Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИсследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людейУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПГТ. ВОЙВОЖ


тема исследовательской работы:



«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»



автор работы: Шарий Алина

Андреевна

ученица 6 «А» класса

МБОУ «СОШ»

пгт. Войвож

руководитель: Царук Жанна

Александровна

учитель музыки

МБОУ «СОШ»

пгт. Войвож

пгт. Войвож

2013 г.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3

2.Основная часть………………………………………………………………4

2.1. Роль и место инструментальной музыки в жизни моего народа…..4

2.2. Музыкальные инструменты в моей семье…………………………..5

2.3. Интервью в музее музыкальных инструментов…………………….6

2.4. Анкетирование и результаты………………………………………....8

3. Заключение………………………………………………………………....10

4. Список литературы…………………………………………………………11

5. Приложения…………………………………………………………………12





Введение.

Без музыки нам не прожить ни дня

Она звучит повсюду, она - внутри меня.

Мы с пеньем птицы радостно встаём,

И музыка сопровождает нас во всём.

Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка - это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностях. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом [1]

Свою работу я посвящаю роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Цель исследовательской работы - узнать, какую роль играют музыкальные инструменты в жизни людей.

Задачи исследования:

-изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме

-расширить знания в области музыкальных инструментов

- побывать в музее музыкальных инструментов

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы наблюдения: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, математическая обработка данных

Предмет исследования - музыкальные инструменты

Объект - процесс жизнедеятельности человека

Я считаю, что тема моей работы является актуальной на сегодняшний день, так как в настоящее время исчезает интерес к отдельным видам музыкальных инструментов. Современные дети не очень любят слушать инструментальную музыку.

Часть моей работы посвящена значению музыкальных инструментов в моей семье,

а так же коллекционера - музыканта Сидорова Владимира Константиновича.

2.Основная часть

  1. Роль и место инструментальной музыки в жизни моего народа

Музыкальные инструменты имеют древнее происхождение. На протяжении многих веков они занимали почетное место в истории культуры нашего народа.

Как же возникли музыкальные инструменты? На чем играли наши предки?

Раньше, в древности, люди использовали для создания музыки свои части тела - пальцы, ладони, ноги, губы. Также наиболее давними инструментами являются различные части природы - камни, растения, палки [2]

Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала множество различных инструментов - певучую скрипку и нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган [5]

В современной жизни инструментальная музыка получила широкое распространение, приобрела множество направлений и стилей. С помощью игры на музыкальных инструментах можно выразить самую разнообразную гамму чувств и переживаний, отразить состояние души. В некоторых случаях достаточно купить музыкальные инструменты и научиться играть на них, чтобы получить дополнительную возможность самовыражения [2]

Роль музыкальных инструментов в жизни людей достаточно велика. Они сопровождают нас в праздничные моменты или знаменательные даты, когда в качестве аккомпанемента для народных песен используется аккордеон или баян. Некоторые предпочитают гитару или рояль, а с приходом технического прогресса особенную популярность приобрели синтезаторы, которые способны заменить целый оркестр. Довольно часто современная молодежь организовывает музыкальные коллективы, существование которых также немыслимо без качественных музыкальных инструментов.

Ученые, совместно с медицинскими работниками провели очень любопытное исследование, результат которого поразил всех. Выяснилось, что люди, увлекающиеся игрой на музыкальных инструментах, гораздо меньше подвержены депрессии и другим психическим расстройствам, чувствуют себя гораздо лучше и увереннее [2]

Ежедневное исполнение любимых мелодий или песен под гитару, после работы, просто творит чудеса. Живая музыка оказывает расслабляющее действие и позволяет максимально быстро и качественно отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Поэтому, я думаю, некоторым людям все же стоит купить гитару, просто для того, чтобы расслабиться после трудового дня.

Также положительный эффект был отмечен после посещения концертов живой музыки.

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что музыкальные инструменты в жизни людей занимают большое место, и имеют огромное значение.

