является прием «поэтапного» разучивания. Положительная сторона этого приема - неторопливость, основательность процесса разучивания, когда интонационные, ритмические и другие трудности усваиваются учащимися не спеша, основательно. Особенностью этого приема является сформированное представление у учащихся своих эмоциональных и исполнительских возможностей.

Немаловажное значение имеет и количественная сторона репертуара. Здесь важна «золотая середина», перебор плох, так же как и недобор. Слишком объемный репертуар не дает возможности осуществлять целенаправленную систематическую работу, а ограниченный репертуар может затормозить полноценное, естественное воспитание необходимых навыков, «отбить» заинтересованность детей к занятиям хора.

Главной трудностью в применении рекомендуемого репертуара является подбор таких произведений, которые бы не надоели детям. Искать такие произведения нужно в сфере и классической и современной музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров.

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое познавательное и воспитательное значение. Слушая и исполняя песни, дети эмоционально откликаются на них, воспринимая художественные образы, осмысливают содержание в целом. Все это углубляет их представление об окружающем мире. Правильно подобранные песни, воздействуя на эмоциональное состояние детей, вызывают определенное отношение к тем образам, которые передаются в данном произведении.

В умело подобранном репертуаре, наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, умениями и навыками и систематического, целенаправленного воздействия на духовное развитие личности. В этом проявляется главное значение репертуара.

При подборе материала для хоровых занятий с младшими школьниками следует помнить, что чем более высок художественный уровень произведения, чем большим зарядом оно обладает, тем большее воздействие это произведение может оказать на развитие эмоциональной сферы детей. Следует также учитывать, что раннее приобщение детей к сфере прекрасного через ознакомление с лучшими образцами мировой музыкальной и художественной культуры способствует формированию у них устойчивого интереса к явлениям мира музыки и искусства в целом, обогащая тем самым духовный мир школьников.







2.3. Ход и анализ результатов опытно-практической работы

Среди многообразия задач развития одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой одно из важных мест занимает эмоциональная отзывчивость.

Участвуя в процессе «раскодирования» эмоционального состояния, заложенного в музыкальном произведении, дети воспринимали и пропускали через себя как бы «заражаясь» данной эмоцией (уровень эффекта), осмысливали и передавали данную эмоцию (уровень сознания) и двигательно-экспрессивной (деятельностный уровень) формах через различные виды музыкальной деятельности. В процессе работы на различных этапах эксперимента использовался комплекс различных групп методов обучения: наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, методы создания эстетических ситуаций погружения в различные эмоциональные состояния.

На первых этапах доминировали традиционные методы обучения: наглядные (исполнение произведения), словесные ( о способах исполнения), практические (формирование у детей вокально-хоровых навыков и умений). С помощью методов и приемов проблемного обучения на вокально-хоровых занятиях создавались проблемно-поисковые ситуации, в процессе которых дети учились сравнивать эмоциональные образы того или иного музыкального произведения, старались выявлять выразительные средства в пластике и движениях. Методы стимулирования интереса к активной музыкальной деятельности (мимическая и дыхательная гимнастика, распевание, разучивание произведений, используя различные состояния ит.д.) применяются на всех этапах обучения. Методы создания эстетических ситуаций «погружения» в различные эмоциональные состояния использовались на вокальных занятиях в основе которых лежит прогностическая модель эмоционального состояния. Использование этой группы методов создало благоприятные условия для творческой самореализации детей. Занятия проводились с использованием разнообразного по эмоциональному содержанию материала. Занятия предполагали активное включение в различные виды музыкальной деятельности; выполнение детьми творческих заданий, коллективное обсуждение.

В процессе моделирования какого-либо эмоционального состояния, детей ставят в определенные условия, определяя вид эмоций, чтобы они могли передать заданную ситуацию. Воссоздавая определенные эмоциональные состояния, учащиеся, переживали их во внутреннем плане и выражали во внешних действиях ( с помощью мимических и пластических движений).

