Конспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки


Есипенок Наталья Геннадьевна,

преподаватель по классу балалайки

ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»



Цель урока: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки

Задачи урока:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности;

  • закрепить понятие «жанра» в музыке;

  • освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений.

развивающие:

  • активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;

  • совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;

  • развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала;

  • развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление.

воспитательные:

  • воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыки в процессе её исполнения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный.

Жанр урока: творческая лаборатория.

ТСО:

  • балалайка - 2 шт.;

  • фортепиано - 1 шт.;

  • пюпитр - 1 шт.;

  • персональный компьютер, выход в сеть Интернет.

Место проведения: ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа», кабинет индивидуальных занятий.

Методическое обеспечение:

  • рабочая образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка»;

  • конспект урока;

  • конструкт и структура урока;

  • мультимедийная разработка урока.

Учебные пособия:

  • Хрестоматия для балалайка, 1-3 классы ДМШ: уч.пособие. [Ноты]./ В.Д. Глейхман. - М.: Кифара, 2004. - С.63.

  • Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ П.И. Нечепоренко, В.И. Мельников. - М.: Музыка, 1994. - С.151, С.175.

  • Цветков В. Школа игры на балалайке. [Ноты]./ В. Цветков. - М.: МОУМЦ, 2000. - С.59.

Дидактический материал:

  • «Дневник музыкальных впечатлений»;

  • мини-тест «Собери цветок»;

  • план анализа музыкального произведения;

  • презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;

  • «Словарь музыкальных терминов»;

  • «Таблица-анализ музыкального произведения».

Наглядный материал:

  • иллюстрация «Полька»;

  • карточки «Ритмические формулы».

Раздаточный материал:

  • планшет «Средства музыкальной выразительности».

Диагностический материал:

  • диагностическая карта № 2

Музыкальный материал:

  1. Гамма До мажор.

  2. Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.

  3. Иванов Аз. «Полька».

  4. Шапорин Ю. «Колыбельная».

План проведения урока


  1. Организационный момент:

    1. Представление обучающегося.

    2. Создание благоприятной психологической атмосферы.

    3. Настройка инструмента.

  2. Подготовка к основному этапу урока.

    1. Организация правильной посадки за инструментом.

    2. Сообщение темы, цели и задач урока.

    3. Проверка выполнения домашнего задания:

    1. Исполнение Гаммы До мажор - организация игровых движений (мелкая моторика, координация движений, постановка рук).

    2. Работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности».

    3. Исполнение Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.

  1. Основной этап урока.

    1. Выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки посредством проведения ряда экспериментов (на примере пьесы Аз. Иванова «Полька»).

    2. Обобщение и систематизация знаний.

    3. Работа с наглядным материалом.

    4. Элементарный анализ музыкального произведения:

      1. Работа с раздаточным материалом «План анализа музыкальных произведений».

      2. Работа с планшетом «Средства музыкальной выразительности».

  2. Заключительный этап урока.

    1. Подведение итогов урока (мини-лекция).

    2. Мини-тест «Собери цветок»

    3. Инструктаж домашнего задания.




Ход урока


Педагог:

Здравствуй, Арина. Проходи, пожалуйста. Приготовь всё, необходимое для урока.

учебные принадлежности: ноты, дневник, ручка,

нотная тетрадь, словарь музыкальных терминов

Педагог:

Сегодня мы продолжим работу над пьесами, которые мы с тобой представим на академическом концерте в декабре. Скажи, что тебе было задано на дом?

Ученица:

На дом было задано: выучить на память «Польку», выразительно исполнять динамику, этюд подготовить к сдаче. На уроке мы разобрали пьесу «Колыбельная», дома нужно закрепить пьесу, обратить внимание на исполнение штрихов «legato» и срывы пальцами левой руки.

Педагог:

Всё верно. По традиции мы начнём урок с исполнения гаммы. Как ты считаешь: для чего нужно играть гаммы, упражнения и этюды?

