- Преподавателю
- Музыка
- Консультация: Слушание музыки как средство музыкального развития и эстетического вкуса у детей
Консультация: Слушание музыки как средство музыкального развития и эстетического вкуса у детей
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова О.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Консультация: «Слушание классической музыки как средство музыкального развития и эстетического вкуса у детей» |
Цель: Доказать родителям необходимость совместного с детьми прослушивания записи классической музыки дома и посещение концертов, как средства музыкального и общего развития дошкольников. Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времён. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражался определённый круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытанные временем, отбираются человечеством и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Её развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры, развить способности можно только на признанных человечеством художественных эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов всех эпох и стилей. Слушание музыки - один наиболее развивающийся и тоже время сложный для детей вид музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её; у них развивается музыкальное восприятие, мышление, универсальная музыкальная способность, необходимая для музицирования. Выдающиеся отечественные музыканты - просветители, ведущие теоретики музыкального воспитания считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания; подчёркивали необходимость всеобщего обучения воспитанников слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью. О важности формирования у дошкольников музыкальной восприимчивости и значении высокой художественности предлагаемого репертуара говорили Д. Кабалевский, В. Шацкая, Н. Ветлугина и многие другие деятели музыкального воспитания. Поднятая проблема по-прежнему актуальна. Её решение требует обновления музыкального репертуара, разработки новых педагогических методов развития у дошкольников музыкального восприятия - мышления. У ребенка в процессе развития музыкального восприятия изменяется интерпретация музыки - от бедных, единичных, сугубо конкретных её характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развёрнутым, богатым - в старшем. Один из факторов, качественно обогащающих интерпретацию музыки и музыкальное восприятие в целом, - ориентация воспитанника на мелодию и интонацию. Хотя в обычных условиях Н О Д (музыкальной) интонационно-мелодические интонации музыкального восприятия возникают только на пятом году жизни, и не у всех детей. В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность. Связано это, с одной стороны, со спецификой музыкально - художественного образа, с другой - с возрастными особенностями ребенка. Дошкольнику с его преимущественно наглядно - образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объёму запоминанием, неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Вот почему ребенку нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусств, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более, доступные, для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза). Благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку «дешифровать» музыкально - художественный образ. Для слушания музыки, на мой взгляд, необходим специальный репертуар, адекватные возрасту детей методы работы, различные формы музыкальной и художественной деятельности. Музыкальное движение, игра в оркестре, пение, дирижирование способствуют более глубокому постижению музыкального произведения, его запоминанию. Произведения изобразительного искусства и художественной литературы, более доступные детям, музыка помогают ему в ходе музыкальных Н О Д «дешифровать» музыкальный образ, создают определённое настроение. Дети старшего возраста способены эмоционально откликаться на музыку, воспринимать её общий характер, настроение, определить элементарную жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки ребенок ориентируется не на весь комплекс выразительных средств, а на какое - либо одно, чаще всего темп, реже - тембр или динамику. Дети старшего возраста могут слышать большее количество средств выразительности - сначала два - (чаще темп и тембр или темп и динамику), а затем три и более. Самые музыкальные начинают ориентироваться на мелодию и интонацию, что свидетельствует о значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятии. Эти дети более адекватно воспринимают музыку, более развёрнуто её интерпретируют. В соответствии с возрастными особенностями подбирается и репертуар. Это могут быть как небольшие, интонационно яркие программные пьесы - им отдаётся предпочтение: «Кукушка» Л. Дакен «Куры и петухи» К. Сен - Санс «Маленький ослик» Ж. Ибер «Кузнечик» С. Слонимский И достаточно сложные произведения - «золотой фонд мировой культуры»: «Весна», «Осень» А. Вивальди «Весенняя», Маленькая ночная серенада» В. Моцарт «Вальс снежных хлопьев», «Подснежник» П. Чайковский «Полька», «Вальс - шутка», Д. Шостакович Во время слушания сложной музыки ориетируемся на то, что это просто красивая музыка. В старшем дошкольном возрасте, используя накопленный опыт, можно предложить для слушания: «Вальс цветов», П. Чайковский «На прекрасном голубом Дунае», И. Штраус «Мелодия» К. Глюк «Каприс» Н. Паганнини «Музыкальная шкатулка», В. Моцарт «Маленькое рондо», С. Слонимский «Картинки с выставки», М. Мусоргский «Пер Гюнт», Э. Григ Чтобы дети запоминали музыку, чтобы у них появились любимые произведения, нужно возвращаться к прослушанным пьесам. Таким образом, слушая с детьми шедевры музыкальной культуры, развивается интерес, любовь к этой музыке, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость у детей, появляются задатки музыкального вкуса. Поэтому помимо слушания музыки дома, необходимо по возможности посещать с детьми культурные мероприятия, концерты классической музыки. |