«Развите навыков комплексного восприятия музыки у детей» - доклад

Развитие навыков восприятия является важнейшим этапом музыкального воспитания. Вопрос восприятия очень интересен, многообразен и важен, в его основе лежит комплексное творчески эмоциональная драматургия, влючающая в себя тесную связь музыки с другими видами искусства. Поэтому на уроках музыки применяем следующие виды деятельности как слушание музыки, исполнительство, игра на музыкальных интсрументах. Каждый вид музыкальной деятельности оказывает определенное влияние на музыкальное развитие детей...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинская область, город Талдыкорган

Средняя школа-гимназия №10 имени Ч.Валиханова


«Развитие навыков комплексного восприятия

музыки у детей»

Развитие навыков восприятия является основным не только в общем процессе педагогики, но и важнейшим этапом музыкального воспитания, развития и обучения в разных детских образовательных учреждениях.

И не случайно, что тема развития навыков комплексного восприятия музыки тесно перекликается с основными учебными задачами.

В общей психологий и педагогике восприятие трактуется как отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека, но это не просто зеркально-механическое отражение того, что происходит перед глазами или того, что мы слышим, а активный мыслительный процесс, предшествующий и сопутствующий всем видам познавательной деятельности детей, и музыки в том числе.

Вопрос восприятия музыки очень интересен, многообразен, сложен и важен, в основе которого лежит очень глубокая комплексная творчески-эмоциональная драматургия, включающая в себя тесную связь музыки с другими видами исскуства (литература, живопись), как эмоционально-образное отражение жизненной действительности.

Но злоупотребление интегративностью музыкальных занятий не советуется, они должны быть на обобщающе-итоговом уровне, а также в цикле праздников, развлечений, интегративных занятий.

В музыкальном воспитании детей выделяются основные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, исполнительство (вокал, ритмика, игра на музыкальных инструментах), творчество и музыкально-образная деятельность - формируя основные виды восприятия: осознанное, деятельно-практическое и эмоциональное.

Все они, имея свои разновидности, могут существовать как самостоятельный вид восприятия, а могут быть предшествующим и сопутствующим. Но каждый вид музыкальной деятельности оказывает определенное влияние на музыкальное развитие детей и способствует развитию восприятия.

Очень интересна еще одна трактовка восприятия, которая позволяет определить типологию слушателей и исполнителей.

Я прошу обратить внимание на моего любимого человечека и еще раз вспомнить рассказ Е.Пермяка «Бабушка и внучка»:

- Бабушка, бабушка, почему у человека две руки, две ноги, два уха, два глаза, а нос один, рот один и голова тоже одна, но она же хоть большая?...

- А это для того, внученька, что бы человек побольше бы ходил, побольше бы видел и слышал, побольше бы думал и делал, а поменьше бы болтал и совал свой нос куда не следует.

В этом простом рассказике налицо не только тесная жизненная связь и основа видов исскуства и комплексность его восприятия, но и теория диалектического познания мира: «От простого созерцания - к абстрактному мышлению - и кпрактическому применению».

Детям своиственно целостное восприятие искусства, потому что синтез музыки, живописи и литературы обогощает музыкальное восприятие детей, формируя «гармонически развитую личность с национальной психологией на лучших народных традициях» (из Стандартов обучения РК)

Развитие музыкального восприятия детейрешается путем:

  1. отбора музыкального материала,

  2. систематизацией методических приемов воспитания, развития и обучения,

  3. постепенного усложнения музыкального репертуара с точки зрения образного содержания средств выразительности формы постоянной диагностики корректированием музыкального развития детей.

Это все требует от педагога-музыканта психолого-педагогическую подготовку и профессиональные занятия и умения.

Резюмируя все выше изложенное, я прошу обратить внимание на краткую циклограмму результатов музыкальной работы, из которой видно, что детям больше всего по душе, что им ближе к восприятию вокал и ритмика.

Действительно «В песне - душа народа, а танец - зеркало души».

А в завершении посмотрите еще раз на нашего чуло-ребенка и сравните его с нашими детьми, в которых все великие 7 чудес света, когда они.......

1) Говорят

2) видят

3) слышат

4) чувствуют и любят

5) думают

6) делают

7) живут

Дети это чудо света,

Я увидел это сам,

И причислил это чудо

К самым главным чудесам.


© 2010-2022