Специфика работы концертмейстера дополнительного образования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы работы концертмейстера дополнительного образования 5


7

Глава 2. Специфика работы концертмейстера с учащимися различных специальностей 8

2.1.Процесс работы концертмейстера в классе хореографии 8

2.2. Работа над созданием целостного образа произведения в классе домры 10

2.3.Концертмейстер в классе флейты 12


Введение

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.

Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе (то есть о каком-то всё же подыгрывании солисту), а о создании вокального или инструментального ансамбля.

В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы реферата.

Цель работы - теоретически изучить особенности работы концертмейстера дополнительного образования с учащимися различных специальностей.

Задачи исследования:

  1. Изучит теоретические основы работы концертмейстера.

  2. Рассмотреть специфику работы концертмейстера в различных классах.

Объект исследования - процесс работы концертмейстера.

Предмет - учащиеся различных специальностей в процессе работы с концертмейстером.

Методы исследования - изучение и анализ литературы по теме реферата.

Теоретической основой работы послужили учебные и методические пособия по проблеме исследования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы работы концертмейстера дополнительного образования

В работе концертмейстера переплетаются творческие, педагогические способности и исполнительские навыки.

Теоретические основы в работе концертмейстера следующие:

  1. Особенности ансамблевой техники. Успех солиста во многом зависит от мастерства ансамблевой техники концертмейстера, под которой понимается:

  2. Неразрывность и взаимодействие партий солиста и аккомпанемента. Солист и пианист должны быть частями единого музыкального целого. В хорошем творческом союзе концертмейстер никогда не будет находиться на втором плане, это будет обоюдная творческая работа.

  3. Целостное музыкальное видение всего произведения: формы и партитуры, что отличает концертмейстера от пианиста-солиста и является спецификой его профессии.

  4. Умение дублировать сольную мелодию фортепианной партией. Это требует изменения фактуры и крайне важно в работе с детьми в ДМШ.

  5. Синхронность исполнения (ритмическая, темповая, динамическая, интонационная, штриховая), то есть умение работать в унисон. Синхронным должно быть вступление, заключение, снятие звука.

  6. Единство фразировки: умение вести фразу к кульминации и поддерживать интонации солиста.

  7. Звуковой баланс, то есть правильное соотношение в звучании (соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом).

Основные моменты при работе над музыкальным произведением:

  • стилевое прочтение (прочтение эпохи), то есть интерпретация партии фортепиано и всей партитуры в зависимости от стиля произведения;

  • учитывать особенности национальной школы и традиций;

  • опираться на жанровую принадлежность произведения, форму и её драматургию;

  • важность пульса как единого организма;

  • в темпе исходить из мелких нот и возможностей солирующего инструмента;

  • тембр и способы звукоизвлечения фортепиано должны соответствовать стилю и солирующему инструменту;

  • педализация всегда должна соотноситься со стилем и эпохой;

  • возможность изменения деталей аккомпанемента при работе с разными инструментами;

  • органичное взаимодействие с солистом (например, фразировка, тембровая окраска, использование обертонов);

  • выбор редакции (трактовки произведения), наиболее близкой исполнителям.

Умения и навыки пианиста, необходимые для профессиональной работы
1. Пианистическое искусство, читка с листа и транспонирование, то есть музыкальное образование.

2. Быстрота реакции (например, если солист на концерте перепутал текст, надо, не переставая играть, подхватить его и доиграть произведение до конца).
3. Полное доверие солиста, уверенного, что концертмейстер знает все его слабости и достоинства, обязательно поможет и поддержит во время исполнения.
4. Универсализм. Концертмейстер ДМШ работает с разными инструментами, вокалистами, хором, ритмикой.

5. Педагогическое образование, поскольку при работе с детьми функции концертмейстера подразумевают разучивание с солистами нового учебного репертуара, умение контролировать ребенка, исправлять его ошибки, недостатки.
6. Знание истории музыки, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль произведений.

Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.





Глава 2. Специфика работы концертмейстера с учащимися различных специальностей

  1. Процесс работы концертмейстера в классе хореографии

Педагогическая деятельность музыканта так или иначе связана с изучением и анализом музыкальных произведений. Концертмейстеру балета, решая задачу грамотного отбора, умения переосмыслить и приспособить музыку к хореографическим комбинациям, необходимо владеть обширными знаниями в области музыкальной литературы, характерных особенностей музыкального языка того или иного композитора, выразительных средств и воспитательных возможностей музыки. Прочная аналитическая база концертмейстера способствует профессионально глубокому переосмыслению и приспособлению самой разнообразной музыки к требованиям хореографического образовательного процесса, а говоря конкретнее - помогает адекватно выстраивать «музыкальную кардиограмму» различных хореографических комбинаций. При этом исключительно теоретические познания - пусть и основательные - все же не могут гарантировать максимально успешную деятельность концертмейстера балета. Особенное значение здесь приобретает умение «преподнести», «подать» музыкальный материал, то есть вопросы сугубо исполнительского (пианистического) мастерства.

