• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа по музыке для 7 класса на основе авторской программы Науменко Т. И. , Алеев В. В

Рабочая программа по музыке для 7 класса на основе авторской программы Науменко Т. И. , Алеев В. В

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.), примерной основной образовательной программы ФГОС с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).

Стандартов второго поколениия:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

1.1 Общая характеристика предмета

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин - таких, как литература, изобразительное искусство.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения - с 1 по 7 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же - о жизни человека.

В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории - содержание и форма - получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов. Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род (лирический, драматический, эпический), программность.

Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой - только ли скелет произведения, его структуру -период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных возможностях.

А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности - ритме, мелодии, гармонии, фактуре, тембрах, динамике.

Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.


1.2 Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю


1.3. Цели

1. Цель программы В.В. Алеева - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

2 Цель ОУ - Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, легко адаптированной в социуме.

3.Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Метапредметные :

Познавательные УУД

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

Предметные:

- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений

Формы контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- практическая работа;- тест;

- взаимоопрос;
- музыкальные викторины.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

2. Содержание учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое музыкальное содержание?

  • Что представляет собой музыкальный образ?

  • Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

  • Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?

  • Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?

  • Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии?

В 3и 4 четверти 3 урока отводится национальному компоненту, где мы изучаем творчество татарских композиторов классиков, слушаем фрагменты их опер, балетов, вокальные и инструментальные произведения.


  1. Содержание в музыке (4 часа).

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.


  1. Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.


  1. Музыкальный образ (3 часа).

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.


  1. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.

  1. Что такое музыкальная форма (4 часа).

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Национальный компонент. Женщина потрясшая мир - С. Губайдуллина.

  1. Музыкальная композиция (8 часов).

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

7. Музыкальная драматургия (8 часов).

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Первые шаги татарской классической оперы и балета.

3. Учебно-тематическое планирование

1 Раздел «Содержание в музыке»


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

Магическая единственность музыкального произведения

История создания сонаты, биография Бетховена.


Рассуждение о яркости образов в музыке.

Освоение выдающ.образцов венского классицизма.

Слушание:

Бетховен «Соната №14»

Исполнение песен:

«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко

Осознание личностного смысла в музыке Бетховена

Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке.

Понимать неповторимость музыкальных произведений

1.Прослушать сонату

2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя



2

Музыку трудно объяснить словами

Обобщение - важнейшее свойство муз.содержания


Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.

Оценивание муз.произведения с т.зр. единства содержания и формы

Слушание:Бетховен( В.Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.

Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко.

Умение познавать мир через муз. формы и образы

Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров


Развитие вокально- хоровых навыков.

Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты



3,4


Что такое музыкальное содержание?

Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.

Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между худ.образами музыки и ИЗО.

Тестовая работа

по вариантам(входная диагностика)

Слушание:Чайковский "Октябрь» - сочинение -эссе

Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение

«Отговорила роща золотая» - пение наизусть.

Развитие способности творчески мыслить

Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.

Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи.

Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз.опыта.

«Отговорила роща золотая» - наизусть



  1. Раздел Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).


5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Каким бывает муз.содержание.

Воплощение содержания в произвед.программной музыки.Программность обобщающего хар-ра.

Оценивание худ.произведения с позиции красоты и правды.

Просмотр видеоряда

«Концерт № 3» Вивальди.

Пение:

«Мой добрый учитель»

А. Ермолов - разучивание.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.


Высказывание собств.мнения о худ.ценности произведения.

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди



6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Свойство программности - расширять и углублять муз.содержание.

Соотнесение образов поэтического и муз.произведений

Анализ многообразия связей музыки и литературы.

Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.

Слушание сообщений о творч. А. Вивальди

Слушание: «Ноябрь. На тройке» П.Чайковский

Чтение: Н.Некрасова

«Тройка»(фрагм)


Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства.

Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.


Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.



7

Образ мечты. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях.

