- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке для 6 класса
Рабочая программа по музыке для 6 класса
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харькова Р.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Закон РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 29.12.2002 года №273 - ФЗ)
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по музыке (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, общего и среднего (полного) общего образования»).
-
Приказ Министерства образования науки РФ от 09.03.2004 г №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253
-
Учебный план МБОУ СОШ №12 на 2015 - 2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе примерной и авторской программы основного общего образования по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на предмет «Музыка» к 6 классе отводится 1 час в неделю.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник «Музыка» 6 класс Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М.,Просвещение,2014, фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература (сборники песен, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении.
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тестовые задания, защита исследовательских проектов.
Содержание образования по разделам.
Тема первого полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм деятельности и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема второго полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать/понимать:
-
роль музыки в жизни общества;
-
воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;
-
жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
-
приемы развития образов музыкальных произведений;
-
характерные особенности духовной и современной музыки;
-
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);
Уметь:
-
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
-
владеть навыками: исполнение песен (народных, эстрадных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Календарно - тематический план
6 класс
I Четверть
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
№
№
урока
Тема урока (в соответствии с целями и типом урока)
Дата (неделя, месяц)
Виды и формы контроля
Изменения сроков (причины изменения)
1.
1.
Удивительный мир музыкальных образов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Сентябрь
1.09.
Беседа.
2.
2.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Знакомство с богатством музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке.
8.09.
Устный опрос, хоровое исполнение.
3.
3.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
15.09.
Устный опрос.
4.
4.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
Закрепление изученного. Комбинированный урок.
22.09.
Работа по карточкам.
5.
5.
«Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Знакомство с отечественной музыкальной культурой 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
29.09.
6.
6.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Знакомство с творчеством Шаляпина.
Октябрь
6.10.
Устный опрос.
7.
7.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Знакомство с народным музыкальным творчеством. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
13.10.
8.
8.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
20.10.
Тест
9.
9.
Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
27.10.
Музыкальная викторина.
Защита творческих проектов.
II четверть
10.
1.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Ноябрь
10.11.
Хоровое пение.
11.
2.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.
17.11.
устный
опрос, ансамблевое пение.
12.
3.
«Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
24.11.
Размышления о музыке.
13.
4.
«Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Декабрь
01.12.
14.
5.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
08.12.
Размышления о музыке.
15.
6.
.Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
15.12.
Устный опрос.
Ансамблевое исполнение.
16.
7.
Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
22.12.
Устный опрос, хоровое исполнение.
Защита творческих проектов.
17.
Урок - концерт.
29.12.
III четверть
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
18.
1.
Джаз - искусство 20 века.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз).
Январь
19.01.
Беседа
19.
2.
Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
26.01.
Работа по карточкам
20.
3.
Образы камерной музыки.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Февраль
2.02.
наблюдение
21.
4.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
9.02.
Устный опрос
22.
5.
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях.
16.02.
23.
6.
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.
16.02.
22.02.
Беседа.
24.
7 .
Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов
Март
1.03.
5.03.
25.
8.
Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов
7.03.
12.03.
Тест.
26.
9.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
15.03.
19.03.
Устный опрос.
27.
11.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
22.03.
26.03
Хоровое исполнение.
Защита творческих проектов.
IV четверть
28.
1.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Апрель
5.04.
9.04.
Устный опрос.
29.
2.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке
12.04.
16.04.
30.
3.
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»
Знакомство с балетом «Ромео и Джульетта.
19.04.
23.04.
Работа по карточкам.
31.
4.
Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика».
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: опера.
26.04.
30.04.
Работа по карточкам.
31.
4.
Мир музыкального театра. Рок - опера «Орфей и Эвридика».
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: рок - опера.
Май
3.05.
7.05.
Устный опрос.
32.
5.
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного киноискусства.
10.05.
14.05.
Ансамблевое исполнение.
33.
6.
Музыкальная викторина.
Закрепление полученных знаний.
17.05.
21.05.
Хоровое исполнение.
Викторина.
34.
7.
Итоговый урок.
24.05.
28.05.
Размышление о музыке.
Защита творческих проектов.
Итого:
34 урока в год
Литература и средства обучения.
Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. - М., 2001.
Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М., 1999.
«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).
«Педагогика искусства» - электронное научное издание (art-education.ru)
Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. - М., 1989.
Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М., 1986.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства. - М., 1984.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 2005.
Г.П. Критская, Г.П. Сергеева Музыка 6 класс учебник для общеобразовательных организаций 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. - М., 2001.
Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М., 1999.
«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).
«Педагогика искусства» - электронное научное издание (art-education.ru)
Музыка. Поурочные планы. Г.П. Критская , Г.П. Сергеева Музыка 6 класс. Поурочные планы 2014.
MULTIMEDIA
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
8.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
10.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/