- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка на тему: Особенности формирования рациональной техники пианиста
Методическая разработка на тему: Особенности формирования рациональной техники пианиста
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крылова Ю.П. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка.
Особенности формирования рациональной
техники пианиста.
Овладение техникой в начальных классах ДШИ следует рассматривать с учётом возрастных особенностей и общим направлением развития техники пианиста. В основу обучения на фортепиано положены два фактора: психологический и физиологический.
Психологический фактор или музыкально-слуховой, от которого зависит рассуждение, воображение, понимание оттенков звучания, нередко остаются вне поля зрения педагога. Физиологический фактор предполагает ловкость и проворность пальцев, гибкость рук, подчинение мышечной активности требованиям исполнителя.
Для воспитания рациональной техники необходимо знать особенности пианистического аппарата ученика. Проанализировать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства и вовремя помочь. Не следует требовать строго определённого положения рук.
Проблема игрового движения должна рассматриваться в связи с конкретными художественными задачами, так как игровое движение - движение профессиональное, специально воспитанное в процессе обучения, предназначенное для воплощения художественного замысла.
Технический приём - это игровое движение, при котором исполнитель удобным способом преодолевает трудности, добиваясь звукового и художественного результата. Техника есть и должна быть верной внешней формой выявления того, чего хочет душа. В основе технической работы - пианистические движения, с помощью которых можно выполнять необходимую художественную задачу. Важно подобрать наиболее точные, рациональные приёмы исполнения пассажей, с тем чтобы «лишние» движения не мешали раскрытию художественного образа.
Рука человека имеет индивидуальные отличия и является чрезвычайно сложным аппаратом. Принимая различные положения и движения при игре рациональными и правильными будут те из них, которые требуют наименьшего напряжения и удобны.
Работа над упражнениями необходима для технического развития ученика. Игра упражнений развивает такие пианистические навыки как точность, ловкость, беглость движений. Упражняться - это значит обдумывать и анализировать игровые движении. В основе упражнений должна лежать продуманная идея, ведущая к намеченной цели. Педагог должен подсказать один из рациональных методов упражнения.
При работе над упражнениями важно следить за звуковой ровностью, певучестью звука и ритмической чёткостью. Упражнение должно быть максимально коротким. Составляя упражнение нужно уметь в трудном найти лёгкое, в сложном - простое, в неудобном - удобное.
Не следует напрягать руки, они должны быть свободными от плеча до кончика пальцев. Тренировка пальцев должна проходить постоянно и в различных темпах. Обязательна игра в медленном темпе, при которой следует добиваться ровного и точного исполнения пассажей. На различных этапах обучения развитие пианиста происходит по-разному, но какими бы приёмами проучивания технических пассажей он не пользовался, всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал, к которому надо стремиться.
Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.
Принципы развития пианистического аппарата, наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки следующие:
1. Гибкость и пластичность рук.
2. Пальцевая активность.
3. Целесообразность и экономия движений.
4. Звуковой результат.
Развитие техники осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале - этюдах, в которых музыкальные и пианистические задачи органично слиты (например, этюды Л.Шитте, А.Гедике, И. Берковича, К.Черни и др.). Образные черты мелодических пассажей и чёткая ритмика таких этюдов увлекает детей, поэтому фактурные трудности преодолеваются ими без особых усилий.
Работа по развитию технических навыков должна строиться с учётом возрастных и психологических особенностей развития ребёнка и быть посильной, последовательной и рациональной. Большое значение имеет систематичность в изучении этюдов.
Работа над этюдами отлично «тонизирует» руки, развивает гибкость и эластичность ладонных мышц, вырабатывает хорошее ощущение клавиатуры, ровный и певучий звук, воспитывает ритмические навыки метроритмическую организованность. Чёткая равномерная пульсация обуславливает чёткие двигательные представления и пальцевую ровность.
Слуховой контроль и чёткая артикуляция имеют принципиальное значение. Поставленная технологическая задача может быть решена при условии активного слухового внимания исполнителя.
Работая в классе над преодолением технических трудностей можно использовать следующие методические приёмы: объяснение, показ педагога, анализ технической структуры пассажей и рациональные приёмы их исполнения, графическое изображение пассажей и др.
При отборе литературы педагог должен руководствоваться соответствием пианистического изложения требованиям развития техники ученика, устранения имеющихся у него технических недочётов.
В работе над пианистической техникой требуются такие компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, рациональность используемых технических приёмов, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а так же слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её ограниченности.
При знакомстве с новыми этюдами необходимо сделать разбор специально технический - выяснить характерные особенности фактуры, использовать рациональные технические приёмы, например:
К.Черни. Этюд ор.821 №130
В этюде представлена фактура арпеджированных пассажей. Делим на позиции так, чтобы они совпадали с фразировочными, не нарушая мотивы.
Необходимо правильно выбрать аппликатуру, расположение пальцев должно быть удобным. Гибкость и пластичность рук позволит избежать резких движений.
Делим позиции на опорные и не опорные. В опорных позициях рука опирается на клавиатуру, в не опорных - играет только пальцами. Далее связываем позиции посредством подкладывания первого пальца. Подготавливаем его плавно и незаметно, не допуская толчка и глубокого погружения в клавишу. Запястья свободные, кисть ведётся на одном уровне. После подкладывания первого пальца вся ладонь сразу переносится через него и широко располагается на следующей позиции. Перемещаясь по пассажам, рука принимает рациональные положения, прилаживаясь к мелодическому рисунку.
Рука человека чрезвычайно сложный аппарат. При игре цепь движений сложна настолько, что определить сокращение и напряжение мышц невозможно. Правильными движениями рук будут те, с точки зрения физиологии, которые требуют напряжения наименьшего количества мышц.
Все нерациональные приёмы способны привести к заболеванию рук, а излишнее напряжение мышц затрудняет игру и теряется способность слушать себя.
Список используемой литературы:
-
Крюкова В. «Музыкальная педагогика» «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2002
-
Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М., Музыка, 1985
3. Макуренкова Е. «О педагогике В.В. Листовой» М., Музыка, 1971
-
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» изд. 4, М., Музыка, 1982
-
Перельман Н. «В классе рояля» Ленинградское отделение, Музыка, 1975
-
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М., Советский композитор, 1984
-
Фейнберг.С. «Пианизм как искусство» М., Классика-ХХI, 2003
-
Шмидт - Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» Ленинград, Музыка, 1985