Ученица:

Для того чтобы развивать технику, укреплять пальцы.

Педагог:

Правильно. Но кроме этого, при работе над гаммами и упражнениями мы ещё узнаём и закрепляем аппликатурные закономерности, новые приёмы звукоизвлечения, ритмическую организацию длительностей и затем применяем их в пьесах. Поэтому при самостоятельном разборе музыкального произведения у тебя не возникает ритмических, аппликатурных трудностей.

Сейчас, пожалуйста, исполни гамму До мажор.

педагог инструктирует исполнение гаммы:

  • уКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкимеренный темп, длительности затем

  • далее исполнить гамму «гитарным» приёмом.

ученица исполняет гамму До мажор

педагог контролирует посадку, корректирует движения рук, пальцев ученицы

Педагог:

Молодец, Арина! Ответь, пожалуйста, мне на такой вопрос: что изменялось в звучании гаммы при движении вверх и вниз?

Ученица:

Вверх я играла крещендо, а вниз - диминуэндо.

Педагог:

Верно. Подумай и ответь: изменился ли характер звучания при изменении ритма?

Ученица:

Да, изменился. Сначала было похоже на марш, а потом на танец.

Педагог:

Молодец! Арина, ритм, темп, динамика - каким определением мы можем объединить все эти понятия?

Ученица:

Это средства музыкальной выразительности.

Педагог:

Верно. «Средства музыкальной выразительности - как основа развития музыки» - тема нашего урока. Мы с тобой вспомним, что ещё относится к средствам выразительности в музыке, проведём небольшой эксперимент, раскроем значение средств выразительности в развитии музыки. Но в начале, предлагаю тебе разгадать небольшой кроссворд.

работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности»

ученица разгадывает кроссворд

Педагог:

Всё правильно. Итак, к средствам музыкальной выразительности мы относим: мелодию, ритм, динамику, лад, регистр, темп, тембр и всё начинается с интонации.

Одним из творческих заданий на дом было придумать название, рассказать о характере и изобразить музыку «Этюда-глиссандо» в рисунке.

ученица демонстрирует рисунок,

рассказывает о придуманном ею художественном образе

Ученица:

Характер у пьесы весёлый, жизнерадостный, шутливый. Композитор использовал мажорный лад, подвижный темп, чёткий ритм, динамические оттенки f, mf, штрих «staccato», красочные приёмы игры «глиссандо», срывы пальцами левой руки. Я нарисовала рисунок и дала ему название - «После дождя».

Педагог:

У тебя получился замечательный рисунок, и ты все правильно рассказала о характере пьесы и средствах выразительности используемых композитором. А сейчас исполни, пожалуйста, «Этюд-глиссандо».

ученица исполняет В.Панин «Этюд-глиссандо» без нот с аккомпанементом,

педагог наблюдает

Педагог:

Молодец! Продолжаем урок. Сейчас я предлагаю тебе исполнить «Польку» и проследить, какие средства выразительности использует композитор в раскрытии содержания пьесы. Задание понятно?

Ученица:

Да, понятно.

ученица исполняет пьесу Азария Иванова «Полька» с аккомпанементом,

педагог наблюдает и контролирует точное исполнение штрихов,

соблюдение аппликатуры, чёткость воспроизведения акцентов,

корректирует работу игрового аппарата, посадку ученицы

Педагог:

Спасибо, Арина! Мне понравилось твое исполнение.

Давай немного поговорим о пьесе. Посмотри на иллюстрацию картины «Полька». Давай вспомним, что такое полька?

педагог демонстрирует иллюстрацию и фотографию танца

Ученица:

Полька - это старинный чешский танец, жанр танцевальной музыки. Характер у польки быстрый, живой, размер 2/4, исполняется легко с опорой на сильную долю.

Педагог:

Всё верно. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для воплощения характера польки?

Чтобы тебе было легче анализировать произведение, я для тебя составила план анализа.