2.2. Музыкальные инструменты в моей семье

В нашей семье музыка занимает очень важное место. Когда наша учительница музыки рассказала о районной конференции «Эрудит», я сразу решила, что про мою музыкальную семью я должна рассказать всем.

У каждого члена нашей семьи, очень много развлечений. Поэтому нам никогда не бывает скучно. То мы все вместе поем, то мы что-то вкусненькое печём, то ходим на концерты. Но самое интересное - это то, как проходят выходные дни. Особенно они хороши зимой. Это время так и располагает к слушанию музыки.

Мой папа, Андрей Федорович (Приложение 1 Фото 1), много лет является членом музыкальной группы «Хобби», он звукорежиссер. А еще он увлекается игрой на синтезаторе. Папа с помощью современных музыкальных программ обрабатывает музыкальные произведения, доводит их до совершенства, в результате чего они звучат насыщенно и красиво.

Моя мама, Елена Николаевна (Приложение 1 Фото 2), с детства любит звучание рояля. Она всегда говорит, что звуки этого инструмента божественные и напоминают жемчужные переливы. А еще моя мама поет в вокальной группе учителей нашей школы, радуя своим творчеством всех учеников и жителей нашего маленького поселка.

Много лет назад, еще в детском саду, я впервые услышала волшебные звуки пианино. А со временем музыка все глубже входила в мою жизнь. И хотя я не играю ни на каком музыкальном инструменте, так как в нашем поселке нет музыкальной школы, слушать музыку я очень люблю. С шести лет я начала петь. Могу сказать, что я счастлива, так как связала свою жизнь с этим искусством. Мне кажется, что нет в мире человека, который безразлично относился бы к музыке, ведь в ней воплощено все прекрасное, светлое, хорошее и вечное. Музыка всегда с людьми - и в радости, и в горе. А в нашей семье музыку любят все. Я очень горжусь своей семьёй! У нас очень много общих интересов, поэтому нам никогда не бывает скучно. И каждый день, проведённый вместе, приносит что-то новое и интересное в жизнь каждого из нас.

2.3. Интервью в музее музыкальных инструментов.

Живет в нашем поселке замечательный человек, музыкант, коллекционер - Сидоров Владимир Константинович, который много лет занимается коллекционированием музыкальных инструментов.

При написании своей работы мне пришлось взять у него интервью, которое он с любезностью согласился дать. Это интервью я включила в свою работу. Как только я начала беседу с Сидоровым Владимиром Константиновичем (Приложение 2 Фото 1), я сразу поняла, что не ошиблась. Этот человек, очень много знает, и увлекательно может рассказать.

Первый вопрос, с которого началась беседа, это:

1.Как давно вы собираете музыкальные инструменты?

-С юности, так как на музыкальных инструментах играли мои родители, соседи, друзья, родственники. Сидоров В. сказал, что музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Мой остров - это музей музыкальных инструментов.

2.Что привлекает вас в музыкальных инструментах?

- Красота, неповторимость и гармоничность звучания. При игре на музыкальных инструментах обогащается духовный мир человека, проявляется интерес к музыке, передаются и традиции своего народа через музыкальные впечатления, а все это ведет к формированию культуры человека.

4. А есть у Вас самый любимый инструмент?

- Любимый музыкальный инструмент.... очень сложно выбрать - столько всего разного..... Самого любимой инструмента нет, не выбирал, все любимые.

Обожаю инструменты с низким звучанием - бас-кларнет, виолончель. Альт похож на человеческий голос - такой же живой и наполненный звук. Флейты всех мастей - моя любовь с детства, но хотел бы пополнить свою коллекцию. Вообще очень люблю этнические инструменты, в будущем хочу поработать в этом направлении. А больше всего люблю бас-гитару, т.к. играл на ней больше всего.

6. Как вы думаете, есть ли у народных музыкальных инструментов будущее?

- Конечно есть, будущее за хорошей музыкой. Народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасет и инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения. А потом найдутся энтузиасты, которые возродят музыкальные инструменты для новой жизни. Так было и будет всегда.

