Рабочая программа 5 класс по ФГОС

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование

5 класс

Тема года: «Музыка и другие виды искусства».

п\п






в теме

Дата

Тема


Основное содержание

урока

Планируемые

результаты


Используемые ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Объекты и

формы текущего контроля

план

факт






Предметные

Метапредметные

Личностные

Музыка рассказывает обо всем (1ч)

1.









1










Музыка рассказывает обо всем.







Определить с учащимися, что же такое музыка, чему она нас учит.

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное осмысление действительности

Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами музыки и другими образами искусства.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;


формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров

С. Маршак.

Стихотворение «Гвоздь и подкова».

«Музыка всюду живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.



Наблюдение, анализ

Устный опрос,

сочинение «Музыка в моей жизни».

Древний союз ( 3 часа)

2.












1











Истоки.











История развития музыки. Определить истоки, откуда берется музыка, как зрительный образ соответствует звуку, какими звуками могут выражаться времена года.

Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями


воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения; различать основные жанры народной и профессиональной музыки.


умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников


формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров

Репродукции:

А. Куинджи «Березовая роща»;

К. Юон. «Купола и ласточки»;

И. Айвазовский. «Черное море»;

Леонардо да Винчи «Джаконда».

«Музыка всюду живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос

3.













1












Искусство открывает мир.








Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств. Знакомство с понятиями «детство человечества», «реальность духа». Определить, как воздействует музыка на душу человека.







реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале

умение слушать и слышать мнение других людей.

наличие определенного уровня развития общих музы-

кальных способностей, включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение


Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

Г. Х. Андерсен. «Со-ловей».

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.

«Маленький принц» (слушание).

«Всюду музыка живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Взаимо-опрос

4.



















1















Искусства различны, тема едина.


















Определить, что такое «тема», почему искусство может быть понятно многим людям, как сопоставление различных произведений обогощает содержание самой темы, какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять искусства.








осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства.



Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.

развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке

Фото: Государственная Третьяковская галерея; «Большой театр. Москва»; «Большой зал Московской консерватории»;

И. Левитан «Осенний день»;

И. Бродский «Опавшие листья»;

П. И. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь»(из фортепианного цикла «Времена года», слушание);

«Всюду музыка живет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ

Синквейн

Слово и музыка (3 часа)

5.










1









Два великих начала искусства.








О чем говорит музыка. Определить, как поэтический текст влияет на музыку; как слово и музыка взаимодействуют друг с другом.







умение находить взаимодействия между музыкой и ли-

тературой;

умение определять главные отличительные особеннос-

ти музыкальных жанров

анализ собственной учебной деятельности и внесение

необходимых корректив для достижения запланированных

результатов.

развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса

В. Серов «Портрет Шаляпина»;

«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, оценка

Устный опрос

6.











1













«Стань музыкою слово».











Определить, велико ли воздействие литературы на музыку, в чем оно проявляется.






Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

проявление творческой инициативы и самостоятель-

ности в процессе овладения учебными действиями













наличие определенного уровня развития общих музы-

кальных способностей,

включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение



В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина»;

М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (слушание);

«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Синквейн

7.











1











Музыка «дружит» не только с поэзией.









Определить, какие виды ли-тературы используют композиторы при создании музыкальных произведений.

Дать определение понятию «духовная музыка», что ей свойственно. Познакомиться с видами музыки, возникшими под влиянием литературы.


Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки

Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.

развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке

В. А. Моцарт. Симфония №40. 1часть, фрагмент;

П. Чайковский.

Концерт №1 для фор-тепиано с оркестром. 3часть, фрагмент;

Ф. Шуберт. «Аве Мария», фрагмент (слушание);

«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Самостоя-тельная работа

Песня (4 часа)

8.








1










Песня-верный спутник человека.








Познакомить учащихся с музыкальным жанром «песня». Определить её роль в жизни человека; почему одно стихотворение становится основой нескольких песен, а другое с трудом ложится на музыку.



умение определять главные отличительные особеннос-

ти музыкальных жанров - песни,

проявление навыков вокально-хоровой

деятельности:

исполнение одноголосных произведений с недублирующим

вокальную парию аккомпанементом

проявление творческой инициативы и самостоятель-

ности в процессе овладения учебными действиями;

размышление о воздействии музыки на человека, ее

взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства


наличие определенного уровня развития общих музы-

кальных способностей, включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение


В. Афанасьев. Фрагмент из повести «Последний поклон»(слушание);

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.