ученица работает с раздаточным материалом:

«План анализа музыкального произведения» и

планшет «Средства музыкальной выразительности»

Ученица:

«Полька» пьеса авторская, по жанру это танец, характер веселый, темп подвижный, ритм четкий, лад мажорный, динамика f, mf, штрих - «staccato».

Педагог:

Верно! Арина, как ты считаешь, изменится ли характер польки, если изменить хотя бы одно средство выразительности?

Ученица:

Думаю, что изменится.

Педагог:

Чтобы проверить это, мы с тобой проведём небольшой эксперимент.

Исполни, пожалуйста, польку в миноре.

эксперимент 1: ученица исполняет «Польку» в ля миноре

Педагог:

Спасибо! Арина, какой образ возник в твоем воображении, характер пьесы остался прежним или изменился?

Ученица:

Полька стала не весёлой, а грустной.

Педагог:

Так, а если изменить ритмический рисунок и темп?

педагог инструктирует выполнение заданий:

эксперимент 2: исполнить пьесу в миноре, в медленном темпе, ровными длительностями

эксперимент 3: исполнить пьесу в основной тональности, но в другом ритме

Конспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыкиКонспект урока Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки

ученица исполняет «Польку»

Ученица:

В первом случае Полька прозвучала как песня, а во втором - как марш.

Педагог:

Хорошо, продолжим эксперимент: изменим динамику и лад. Исполни всё произведение на p и mp. Что получится?

педагог инструктирует выполнение задания:

эксперимент 4: исполнить пьесу в миноре и умеренной динамикой

ученица исполняет «Польку» в ля миноре на p и mp

Ученица:

В этот раз движение музыки как будто бы остановилось.

Педагог:

Спасибо, Арина! Мы убедились, что в музыке каждый образ или характер создаётся определённым сочетанием средств выразительности. У других видов искусств также есть свой язык, свои выразительные средства, с помощью которых поэт, писатель, художник или композитор выражает или изображает картины природы, радость или печаль. Например, в живописи основными выразительными средствами являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танца являются движения и жесты. Композитор грозный характер передаёт яркой динамикой, низким регистром в сочетании со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Каждое из средств выразительности имеет большое значение в развитии музыки, передаче образа или характера. Сегодня на уроке мы с тобой в этом убедились.

Арина, к сожалению, урок подходит к концу. Давай вспомним и обобщим, что мы делали на уроке, что тебе понравилось, может какие возникли в ходе урока проблемы?

Ученица:

На уроке мы говорили о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых мы раскрываем характер исполняемых пьес, их музыкальный образ. Провели эксперимент, научились анализировать музыкальное произведение.

Педагог:

Всё верно, Арина. И завершая урок, давай ещё раз повторим средства музыкальной выразительности. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери цветок».

педагог инструктирует условия игры:

необходимо составить цветок из отдельных лепестков, на каждом из которых написано название одного из средств выразительности;

педагог даёт определение средству выразительности,

ученица выбирает лепесток с соответствующим названием и составляет из них цветок

Педагог:


Молодец, Арина! Ты справилась с поставленной задачей.

Арина, хочу поблагодарить тебя за совместное творчество. Ты сегодня очень хорошо и плодотворно поработала на уроке, заслужила саму высокую отметку «отлично».

А сейчас - задание на дом:

  1. Гамму До мажор и «Этюд-глиссандо» подготовить к сдаче на техническом зачёте.

  2. «Полька» - контролировать четкость исполнения ритма, акцентов, стараться максимально точно воспроизвести музыкальный образ, характер пьесы.

  3. «Колыбельная» - провести анализ пьесы, используя «План анализа музыкального произведения», записать его в «Таблицу-анализ восприятия музыкального произведения», продолжить отработку штрихов, уделить внимание технически сложным местам.

  4. Заполнить «Дневник музыкальных впечатлений».

педагог проводит инструктаж домашнего задания,

записывает его в дневник ученицы

Педагог:

На этом наш урок окончен. До свидания.



© 2010-2022