У концертмейстера возникает благодатная возможность помочь педагогу-хореографу расширить музыкальный кругозор будущих артистов балета. С точки зрения коммуникативной психологии, такой естественный контакт, возникающий между детьми и их музыкальным воспитателем, - весьма ценное явление, и его всячески следует развивать.

Концертмейстеру необходимо стремиться исполнять музыку так, чтобы в процессе постижения основ хореографического искусства учащиеся выработали потребность в общении не с безжизненными схемами и «матрицами», а непосредственно с музыкой. В этом и состоит искусство концертмейстера-исполнителя - помочь детям откликнуться на музыку, вызвать у них желание быть причастными к искусству.

Формально педагог-хореограф требует от него соблюдения определенных ритмо-агогических и темпо-метрических условий. Дело в том, что яркое исполнение музыкального текста, «наполняющего» учебные хореографические комбинации, способно увлечь учащихся эмоционально. А ведь именно интенсивные переживания, возникающие при таком естественном эмоциональном подъеме, раскрывают способность самовыражения, артистизм, кроме того, помогают устранить скованность и усталость в преодолении особенно трудных моментов при освоении учебно - хореографических движений, а стало быть, участвуют в формировании исполнительской воли танцовщиков. Отклик на образный строй музыки помогает не только осмыслить художественную значимость исполняемого музыкального текста, но и разобраться в его структуре, что весьма важно для понимания музыкального содержания той или иной учебной хореографической комбинации. Выразительное исполнение концертмейстером музыкальных фрагментов способно пробудить желание учащихся не выполнять движения формально, а выражать их художественно - то есть танцевать. Если пианист стремится к разнообразию в собственном исполнении, он способен пробудить исполнительскую фантазию у танцовщиков, которые, в свою очередь, будут искать новые оттенки в своем исполнении.

Чем больше концертмейстер разучивает произведений разных композиторов, стилей и форм, тем выше уровень его профессионализма. Имея определенный исполнительский «багаж», музыкант, безусловно, совершенствует качество исполнения, благодаря которому даже самые простые по содержанию музыкальные фрагменты, предназначенные для сопровождения уроков танца, становятся красочными и привлекательными. Для играющих пианистов аккомпанемент в балетном классе, несомненно, в техническом плане легче, музыкальные фрагменты исполняются как бы на одном дыхании, к тому же чуткая работа слуха позволяет «предслышать» движение мелодии и гармонии в ходе собственной импровизации; таким образом, развиваются импровизационные навыки, столь необходимые для работы в хореографии. Музыкальное сопровождение уроков танца становится увлекательным и творческим процессом.

Деятельность балетного концертмейстера не будет в полной мере успешной, если он не мыслит свой труд как некий уникальный тип ансамблевого музицирования.

2.2. Работа над созданием целостного образа произведения в классе домры

В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за балансом звучания, разные регистры домры всегда нуждаются в опытном сопровождении. Так к примеру, низкий регистр домры не должен перекрываться фортепиано, а должен помочь показать всю красоту звучания инструмента солиста. Немаловажным является вопрос об оркестровом звучании фортепиано, не всегда фортепианная партия бывает удобной, концертмейстер должен знать правила оркестровки, а также уметь грамотно переложить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре, не нарушая замысла композитора. В этом случае педагог инструменталист (народник) должен помочь концертмейстеру сделать правильные «купюры», высказать свои пожелания, если оркестровая фактура сложная и неудобная.

Самое главное в деятельности концертмейстера - вовремя уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

При народном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность домры, да и вообще струнных, деревянных и духовых инструментов превышает в некоторых случаях, подвижность пальцев концертмейстера. Именно поэтому, хороший концертмейстер должен, научиться профессионально, владеть роялем. Мобильность и быстрота и активность реакции для профессиональной деятельности концертмейстера очень важны. Также хороший концертмейстер должен быть музыкально одаренным человеком, видеть и слышать все произведение: форму, партитуру, услышать и разграничить фразировку солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения.

Не редкими бывают случаи, когда ученик может остановиться, а также и пропустить некоторое количество тактов музыкальной ткани, концертмейстер всегда должен следить не только за своей партией, но и за партией солиста.

Удачными и профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый «союз» педагога - концертмейстера - ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести и концертмейстеры, умеющие правильно принять пожелания педагога имеют творчески слаженный и успешный коллектив.

Опытный концертмейстер никогда не будет показывать свое недовольство на замечания педагога или его пожелания. Творческий процесс или творческий «союз» педагога и концертмейстера - это неотъемлемая часть для достижения поставленных целей. Полезным бывает совместное музицирование, нередко возникают и профессиональные ансамбли педагога и концертмейстера, что приводит к взаимопониманию не только в исполнительском, но и в психологическом плане.

  1. Концертмейстер в классе флейты

Знакомясь с пьесами для духовых инструментов, концертмейстер должен знать производные моменты звукообразования на этих инструментах, такие как артикуляция, атака, штрих.