На вокально-хоровых занятиях использовался метод создания эстетических ситуаций «погружения» в эмоциональное состояние, подбирая различные попевки, упражнения, исполнение песни ( но вместо вокального исполнения приемлема игра на инструменте) на одно и тоже эмоциональное состояние. Детям предлагалось вспомнить жизненную ситуацию, связанную с заданным эмоциональным состоянием, например: радостная, долгожданная встреча, веселая поездка в гости, солнечное утро, просмотр комедийного фильма и т.д. при этом рассматривались различные нюансы данного эмоционального состояния человека. Детям предлагалось вспомнить свои ощущения: жесты, выражение глаз, интонации голоса в данной ситуации, походку и т.д. при ощени с детьми педагог выяснил степень понимания детьми данного эмоционального состояния, умение детей различить оттенки. Для проверки степени усвоения эмоционального состояния и умения адекватно воспринимать, предлагаются творческие задания типа: «Как это исполнить?» или «Кто может это спеть?» (петь предлагается подражая какому-либо животному или герою любимых фильмов, книг, помогая при пении жестами).

Не малую трудность вызывает у детей пояснение эмоционального состояния произведения. Учащиеся чаще обходились небольшим набором основных понятий, типа: радостный, веселый - грустный, печальный, добрый - злой, быстрый - медленный и т.д. Для расширения их словарного запаса эстетических характеристик на занятиях целесообразно использовать словарь В.Г. Ражникова (приложение№4). Но даже после более точного определения и характеристики эмоционального состояния музыкальное воспроизведение не всегда осуществлялось детьми в достаточной степени.

Учитывая небольшой жизненный опыт детей, неразвитость их эмоциональной сферы на вокально-хоровых занятиях большое внимание уделялось формированию у школьников представлений об эмоциональных состояниях человека: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина (классификация К. Изарда). С этой целью использовались прогностические модели эмоциональных состояний.

Прогностическая модель эмоционального состояния «Удивление».

Удивление - в отличии от других эмоций всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Оно способствует освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызвавшей удивление, все когнитивные процессы.

Дифференциация: изумление, поражение

Эстетические характеристики: легкое, глубокое, ошеломительное.

Экспрессивные формы выражения удивления. Брови подняты вверх, морщины на лбу, глаза расширены, приоткрытый рот, при сильном удивлении выражение лица дополняется своеобразными изменениями позы (если человек стоит, колени слегка согнуты и тело устремлено вперед), дыхание затаенное, вытянутые руки с раздвинутыми пальцами подняты над головой.

Причины удивления

Чувства

Испуг, пораженность, неожиданность

Состояние растерянности

Смущение, сконфуженность

Чувство обиды, угнетенность, печаль

Другие чувства

Мысли

Мысль о чем-нибудь ошибочном об определенном человеке или деятельности

Неожиданное осознание чего-то

Оригинальные творческие мысли

Другие мысли

Действия

Оригинальное, творческое действие

Глупое, ошибочное

Неожиданный успех

Действия связанные с неудачей

Другие действия

Следствия удивления

Чувства

Удивление, смущение

Сконфуженность, страх, интерес

Счастье или печаль удовольствие

Чувство стыда

Другие чувства

Мысли

Мысли о причине

Мысли о том, нужно ли удивляться

Мысли о возможных последствиях

Мысли о том как обрести контроль над собой и ситуацией

Другие мысли

Действия

Действия, направленные на то, чтобы вновь обрести контроль над собой и ситуацией

Выражение удивления в вербальной или экспрессивной формах

Действия, определяемые ситуацией

Необходимые действия; ожидание следствий, реакций

Другие действия

Рассмотрим содержание беседы по эмоции «Удивление».

Детям было предложено вспомнить, когда люди испытывают удивление, когда это происходит. По каким признакам можно определить удивление? Предлагалось вспомнить, в каких жизненных ситуациях дети испытывали эту эмоцию. Какова была интонация голоса, выражение лица, какие жесты преобладали, и как они воспринимали окружающий мир.

