Методическая разработка на тему Музыкальный портрет

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конспект урока музыки в 1 классе на тему:

«Разыграй сказку. Музыкальный портрет Бабы Яги»







Смирнова Елена Владимировна, учитель музыки МОУ лицея №1







г. Тутаев

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «Музыка и ты»

ТЕМА УРОКА: «Разыграй сказку»

Цель: формирование ключевых компетенций младших школьников на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.

Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить учащихся с музыкальными произведением Мусоргского М.П. «Баба-Яга»;

- закрепить знания о средствах выразительности в музыке;

- углубить представления о многогранных связях музыки и живописи;

- формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.


  • Развивающие:

- развивать коммуникативную и информационную компетенции учащихся;

- развивать умение слышать музыкальные образы.


  • Воспитательные:

- формировать у учащихся общекультурную компетенцию;

- воспитывать «слушательскую» культуру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.

Методы:

  • системного анализа, синтеза, обобщения;

  • объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

  • метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Оборудование:

- видео-, аудио-оборудование;

- музыкальный материал: Мусоргский «Избушка на курьих ножках», песни «Бабка-Ежка, выгляни в окошко», «Добрые сказки», «Ария Бабы-Яги» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»;

  • художественный материал: мультипликационный фильм по музыке М. Мусоргского « Избушка на курьих ножках. Баба-Яга».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Развитие темы.

Видео клип «В гостях у сказки»

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Д: О сказках, о сказочных героях, о волшебстве…

У: Совершенно верно. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в искусстве. Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным существом.

У.: А как вы думаете, «Можем ли мы увидеть музыке сказочного героя?»

Д: Когда мы слушаем музыку, мы можем представить в своем воображении образы или даже целые картины.

У: Совершенно верно. Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая изображает сказочных героев.

А вот с каким музыкальным портретом сказочного героя мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

«…Там, не неведомых, дорожках,

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…»

Д: Баба-Яга!

У: Конечно, это Баба-Яга.

А вот и она сама…

Под фонограмму песни входит Баба-Яга.

Поет песню.

На неведомых дорожках,

Где растет дремучий лес,

Избушка, там, на курьих ножках

Стоит до самых до небес.

Кто в избушке той живет,

Песню звонкую поет?

Там Бабушка Яга -

Костяная нога.

Ответ детей

Бабка - Ёжка, выгляни в окошко,

Не боимся мы тебя

Тра-ля-ля.

Будем весело играть

Песни петь и танцевать.

Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.

У: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы о тебе собираемся сегодня поговорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.

III. Углубление в тему.

Я предлагаю выучить песню Бабы - Яги из сказочной оперы. В опере песня главного героя называется ария.

Разучивание арии.

У: А еще Баба-Яга ребята подготовили свои сообщения, что же они сами узнали о тебе.

Рассказы ребят. Детские проекты

У: Где же мы встречаемся со сказочной героиней?

Д: В песнях, сказках, в картинах, стихах, рассказах, музыке.

У: Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга - художника и архитектора В. Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки». Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках». Композитор Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса. Сейчас мы послушаем и посмотрим это произведение.

Во время слушания подумайте, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги.

IV. Анализ средств музыкальной выразительности.

Слушание «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргского (показать портрет)

Предполагаемые ответы

1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.

Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров - Баба-Яга загадочная и таинственная…

Д: рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.

У: Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.

У: Ребята, что-то у нас Баба-Яга засиделась, надо ее расшевелить.

Физкультминутка. (При помощи бубна выбрать танцующих. Задание: придумай танец Бабы - Яги).

Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня. И вообще, обиделась я на вас. Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда. А ну-ка мои подружки веселые старушки выходите, да всем себя покажите.

Выходят под музыку разные Бабки - Ёжки и представляют себя.

1. Современная Баба - Яга.

Сейчас все сказочные персонажи в шоу бизнес подались, звездами хотят стать, а я чем хуже.

