- Преподавателю
- Музыка
- «Развите навыков комплексного восприятия музыки у детей» - доклад
«Развите навыков комплексного восприятия музыки у детей» - доклад
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ладо Н.Н. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Алматинская область, город Талдыкорган
Средняя школа-гимназия №10 имени Ч.Валиханова
«Развитие навыков комплексного восприятия
музыки у детей»
Развитие навыков восприятия является основным не только в общем процессе педагогики, но и важнейшим этапом музыкального воспитания, развития и обучения в разных детских образовательных учреждениях.
И не случайно, что тема развития навыков комплексного восприятия музыки тесно перекликается с основными учебными задачами.
В общей психологий и педагогике восприятие трактуется как отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека, но это не просто зеркально-механическое отражение того, что происходит перед глазами или того, что мы слышим, а активный мыслительный процесс, предшествующий и сопутствующий всем видам познавательной деятельности детей, и музыки в том числе.
Вопрос восприятия музыки очень интересен, многообразен, сложен и важен, в основе которого лежит очень глубокая комплексная творчески-эмоциональная драматургия, включающая в себя тесную связь музыки с другими видами исскуства (литература, живопись), как эмоционально-образное отражение жизненной действительности.
Но злоупотребление интегративностью музыкальных занятий не советуется, они должны быть на обобщающе-итоговом уровне, а также в цикле праздников, развлечений, интегративных занятий.
В музыкальном воспитании детей выделяются основные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, исполнительство (вокал, ритмика, игра на музыкальных инструментах), творчество и музыкально-образная деятельность - формируя основные виды восприятия: осознанное, деятельно-практическое и эмоциональное.
Все они, имея свои разновидности, могут существовать как самостоятельный вид восприятия, а могут быть предшествующим и сопутствующим. Но каждый вид музыкальной деятельности оказывает определенное влияние на музыкальное развитие детей и способствует развитию восприятия.
Очень интересна еще одна трактовка восприятия, которая позволяет определить типологию слушателей и исполнителей.
Я прошу обратить внимание на моего любимого человечека и еще раз вспомнить рассказ Е.Пермяка «Бабушка и внучка»:
- Бабушка, бабушка, почему у человека две руки, две ноги, два уха, два глаза, а нос один, рот один и голова тоже одна, но она же хоть большая?...
- А это для того, внученька, что бы человек побольше бы ходил, побольше бы видел и слышал, побольше бы думал и делал, а поменьше бы болтал и совал свой нос куда не следует.
В этом простом рассказике налицо не только тесная жизненная связь и основа видов исскуства и комплексность его восприятия, но и теория диалектического познания мира: «От простого созерцания - к абстрактному мышлению - и кпрактическому применению».
Детям своиственно целостное восприятие искусства, потому что синтез музыки, живописи и литературы обогощает музыкальное восприятие детей, формируя «гармонически развитую личность с национальной психологией на лучших народных традициях» (из Стандартов обучения РК)
Развитие музыкального восприятия детейрешается путем:
-
отбора музыкального материала,
-
систематизацией методических приемов воспитания, развития и обучения,
-
постепенного усложнения музыкального репертуара с точки зрения образного содержания средств выразительности формы постоянной диагностики корректированием музыкального развития детей.
Это все требует от педагога-музыканта психолого-педагогическую подготовку и профессиональные занятия и умения.
Резюмируя все выше изложенное, я прошу обратить внимание на краткую циклограмму результатов музыкальной работы, из которой видно, что детям больше всего по душе, что им ближе к восприятию вокал и ритмика.
Действительно «В песне - душа народа, а танец - зеркало души».
А в завершении посмотрите еще раз на нашего чуло-ребенка и сравните его с нашими детьми, в которых все великие 7 чудес света, когда они.......
1) Говорят
2) видят
3) слышат
4) чувствуют и любят
5) думают
6) делают
7) живут
Дети это чудо света,
Я увидел это сам,
И причислил это чудо
К самым главным чудесам.