«Маленький принц» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, оценка

Устный опрос

9.


1





Музыкальная палитра.


Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере

песенного жанра).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.


общение,взаимодействие со сверстниками в совмест-

ной творческой деятельности

развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке

Пройденные музыкальные произведения за четверть. Исполнение песен по желанию учителя и учащихся. Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Творческое задание

10










1












Мир русской песни.










Дать определение русским народным песням, о чем в них поется, как в музыке передается содержание русских песен.







Изучать специфические черты

русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

Осознавать интонаци-онно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-

творческой деятельности


Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-

творческой деятельности.


развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке

овладение художественными умениями и навыками

в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-

ности

«Ах ты степь широкая» (р.н.п.) (слушание);

В. Баснер, стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Творческое задание

11














1
















Песни народов мира.














Определить, что несет в себе музыка песен других народов, для чего композиторы собирали народные песни; почему песня без слов все-таки называется песней.



Рассказывать о народной музыке

своего региона.

Анализировать и обобщать характер-ные признаки музыкального

фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать и определять музыкаль-ные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художествен-ными образами

музыки и другими видами искусства.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

«Висла»(польская на-родная песня);

Г. Малер. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика»;

Ф. Мендельсон. Песня без слов №14, фрагмент (слушание);

«С чего начинается Родина» (пение). Фортепиано, музыкальный

центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос, оценка

Романс (2 часа)

12









1










Романса трепетные звуки.





Познакомить с музыкальным жанром «романс». Определить, чем отличается романс то песни, какие образы чаще всего использовали композиторы.



умение определять главные отличительные особеннос-

ти музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музы-

ки

размышление о воздействии музыки на человека, ее

взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

использование разных источников информации;

наличие определенного уровня развития общих музы-

кальных способностей,

включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение






М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание).

«С чего начинается Родина» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Анализ, оценка

Устный опрос

13


1




Мир человеческих чувств.

Определить, какие чувства человека чаще всего отражены в романсах; почему некоторые романсы сущесвуют самостоятельно, а некоторые объединяются в циклы; почему так велика роль фортепианного сопровождения.

Самостоятельно определять характер-ные свойства камерно-вокальной музыки.

Проявлять личностное отноше-ние, эмоциональную отзывчивость

к музыкальным произведениям при

их восприятии.

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.

стрем-

ление к самостоятельному общению с искусством и художе-

ственному самообразованию

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

Картины: Наблюдение, анализ, оценка

И. Левитан. «Цветущие яблони»;

И. Грабарь. «Февральская лазурь»;

В. Поленов. «Осень в Абрамцеве».

С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание);

«С чего начинается Родина» (пение).

Анализ, оценка

Самостоя-тельная работа

Хоровая музыка (3 часа)

14










1











Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.





Определить, что такое «хоровая музыка»; тематику народной хоровой музыки; что является главным в церковной хоровой музыке;

почему некоторые композиторы избрали для своих произведений хоровой жанр.


умение определять главные отличительные особеннос-

тихоровой музыки

пение a capella в уни-

сон, правильное распределение дыхания в длинной фразе

наличие аргументированной точки зрения в отноше-

нии музыкальных произведений, различных явлений отече-

ственной и зарубежной музыкальной культуры;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства


совершенствование художественного вкуса

овладение художественными умениями и навыками

в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-

ности

П. И. Чайковский.

«Отче наш»;

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (слушание);

А. Александров.

«Уж ты зимушка-зима» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос

15











1












Что может изображать хоровая музыка.








Определить, в чем состоят изобразительные возможности хоровой музыки.



Находить ассоциатив-ные связи между художественными образами литературы и музыки.

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.









Развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке;

Г. Свиридов.

«Поет зима» (из «Поэмы памяти С. Есенина) (слушание);

«Уж ты зимушка-зима» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, оценка

Взаимооп-рос

16

1







Концерт по заявкам.





Беседа: «Что нового я узнал о музыке?»



Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

Исполнение песен по желанию учителя и учащихся. Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Музыкальная викторина

Опера (2 часа)

17

1



Самый значительный жанр вокальной музыки.



Познакомить с жанром «Опера». Определить, что играет первостепенную роль в создании оперы; почему она относится к синтетическим жанрам.


умение определять главные отличительные особеннос-

ти музыкальных жанров- оперы;

анализировать и обобщать много-

образие связей музыки, литературы

и изобразительного искусства

использование разных источников информации; стрем-

ление к самостоятельному общению с искусством и художе-

ственному самообразованию;







развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке











М. Глинка. Увертюра (из оперы «Руслан и Людмила»);

М. Глинка, стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься» (Из оперы «Иван Сусанин) (пение).