Нахождение ассоц.связей между образами музыки, литературы, ИЗО.

Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада»

Формиров. способности творч.освоения мира в разл-х видах муз.деятельности

Проявление творческой инициативы и сам - ти.

Умение работать с различными источниками информации.


Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.

Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь».



8

Когда музыка не нуждается в словах

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.

Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина.

Выставка рисунков по теме урока.

Слушание: Симф.сюита «Шехеразада» - 1 ч.

А. Скрябин «Этюд»

Разучивание песни: М. Магомаев, А.Горохова «Шехеразада».

Пение:


Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки.

Способность аргументиро-

вать свою точку зрения по поводу муз. произведения.

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен.




  1. Раздел Музыкальный образ (3 часа).


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата

по факту

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

Лирические образы в музыке.

Воплощение содержания в худ.произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ.произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.

Особенности лирического образа.

Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз.произведения.

Слушание:

С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».

Пение: Татарская песню «Әниемә».

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера.

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Подобрать сходные лит.произведения, ИЗО к изучаемой музыке.



2

Драматические образы в музыке.

Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ.выразительности в музыке драмат.хар-ра.

Анализ особенностей воплощения драматических образов.

Рассуждение о яркости и контрастности образов драм.произведения.

Воспринимать и сравнивать муз.язык.

Слушание:

Ф. Шуберт «Лесной царь».

Пение:

«Пропавшим без вести».

Умение познавать мир через формы и образы.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей

Понимать, что мир образов - самых ранних форм поэтического осмысления мира - относится к темам вечным.

Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта.



3

Эпические образы в музыке.

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ.произведения.Особенности экспонирования эпических образов в муз.искусстве.

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Информац. Модуль ФЦИОР по теме

Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.

Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении. Сравнение особенностей муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоц

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Высказывать собственное мнение о худ.достоинствах отдельных музыкальных стилей.

Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.

Развивать вокально-хоровые навыки.




  1. Раздел О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).


4

О чем рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра».

Способность муз.жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.

Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.

Понимание взаимосвязи между жанром муз.произведения и его содержательным воплощением.

Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз.деятельности.

Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия

Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.

Развивать вокально-хоровые навыки.



5,6

7

Такие разные песни.

Такие разные танцы.

Такие разные марши.

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз.жанров.

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.

Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).

Наблюдение за развитием одного образа в музыке.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание: Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».

П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е.Онегин».

Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.

«Школьные годы» - разучивание.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме.

Уметь сравнивать произведения, выделять различия.

Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Уметь сравнивать муз.язык в различных танцах.























5 раздел Что такое музыкальная форма


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Особенности воплощения худ.замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз.произведению.

Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.

Понимание характерных особенностей муз.языка. Восприятие и оценивание муз.произведения с точки зрения единства содержания и средств муз.выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание: М.ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила».

Пение: «Синий иней»

Формир. Умения познавать мир через муз.образы и формы.

Прояваление творческой инициативы и самостоятельности.

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.



2

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание».

Понимание муз.формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз.произведения с его худ.замыслом, характером.

Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике).Различие хар.признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание: В.А.Моцарт Реквием. Лакримоза.

Ф.Шуберт «Баркарола», «Серенада».

Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.

Умение выражать свои мысли,обосновывать собственное мнение.

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.



3-4

От целого к деталям.

Причины обращения композиторов к большим и малым формам.

Общее и индивидуальное в муз.форме.

Выявлять круг муз.образов в различных муз.произведениях.

Слушание:

Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,

М. Равель «Игра воды»

Пение: «Синий иней»

Стремление к самостоятельному общению с муз.искусством

Развитие способности рассуждать.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.



6 раздел Музыкальная композиция (8 часов).


5

Какой бывает музыкальная композиция.

Знакомство с творчеством татарского композитора С. Губайдулиной. Авангардная музыка.