7. Но ведь не секрет, что большинство нашей молодежи интересуется звучанием совсем других музыкальных инструментов?

- От части, согласен, эпоха скрипок и фортепиано, к большому сожалению, как-то отходит постепенно в прошлое. Как бы прискорбно это ни звучало, классическая музыка не то, чтобы выходит из моды, но как-то практически не интересует молодых людей за редким исключением. Молодые люди предпочитают ритмы. Ну конечно, это нормально. Таковы веяния времени. Что в этом плохого? Пройдет время и кто знает, может быть, сегодняшней молодежи очень захочется сходить на концерт симфонической музыки или послушать саксофон, может быть, всему свое время

8. Что нужно сделать, чтобы молодежь потянулась к игре на музыкальных инструментах?

-Это уже делается, сейчас все больше и больше. Для этого мы должны сами хорошо знать историю происхождения, бытование инструментов, знать основные особенности звучания и приемы игры. Нужно разрабатывать методику работы по ознакомлению детей с лучшими музыкальными инструментами, собирать репертуар - стихи, песни, воспевающие музыкальные инструменты. Музыка инструментов должна звучать и приносить радость своему народу и другим людям на земле.

После того как мною было взято интервью, я сделала фотоснимки музыкальных инструментов. (Приложение 2)

Таким образом, побеседовав с Сидоровым Владимиром Константиновичем, я поняла, что музыкальные инструменты не будут забыты никогда, а молодое поколение будет приобщено к культуре своего народа.

2.4. Анкетирование и результаты.

Побеседовав с коллекционером музыкальных инструментов Сидоровым В.К. познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных инструментах, о том какое значение они имеют в жизни людей, мне захотелось узнать мнение наших учащихся о значимости музыкальных инструментов. На классном часе я рассказала своим ребятам о чудесном музее музыкальных инструментов и о коллекционере Сидорове В.К..

Затем мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить предпочтения людей в области музыки и музыкальных инструментов.

Моим одноклассникам была представлена следующая анкета

  1. Любите ли вы слушать музыку?

  2. Какую музыку вы слушаете?

  3. Звучание каких инструментов вам нравится больше всего?

  4. Назовите свои любимые музыкальные инструменты?

Анализ результатов диагностики:

Было опрошено 25 одноклассников моего класса.

Исходя, из результатов анкет выяснилось, что все ребята 100 % любят слушать музыку.

На вопрос, какую музыку вы любите слушать - 98 % ребят отвели, что любят слушать современную музыку, 39 % -классическую, 19% спокойная и лишь - 12 % народную. Результаты наглядно представлены на диаграмме 1.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Диаграмма 1. Показатель предпочтения музыки моими

одноклассниками.

На третий вопрос - звучание каких инструментов вам нравится больше всего ответы ребят моего класса были разные. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Диаграмма 2. Показатель предпочтения моими одноклассниками

музыкальных инструментов, звучание которых им

нравится.

И на последний вопрос анкеты назвать любимый инструмент мы получили следующие выборы ребят. Особенной популярностью у всех пользуется гитара, которая представляет собой красивый музыкальный инструмент, известный ещё со времён глубокой древности.

Учителям, работающим в моем классе, было предложено тоже ответить на вопрос: «Назовите ваши любимые музыкальные инструменты». При обработке данных я получила следующие результаты, которые наглядно представлены на диаграмме 3.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Диаграмма 3. Показатель предпочтения музыкальных инструментов

моими учителями.

Сравнив показатели предпочтения учеников и учителей, я пришла к выводу, что обе категории опрошенных нравится фортепиано, гитара, скрипка, флейта, гармонь

Результаты наглядно представлены на гистограмме 1.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Гистограмма 1. Сравнительные показатели предпочтения музыкальных

инструментов моими одноклассниками и учителями.

Моим одноклассникам я предложила нарисовать свои любимые произведения или сочинить сказку. Вот что у нас получилось (Приложение 3.) А в завершении своей работы мною был подготовлен буклет «Музыкальные инструменты в жизни моей семьи» (Приложение 3.)

