Конспект урока музыки для 2 класса Масте шертпе-кюев-Таттимбет

Данный урок посвящён жизни и творчеству великого кюйши казахского народа - Таттимбету. Урок направлен на то, что учащиеся не только будут знать о Таттимбете, но и познакомятся с его произведениями и исторической обстановкой времени, когда жил кюйши. Задача учителя: направить более активно деятельность учащихся в процессе изучения материала посредством групповой работы, небольшой викторины на закрепление материала в конце урока. Учащиеся знакомятся не только с творчеством Таттимбетта, но и стилем...
Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс, 1четверть, 3 урок

Тема: «Мастер шертпе кюев-Таттимбет».

Цель:

Познакомить с творчеством основоположника домбровой школы Таттимбета приёмом игры га домбре-шертпе.

Задачи образовательные:

сформировать представления о музыкальном приёме игры на домре-шертпе.

закрепить понятие «кюй».

Задачи воспитательные:

воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;

Задачи развивающие:

развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки.

Репертуар: (слушание)

Таттимбет «Саржайляу»; «Сылкылдак»

Ход урока

Учитель:Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? ( «Дорога добра», музыка М. Минкова , слова Ю. Энтина.

- Это песня. ( Вокальный жанр.)

Учитель: Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).

-Что такое жанр? (Жанр - это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число произведений, сочинений.)

-Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов.

-Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный).

Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.

Учитель: Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).

Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи? (Композитор-кюйши).

-Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.Сегодня мы познакомимся с произведениями великого композитора-кюйши-Таттимбет.Показ портрета композитора.

Таттимбет(1815-1862) принадлежал к родовой знати, к старинной благородной и состоятельной семье из рода шаншар и увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Среди его предков - знаменитый бий Каздаусты Казыбек би. Отец Казангап имел высокий воинский чин в царской армии. И сам Таттимбет был офицером российской армии. Таттимбет не знал нужды, которая была спутницей почти всех народных композиторов. Благодяря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе Он был известен как серэ́, то есть артист, одевался богато и нарядно, и водил в нарядном уборе своих дорогих коней. Сохранилось предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя - то шагом, то иноходью, то убыстряя движения. Таттимбет - яркий представитель домбрового стиля «шертпе» - особый, «шелковистый» и трепетный звук извлекается не ударом по струнам всей кистью (энергичная западно-казахстанская школа «токпе» - Курмангазы, Даулеткерей, Махамбет), а путём шертпе - щипковым приемом, изящным перебором пальцев

Задание:

Таттимбет - великий кюйши казахского народа, принадлежал к родовой знати, к старинной благородной и состоятельной семье из рода шаншар и увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Среди его предков - знаменитый бий Каздаусты Казыбек би. Отец Казангап имел высокий воинский чин в царской армии. И сам Таттимбет был офицером российской армии. Таттимбет не знал нужды, которая была спутницей почти всех народных композиторов. Благодаря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе. Он был известен как серэ́, это звание дал ему казахский народа. Серэ - артист, одевался богато и нарядно, и водил в нарядном уборе своих дорогих коней. Сохранилось предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя - то шагом, то иноходью, то убыстряя движения. Таттимбет - яркий представитель домбрового стиля «шертпе» - особый, «шелковистый» и трепетный звук извлекается не ударом по струнам всей кистью (энергичная западно-казахстанская школа «токпе» - Курмангазы, Даулеткерей, Махамбет), а путём шертпе - щипковым приемом, изящным перебором пальцев.

Задание: внимательно прочитай текст, закончи предложения:

1. Таттимбет - это ……

2. Коня Таттимбета звали …..

3. Таттимбет играл на …...

4. В игре на инструменте Таттимбет придерживался стиля …...

5. Таттимбет для коня играл кюй ……


Оценивание по окончании этого этапа работы (формативное оценивание с участием учащихся).

Слушание: «Саржайляу», «Сылкылдак» («Хохотушка»).

-Какой характер? Настроение кюя?

-Кюй о внезапно умершей девушке- кюйши Сакау из рода найманов про-славил юного кюйши на всю степь.

- В кюе «Сары жайляу» («Пожелтевшая летовка») отчетливо выражены философские настроения о природе и жизни.

Слушание: «Саржайляу» Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки. Его произведения отличаются тонким лиризмом, глубоким психологизмом, исключительной образной силой. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью, является шедевром музыки Таттимбета. В этом произведении композитор передает образ жайлау.

Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

Ильяс Джансугуров (читает учитель)

Домбра. Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,

Напев чудесный разливай,

Журчи, как горные ручьи,

На сердце радость напевай.

Чтоб весь туман в горах исчез.

Чтоб тучи все сошли с небес,

чтоб все заслушалось тебя,

Твои напевы полюбя,

Еще сильней, домбра, играй!

Три колышка да две струны,

Да девять узелков - домбра,

Да десять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите, пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь,

Играй еще сильней, домбра!

Эй, слушай, трудовой народ,

Как сладостно домбра поет

В руках народного кюйши.

И даль степей, и страсть души -

Все обращает в кюй игра!

Играй еще сильней, домбра!!!

ФИЗМИНУТКА ( Разминка.)

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Вокально-хоровая работа.

1. Распевки на дикцию «На зелёном-то лугу».

2. «Листья-парашюты»- знакомство, пение.

3. Пение с солистами, по рядам

Итог:

Каков характер кюя Саржайляу? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).

Что вы представляли, слушая эту музыку?

Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).

Для какого музыкального инструмента написан кюй?

Что такое шертпе?

Домашнее задание:

1.Повторить, что такое казахская инструментальная музыка.

2.Прочитать в тетради (записи сделаны во время урока) о творчестве композитора - кюйши Татттимбет,

Таттимбет является ярким представителем традиции "шертпе", которому характерны философское отношение к жизни и удивительная чувственность.




© 2010-2022