• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад Тема: «Развитие познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыкального творчества»

Доклад Тема: «Развитие познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыкального творчества»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида »








Тема: «Развитие познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыкального творчества».




Учитель музыки:

Ганицева Клара Михайловна





г. Нижнекамск 2014

Развитие познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыкального творчества.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать воспитательный и образовательный процессы в школе. Поиски путей развития познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать все, кто работает с детьми. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Важным в развитии познавательной деятельности является создание эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

Успешные результаты в развитии познавательной деятельности могут быть достигнуты на любых учебных предметах и весьма успешно развиваются на музыкальных занятиях. При выполнении различных познавательных заданий повышается интерес к предмету - это и есть основа учебного процесса. Наличие интереса к предмету способствует повышению успеваемости, активности, самостоятельности учеников, усвоению новых, более полных и глубоких знаний.

Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.

С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. активизируется эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления, что используется для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.

На своих уроках применяю различные формы работы с обучающимися: фронтальную, работу в парах, индивидуальную и групповую. Все задания строятся с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Виды заданий разнообразны:

Например, в 1 классе предлагаю задания на сравнение музыкальных инструментов, установив общее и отличия.

В 1 же классе, слушая звучание различных инструментов, пользуясь, подготовленными карточками с изображением инструментов, школьники определяют тот или иной музыкальный инструмент.

Успешно ученики выполняют задания на выбор правильного и неправильного ответа: скрипка звучит «решительно», «ласково», «гордо», «напевно», «задорно», «твердо» (выбрать эпитеты, характеризующие звучание скрипки).

Определение лишнего или недостающего: какой инструмент лишний?

В 3 классе увлекательными являются задания на сопоставление инструмента и его названия, как русских народных инструментов, так и инструментов симфонического оркестра.

При обобщении темы «Музыкальная форма» использую задания на установление соответствия названия музыкальной формы и схемы. В этом задании учащиеся определяют музыкальную форму: вариации, рондо, одночастную, двухчастную, трехчастную и соотносят её с рисунком.

В 4, 5, 6 классе при знакомстве с той или иной темой учащиеся с большим интересом разгадывают кроссворды, в которых дается возможность узнать самостоятельно ключевое слово, повторяя знакомые термины.

В результате выполнения заданий обучающиеся учатся анализировать, наблюдать, повторять, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и оценивать, различать и распознавать, выявлять и сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т. д.

Таким образом, систематическое выполнение заданий оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на развитие познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Все это создает условия для формирования познавательной деятельности обучающихся и повышения интереса к предмету.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий.

Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться. Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Используя компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяем дать отдых глазам ребёнка.

Ученики 7-9 классов занимаются хоровым пением. В школьном хоре могут органически сочетаться как фронтальное воздействие руководителя на учащихся, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива. Каждый год Школьный хор участвует в певческих конкурсах и соревнованиях, показывая хорошие результаты. В условиях коллективного исполнения у школьников, особенно у подростков, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех.

Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников; обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.

Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника. Формируются такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность.

Развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля.

Развиваются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность, ораторское искусство.

Хоровые занятия развивают психические способности школьника: эмоции, чувства - восприятия, ощущения, память( эмоциональная, образная, слуховая, механическая, логическая, двигательная), сознание, воля, внимание, сосредоточенность, воображение, мышление, речь

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности: в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить; участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие; работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.

В хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Хоровое пение детей - одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.

Таким образом, интерес - это главный фактор учебного роста детей, без которого все виды творческой деятельности для учащихся протекают однообразно.

Любая активная деятельность человека проявляется через интерес. Без этого своеобразного сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, вдохновения и творческой активности быть не может. Удержать детское внимание можно лишь через активное, познавательное отношение к предмету.

© 2010-2022