Рабочая программа по музыке 1 класс

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г. Яранска Кировской области






УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_________________ М.М.Ванчугов

Приказ № 91/1 от 15.09.12.




Рабочая программа

по музыке для 1 класса




Составитель: Петухова Анна Николаевна

учитель музыки

МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А.Жаркова









2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год).

• п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

• Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки от 27.12.2011г. №2885

• Учебный план образовательного учреждения на 2012-2013 год

• Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений автор Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 1 - 4 классы» (Москва, 2001).

Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создания условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Универсальные учебные действия:

- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Рабочая учебная программа по музыке для 1-9-го классов разработана на основе учебной программы «Музыка», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2007., в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников».

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

В соответствии со стандартом основного общего образования по искусству изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, о её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; воздействии музыки на человека; её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении «вечных» проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (народные песни, песни современных композиторов, композиторов-классиков);

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • в размышлениях о музыке и её анализе, выражении собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • для музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, в эссе;

  • для определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Целью данной программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Основным видом музыкальной деятельности выступает восприятие музыки и расширение тезауруса - интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Формы занятий:

 урок (сообщение и усвоение новых знаний; расширение и углубление знаний; комбинированный урок; урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений);

комбинированные занятия (игра, беседа, встречи, заочные путешествия);

 занятие - игра;

 учебно-исследовательские конференции, проекты;

экскурсии (в школьный краеведческий музей, виртуальные экскурсии);

 презентации.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

 проблемный;

 объяснительно-иллюстративный;

 частично-поисковый;

 самопланирование, самоанализ и самооценка;

 репродуктивный;

 исследовательский (метод проектов);

 мастер-классы, через совместную деятельность с педагогами социума.

Критерии работы:

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- привлечение учащихся к творческой, исследовательской деятельности;

- создание благополучного психологического климата;

- дифференцированный подход;

- создание ситуации успеха.

Формы подведения итогов по каждой теме (разделу):

- зачёт;

- самостоятельные работы;

- тестовая работа;

- защита проектов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

  • Цель образования - формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования. Переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к умению сотрудничать и решать жизненные задачи обусловлен сменой ценностных ориентиров образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей, развитии этических чувств;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

  1. Функции, состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют:

  • 1) личностные действия;

  • 2) регулятивные действия;

  • 3) познавательные действия;

  • 4) коммуникативные действия.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий:

- формирование позитивной самооценки,

- потребность в творческом самовыражении,

- приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям,

- формирование российской гражданской идентичности и толерантности,

- развитие эмпатии.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


1 КЛАСС

№ п/п




Тема урока

Тип урока

Вид урока


Элемент содержания

Форма контроля

Дата проведения

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

1.

«И Муза вечная со мной!»

Урок

изучения и первич-

ного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)

Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки.

Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все во-круг. Композитор - исполнитель - слушатель.

  • П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

  • Д.Кабалевский «Песня о школе».

  • И.Якушенко «Пестрая песенка»

устный опрос

1 нед.

2.

«Хоровод муз»

Комбинированный урок.

(Урок- экскурсия)

Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыкальный фольклор народов России и мира.

Знакомство с понятием "хор", "хоровод", с музыкой, которая в самых различных жизненных об-стоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных на-родов мира. Колыбельная песня - это музыка, которая становится частью жизни.

  • р.н.п. «Во поле береза стояла»

  • греческий танец «Сиртаки»

  • молдавская хороводная песня-пляска «Хора».

устный опрос



2 нед.


3.

«Повсюду музыка слышна»

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

(ролевая игра)

Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.

Ролевая игра «Играем в композитора»,

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

самостоятельная работа



3 нед.


4.





«Душа музыки - мелодия»

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-игра)

Песня, танец, марш как три составные области музыкального искусства, непрерывно связанные с жизнью человека. Средства музыкальной выразительности: специфические - мелодия.

Мелодия - главная мысль любого музыкального сочи-нения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры - песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, чет-кие акценты, короткие "шаги" в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- "солдатики" маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

П.Чайковский:

  • «Сладкая греза», «Вальс»,

  • «Марш деревянных солдатиков».

самостоятельная работа

устный опрос



4 нед.


5.

«Музыка осени»

Интегрированный

(урок-концерт)

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других видов искусств. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

  • Г.Свиридов «Осень»

  • В.Павленко «Капельки»

  • Т.Потапенко «Скворушка прощается»

устный опрос




5 нед.


6.

Сочини мелодию.


Урок закрепления нового материала, выработка умений и навыков.

(Ролевая игра.)


Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоциионально-образном строе. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.

групповая



6 нед.


7.

«Азбука, азбука каждому нужна…»


Урок расширения и углубления знаний.

(Путешествие в школьную страну.)


Нотное письмо как способ записи музыки, как сред-ство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

  • Д.Кабалевский «Песня о школе»

  • А. Островский «Азбука»

устный опрос



7 нед.


8.

Музыкальная азбука.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

(Урок-путешествие)

Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.

Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

устный опрос


8 нед.


9.

Обобщающий урок

Музыка вокруг нас.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.

тест


9 нед.


10.

Музыкальные инструменты.


Урок изучения и закрепления новых знаний.

(Урок-диалог.)

Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сход-ства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.

  • «Полянка» (свирель),

  • «Во кузнице» (рожок),

  • «Как под яблонькой» (гусли)

  • «Пастушья песенка» (французская народная песня)

устный опрос

10 нед.

11.

«Садко». Из русского бы-линного сказа.


Комбинированный урок.

(Урок-сказка.)


Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах.

Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «компо-зиторская музыка».

  • Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)

  • Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

устный опрос



11 нед.

12.

