• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по теме: Дидактическая игра как фактор развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Статья по теме: Дидактическая игра как фактор развития музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.А.Долюк,

педагог дополнительного образования,

МОУ ДОД "Центр детского творчества", город Абакан


Дидактическая игра как фактор развития музыкальных способностей

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал. Чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. У одних детей основные музыкально-сенсорные способности проявляются сразу, у других они смогут развиться позже. Специальные или особенные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Проводимые музыкально-дидактические игры позволяют судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий.

В хоровой студии "Каданс" Центра детского творчества г. Абакана формированием вышеописанных музыкальных качеств у детей дошкольного возраста занимаются педагоги, осуществляющие обучение комплексу музыкально-педагогических дисциплин, таких как: хор, сольфеджио, ритмика, индивидуальное обучение иге на музыкальных инструментах. Сольфеджио и ритмика - звено, занимающее очень важное место в комплексе музыкального образования дошкольников. Педагоги используют методические разработки и пособия Т.Г.Стоклицкой, Т.А.Рокитянской, Н.Г.Александровой, Г.Франио. На занятиях ритмики музыкальное восприятие детей происходит через подвижные игры и поэтому, музыкальные задачи, поставленные по определенной теме комплекса, решаются посредством движения. На уроках по сольфеджио те же музыкальные задачи могут решаться в форме различных творческих заданий, музыкально-дидактических игр, сказок, стихотворных определений и др. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающими детям воспринимать музыкальное произведение, понимать элементарные основы музыкальной грамоты. В результате такой интеграции двух дисциплин, сложный музыкальный язык дети воспринимают легче, быстрее, глубже проникают в суть изучаемой темы. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Результативность музыкальных занятий вытекает из того, что они проводятся по установленному расписанию и в соответствии с программными требованиями. В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным и двигательным. Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению В.С.Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка. Поэтому музыкально-дидактические игры подбираются с учетом использования следующих музыкально-сенсорных задач: развития звуковысотного и динамического слуха, формирования тембрового восприятия и совершенствования чувства ритма.

Используются музыкально-дидактические игры Г.Франио, .Т.Г.Стоклицкой, Т.А.Рокитянской.

С целью развития звуковысотного слуха используется игра «Образно-двигательная музыкальная грамота». Детям предлагается представить себе натянутую в классе ниточку, на эту ниточку мысленно прицепить свои имена. Дальше каждый ученик поет свое имя на одном звуке, перемещая руки вдоль по воображаемой ниточке. Следующим заданием будет предложение спеть с помощью воображаемой ниточки детскую песенку «Сорока-сорока», представляя себе , что сорока сидит на ниточке, а ее хвост опущен вниз. Таким образом, последний звук мотива будет интонироваться ниже звучащего на одном звуке основного звена мелодии. Каждое последующее задание будет усложняться в зависимости от текста песни и воображаемого образа. Игра помогает детям представить голосовое развитие интонации, научиться ориентировать голос в пространстве, то есть чисто интонировать.

Для воспитания тембрового слуха и чувства сильной метрической доли педагоги проводят игру «Лягушка» (с мячом). Дети распределяются по кругу, в центре - ребенок с мячом. Держась за руки и ритмично двигаясь по кругу, дети произносят слова:

- Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.

В это время ребенок в центре круга ударяет мячом об пол и ловит его. Дети останавливаются и продолжают стих:

- Увидала комара, закричала:-…

Ребенок в центре круга, не оглядываясь, прокатывает мяч между ног назад, а другой ребенок, к которому мяч приходит, громко выкрикивает:

- Ква - ква - ква!-

Ребенок, прокативший мяч, не оглядываясь, должен назвать имя ребенка, который сказал «Ква - ква - ква». Игра повторяется несколько раз, пока большая часть детей в ней не поучаствует. Дети запоминают тембр голоса друг друга, учатся узнавать сильную долю, на которую нужно ударить мяч о пол и остановиться.

С целью осознания детьми образной передачи характера музыки, мы используем игру «Угадай, кто это?» (с музыкальным сопровождением). Проигрывается музыкальная пьеса и детям предлагается решить, какое животное изображает данная музыка, затем изобразить его самим в движении: «Лиса» (М.Мильман), «Зайчик» (Е.Бекман), «Медведь» (В.Ребиков), «Волк» (Е.Тиличеевой) и др. Дети участвуют в игре по желанию. Игра оживляет обстановку на уроке. У детей развиваются тембровое, ладовое ощущение, чувство ритма, темпа, метрической доли.

Мы учим ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства. Для этого и применяем музыкально-дидактические игры, назначение которых - формирование у детей музыкальных способностей. В доступной игровой форме помогаем им разобраться в соотношении звуков по высоте, развиваем у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь, чувство товарищества, ответственности. Виды самостоятельной музыкальной деятельности ребенка в хоровой студии разнообразны. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на музыкальных инструментах, организуют театрально-музыкальные представления.

Практическая работа, которая организуется в хоровой студии "Каданс" Центра детского творчества с использованием музыкально-дидактических игр показала следующие результаты. Слуховое внимание детей становится более организованным. Появляется быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки. Ритм, передаваемый детьми, становится более точным. Улучшается реакция детей на определение инструментов по тембровому и динамическому звучанию. Кроме того, благодаря музыкальному обучению дошкольников в подготовительном отделении хоровой студии, у детей развиваются такие способности и качества, которые, безусловно, пригодятся им в школьные годы. А именно: слуховое внимание, внимание к звуку и к его особенностям, внимание к слову, проникновение в суть дела, владение интонационными возможностями речи, память слуховая и зрительная. Формируются социальные навыки через сотрудничество в игре и соблюдение ее правил, готовность к поиску творческих решений, умение концентрироваться и расслабляться.

Таким образом, организация и процесс обучения детей в хоровой студии "Каданс" дает дополнительные возможности для развития основных музыкально-сенсорных способностей в раннем возрасте. Педагоги, познакомившись с новейшим опытом ведущих специалистов Т.Г.Стоклицкой, Т.А.Рокитянской, Н.Г.Александровой, Г.Франио., учатся правильно ставить и решать задачи, способствующие раннему выявлению и развитию музыкальных возможностей дошкольников. Использование на занятиях музыкально-дидактических игр позволяет организовать внимание детей, вызвать интерес к изучаемой теме, повысить результативность обучения. Дети, приходящие в подготовительные классы хоровой студии в возрасте 5 - 6 лет, имеют возможность более гармонично развиваться и на более ранней стадии обнаруживать свои музыкальные дарования.


Литература

1. Александрова Н.Г. Из прошлого советской музыкальной культуры. Москва, 1982 г.

Вып. 3. С. 248 - 249.

2. Рокитянская Т.А.. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми

от трех до девяти лет. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг.2002 г.

  1. Стоклицкая Т.Г. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». Москва, «Музыка». 1998 г.

  2. Франио Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ. Методическое пособие по ритмике. Москва, «Музыка». 1995 г.






© 2010-2022