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос

18









1











Из чего состоит опера.








Познакомить со строением оперы (что связано с развитием действия; что выражает эмоциональное состояние ; какую роль в опере играют инструментальные эпизоды).



Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

применение полученных знаний о музыке как виде ис-

кусства для решения разнообразных художественно-творче-

ских задач

овладение художественными умениями и навыками

в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-

ности

Н. Римский-Корсаков.

Сцена таяния Снегурочки (из оп. «Снегурочка»); «Сеча при Керженце» (из оперы «Сказание о невиди-мом граде Китеже»;

Хор «Славься»(пение) Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, оценка

Взаимооп-рос

Балет (2 часа)

19












1











Единство музыки и танца.










Познакомить с жанром «Балет». Определить создателей балетного спектакля; как в балете выражается замысел писателя или драматурга.






Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки,

литературы и изобразительного

искусства.

Воспринимать разные по смыслу

музыкальные интонации (при про-

слушивании музыкальных произве-

дений, в исполнении).

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

М. Глинка. Мазурка (из оперы «Иван Сусанин);

Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4 (слушание);

М. И. Глинка. «Хор «Славься» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ

Устный опрос

20











1









«Русские сезоны.

В Париже.









Беседа о «Русских сезонах» в Париже. Кто является их создателем? Определить, почему балет так привлекал художников.





Выявлять круг музыкальных об-

разов в различных музыкальных

произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания

наличие аргументированной точки зрения в отноше-

нии музыкальных произведений, различных явлений отече-

ственной и зарубежной музыкальной культуры

Творчески интерпретировать

содержание музыкальных произве-

дений в изобразительной деятель-

ности

И. Стравинский. «Рус-ская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»;

П. И. Чайковский. Вариация 2 (из балета «Щелкунчик» (слуш.);

М. И. Глинка

«Патриотическая песня» (слушание);

Хор «Славься» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Тест по темам: «Опера», «Балет»

Музыка звучит в литературе (2 часа)

21














1













Музыкальность слова.




Определить, почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы.




Находить ассоциативные связи между художественными образами литера-туры и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

использование разных источников информации; стрем-

ление к самостоятельному общению с искусством и художе-

ственному самообразованию;

развитие музыкально-эстетического чувства, прояв-

ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке;

Поэзия А. С. Пушкина, А. Фета.

  • М. Яковлев, стихи А. С. Пушкина «Зимний вечер» (пение). Презентация art.1001.chudo.ru

  • ru.wikipedia.org

  • erudition.ru

  • leoton.com.ua/ru/-greece/culturel/

Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос

22









1










Музыкальные сюжеты в литературе.





Познакомить учащихся с произведениями литературы, в которых «звучит» музыка.


Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многооб-разие связей музыки и литературы.

Анализировать примеры преобразу-ющего воздействия музыки на человека

Исследовать значение музыки для

воплощения литературных образов.

сотрудничество в ходе решения коллективных музы-

кально-творческих задач.

И. Тургенев. «Певцы» (из «Записок Охотника);

«Миф об Орфее»;

К. В. Глюк. «Жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание);

«Зимний вечер» (пен.) Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ

Синквейн

Образы живописи в музыке (3 часа)

23






1







Образы живописи в музыке.

Живопись в искусстве.



Дать определение понятию «музыкальное пространство». Определить, как оно выражает себя в звуках, что в музыке способно придать звучанию зримость.


Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.


Высказывать личностно-оценоч-ные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, вопло-щённых в шедев-рах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.


Понимать характерные особеннос-

ти музыкального языка и передавать

их в исполнении

С. Прокофьев. Вариация Феи Зимы (из балета «Золушка);

О. Лассо. Эхо (слушание);

«Зимний вечер» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос

24










1











«Музыка- сестра живописи».









Определить родство двух видов искусств - музыки и изобразительного искусства; в чем оно проявляется.







Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и другими видами искус-

ства.


Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и другими видами искус-

ства.

К. Дебюсси.«Паруса»;

М. П. Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный» (из цикла «Картинки с выставки) (слушание);

«Зимний вечер» (пен.) Фортепиано, музыкальный центр.



Наблюдение, оценка

Синквейн

25











1













Музыкальный портрет.










Выявить музыкальные произведения, обладающие яркой портретностью; в чем это проявляется. Определить музыкальные жанры, наиболее способные передавать портретные черты героя.



Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобрази-

тельного искусства.

выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи.