Заключение.

В своей работе я рассказала о своей музыкальной семье, о музыкальных предпочтениях моих родителей, о том какую роль играют музыкальные инструменты в жизни человека.

Завершая исследования по теме, я узнала много нового и о музыкальных вкусах моих одноклассников и учителей, работающих в моем классе. Кроме того, я познакомилась и рассказала ребятам о замечательном человеке Сидорове В.К. , который не только коллекционирует музыкальные инструменты, но и играет на них.

Мои одноклассники нарисовали рисунки, сочинили сказку и все вместе мы сделали буклет о музыкальных инструментах. Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются этим удивительным миром музыкальных инструментов. Я знаю, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется и усердие, и внимание, и терпение, но самое главное все же - это любовь к музыке.

Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, а материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, интервьюирования, математической обработке данных, построению диаграмм, ну и самое главное общению с одноклассниками, учителями и интересными людьми.

Список литературы:

1.Володихин Д. М. Музыка наших дней.- М.: «Аванта+», 2002г., 98 с.

2.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985г.,220 с

3.Науменко Т.Н., Алеева В.В. Музыка 5 класс, Дрофа Москва 2004г.,190 с.

4.Шакирова И. Музыка в сказке. М.: «Лист» 2000 г., 266 с.

5.Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М.: «Аквариум» 1999г., 270с.










Приложение 1.















Фото 1. Мой папа, Андрей Федорович














Фото 2. Моя мама, Елена Николаевна

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 3. Мама с вокальной группой учителей.


Приложение 2.


Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 4. Сидоров Владимир


Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 5.


Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 6.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 7.


Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 8.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Фото 9.



Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 10.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 11.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Фото 12.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 13.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 14.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Фото 15.

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Фото 16.




































Приложение 2


Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Рисунок 1. «Балалайка»

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Рисунок 2. «Гитара» Васенина Валерия

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Рисунок 3. «Флейта» Доронина Лидия

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Рисунок 4. «Гитара» Яцунец Нелли

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Рисунок 5. «Ударные инструменты» Иванова Виолетта

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Рисунок 6. «Гитара» Ким Юрий

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Рисунок 7. «Музыкальные инструменты» Сокольников Кирилл

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей


Рисунок 8. «Электрогитара» Шарий Алина

Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Рисунок 9. «Арфа» Казаков Дмитрий


Исследовательская работа по музыке Музыкальные инструменты в жизни людей

Рисунок 10. «Балалайка» Алина

«Сказка про одинокую скрипку» Дуркина Маргарита 5а класс

…Каждый вечер скрипка сидела у окна и грустила.

Однажды к ней зашли в гости флейта и дудочка. А скрипка лежит в постели и не встает. Подружки спрашивают скрипку: « Что случилось, скрипочка?»

А она им отвечает: «Вот есть у вас свой звук, у каждого в музыкальной стране есть свой звук, а у меня его нет. Почему? Я ведь тоже музыкальный инструмент! Тут к ней подошла флейта и дала скрипке карту.

- Это карта музыкального звука - сказала флейта. Знаешь, мне дала ее моя мама, и сказала, если вдруг я потеряю свой музыкальный звук, мне надо идти по этой карте, и я найду свой путь. Флейта и дудочка погостили у скрипки, и ушли домой. А скрипка взяла карту и пошла, искать свой музыкальный звук. Шла скрипка по полям и лесам, три дня шла. И вот перед ней выросла большая пребольшая гора, а в горе той пещера. Зашла туда скрипка и на стене прочитала надпись: «Если у тебя есть несбыточная мечта, расскажи о ней горе, и она исполнит твою заветную мечту. Скрипочка так и сделала, и гора подарила ей волшебную палочку, которая называлась - смычком. Скрипочка так обрадовалась, закрыла глаза и оказалась дома. Теперь скрипка побежала к своим друзьям и заиграла так звонко, так красиво, что все даже ахнули. Так скрипочка еще никогда не играла.


© 2010-2022