Раньше меня называли Ягой,
Дразнили меня костяною ногой.
В сказке современной теперь я живу,
Рэпом увлекаюсь, на фитнес хожу.
О-о-о-е,
А теперь все вместе:
О-о-о-е,
Сказок герои меня уважают,
Звездным продюсером меня называют.
Фабрику звезд я открыла в лесу,
Прямо на опушке у своей избушки.
О-о-о-е,
О-о-о-е,

Я девушка завидная,
Красива, дальновидная!
Не обижайте бабусю,
И вам еще сгожуся!
Могу я петь и плясать,
Сказки рассказывать, крестом вышивать,
Могу в догонялки, прыгалки, салки...
Могу развлечь весь честной народ,
Да построить всех в хоровод.
В общем, кто со мной,
Тот просто супергерой.

2. Добрая Баба - Яга

Сейчас время… (пауза) тяжелое. Знаете, как мне трудно было жить еще недавно. С моим горбом, с моим носом-крючком. Все меня узнавали, все меня пугались. Нельзя было обмануть, нельзя было заманить. Просто беда. Но однажды я пролетала в своей ступе над лицеем. Дело было вечером. Вижу: идет мама со своим сыном. Слышу, мама спрашивает его: «Хорошая твоя учительница?» А мальчишка говорит: «Хорошая». А мама дальше спрашивает: «А почему?» И знаете, что ей сын ответил?

Дети: Не знаем

Баба - Яга. А я вот знаю! Сын ей ответил так: «Хорошая, потому что красивая, добрая, ласковая, умная». Меня тут как молнией поразило. Я поняла: красивая, умная - значит хорошая. А я? Я? Какая я раньше была? Некрасивая! Вот почему мне не везло. И тогда я с помощью волшебства срочно изменила свой облик. И теперь я просто шикарная девушка.

3. Красивая Баба - Яга

На музыку песни романса «Очи черные» Баба - Яга поет.

Бабка-Ёжка! Бабка-Ёжка!

Костяная моя ножка!

Не узнать меня!

Вот какая я! Вот какая я! Симпатичная!

4. Спортивная Баба - Яга

Баба - Яга прилетает на метле и поёт на мотив песни "Где-то на белом свете".

Где то в лесах России
Избушка на ножках есть.
В избушке живет старушка,
Знают ее все здесь.
Мимо проходят Ивашки,
Заходят в гости к ней.
Знают, что нет старушки,
На свете всех мудрей.
Ля-ля-ля,

Ягою пугают детишек,
Мол, съест, не оставит костей.
Фантазии, видно, излишек,
У них, шибко умных людей.
Ля, ля, ля, ля.

Я спортивная Яга.

Баба-яга: Ну вот, другое дело. Столько нового я сегодня на уроке узнала о себе.

V. Итоги урока.

У: Сегодня мы встретились с Бабой-Ягой, увидели какой это многогранный образ, и как его воплотили в своем творчестве музыканты и художники, режиссеры. Какой образ вам больше всего понравился?

Ответы детей.

Домашнее задание (на выбор):

1) постарайтесь проявить фантазию - нарисуйте свою Бабу-Ягу;

2) сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.

Баба-Яга: А я, между прочим, не просто так к вам пришла, а с гостинцем. Я ведь в сказочном лесу не одна живу, всякой нечисти там полно. Отгадаете загадки, тогда подарок вам отдам.

1. В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка. ( Кикимора)

2. Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки! (Водяной)

3. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос. (Леший)

4. Он живет глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает,

И в округе всех пугает. (Кощей)

Баба-Яга: молодцы, все загадки отгадали. (Отдает мешок).

У: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней. А чтобы тебе веселей было идти, мы споем тебе песню.

Исполнение детьми песни « Чтоб могли на Марс летать».

VI. Рефлексия.

У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Может быть, что-то показалось вам трудным?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Оставьте свои впечатления на музыкальном стенде

Ответы детей.

У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.

Примите от Бабы-Яги подарок (Раздаются конфеты).

6

© 2010-2022