Духовые инструменты отличаются особенностями конструкции, спецификой акустической природы, поэтому одни из них отличаются более широким динамическим диапазоном, другие - более узким. Большими динамическими возможностями обладают медные духовые инструменты. Выразительными динамическими возможностями обладают кларнет и флейта.

Вместе с солистом аккомпаниатор постигает различные динамические задачи, а также динамику как средство художественной выразительности.

Атакой принято называть самое начало звукоизвлечения. Она занимает незначительную для слуха почти неуловимую часть длительности - порядка сотых долей секунды. При аккомпанементе духовым инструментам нужно слышать также моменты взятия дыхания.

Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции.

Композиторов привлекло ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти и напоминает своим тембром. Пример: «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (пассажи дочери Мороза в начале оперы).

При аккомпанементе флейте требуется более объемное звучание, чем гобою, тубе. Также следует учитывать скорость возникновения звука: на флейте звук возникает в течение 1/3 секунды.

Учитывая большие виртуозные возможности флейты, пианисту важно иметь тонкую слуховую ориентацию, так как их подвижность превышает подвижность человеческого голоса.

Работа концертмейстера в классе деревянных духовых является интересной и имеет ряд особенностей.

Обилие инструментария - вот что отличает класс деревянных духовых. Каждый из инструментов отличается строением, особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Все это необходимо учитывать концертмейстеру при аккомпанементе. Особое внимание следует обратить на повышенную роль ощущения дирижерской руки: ауфтакты, моменты взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа. Следует прорабатывать и оговаривать с учеником такие особенности исполнения, как распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать возможности аппарата солиста. Концертмейстеру не обойтись без умения слышать каждую деталь партии воспитанника, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом исполняемого произведения. Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов отличается большей или меньшей плотностью, и насыщенностью. Так, аккомпанируя саксофонисту, фортепианную партию следует исполнять гораздо ярче, чем для блокфлейты. Тембр жалейки более открытый, по сравнению с другими деревянными духовыми, аккомпанемент в этом случае должен соответствовать звучанию инструмента.

Говоря о динамической стороне ансамбля с юным солистом, следует учитывать такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность. В этих условиях хороший концертмейстер не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры. В этом отношении очень важен характер игры фортепианных вступлений. Комичным будет жалкое звучание блокфлейты в руках слабого ученика или невнятная игра начинающего кларнетиста после чересчур яркого вступления концертмейстера. Играя в ансамбле с «неярким» солистом, пианисту следует исполнить вступление очень выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

Как уже говорилось выше, аккомпанируя партии деревянных духовых, необходимо учитывать специфику каждого инструмента. Обратимся к особенностям их строения и звукоизвлечения.

Концертмейстеру важно грамотно соотносить звучание аккомпанемента и солирующего инструмента. Партия фортепиано должна быть чуткой, менее насыщенной относительно ранее рассматриваемых инструментов.

Заключение

В музыкальном мире есть одна незаменимая для профессиональных музыкантов, но незаметная для любителей специальность - концертмейстер. Вокалисты, духовики, струнники, хоровые коллективы не обходятся без поддержки фортепианной партии. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов - от выбора программы и разбора произведения до итога проделанного пути - выступления на сцене. Особенно важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнение музыкальных произведений в ансамбле, выступление на сцене) необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с педагогом он приобщает ребенка к удивительному миру искусства, не ограничиваясь рамками музыкальной сферы, но раскрывая и постигая мировое литературное, художественное наследие.

В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Концертмейстерство - одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь совершенствования и конечная "планка" мастерства, определяющаяся специфическими особенностями характера и личными притязаниями каждого концертмейстера.

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Понятие «концертмейстерское искусство» может относиться к исполнителям на различных инструментах (баян, гитара), если в процессе работы необходимо решать и педагогические, и ансамблево-исполнительские задачи. Следует напомнить, что первоначально концертмейстерами именовались скрипачи в симфоническом оркестре, возглавлявшие струнную группу и отвечающие за качество её звучания. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. Аналогичная должность имеется и в оркестре народных инструментов.

Применительно к деятельности музыканта-пианиста, концертмейстерство - одна из самых распространённых и востребованных профессий. В процессе становления происходило постепенное совершенствование всех входящих в неё компонентов.

Список использованной литературы

  1. Горошко Н.А. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе. (На примере камерно-вокального творчества русских композиторов XIX века). Автореф. дисс.канд.иск. - Магнитогорск, 1999.

  2. О работе концертмейстера. / Сост. М.А.Смирнов. - М.: Музыка, 1974.

  3. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. - М.: Музыка, 2007.

  4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность. // Музыка в школе. - 2011 - № 4.

  5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие. - М.: Академия, 2012.

  6. Кононенко В.А. Овладение профессией «Концертмейстер» на современном этапе: проблемы и перспективы. - М.: Музыка, 2008.

  7. Кононенко В.А. Как научить понимать музыку (в помощь педагогу дополнительного музыкального образования): Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований ). - М.: Академия, 2009.


© 2010-2022