- Преподавателю
- Музыка
- Статья по теме: Дидактическая игра как фактор развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Статья по теме: Дидактическая игра как фактор развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долюк М.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
М.А.Долюк,
педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД "Центр детского творчества", город Абакан
Дидактическая игра как фактор развития музыкальных способностей
у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал. Чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. У одних детей основные музыкально-сенсорные способности проявляются сразу, у других они смогут развиться позже. Специальные или особенные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Проводимые музыкально-дидактические игры позволяют судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий.
В хоровой студии "Каданс" Центра детского творчества г. Абакана формированием вышеописанных музыкальных качеств у детей дошкольного возраста занимаются педагоги, осуществляющие обучение комплексу музыкально-педагогических дисциплин, таких как: хор, сольфеджио, ритмика, индивидуальное обучение иге на музыкальных инструментах. Сольфеджио и ритмика - звено, занимающее очень важное место в комплексе музыкального образования дошкольников. Педагоги используют методические разработки и пособия Т.Г.Стоклицкой, Т.А.Рокитянской, Н.Г.Александровой, Г.Франио. На занятиях ритмики музыкальное восприятие детей происходит через подвижные игры и поэтому, музыкальные задачи, поставленные по определенной теме комплекса, решаются посредством движения. На уроках по сольфеджио те же музыкальные задачи могут решаться в форме различных творческих заданий, музыкально-дидактических игр, сказок, стихотворных определений и др. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающими детям воспринимать музыкальное произведение, понимать элементарные основы музыкальной грамоты. В результате такой интеграции двух дисциплин, сложный музыкальный язык дети воспринимают легче, быстрее, глубже проникают в суть изучаемой темы. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Результативность музыкальных занятий вытекает из того, что они проводятся по установленному расписанию и в соответствии с программными требованиями. В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным и двигательным. Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению В.С.Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка. Поэтому музыкально-дидактические игры подбираются с учетом использования следующих музыкально-сенсорных задач: развития звуковысотного и динамического слуха, формирования тембрового восприятия и совершенствования чувства ритма.
Используются музыкально-дидактические игры Г.Франио, .Т.Г.Стоклицкой, Т.А.Рокитянской.
С целью развития звуковысотного слуха используется игра «Образно-двигательная музыкальная грамота». Детям предлагается представить себе натянутую в классе ниточку, на эту ниточку мысленно прицепить свои имена. Дальше каждый ученик поет свое имя на одном звуке, перемещая руки вдоль по воображаемой ниточке. Следующим заданием будет предложение спеть с помощью воображаемой ниточки детскую песенку «Сорока-сорока», представляя себе , что сорока сидит на ниточке, а ее хвост опущен вниз. Таким образом, последний звук мотива будет интонироваться ниже звучащего на одном звуке основного звена мелодии. Каждое последующее задание будет усложняться в зависимости от текста песни и воображаемого образа. Игра помогает детям представить голосовое развитие интонации, научиться ориентировать голос в пространстве, то есть чисто интонировать.
Для воспитания тембрового слуха и чувства сильной метрической доли педагоги проводят игру «Лягушка» (с мячом). Дети распределяются по кругу, в центре - ребенок с мячом. Держась за руки и ритмично двигаясь по кругу, дети произносят слова:
- Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.
В это время ребенок в центре круга ударяет мячом об пол и ловит его. Дети останавливаются и продолжают стих:
- Увидала комара, закричала:-…
Ребенок в центре круга, не оглядываясь, прокатывает мяч между ног назад, а другой ребенок, к которому мяч приходит, громко выкрикивает:
- Ква - ква - ква!-
Ребенок, прокативший мяч, не оглядываясь, должен назвать имя ребенка, который сказал «Ква - ква - ква». Игра повторяется несколько раз, пока большая часть детей в ней не поучаствует. Дети запоминают тембр голоса друг друга, учатся узнавать сильную долю, на которую нужно ударить мяч о пол и остановиться.
С целью осознания детьми образной передачи характера музыки, мы используем игру «Угадай, кто это?» (с музыкальным сопровождением). Проигрывается музыкальная пьеса и детям предлагается решить, какое животное изображает данная музыка, затем изобразить его самим в движении: «Лиса» (М.Мильман), «Зайчик» (Е.Бекман), «Медведь» (В.Ребиков), «Волк» (Е.Тиличеевой) и др. Дети участвуют в игре по желанию. Игра оживляет обстановку на уроке. У детей развиваются тембровое, ладовое ощущение, чувство ритма, темпа, метрической доли.
Мы учим ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства. Для этого и применяем музыкально-дидактические игры, назначение которых - формирование у детей музыкальных способностей. В доступной игровой форме помогаем им разобраться в соотношении звуков по высоте, развиваем у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь, чувство товарищества, ответственности. Виды самостоятельной музыкальной деятельности ребенка в хоровой студии разнообразны. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на музыкальных инструментах, организуют театрально-музыкальные представления.
Практическая работа, которая организуется в хоровой студии "Каданс" Центра детского творчества с использованием музыкально-дидактических игр показала следующие результаты. Слуховое внимание детей становится более организованным. Появляется быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки. Ритм, передаваемый детьми, становится более точным. Улучшается реакция детей на определение инструментов по тембровому и динамическому звучанию. Кроме того, благодаря музыкальному обучению дошкольников в подготовительном отделении хоровой студии, у детей развиваются такие способности и качества, которые, безусловно, пригодятся им в школьные годы. А именно: слуховое внимание, внимание к звуку и к его особенностям, внимание к слову, проникновение в суть дела, владение интонационными возможностями речи, память слуховая и зрительная. Формируются социальные навыки через сотрудничество в игре и соблюдение ее правил, готовность к поиску творческих решений, умение концентрироваться и расслабляться.
Таким образом, организация и процесс обучения детей в хоровой студии "Каданс" дает дополнительные возможности для развития основных музыкально-сенсорных способностей в раннем возрасте. Педагоги, познакомившись с новейшим опытом ведущих специалистов Т.Г.Стоклицкой, Т.А.Рокитянской, Н.Г.Александровой, Г.Франио., учатся правильно ставить и решать задачи, способствующие раннему выявлению и развитию музыкальных возможностей дошкольников. Использование на занятиях музыкально-дидактических игр позволяет организовать внимание детей, вызвать интерес к изучаемой теме, повысить результативность обучения. Дети, приходящие в подготовительные классы хоровой студии в возрасте 5 - 6 лет, имеют возможность более гармонично развиваться и на более ранней стадии обнаруживать свои музыкальные дарования.
Литература
1. Александрова Н.Г. Из прошлого советской музыкальной культуры. Москва, 1982 г.
Вып. 3. С. 248 - 249.
2. Рокитянская Т.А.. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми
от трех до девяти лет. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг.2002 г.
-
Стоклицкая Т.Г. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». Москва, «Музыка». 1998 г.
-
Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ. Методическое пособие по ритмике. Москва, «Музыка». 1995 г.