Слушание:

С. Губайдуллина

«Фигуры времени» фрагмент из симфонии.

Пение: разучивание татарской народной песни.

Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки.

Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз. и худ. информации

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.



6


Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз.образа, воплощенного в форме муз.периода.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз.произведении.

Слушание:

Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.

Формирование активности, самостоятельности.

Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков.

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.



7

Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ.образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание - пение

М.Глинка «Венецианская ночь»

Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.

Умение аргументировать свое предложение, мнение.

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Сообщение о происхождении жанра романс.



8

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Реализация муз.образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(трехчастная форма).

Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз.тем.

Слушание - пение:

М.Глинка «Я здесь Инезилья».

Умение познавать мир через муз.формы и образы.

Формирование познавательных мотивов уч.деятельности.

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.



9-10

Многомерность образа в форме рондо.

Худ.особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо.

. Многоплановость худ.образа в рондо.

Исследование многообразия форм построения муз.произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз.тем.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры.

Слушание: А.Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур.стиле»

Пение: Романсы М. Глинки

Присвоение нравств.ценностей на основе поиска их жизненной ценности.

Выбор наиболее эффективных способов решения учебной заачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.



11

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД.Шостаковича.Обобщение по теме «Форма в музыке».

Исследование многообразия форм построения муз.произведений. Анализ приемов развития образа в муз.произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.

Слушание: Д.Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».

Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание

Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича.

Сам. формулирование учебной цели данного урока.

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подобрать стихи о Ленинградской блокаде.



12

Заключительный урок. Обобщение темы.

Обобщение тем четверти.

Повторное слушание всех произведений 3 четверти.

Муз. викторина.

Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем.

Символическое отображение учебного материала и выделение существенного

Уметь угадывать прослушанные произведения.

Знать все изученные муз.формы.



7 Раздел. Музыкальная драматургия (8 часов).


тема урока

Содержание

Виды учебной деятельности

Результаты

Дом. задание

Дата по плану

Дата факт.

проведения

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

1

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

В чём отличие между муз.формой и драматургией.

Особенности взаимодействия статики и динамики.

Наблюдение за развитием одного образа.

Восприятие особенности драматург.развития в малых формах.

Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки»

Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов

Установление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов.

Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Записи в тетради выучить



2

Музыкальный порыв.

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз.форм.

Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.

Пение: «Вечная весна».

Формирование позитивной самооценки своей деятельности.

Формирование обобщенных знаний.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Подготовить презентацию о замках средневековья.



3

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей).Роль хоровых сцен в оперном спектакле.

Многогранные характеристики муз. образов.

Первая татарская опера.

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Понимание характерных особенностей муз.языка татарской оперы.

Восприятие и сравнение муз.языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Просмотр видео: Хоровые сцены из опер.

Расширение представлений о худ.картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа.

Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.


Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз.выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Прочитать либретто оперы «Сания» С. Сайдашева.

Сообщение о татарских композиторах.



4,5

Диалог искусств

Опера "Князь Игорь".

«Слово о полку Игореве»

Воплощение эпического содержания в опере А.Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз.образов.

Выявление круга муз.образов в различных муз.произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.

Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».

Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.

Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар»



6


Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание,развитие муз.тем). Строение симфонического цикла.Муз.тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения.

Исследование многообразия построения муз.произведений (сонатная форма).

Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.

Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч.

Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет,понимание их роли в развитии современной музыки.

Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.



7-8

Обобщение и повторение по теме года "Содержание и формы в музыке"

Итоговое занятие. Обобщение темы.

Понимание характерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.

Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.












Учебно-методическое обеспечение

Методические пособия для учителя:

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

  2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010

  3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

  4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki

  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

  3. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music

  4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

  5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic

  6. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bogoslovy.ru.

  7. xarisovailzia.blogspot.com/

Материально-технические обеспечение:

Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.

Список литературы

1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

5.Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.

26


© 2010-2022