Музыкальные инструменты.


Урок изучения и закрепления новых знаний.

(Урок-концерт).


Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано.

  • И.С.Бах «Шутка»

  • К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

  • Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)

устный опрос

12 нед.

13.

Звучащие картины.


Комбинированный урок.

(Урок-экскурсия).

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах "звучит" народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

  • К.Кикта «Фрески Софии Киевской»

  • Л.Дакен «Кукушка»

Заполнение таблицы учебника,уст.опр.

13 нед.

14.

Разыграй песню.


Комбинированный урок.

(Урок-игра).


Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.

устный опрос


14 нед.

15.

Пришло Рож-дество, начи-нается торже-ство. Родной обычай стари-ны.


Комбини-рованный урок.

(Урок-путешествие.)

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

  • «Тихая ночь» - международный рождественский гимн

  • «Щедрик»- украинская народная колядка

  • «Все идут, спешат на праздник» - колядка

  • С.Крылов - «Зимняя сказка»

устный опрос

15 нед.

16.

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

(Урок-спектакль.)

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:

  • «Марш»

  • «Вальс снежных хлопьев»

  • «Па- де-де»

  • «Зимняя песенка»А.Бердыщев

устный опрос



16 нед.

17.

Край, в котором ты живешь

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

(урок доброты)

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие "Родина" - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о род-ной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

  • В.Степанова «Добрый день»

  • А.Шнитке - «Пастораль»

  • Г.Свиридов - «Пастораль»

Слуховой контроль, устный опрос

17 нед.

18.

Поэт, художник, композитор

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

(урок-игра)

Образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: специфические и неспецифические, присущие и другим видам искусства.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

  • И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»

  • И.Никитин «Вот и солнце встает»

Слуховой контроль, устный опрос

18 нед.

19.

Музыка утра

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

(урок-игра)

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Вы-разительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые ри-суют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии фор-мы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

  • Э.Григ «Утро»

  • П.Чайковский «Зимнее утро»

  • В.Симонов «Утро в лесу»

Устный опрос



19 нед.

20.

Музыка вечера

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

(урок-игра)


Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Вы-разительность и изобразительность в музыке.

Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

  • В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

  • С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

  • Е. Крылатов «Колыбельная Умки»

  • В.Салманов « Вечер»

Устный опрос



20 нед.

21.

Музыкальные портреты

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

(урок-загадка)

Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Инто-национно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений по-этов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

  • В.Моцарт « Менуэт»

  • С.Прокофьев «Болтунья»

Устный опрос



21 нед.

22.

«Разыграй сказку!»

Урок закрепления нового материала, выработка умений и навыков.

(Ролевая игра.)

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.

  • П.Чайковский «Баба Яга»

  • « Баба - Яга» - детская песенка

Ролевая игра


22 нед.

23.

«Музы не молчали…»

Урок изучения и закрепления новых знаний.

(Урок-путешествие).

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Му-зыкальные памятники защитникам Отечества.

  • А.Бородин «Богатырская симфония»

  • «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)

  • «Учил Суворов»

Устный опрос



23 нед.

24.

Музыкальные интструменты

Комбинированный урок.

(Урок-концерт.)

Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные игры.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

  • И.Бах «Волынка»

  • П.Чайковский « Сладкая греза»

  • Л.Дакен «Кукушка»

  • «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

Игра на муз. инструм., викторина



24 нед.

25.

Мамин праздник

Комбинированный урок.

(Урок-концерт.)

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки

  • В.Моцарт «Колыбельная»

  • И.Дунаевский «Колыбельная»

  • М.Славкин « Праздник бабушек и мам»

  • И.Арсеев «Спасибо»


Устный опрос


25 нед.

26.

Музыкальные инструменты.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

(Урок-концерт.)

Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные игры.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

  • И.Бах «Волынка»

  • П.Чайковский « Сладкая греза»

  • Л.Дакен «Кукушка»

  • «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

Устный опрос



26 нед.

27.

Звучащие картины.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

(Урок-концерт.)

Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического и народного.

Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство

исполнителя-музыканта.

  • «Тонкая рябина» - гитара

  • Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин

  • И.Конради - «Менуэт» - лютня

Викторина, тест



27 нед.

28.

Музыка в цирке

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

(Урок-представление.)

Музыка как средство общения между людьми.

Знакомство с музыкальными инструментами, че-рез алжирскую сказку "Чудесная лютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

Пластическое интонирование



28 нед.

29.

Дом, который звучит

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

(урок-путешествие)

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

  • А.Журбин « Добрые слоны»

  • И.Дунаевский « Выходной марш»

  • Д.Кабалевский «Клоуны»

  • О.Юдахина « Слон и скрипочка»

Пластическое интонирование, инструм. музициров.



29 нед.

30.

Дом, который звучит

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

(урок-путешествие)

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и др. Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству.

Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объе-диняет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка.

  • Н.Римский-Корсаков опера «Садко»

  • ( фрагменты)

  • Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» ( «Золотые рыбки»)

Пластическое интонирование, инструм. музициров.



30 нед.

31.

«Ничего на свете лучше нету…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

(урок-игра)

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

  • М.Коваль «Волк и семеро козлят»

  • М.Красев «Муха - цокотуха»

Конкурс исполнителей, музицирование



31 нед.

32.

Музыка вокруг нас. Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

(Урок-концерт.)

Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

Г.Гладков «Бременские музыканты»

Ролевые игры: концерт



32 нед.

33.

Музыка и ты. Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

(Урок-концерт.)

Детские музыкальные радио - и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

Конкурс исполнителей, концерт

33 нед.




Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.


  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.

  • фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

  • учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012 г.


© 2010-2022