Беседа с учащимися и обсуждение с ними данной эмоции, и связанных с ней жизненных ситуаций позволила дифференцировать ее по степени напряженности в той или иной ситуации: смущение, растерянность, радость, страх, счастье.

Детям предлагалось исполнить песенку С. Ракитского «Цапки-царапки» мимикой и жестами изображая состояние героев. Затем после пропевания дети находили слова - эпитеты, основываясь на своем жизненном опыте, они характеризовали «удивление» как чувство обиды - за незаслуженное наказание, стыда - за проделки лучшего друга.

Рассмотрев выраженные в данном произведении эмоции, дети осваивали основные эмоции, их различные проявления, эстетические характеристики данных эмоциональных состояний учились выражать эмоциональное состояние объекта и свое состояние.

На формирующем этапе в произведениях различных видов искусства и сопоставляя их со своими чувствами, которые они испытывали при восприятии и исполнении произведений, дети осваивали основные эмоции, их различные проявления, эстетические характеристики, разнообразные средства музыкальной выразительности данных эмоциональных состояний.

Для выявления уровня сформированности умения отражать свое эмоциональное состояние, учащимся было предложено выполнить ряд заданий, а именно; а) провести дыхательную гимнастику, самостоятельно используя запас эмоционального словаря; б) при распевании использовать эмоциональную атмосферу, заданную педагогом. С этой целью учащимся предлагались дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой и стихи А. Барто

- Наша Таня громко плачет (вдох)

Уронила в речку мячик (вдох)

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч (вдох).

Выступления хора школьников младших классов на различных мероприятиях школы и города явились одной из ступеней контрольного этапа данного эксперимента, на выступлениях дети адекватно реагировали на все пожелания педагога.

При выполнении задания большая часть детей справилась самостоятельно, а часть детей повторила задание с помощью педагога. Мимика, поза, жесты соответствовали заданным эмоциональным состояниям.

Рассмотрев и проанализировав литературу по проблеме исследования можно увидеть, что методические разработки, связанные с развитием детского голоса, тесно переплетаются с понятием «эмоции и эмоциональная отзывчивость». Но все они не совершенны и имеют свою специфику.

Практика обучения пению, развитию эмоциональной отзывчивости детей, опирается на объективные закономерности физиологического развития. Чтобы развивать и воспитывать в детях вокальную и эмоциональную отзывчивость, педагогу необходимо знать певческие возможности школьников. У младших школьников происходит становление певческого голоса, поэтому важен внимательный подход к вокально-хоровой работе.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абдулин Э. Б, Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. / Э.Б. Абдулин - М.: Просвещение, 1983.- 112с.

Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. Издание третье - М.: Искусство,1986. - 560с.

Добровольская Н.Н, Орлова Н. Д, Что надо знать учителю о детском голосе - М.: Музыка, 1972 - 32с.

Дыхание по методам Стрельниковой и Бутейко / составитель С. А.Хворостухина. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», - 256с.

Изард К.Е, Эмоции человека./ К.Е. Изард - М.: Просвещение 1980.

Музыкальное образование в школе. /под редакцией Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. 232с.

Сухомлинский В.А, Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский - К.: - 1979.277с.

Тагильцева Н.Г, Воспитание эмоционально культуры первоклассников на урокх музыки./ Н.Г. Тагильцева. - Екатеринбург,1995. - 64с.

Хорошайло Г.В, Проблема эмоционально-осознанного интонирования хоровых попевок (на основе принципов вокально-хоровой работы профессора А.В. Михайлова). /Г.В. Хорошайло // М.: Музыка в школе - 2004. - №5. - с.24 - 30.

Шацкая В.Н, развитие детского голоса. / материалы научной конференции по вопросам вокально- хорового воспитания детей, подростков и молодежи. -М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1963. -341с.

28


© 2010-2022