сотрудничество в ходе решения коллективных музы-

кально-творческих задач

М. Мусоргский. Песня Варлаама(из оперы «Борис Годунов»);

«Гном» (из цикла «Картинки с выставки») (слушание);

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина «Песня о кар-тинах» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос, самостоя-тельная работа

Пейзаж в музыке (2 часа)

26

1



Образы природы в творчестве музы-кантов.






На примере произведений искусства проследить за развитием «образов природы». Определить, почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве.




Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-

изведения к изучаемой теме.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации задан-ного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,

сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

совершенствование художественного вкуса;

овладение художественными умениями и навыками

в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-

ности;


























П. И. Чайковский. «Апрель. Подснежник»(из цикла «Времена года»);

И. Стравинский. «Поцелуй земли»(вступление к балету «Весна священная»)(слушан.);

«Песня о картинах» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос

27










1











«Музыкальные краски» в про-изведениях композиторов- импрессионистов.




Познакомить с направлением «импрессионизм». Определить «музыкальные краски», используемые композиторами-импрессионистами в своих произведениях, изображающих пейзажные зарисовки.


Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать внутренние связи

между музыкой и изобразительным

искусством.

Самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проб-лем творческого характера, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

М. Равель.

«Игра воды»;

К. Дебюсси.

«Облака» (из симфо-нического цикла «Ноктюрны»(слушан.);

«Песня о картинах» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Синквейн

«Музыкальная живопись» сказок и былин (4 часа)

28












1












Волшебная красочность музыкальных сказок.










Познакомить со сказочными сюжетами в музыке. Определить, почему в их музыке возрастает изобразительное начало.







Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные

связи между художественными

образами музыки и других видов

искусства.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и выражения.

Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизировать в соответст-вии со зритель-ным или литературным образом.

сотрудничество в ходе решения коллективных музы-

кально-творческих задач.

Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и другими видами искус-

ства.

Н. Римский-Корсаков. «Пляска златоперых сереброчешуйных ры-бок»(из оп. «Садко»);

П. И. Чайковский.

Па-де-де (из балета «Щелкунчик»(слуш.);

С. Никитин, стихи Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос, самостоя-тельная работа

29

30










1

2










Сказочные герои в музыке.










Проследить за разницей между музыкальными портретами реального человека и сказочного героя.








Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Рассуждать о яркос-ти и контрастности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки.


Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно создавать алгоритм деятель-ности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

И. Стравинский. «За-колдованный сад Кащея» (из балета «Жар-птица»);

М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (слушание);

«Сказка по лесу идет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, оценка

Устный опрос, взаимоопрос

31










1








Тема богатырей в музыке.






Выявить черты богатырского характера, объединяющие богатырей в произведениях изобразительного искусства и музыки.



Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

наличие определенного уровня развития общих музы-

кальных способностей, включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение

А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1часть(фраг.)

М. Мусоргский. «Бо -гатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки»;«Былина о Добрыне Никитиче» (слушание). «Сказка по лесу идет» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Анализ, оценка

Устный опрос, взаимооп-рос

Музыка в произведениях изобразительного искусства (4 часа)

32

33













1

2









«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».



На примере портретов великих художников определить их музыкальность, с чем она связана; какие средства художественной выразительности в изобразительном искусстве могут быть в наибольшей степени уподоблены музыкальным.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Анализировать и обобщать много-

образие связей музыки и изобрази-

тельного искусства.


Использовать образовательные

ресурсы сети Интернет для поиска

произведений изобразительного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки

формирование навыков самостоятельной, целенаправ-

ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности

П. Чайковский.

Концерт №1 для фор-тепиано с оркестром. 1часть (слушание).

«Сказка по лесу идет»;

Б. Окуджава.

«Пожелание друзьям» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.


Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос

34









1






Подводим итоги.




Вспомнить главное, о чем шла

в течении учебного года.








Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

овладение художественными умениями и навыками

в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель-

ности

Пройденные

произведения. Б. Окуджава.

«Пожелание друзьям» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.




Наблюдение, анализ, оценка

Тест, творческая работа

35





1



Музыкальная викторина.

Отгадывание музыкальных произведений.

Различать характерные признаки видов искусства.

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Владеть специаль-ными музыкаль-ными терминами в пределах изучаемого курса.

Осознавать и рассказывать о влиянии искусства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкаль-ное произведе-ние с позиции красоты и правды.

наличие определенного уровня развития общих музы-

кальных способностей, включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение












Наблюдение, анализ, оценка

Творческая работа


27


© 2010-2022